Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды человеческих знаний. Научное познание





Знание – это результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного познания объективных закономерных связей и отношений реального мира.

Знание употребляется в разных смыслах:

· как способности, умения, навыки;

· как познавательно значимая информация;

· как особая познавательная единица.

Виды знания

Житейское - носит эмпирический характер; - основан на здравом смысле и обыденном сознании; - является основой для повседневного поведения людей, ихвзаимоотношений
Научное - основано на понимание действительности в её прошлом, настоящем, будущем; - достоверное обобщение фактов; - предвидение различных явлений
Практическое - овладение вещами; - преобразование мира
Художественное - целостное отображение мира и человека в нем; - строится на образе, а не на понятиях
Рациональное - отражение реальности в логических понятиях и категориях; - связано с рациональным мышлением
Иррациональное - предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля; аномальные явления, не подчиняющиеся законам логики и науки
Личностное Зависит от способностей субъектов и особенностей его интеллектуальной деятельности

Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Особенности научного познания:

· объективность получаемого знания;

· развитость понятийного аппарата (научные категории);

· рациональность (связь с непротиворечивостью, доказательностью, системностью);

· проверяемость;

· высокий уровень обобщения знаний;

· универсальность;

· использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.

2. Важным показателем и результатом экономической жизни общества является уровень жизни его членов, под которым понимают степень обеспечения населения товарами, услугами и условиями жизни, необходимыми для комфортного и безопасного существования. Почему одним странам удается добиться высокого уровня экономического развития и процветания, а другие никак не выбьются из нищеты?

Многие века правители были убеждены, что богатство страны и соответственно благосостояние ее народа связано с захватом в процессе войн территорий и богатства других народов, с наличием значительных природных ресурсов (лес, нефть, газ). Однако современная история экономического развития стран доказывает, что эти факторы не являются решающими. Так, например, Япония считается сегодня богатой страной, хотя исторически обладает ограниченными ресурсами. Уровень экономического развития позволяет стране гораздо продуктивнее использовать эти незначительные ресурсы. Именно эффективное использование производственных ресурсов (вспомните, что является факторами производства) считается сегодня действительным критерием уровня экономического развития стран. Но поскольку эффективность экономики рассчитать сложно, для сравнения уровней развития стран экономисты чаще всего используют такой показатель, как валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения (суммарная стоимость всех конечных продуктов и услуг, произведенных страной за год, поделенная на численность населения). Этот измеритель экономической деятельности выступает показателем уровня благосостояния или уровня жизни.

Уровень жизни в широком смысле включает множество показателей: уровень здоровья людей, состояние окружающей среды, степень неравномерности распределения доходов в обществе, доступность культуры, прожиточный минимум и др. (Предложите наиболее важные для России показатели уровня социально-экономического развития, которые можно было бы использовать для сравнения с другими странами.)

Эксперты Организации Объединенных Наций (ООН) считают, что уровень жизни характеризует особый показатель — индекс развития человека, вычисляемый на основе величин: ВВП на душу населения, средняя продолжительность жизни и уровень образования.

Уровень благосостояния государства в немалой степени зависит от совершенства экономических механизмов, т. е. способов и форм соединения усилий людей при решении задач жизнеобеспечения. К таким экономическим механизмам относятся уже знакомые вам из курсов истории и обществоведения разделение труда, специализация и торговля. Они создают условия для достижения работником высокой производительности труда и позволяют производителям обмениваться результатами труда на взаимовыгодной основе. Значение действия экономических механизмов для обеспечения уровня благосостояния людей можно понять, если сравнить уровень жизни общества на основе натурального хозяйства (племена Африки, Латинской Америки) и товарного хозяйства (развитые страны Запада). (Вспомните, в чем преимущества последней формы организации экономической жизни.)

Причиной низкой эффективности экономики может быть использование устаревших технологий, низкий уровень квалификации кадров, расточительное использование природных богатств и др. Низкий уровень экономического развития ведет к снижению потребления: чтобы больше потреблять, надо больше производить. Таким образом, уровень экономического развития прямо влияет на уровень жизни в стране. Минимальный уровень потребления определяет такой показатель, как черта бедности (уровень, порог бедности). Уровнем бедности называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека за определенный период, позволяющий обеспечить его физический (физиологический) прожиточный минимум. Представления о бедности в разных странах различны. Как правило, чем богаче страна в целом, тем выше уровень ее национальной черты бедности. Так, в настоящее время Всемирный банк установил следующие черты бедности: для развивающихся стран - 1 долл. США на человека в день; для Восточной Европы и СНГ — 4 долл. США; для промышленно развитых стран с рыночной экономикой — 14,4 долл.

Условия и способы перехода России к рыночной экономике превратили бедность в серьезную проблему и для нашей страны.

Главное условие ее решения — экономический рост.

3. Ранний неразвитый капитализм. Позже один перекупщик, вернее его люди будут сами приежать к производителям и оптом покупать ткани.

 

БИЛЕТ№9

1. Правоотношение — урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого обладают субъективными правами и являются носителями юридических обязанностей
Правоотношение всегда характеризуется следующими признаками:

Наличием как минимум двух сторон (управомоченной и обязанной);
Правовой связью между ними через субъективные права и юридические обязанности (у обеих сторон);
Отрегулированностью правовыми нормами содержания этих субъективных прав и юридических обязанностей, а также условий возникновения самого правоотношения;
Обеспеченностью возможностью государственного принуждения (не обязательно путём применения мер юридической ответственности).
Реализация нормы права в конкретном правоотношении заключается в том, что участники этого правоотношения наделяются субъективными правами и обязанностями, которые гарантируются Государством

Правоотношение возникает при наступлении предусмотренных законом юридических фактов: заключения договора, совершения правонарушения, других событий, с которыми закон связывает определённые правовые последствия и т. д.).

В зависимости от норм права, которые регулируют конкретные общественные отношения, правоотношения могут подразделяться на:

Гражданские правоотношения;
Административные правоотношения;
Уголовные правоотношения и др.

Любое правоотношение представляет собой сложное правовое явление. Оно состоит из трёх необходимых элементов:
1) субъектов правоотношения;
2) объекта правоотношения;
3) юридического содержания правоотношения

2. Социальная стратификация (от лат. stratum — слой и facio — делаю), одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии. Термин «стратификация» вошел в социологию из геологии, где он обозначает расположение пластов земли. Но люди изначально уподобляли существующие между ними социальные дистанции и перегородки слоям земли. Основными критериями социальной стратификации являются размеры доходов и собственности, ранги во властной иерархии, статус, определяемый родом занятий и квалификацией или образованием.

3.

БИЛЕТ№10

1.Правонаруше́ние — виновное противоправное деяние (действиеили бездействие), противоречащее требованиям правовых HYPERLINK "http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/17336" HYPERLINK "http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/17336"норм и совершённое праводееспособным(деликтоспособным) лицом или лицами. Влечёт за собой юридическую HYPERLINK "http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/72372" HYPERLINK "http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/72372"ответственность.

Признаки

• Правонарушение — это такое поведение человека, которое выражается в действии или бездействии.

• Правонарушения противоречат нормам права и совершаются вопреки им.

• Правонарушением признается только виновное поведение субъектов права.

• Правонарушения обладают общественно опасным характером, т. е. наносят вред или создают опасностьтакого вреда для личности, собственности, государства или общества в целом.

• Правонарушение влечет за собой применение к правонарушителю мер государственного принуждения.

Юридический состав

В составе правонарушения принято выделять четыре элемента:
объект - общественные отношения, которые нарушаются, которым причиняется вред в результатепротивоправного деяния;
объективная сторона - фактические обстоятельства дела;
субъект - лицо, совершившее правонарушение;
субъективная сторона - эмоционально-интеллектуальное отношение человека к совершенному деянию.

Отсутствие хотя бы одного из которых исключает состав правонарушения в действиях лица, по общемуправилу. Однако если в уголовном праве невозможно привлечение к ответственности за невиновноепреступление, то гражданское право допускает ряд подобных случаев (например, ответственность владельцаисточника повышенной опасности или ответственность предпринимателей за дефекты и недостаткиреализуемого товара).

Виды

Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелыеправонарушения).

Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими (деликтными).

Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающиеуголовный HYPERLINK "http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/244238" HYPERLINK "http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/244238"закон. Они могут различаться по категории HYPERLINK "http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/960593" HYPERLINK "http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/960593"тяжести. В странах англосаксонской HYPERLINK "http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/329903" HYPERLINK "http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/329903"правовой HYPERLINK "http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/329903" HYPERLINK "http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/329903"семьираспространено деление преступлений дополнительно на мисдиминоры и фелонии.

В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную,административную, гражданскую.

2.

Социальная мобильность (лат. mobilis — подвижный) — это перемещение групп или индивидов в социальной структуре общества, изменение их статуса. Виды социальной мобильности Вертикальная — это движение вверх (восходящая мобильность) или вниз (нисходящая мобильность) по социально-экономической шкале, связанное с изменением места в социальной иерархии. Горизонтальная — это географическое перемещение между районами, городами и т. д. или смена позиций на одном социально-экономическом уровне, т. е. без изменения статуса («профессиональный карьеризм»). Индивидуальная — это перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у каждого человека независимо от других. Групповая — это перемещения происходят коллективно (например, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу). Межпоколенная — это сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (например, сын рабочего становится инженером). Внутрипоколенная — это изменение статуса в рамках одного поколения (люди, как правило, достигают нового статуса благодаря собственным усилиям). Организованная — это перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляются государством: с согласия самих людей, или без их согласия. Структурная — это вызвана изменениями в структуре экономики и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов (например, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей). Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности, или социальными «лифтами». К ним относятся: социальный статус семьи; получение образования; физические и умственные способности, внешние данные человека; получение воспитания; смена места жительства; армейская служба; вступление в брак. На групповую мобильность оказывают воздействие социальные революции, иностранные интервенции, межгосударственные и гражданские войны, военные перевороты, смена политических режимов, создание империй и т. д. Для количественной оценки процессов социальной мобильности обычно используют показатели ее скорости и интенсивности. Показатели социальной мобильности: 1) Скорость (дистанция) мобильности - вертикальная социальная дистанция, которую индивид проходит вверх или вниз за определенный промежуток времени. (Пример: два молодых специалиста после окончания института приходят на работу. В течение пяти лет один из них становится заведующим отделом, другой поднимается до должности старшего инженера. В данном случае скорость мобильности у первого выше, так как он за указанный промежуток времени преодолел больше статусных уровней). 2) Интенсивность (объем) мобильности - число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени. Число таких индивидов в какой-либо социальной общности дает абсолютную интенсивность мобильности, а их доля в общей численности данной социальной общности показывает относительную мобильность. Процесс мобильности часто рассматривается с точки зрения взаимосвязи ее скорости и интенсивности. Для этого используется совокупный индекс мобильности -для данной социальной общности. Таким путем можно сравнить одно общество с другим и выяснить, в каком из них показатели мобильности выше. Такой индекс рассчитывается для экономической, профессиональной или политической областей деятельности. Социальная мобильность может сопровождаться марги-нальностью, под которой понимается «пограничное», промежуточное, структурно неопределенное состояние социального субъекта. К маргиналам (от фр. marginal — побочный, на полях) относятся индивиды и группы, исключенные из системы привычных социальных связей и находящиеся на границах социальных слоев и структур. Существуют следующие типы маргиналов: — этномаргиналы — возникают в результате миграции в чужую этническую среду; — социомаргиналы — появляются в связи с незавершенностью социального перемещения; — экономические маргиналы — порождены потерей работы и материального благополучия; — политические маргиналы — возникают вследствие утраты общепринятых норм и ценностей политической культуры; — религиозные маргиналы — лица, стоящие вне традиционных конфессий; — биомаргиналы — люди, чье здоровье перестает быть предметом заботы со стороны государства. В целом маргиналы испытывают большое психологическое напряжение и переживают своеобразный кризис самосознания, связанный с утратой социальной идентичности. У них могут проявляться такие черты, как повышенное беспокойство, возбудимость, агрессивность, стремление обойти закон и т. д. Возведение социальных барьеров и перегородок, ограничение доступа в другую группу либо замыкание группы в самой себе называется социальной клаузулой (лат. clausula — заключение). Клаузула одновременно обозначает процесс и результат. Социальная мобильность — это важная характеристика общества, показатель степени его открытости. В открытом обществе высоко ценится достигнутый статус и существуют относительно широкие возможности для перемещения из одной социальной группы в другую. Закрытое общество оказывает предпочтение предписанному статусу и всячески затрудняет переходы из одного социального слоя в другой.

 

3 - Развитие личности начинается с самопознания, когда человек познает себя и находит ошибки, то естественно в фундамент его личности "ничего не вкладывается"
именно поэтому человек становится скромным и тихим, а вообще тот, кто действительно духовно развит, тот никогда об этом не скажет.

 

 

БИЛЕТ№11

1. 1. Политическая партия – это

• организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев и стремящаяся к достижению определенных политических целей (завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении). Объединять членов партии могут самые разные цели и идеи (социальные, конфессиональные, национальные, территориальные и др.), но любая политическая партия оформляет эти властно значимые групповые требования и предъявляет их государственным институтам.

• политический институт, чьей задачей является отражение и представление разнообразных политических и общественных интересов. Партия является звеном связи государства и граждан, действующим на всех этапах политического процесса.

2. Отличия политической партии как политического института:

• специфические функции в отношении власти (завоевание и осуществление власти))

• носитель определенной идеологии;

• наличие программы действий;

• характерные способы их осуществления (участие в выборах общественные акции, пропаганда и др.);

• определенная внутренняя структура – устав, членство, руководящие органы, местные организации.

3. Типологии политических партий

• по организационному строению (=по составу) – кадровые и массовые;

• по отношению к закону – легальные и нелегальные;

• по отношению к парламентской деятельности – парламентские и непарламентские;

• по отношению к господствующей элите – правящие и оппозиционные;

• по территории – федеральные, региональные и локальные;

• по базовой идеологической доктрине – анархистские, коммунистические, социал-демократические, либеральные, консервативные, клерикальные (религиозные), националистические;

• по шкале политического спектра: левые, центристские, правые;

• по способу деятельности – реформистские, революционные.

4. Функции партии

Внешние функции партии: Внутренние функции  
1)борьба за завоевание политической власти, 2) реализация партийной программы; 3) выражение интересов отдельных социальных групп и слоев; 4) обеспечение связи граждан с государственными структурами; 5) замену стихийных форм политической активности граждан формализованными, контролируемыми формами; 6) отбор и подготовку политических лидеров разного масштаба; 7) участие с их помощью в политическом управлении; 8) подготовку и участие в избирательной кампании; 9) осуществление политической социализации граждан. 1) набор новых членов партии, 2) пополнение партийной кассы, 3) оптимизация отношений между лидерами (партийной элитой) и рядовыми членами партии и др.  

5. Партийная система – совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти. Типы: однопартийные, двухпартийные и многопартийные.

6. Политические (социально-политические, общественно-политические) движения – добровольные формирования, возникающие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов. Они стремятся не к достижению власти, а к влиянию на власть. Направления:

• за сохранение и развитие демократии и прав человека;

• антивоенные, антиядерные;

• за землю и социальные права крестьян;

• за новый экономический порядок (антиглобализм);

• неприсоединения;

• экологические;

• против расовой и национальной дискриминации;

• женские, молодежные, студенческие.

 

2. Социальное взаимодействие — это систематические, достаточно регулярные, взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга. Происходит как бы обмен действиями разного характера; при этом действия одного участника приспосабливаются к действиям другого. Примером могут служить отношения учителя и ученика, начальника и подчиненного, родителей и детей. (Приведите свои примеры, рассмотрите какой-нибудь из них более подробно.)

Как вы уже поняли, именно глубокая и тесная координация действий партнеров является основной характеристикой социального взаимодействия.

Когда взаимодействия превращаются в стабильную систему, то они становятся социальными отношениями.

Партнеры принимают на себя определенные функции, обретают совокупность прав и обязанностей, которые они должны выполнять по отношению друг к другу.

Люди осуществляют взаимодействия на разных уровнях общности. В соответствии с этим можно выделить межличностные отношения индивидов; личностно-групповые отношения; межгрупповые отношения.

Развитие социальных отношений может происходить в двух направлениях: усиление связей, партнерских отношений или обособление и даже противостояние. Давайте рассмотрим основные формы социальных взаимодействий, к которым, в частности, относятся сотрудничество, соперничество, конфликт.

Сотрудничество предполагает участие в общем деле. Оно проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми: деловое партнерство, дружба, солидарность, политический союз между партиями, государствами, сотрудничество между фирмами и др. Это основа объединения людей в организации или группы, проявления взаимопомощи, взаимоподдержки, любви.

Соперничество проявляется в стремлении сторон превзойти друг друга, добиться определенного успеха в достижении неделимого объекта притязаний обеих сторон (власть, голоса избирателей, территория, привилегии и др.).

3.

 

Билет№12

1.Источники (формы) права – это официальные способы выражения и закрепления правовых норм, придания правилам поведения общеобяза-тельного юридического значения. Все источники права так или иначе связаны с деятельностью государства. Эта деятельность выражается в разработке и издании юридических норм (правотворчество), и в придании юридической силы иным социальным нормам (санкционирование).
В правовых системах разных государств на протяжении истории сложилось несколько разновидностей источников права.
Основные виды:

Источники (формы) права – это официальные способы выражения и закрепления правовых норм, придания правилам поведения общеобяза-тельного юридического значения. Все источники права так или иначе связаны с деятельностью государства. Эта деятельность выражается в разработке и издании юридических норм (правотворчество), и в придании юридической силы иным социальным нормам (санкционирование).
В правовых системах разных государств на протяжении истории сложилось несколько разновидностей источников права.
Основные виды:

 

Правовой обычай – это устойчивое, сложившееся в результате многократного применения правило поведения людей в обществе, которое санкционировано государством и соблюдение которого гарантируется государственным принуждением.
Исторически первый источник права.
Как правило санкционируются только прогрессивные обычаи. Которые отвечают интересам государства.
На ранних этапах человеческой истории обычай играл важную роль, од-нако его устная форма порождала трудности при доказывании факта его существования. Поэтому со временем некоторым важнейшим обычаям го-сударство стало придавать письменную форму.
В настоящее время правовые обычаи занимают незначительное место в системе форм (источников) права большинства стран.
В России правовой обычай признается источником права: Гражданский кодекс РФ устанавливает, что некоторые имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота.
Обычай делового оборота – это сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе или нет. (Доказывание с помощью экспертов).
Деловой обычай (деловое обыкновение) – это деловой обычай в сфере управленческой деятельности, связан со спонтанно сложившейся практикой работы с документами и их оформлением. Часто оформляются инструкцией по делопроизводству, становясь НПА.
Судебный прецедент – это решение суда по конкретному делу, которое принимается за образец при разрешении других аналогичных дел. Известен со времен Древнего Рима. В настоящее время прецедент является одним из основных источников права в англоязычных странах.
Формирование прецедента в качестве источника права связано с тем, что законы и иные НПА регулируют общественные отношения в обобщенной, абстрактной форме. Поэтому, применяя закон, суд зачастую не находит правовой нормы для решения конкретного дела. Отказаться от рассмотрения спора на этом основании суд не может, поэтому он своим решением факти-чески создает новую правовую норму, т.е. становится законодателем.
В российской системе права судебный прецедент источником права не признается.

Нормативный договор – это соглашение двух или более субъектов права, которому государство придает общеобязательный характер. По сути своей это компромисс договаривающихся сторон. В нормативных договорах мо-жет быть выражена согласованная воля нескольких государств (международ-ные договоры) или нескольких субъектов внутри государства (внутригосу-дарственные договоры).

Правовая доктрина – это представляет собой мнения ученых-юристов по вопросам права. Еще в древнем Риме формулы и суждения известных юри-стов по поводу спорных или неясных проблем права включались в различные сборники законов. Позднее они легли в основу Кодекса императора Юстиниана. Этот Кодекс лег в основу Гражданского кодекса Наполеона Бонапарта 1804 г., а последний послужил образцом гражданских кодексов большинства европейских стран, в т.ч. и Гражданского кодекса РФ.
В настоящий момент правовая доктрина широко используется в мусульманских странах, где она служит основой для разрешения имущественных и брачно-семейных споров. Нередко обосновывают свои решения ссылками на труды ученых английские судьи. В российской правовой системе правовая доктрина источником права не признается.
Религиозные тексты (прежде всего Коран и Сунна) прежде всего име-ют широкое распространение в мусульманских странах. Коран – священная книга ислама. Считается, что это речь самого бога, с которой он обратил-ся к пророку Мухаммаду на чистейшем арабском языке. Сунна – сборник преданий (хадисов) о жизни пророка Мухаммада.
Религиозные тексты в российской правовой системе источником права не являются.

 

Правовой акт- принятый в установленном порядке органами государства,общественными объединениями по полномочию государства, должностными лицами, другими субъектамиправа, официальный документ, направленный на регулирование общественных отношений. Правовой акт -это в первую очередь нормативные акты (акты законодательной власти, акты органов исполнительной власти,акты HYPERLINK "http://state_law.academic.ru/27/%D0%90%D0%BA%D1%82%D1%8B_%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0" президента, акты местных органов власти). Правовой акт - это также индивидуальные акты,принимаемые: при осуществлении распорядительной деятельности (указ президента, приказ министра,руководителя ведомства, приказ директора, многочисленные сделки (договоры), обвинительные заключения,решения, приговоры). Это документы, исходящие от граждан, порождающие юридические последствия,создающие юридическое состояние (заявление, жалобы, ходатайства, доверенности и т.п.).

2. Межнациональные конфликты – это противоборство, соперничество, острая конкуренция между людьми разных национальностей в борьбе за свои интересы, которые выражаются в различных требованиях. В таких ситуациях сталкиваются две стороны, которые отстаивают свою точку зрения и пытаются добиться собственных целей. Если обе стороны равносильны, как правило, они стремятся договориться и решить проблему мирным путём. Но в большинстве случаев в конфликте народов есть доминирующая, превосходящая по каким-либо параметрам сторона и противоположная ей, более слабая и уязвимая.

Большинство межнациональных конфликтов можно предотвратить, если начать договариваться и стараться использовать гуманные методы дипломатии.

Самый эффективный путь предотвращения разного рода конфликтов заключается в единстве и взаимопонимании. Когда один народ будет уважать интересы другого, когда сильный станет поддерживать и помогать слабому, тогда люди будут жить в мире и согласии.

3, 1.Индивид стремиться к совершенствованию себя и своего тела. Примером может служить, вступление человека в спортивную секцию, где происходят групповые, а не индивидуальные занятия
2.Стремление к знаниям. Пример-школьные кружки по подготовке к экзаменам.
3.Желание показать себя. Например, театральный кружок, что бы выступать на сцене.

Билет№13

1.1

Демократичные выборы являются формой прямой власти народа в демократичном государстве. Положение о прозрачных демократичных выборах закреплено в Основном законе нашего государства.

Основа демократичных выборов заключается в том, что все граждане, имеющие право пассивного или активного избирательного права получают возможность быть избранным в органы государственной власти, а также беспрепятственно отдать свой голос за политическую силу (при пассивном избирательном праве).

Никто не имеет право оказывать влияние на политические предпочтения граждан, либо же влиять на ход выборов путем фальсификации результатов голосования, или другими противозаконными методами.

1.2Избирательные системы – это совокупность норм права, регулирующих ход выборов в государстве. Различают три вида избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

Основой пропорциональной избирательной системы является то, что количество мест в парламенте распределяется в процентном соотношении с количеством набранных в результате выборов голосов избирателей.

Мажоритарная система предусматривает голосование за кандидатов в отдельных регионах. Смешанная система включает в себя элементы как мажоритарной, так и пропорциональной системы голосования.

2. Политическая власть - это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенную политику, используя политические партии, организации и государство.
Ядром и орудием этой власти является государственная власть. Она должна быть выше всех других властей и обладать независимостью как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими государствами. Однако, это не означает ее бесконтрольности. Общество различными способами (с помощью свободных СМИ) контролирует государственную власть, соотнося ее действия с законами.
Понятие "политическая власть" шире понятия "государственная власть". Практическая власть осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Однако государственная власть является стержнем политической власти.
Политика (от греческого politike - искусство управления государством) это сознательная деятельность в политической сфере общества, направленная на достижение, укрепление и реализацию власти; деятельность, связанная с определением содержания задач и функций государства

Функции политики - ее назначение и ее роль:

 

• Организационная. Создает для общества организационные основания

• Коммуникативная. Обеспечивает общение людей, обмен информацией, связь между ними

• Воспитательная. Влияет на внутренний мир человека, приобщает личность к общественным делам

• Контролирующая. Воздействует на людей, используя власть

• Интегративная. Сплачивает, консолидирует различные группы и слои общества

3. Общество, торговля, бизнес, земледелие, производство ресурсов.

Билет№14

1. Живя в обществе, люди вступают между собой в самые разные отношения: экономические, семейные, трудовые, национальные, религиозные и др. Для упорядочения всех этих отношений недостаточно одних только юридических, правовых норм. Да и не все отношения можно с их помощью регулировать. Поэтому для поддержания в обществе порядка, который называется общественным порядком (в отличие от правопорядка, являющегося результатом действия одних правовых норм), помимо норм права используются также и другие правила поведения людей в обществе: обычаи (традиции), религиозные нормы, нормы общественных организаций, нормы морали. Все эти правила поведения, включая и нормы права, имеют общее название: они называются социальными нормами. Общественный порядок обеспечивается совокупным действием различных социальных норм, образующих нормативную систему общества.

Социальные нормы разных видов отличаются друг от друга по способам их формирования, способам обеспечения их соблюдения, формам закрепления. Обычаи (и близкие к ним традиции) – это правила поведения, сложившиеся стихийно, естественным путем и в результате многократного повторения закрепившиеся в сознании людей. Они соблюдаются в силу привычки, просто потому, что «так принято», «таков обычай» (например, обычай наряжать елку на Новый год). Обычаи бывают национальные (общенародные) и местные. Они передаются из поколения в поколение в устной форме. Несоблюдение обычаев влечет негативную реакцию со стороны окружения (осуждение, порицание), т.е. меры общественного воздействия.

Религиозные нормы – правила поведения верующих, закрепленные в священных книгах соответствующих религий. Соблюдение этих норм обеспечивается страхом «божьей кары», возмездия, ожидающего грешников.

Нормы общественных организаций – это правила поведения, устанавливаемые высшим органом какой-либо организации (например, политической партии). Они содержат указания на права и обязанности членов данной партии (например, право принимать участие в выборах руководящих органов партии и обязанность платить членские взносы), закрепляются в уставе партии и распространяются на тех, кто вступил в нее. Соблюдение этих норм обеспечивается возможностью применения мер общественного воздействия, предусмотренных тем же уставом партии (это могут быть – выговор, исключение из рядов партии).

Нормы морали – это правила, складывающиеся естественным путем в процессе жизни общества и выражающие представления людей о добре и зле, о справедливости, долге, чести. Это неписаные правила, они живут в сознании людей и передаются от поколения к поколению, но при этом могут значительно изменяться. Соблюдение норм морали обеспечивается возможностью применения мер общественного воздействия, но все-таки человек руководствуется главным образом теми или иными моральными нормами в силу своего внутреннего убеждения в необходимости такого поведения. Внутренним гарантом морали является совесть.

Нормы права, являясь одним из видов социальных норм, существенно отличаются от всех других, прежде всего тесной связью с государством, которой нет у других норм. Государство устанавливает только нормы права, никакие другие социальные нормы государством не создаются. Охраняет от нарушений государство также только правовые нормы, а соблюдение других социальных норм обеспечивается мерами общественного воздействия. Из всех социальных норм только нормы права закрепляются в официальных юридических актах государства. Особенность норм права заключается также в том, что, являясь государственными велениями, они четко указывают, что дозволено делать участникам регулируемых отношений (т.е. какие у них есть юридические права), что они должны делать (т.е. какие у них юридические обязанности) и что им делать нельзя (юридические запреты), а также какие меры применяются к нарушителям этих предписаний.

Из всех рассмотренных социальных норм ближе всего к нормам права нормы морали. Эти два вида социальных норм тесно связаны и взаимодействуют. Прежде всего, следует учитывать, что государство, создавая нормы права, не может не считаться с общепринятой в данном обществе моралью, т.е. не может требовать от людей поведения аморального, противоречащего их представлениям о чести, долге, справедливости. Поэтому правовые нормы должны иметь моральное обоснование. Чем в большей мере нормы права соответствуют требованиям морали, тем выше эффективность их действия, тем охотнее люди будут соблюдать их добровольно и сознательно. Кроме того, нарушения требований правовых норм, и в особенности наиболее опасные для общества, которые называются преступлениями (например, убийство, кража, грабеж и др.), осуждаются людьми и с точки зрения морали, т.е. рассматриваются как безнравственное, аморальное поведение, как зло.

У норм права и норм морали есть не только общие черты, но также есть и различия, и иногда между ними могут возникнуть определенные противоречия. Нормы права устанавливаются государством, а нормы морали – обществом. Соблюдение норм права обеспечивается государством, а норм морали – обществом и внутренними убеждениями человека, его совестью. Нормы права фиксируются в письменной форме в юридических актах государства и четко указывают на юридические права, обязанности и запреты, а нормы морали – в самом общем виде определяют принципы поведения людей: «будь справедлив», «уважай старших», «поступай по совести» и т.п.

Сфера действия норм морали шире, чем норм права, так как с помощью норм морали регулируются и такие отношения, которые невозможно в силу их специфики урегулировать с помощью правовых норм. Это отношения дружбы, любви, товарищества, интимные (личные) отношения людей. Мораль может предъявлять к человеку более высокие требования, чем право. Нормы права – это общеобязательные правила, представляющие применение одинакового масштаба к разным людям, поэтому они как бы рассчитаны на некоторые усредненные требования. Мораль же порой побуждает отдельных людей на героические поступки, на которые не способны другие. К примеру, только некоторые люди, не будучи профессиональными пожарными и спасателями, с риском для собственной жизни оказывают помощь людям при пожарах, стихийных бедствиях, хотя нормы права их к этому не обязывают. Но государство не вправе требовать героизма от всех людей.

2. Политическая сфера — это одна из четырех известных вам сфер жизни общества. Она включает в себя различные формы политической деятельности; отношения между людьми, возникающие в процессе этой деятельности; организации и учреждения, которые создаются для реализации политических целей и задач; политическое сознание людей, которое направляет их деятельность в сфере политики.

Важнейшее место в структуре политической сферы занимают политические институты. Они относятся к главным социальным институтам, реализующим основополагающие потребности общества. Политические институты удовлетворяют потребность общества в интеграции, безопасности и социальном порядке.

Каждый из них осуществляет определенный вид политической деятельности и включает в себя группу людей, специализирующихся на ее выполнении; политические нормы, регулирующие отношения внутри этих институтов, с другими политическими и неполитическими институтами; средства, необходимые для достижения поставленных целей.

Основным политическим институтом является государство. (Вспомните существенные признаки государства, изученные в обществоведческом курсе основной школы.) В свою очередь, государство включает в себя институт президентства, институты законодательной, исполнительной и судебной власти, институт выборов и др.

К числу важнейших политических институтов относятся и политические партии. История партий в их традиционном виде не столь длительна, как история государства, но и она насчитывает до полутора столетий.

Партийно-политическая деятельность охватывает большое количество людей, имеет устойчивые формы, регулируется традициями, правовыми нормами и политическими принципами. Любая политическая партия — это добровольное объединение людей, имеющих общие политические взгляды, добивающихся осуществления поставленных целей через завоевание власти или участие в ее осуществлении. Обычно партия выражает и защищает интересы определенной социальной общности (класса, социального слоя и т. п.). Это определение напоминает вам изученные в основной школе признаки партии: стремление добиться достижения поставленных целей через завоевание власти или участие в осуществлении власти; существование в исторически протяженном периоде времени; наличие четкой организационной структуры, закрепленной партийным уставом; стремление создать для себя массовую опору; общие для членов партии идеи, изложенные в партийной программе.

Существенным признаком любого социального института является комплекс правовых и иных социальных норм, регулирующих определенный вид деятельности. В Российской Федерации партийно-политическая деятельность регулируется Законом «О политических партиях» (2001). Закон определяет политическую партию как общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Каждая политическая партия самостоятельно определяет свои политические цели, ближайшие и долгосрочные идеи, которые находят отражение в партийной программе и уставе. Однако основными целями политической партии, согласно Закону, являются:

формирование общественного мнения;

политическое образование и воспитание граждан;

выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.

Политические партии отличаются от других политических институтов. По сравнению с общественно-политическими движениями они представляют собой большую идейную и организационную общность. Однако они менее организованны, чем государство.

Партия — это организация, принципы построения которой, права и обязанности ее членов отражены в ее уставе. Она, как правило, имеет партийную программу, излагающую не только цели партии, но и пути и средства, которые должны обеспечить их достижение. Члены партии имеют различные статусы в ее структуре: это лидеры партии; партийные чиновники, работающие в центральных и местных органах партии; партийные активисты, возглавляющие партийные группы, местные организации; рядовые члены партии. Все они ведут работу, стремясь завоевать поддержку избирателей на предстоящих выборах. Для этого используются собрания граждан, партийная пресса, выступления в парламенте и в других представительных органах.

Кроме государства и политических партий, существуют и другие политические институты, придающие политической деятельности устойчивые формы, организованность и упорядоченность, благодаря сложившимся структурам, традициям, нормам

3. Порядок судебного разбирательства. Прокурор, защитник, судья.

Билет№15

1.. Политический режим – совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей.

Характеристики политического режима:

• объем прав и свобод человека,

• методы осуществления государственной власти,

• характер отношений между государством и обществом,

• наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических решений,

• пути формирования политических институтов,

• методы выработки политических решений.

2. Классификация политических режимов

Линии сравнения   Виды режимов
Демократический Недемократический
Тоталитарный Авторитарный
1. Формы Непосредственная и представительная демократия Итальянский фашизм, немецкий национал-социализм, советский социализм, китайский маоизм От буржуазных, социалистических до военно-диктаторских, например, военный режим Пиночета в Чили, теократический режим аятоллы Хомейни в Иране, режим гражданских диктатур, например, в странах Арабского Востока
2. Социальная база Опора на большинство населения, которое сознательно поддерживает демократические ценности Опора на массовые движения люмпенизированных слоев населения Опора на традиционные социальные институты — бюрократию, армию, церковь
3. Государственное устройство Правовое государство, построенное на основе разделения и взаимного контроля властей, ориентация на удовлетворение потребностей населения «Всеобщее государство», осуществляющее тотальный (полный) контроль всех сторон частной и общественной жизни Традиционное государство, поддерживающее общественный порядок путем жестокого контроля определенных секторов общественной жизни
4. Партийная система Многопартийность Господство одной партии Правящая партия огосударствлена
5. Оппозиция Действует легально Отрицается Ее деятельность ограничена жесткими рамками
6. Правовой принцип Разрешено все, что не запрещено законом Запрещено все, что не разрешено законом Все, что касается политической деятельности, строго регламентировано властью
7. Права и свободы граждан Большой объем прав и свобод граждан, которые не только провозглашаются, но и гарантируются фактически. Закон защищает права и свободы граждан Права и свободы граждан лишь декларируются, люди совершенно беззащитны перед произволом властей. Закон защищает не личность, а государство Права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере. Закон преимущественно стоит на защите интересов государства, а не личности
8. Экономика Смешанная экономика, доминирует частный сектор; государственное регулирование частного предпринимательства носит косвенный характер Централизованная экономика, государственное планирование с милитаристской направленностью. Жесткая производственная дисциплина Обширный государственный сектор может уживаться с рыночной экономикой  
9. Идеология Политический плюрализм Существует единственная обязательная официальная идеология Доминирует официальная идеология, но допускается наличие других идейных течений
10. Карательные органы Строго подчиняются закону Пронизывают все сферы государства, осуществляют политический сыск, репрессии, фактически бесконтрольны Важный элемент государственного аппарата

 

2. 1. Репродуктивная функция. Одна из основных задач любого общества - воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению и социализации. Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или взрывов.

2. Функция социализация. Несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе занимает семья. Это объясняется прежде всего тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Семья для ребёнка является первичной группой, именно с неё начинается развитие личности.

3. Функция эмоционального удовлетворения. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла в первичной группе, и прежде всего в семье. Огромное количество данных свидетельствует о том, что серьёзные преступления и другие негативные отклонения намного чаще происходят у тех, кто в детстве был лишен заботы в семье, что дети, воспитанные в детских домах без любви матери и отца, гораздо в большей степени подвержены заболеваниям, психическим расстройствам, повышенной смертностью и т. д. Доказано, что потребность людей в близком доверительном общении, эмоциональном выражении чувств близким людям является жизненно необходимым элементом существования.

4. Статусная функция. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это прежде всего относится к таким важным для личности статусам, как национальность, место в городской или сельской культуре и др. В классовых обществах принадлежность семьи к определённому социальному слою предоставляет ребёнку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя, и в большинстве случаев определяют его дальнейшую жизнь. Классовый статус изменяться благодаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам.

5. Защитная функция. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. В большинстве случаев вину или стыд за человека разделяют все члены его семьи. Так же могут и защищать его.

6. Экономическая функция. Ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, способствует формированию крепких экономических связей между ними. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности.

3.Плюсы: отсутствие голода (клонирование коров, коз, овец, овощей, фрукт. деревьев и т. д.), замена поврежденных частей тела полностью идентичным материалом (твой двойник-запчасти, предположительно неразумный), возможность увидеть любимых людей (клоны родителей, друзей, актеров) и домашних питомцев. Минусы: проблема перенаселения (еще бы, столько миллионов "новых" людей), психические расстройства (представьте, что увидели вдруг на улице давно умершую мать и/или поняли, что это ДВОЙНИК, точная копия с той же памятью, но никак не она).

 

Билет№16

1. Общество (лат. societas — социум, социальность, социальное) — в широком смысле: совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которой выражается их всесторонняя зависимость друг от друга; в узком смысле: генетически и/или структурно определенный тип — род, вид, подвид и т.п. общения, предстающий как исторически определенная целостность либо как относительно самостоятельный элемент подобной целостности. Обществу как системе соответствует особая структура - системно-структурная целостность общества, основные принципы которой - выделение ее элементов и определение их иерархии. В марксистской концепции объяснение общественной структуры усматривалось в способе производства материальной жизни и классовой борьбе. В концепциях социальной стратификации общества (М. Вебер, Т. Парсонс, П. Сорокин) - в уровнях дохода, занятости, образования, статуса и престижа, правах и привилегиях и т.п. Социальная структура состоит из ряда подсистем, которые могут быть естественного происхождения (натурализм), духовного генеза («общественный договор») либо материалистически понимаемыми (К. Маркс). В социальную структуру общества входят: а) такие формы общностей как семья, род, племя, нация, класс, сословие, каста; б) социальные связи и отношения между людьми в таких крупных сферах жизнедеятельности общества, как экономическая, политическая, духовная, религиозная, нравственная, эстетическая, которые реализуются в деятельности разнообразных социальных институтов (производственные предприятия, системы образования, здравоохранение и др.). Современная общественная система находится в неравновесном, неустойчивом и кризисном состоянии, что является следствием определенной исчерпанности традиционных ресурсов развития (вещество, энергия) и переходом к информационному этапу существования, угрозы глобального экологического кризиса и дегуманизации общественных отношений. Подсистемами общества было принято считать сферы общественной жизни. Принято выделять подсистемы (или сферы) общественной жизни: экономическая (материальное производство и отношения, которые возникают между людьми процессе производства материальных благ, их обмена и распределения); социальная (структура общества, состоящая из классов, социальных слоёв, наций, взята в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом); политико-правовая (политика, государство, право, их соотношение и функционирование); духовно-нравственная (различные формы общественного сознания: религия, наука, нравственные нормы, образование, искусство и т.д.).

Каждая сфера в отдельности представляет собой сложное, динамическое образование, состоящее из многих частей и элементов – например, таких как общественные (социальные) институты: семья; производство; государство; образование; религия.

2. Для начала следует отметить, что правовые отрасли — это основные, наиболее крупные структурные подразделения системы права, которые соответственно регулируют и наиболее обширные сферы общественных отношений. Каждая правовая отрасль имеет свою специфику, свой предмет и метод, которые в совокупности и позволяют разграничивать отрасли в системе российского права. В рамках правовой системы Российской Федерации имеется большое количество различных отраслей права, однако целесообразно выделить и дать краткую характеристику лишь тринадцати основным правовым отраслям — конституционное, административное, гражданское, гражданско-процессуальное, уголовное, уголовно-процессуальное, трудовое, семейное, финансовое, земельное, сельскохозяйственное, международное право.

1. Конституционное право — это совокупность юридических норм и правовых институтов, которые опосредуют наиболее важные, исходные государственные отношения. Главным нормативным актом, опосредующим конституционно-правовые отношения, является Конституция Российской Федерации. Методом конституционной отрасли права является учредительно-закрепительный метод в сочетании с общим регулированием без установления конкретных санкций за какие-либо нарушения Конституции Российской Федерации.

2. Административное право — это совокупность правовых норм и институтов, которые регулирует сферу управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц. Основным методом административной отрасли права является власть и подчинение, императивные указания, иерархия и субординация по службе, ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных полномочий.

3. Гражданское право — это совокупность юридических норм и правовых институтов, которые распространяются на обширную сферу имущественных и личных неимущественных отношений и регулируют такие институты, как имя, честь, достоинство, авторство. Гражданско-правовая отрасль использует чаще всего диспозитивный метод, но имеет место также установление и императивных норм.

В рамках гражданского права выделяется множество подотраслей — наследственное, изобретательское, авторское, жилищное, страховое право и др. Основным нормативным актом, опосредующим гражданско-правовые отношения, является ГК РФ, некоторые подотрасли гражданского права также имеют свои кодифицированные нормативные акты.

4. Гражданско-процессуальное право — это совокупность юридических норм и правовых институтов, которые регулируют деятельность органов правосудия и иных субъектов гражданско-процессуальных отношений при разрешении гражданских, трудовых, семейных, личных и финансовых споров. Кроме того, гражданско-процессуальное право регламентирует деятельность третейских судов и нотариальных органов. Основным нормативным актом гражданско-процессуального права является ГПК РФ.

5. Уголовное право — это совокупность юридических норм и правовых институтов, которые регулируют сферу общественно-опасного поведения, криминальных действий и поступков и все вытекающие из этого вопросы. Основной нормативный акт, который регулирует уголовно-правовые отношения, — это УК РФ. Методом уголовно-правовой отрасли права является императивно-запретительный метод.

6. Уголовно-процессуальное право — это совокупность юридических норм и правовых институтов, которые регулируют деятельность правоохранительных органов — суда, прокуратуры, органов предварительного расследования и др. Кроме того, уголовно-процессуальное право определяет процессуальные формы правоохранительной деятельности, права и обязанности ее субъектов, их правовое положение, статус. Основным нормативным актом, регулирующим уголовно-процессуальные отношения, является УПК РФ. Данная отрасль права использует методы равенства сторон, а также императивный метод.

7. Уголовно-исполнительное право — это совокупность юридических норм и правовых институтов, которые регламентируют порядок отбывания наказания лицами, которые были осуждены к лишению свободы, а также деятельность соответствующих государственных органов и учреждений по профилактике правонарушений. Нормативным актом, регулирующим данную сферу правовых отношений, является УИК РФ. Методом правового регулирования уголовно-исполнительной отрасли является воспитание, поощрение в сочетании с методом власти и подчинения.

8. Трудовое право — это такая отрасль российского права, которая регулирует сферу трудовых отношений. Методом трудового права является сочетание поощрения, стимулирования, придания соответствующим договорам нормативного значения.

9. Семейное право — это совокупность юридических норм и правовых институтов, которые регулируют порядок заключения и расторжения брака, брачных договоров, отношения между супругами, родителями и детьми, вопросы патронажа, усыновления (удочерения), установления опеки и попечительства, вопросы имущественного положения членов семьи, их взаимные права и обязанности. Основной нормативный акт, который регулирует семейно-правовые отношения, — это Семейный кодекс РФ. Методом правового регулирования данных отношений является сочетание равенства сторон и диспозитивного метода.

10. Финансовое право — данная отрасль российского права регулирует сферу финансово-правовых отношений, а именно —вопросы формирования и расходования государственного бюджета Российской Федерации, муниципальных образований и внебюджетных фондов. Кроме того, финансовые нормы регулируют денежное обращение, банковские операции, предоставление кредитов, займов, деятельность финансовых и налоговых органов.

11. Земельное право — это совокупность юридических норм и правовых институтов, которые регулируют вопросы землепользования и землеустройства, сохранения и распределения земельного фонда, определения правового режима различных видов земельной собственности. Основным нормативным актом, регулирующим земельно-правовые отношения, является Земельный кодекс РФ. Главным методом правового регулирования в рамках земельной отрасли права выступает метод, сочетающий в себе дозволения, разрешения и запреты. Подотраслями земельного права являются лесное, водное, горное право и др.

12. Сельскохозяйственное право — это совокупность юридических норм и правовых институтов, которые регулируют порядок организации и деятельности крестьянских хозяйств, колхозов, акционерных обществ, арендаторов, их взаимоотношения с другими субъектами сельскохозяйственных отношений. Кроме того, сельскохозяйственное право регламентирует порядок использования и оплаты труда, распределения доходов, отражает особенности сельскохозяйственного производства. Метод правового регулирования данной отрасли права — диспозитивный.

Нормативными актами, используемыми для регулирования сельскохозяйственных отношений, являются Примерный Устав о сельскохозяйственной артели, уставы колхозов, законодательство о собственности, аренде и др.

13. Международное право — данная отрасль права не входит в национальную систему российского права, однако действует на территории Российской Федерации. Международное право регулирует межгосударственные отношения, принципы поведения государств на международной арене. Основными нормативными актами данной отрасли права являются международные договоры, соглашения, уставы, конвенции, декларации, документы Организации Объединенных Наций.

Российская Федерация, установив Конституцию, признала приоритет международного права, а также принципов международного законодательства над внутригосударственным, особенно в гуманитарной области. В Конституции Российской Федерации указано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью российской правовой системы.

Помимо отраслей, в рамках российской системы права также выделяются правовые институты. Вообще, институт права — это составная часть, блок, звено отрасли права. В каждой правовой отрасли правовых институтов множество, все они обладают относительной автономией, т. к. касаются самостоятельных вопросов.

Следует отметить, что все правовые институты функционируют в тесной взаимосвязи как внутри данной системы права, так и вне ее. Юридические институты призваны регламентировать отдельные наиболее важные, отличительные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Например, в гражданском праве в силу значительности отдельно выделяется институт исковой давности.

Правовые институты классифицируются следующим образом:

1. По отраслям права — на гражданско-правовые, уголовные, административные и др. Соответственно количеству отраслей права выделяются и виды правовых институтов.

2. По предмету правового регулирования — на материальные и процессуальные.

3. На отраслевые и межотраслевые (смешанные). Межотраслевые правовые институты состоят из норм двух и более отраслей российского права.

4. На простые и сложные (комплексные). Комплексные правовые институты состоят из нескольких субинститутов.

5. По способу правового воздействия — на регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные).

3.

Date: 2016-05-23; view: 428; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию