Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Наука в жизни современного обществаСтр 1 из 5Следующая ⇒ БИЛЕТ №1 1.Гражданское общество — общество свободных и равноправных граждан, отношения между которыми в сфере экономики, культуры развиваются независимо от государственной власти. Разные авторы выделяют следующие условия, необходимые для формирования гражданского общества: •экономическая самостоятельность граждан, собственность на средства производства; •народовластие, развитая и действенная демократия; •право на самооборону (используется как аргумент в споре о ношении оружия гражданами). Для современного гражданского общества характерны: •правовая защищённость граждан; •определённый уровень гражданской культуры; •наиболее полное обеспечение прав и свобод человека; •свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм; •конкуренция образующих его структур и различных групп людей. Гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций: Обеспечивает защиту частных сфер жизни человека от влияния государства и других политических структур. Создает механизмы общественного самоуправления. Гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы. Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, акциях протестов или поддержки тех или иных требований, большие возможности в формировании общественного мнения, в частности, с помощью независимых средств массовой информации и коммуникаций. Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах. Гражданское общество может заставить индивида соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан. Задача гражданского общества информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства. Одной из важных задач, стоящих перед современным российским обществом, является построение правового государства. 2. Деятельность — это специфически человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Структура:Потребность. Мотив. Цель. Процесс. Метод (способ) осуществления. 3. Традиционное (доиндустриальное) общество - общество с аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, малоподвижными структурами и основанными на традиции способом социокультурной регуляции. Для него характерны ручной труд, крайне низкие темпы развития производства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на минимальном уровне. Индустриальное общество - (в современном звучании) это сложное общество, с основанным на промышленности способом хозяйствования, с гибкими, динамичными и модифицирующимися структурами, способом социокультурной регуляции, основанном на сочетании свободы личности и интересов общества. Для этих обществ характерно развитое разделение труда, развитие средств массовой коммуникации, урбанизации и т. д. Билет№2 1.Правовое государство — это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится на верховенстве права во всех сферах жизни общества. Никакое должностное лицо или орган власти, включая правительство, парламент, не могут совершать действия за пределами рамок, установленных законом. Необходимые условия: Назначение наказаний за правонарушения в строгом соответствии с опубликованными и чётко определёнными процедурами и нормами. Равенство перед законом, так что все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, а нарушители правопорядка подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения. Существование эффективных, независимых, беспристрастных и доступных для граждан судов, полиции и других правоохранительных органов. Законы также не должны входить в противоречие с устоявшимися общественными представлениями о справедливости. Для этого существует ряд институтов, в том числе, парламент, состязательные выборы, свобода массовой информации. Принцип разделения властей предполагает распределение функций государственного управления между тремя ветвями власти: исполнительной, законодательной и судебной. На практике такое разделение эффективно, если сформированы структуры, не позволяющие, с одной стороны, чрезмерно усиливать какую-либо ветвь власти, а с другой, — вынуждающие законодательную, исполнительную и судебную власти действовать согласованно. 2. Социализация личности – это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе. Процесс социализации личности протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях. Человеческая сущность претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть постоянной. Жизнь – это процесс постоянной адаптации, требующий непрерывных изменений и обновлений. Человек представляет собой социальное существо. Процесс интеграции каждого индивида в общественные слои считается достаточно сложным и довольно длительным, поскольку включает усвоение ценностей и норм социальной жизни и определенных ролей. Процесс социализации личности проходит по взаимно переплетаемым направлениям. В качестве первого может выступать сам объект. В качестве второго, человек начинает все более активно вливаться в социальную структуру и жизнь общества в целом.
Этапы социализации личности. Процесс социализации личности проходит в своем развитии три основные фазы.
• Первая фаза заключается в освоении социальных ценностей и норм, в результате чего личность учиться соответствовать всему обществу. • Вторая фаза заключается в стремлении личности к собственной персонализации, самоактуализации и определенном воздействии на других членов общества. • Третья фаза заключается в интеграции каждого человека в определенную социальную группу, где он раскрывает собственные свойства и возможности. 3. Потому что человеку всегда много хочется, в том числе и в политике, и всегда кажется, что он политик от Бога и что у него обязательно получится так, как он прокручивал у себя в голове. Но он решает не свои вопросы, а вопросы страны. И с тем, с кем он эти вопросы решает, тот тоже политик, который отстаивает интересы своей страны (партии и т. п.), часто противоположные, и который тоже много чего себе напрогнозировал.
Билет№3 • Политическая система
2. Институциональная (организационная) подсистема включает в себя: • государство (законодательную, исполнительную и судебную власть) – главный политический институт; • политические партии, общественно-политические движения, группы давления (лоббисты); • средства массовой информации К политическим институтам (установлениям) также относятся институты президентства, выборов, гражданства и др. Такие институты как церковь и армия формально находятся вне политики, но оказывают на нее большое влияние. 3. Нормативная подсистема • законы (конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы или кодексы, местный закон, подзаконные акты); • документы политических партий и общественно-политических движений; • политические принципы и традиции; • нормы морали: • Единство политики и морали (морализм; А. Руссо, Т. Джефферсон: «Искусство управления состоит в искусстве быть честным») • Политика и мораль автономны (аморализм; Н. Макиавелли: «В политике нет морали, а есть только интересы») • Политика может быть нравственной или безнравственной в зависимости от обстоятельств (имморализм; М.Вебер: «Политика это сплав святого и дьявольского»; этика убеждений и этика ответственности). 4. Идеологическая подсистема Политическая идеология – система идей, взглядов, концепций политической жизни, способов объяснения мира политики (см. также п. 7.7. Политическая идеология). 5. Культурная подсистема охватывает политическую культуру и политическую психологию. Политическая психология – совокупность представлений, чувств, эмоций, психологических стереотипов, отражающих непосредственное отношение людей к сложившейся политической системе общества, политическим институтам и процессам. 6. Коммуникативная подсистема – совокупность связей и взаимодействий между: • подсистемами политической системы; • сферами общественной жизни; • политическими системами разных стран Также отмечают вертикальную коммуникацию (с одной стороны, от государства к населению в форме законов, указов, сигналов, убеждения через СМИ и митинги; с другой стороны, от населения к государству в форме голосования, демонстраций, петиций, акций, политических анекдотов и др.) 7. Функции политической системы: 1. определение целей, задач, путей и программ развития общества; 2. мобилизация и организация деятельности общества по их выполнению; 3. согласование интересов государства, общества и отдельных групп, организаций и лиц; 4. разработка законов и правил; 5. контроль за их выполнением; 6. распределение материальных и духовных ресурсов; 7. формирование политического сознания, политическая социализация и политическая адаптация граждан; 8. обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя. 2. Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, который каждодневно производится в больших объемах. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди независимо от места рождения и страны проживания. Она адресована всем людям без различия классов, наций, уровня бедности и богатства. Эта культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая СМИ и коммуникации. Массовую культуру называют по-разному: развлекательным искусством, искусством «антиусталости», кичем, полукультурой, поп-культурую Элитарная культура — это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. 3. Семья как социальная категория возникла в период, когда беременная жещина и кормящая мать была не в состоянии обеспечить защиту и пропитание ни для себя, ни для своего ребёнка. Этим мы несколько отличаемся от других животных и причиной тому есть наше прямохождение. Чтобы рационально распределить нагрузку на две конечности, природе пришлось сильно сузить таз, сблизить его кости. В результате женщинам приходится рожать раньше, то есть, рожать недоношенных детей: они получаются меньше калибром. И потом в течение целого года выхаживать абсолютно несамостоятельных младенцев. БИЛЕТ№4 • Молодежь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 25 лет1), особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств. • Образование 1) процесс и результат усвоения человеком суммы знаний, овладения некоторыми навыками и умениями;
3. В нашем случае подходит, даже скорее необходимо увеличение рождаемости. Так как у нас полно территории, полно ресурсов, экономически мы можем прогрессировать, что должно помогать рождаемости. Если будет миграция, будут и дальнейшие проблемы. Такие как возникновение спорных территорий. Вот например камчатские острова. Там живут много японцев. Чем будет их больше, тем легче им отобрать эти территории. Так что тут увеличение рождаемости БИЛЕТ№5 1. Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объеме. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины. Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто. Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения. Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами. Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п. Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Другие определения: • соответствие знаний действительности; • то, что подтверждено опытом; • некое соглашение, конвенция; • свойство самосогласованности знаний; • полезность полученного знания для практики. Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения. 1. соответствие законам логики; 2. соответствие ранее открытым законам науки; 3. соответствие фундаментальным законам; 4. простота, экономичность формулы; 5. парадоксальность идеи 6. практика. Наука в жизни современного общества. Одной из важнейших составляющих культуры общества является наука. Наука — высшая форма познания, получения объективных и системно организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Она доводит до совершенства такие фукции культуры, как познавательная, практическая и методологическая. Науку принято рассматривать:
• как особую систему знаний о природе, обществе и человеке; • как особый вид деятельности человека, систему научных исследований, направленных • на получение новых знаний; • как систему специфических организаций и учреждений. Научное знание, в отличие от обыденного, имеет своей основной целью изучение сути явления, причин и закономерностей его проявления. Для получения научного знания необходима особая подготовка и использование специфических методов познания. Научное знание отличается строгой определенностью и точностью, в то время как обыденное знание оценивает явления объективной действительности в зависимости от повседневных нужд, специальные познавательные задачи при этом отсутствуют. Основные функции современной науки:
• культурно-мировоззренческая (познавательная); • в современных условиях наука так неразрывно связана с производственной деятельно стью, что фактически исполняет функцию производительной силы общества;
• наука — катализатор процесса непрерывного соврешенствования производства (осоз нание данного факта повлияло на резкое изменение отношения к науке и явилось серь
• социальная сила, непосредственно включенная в процесс социального развития и управления ими (использование научных исследований, для разработки масштабных проектов социально-экономического развития). 3. Приведу пример. Профессии экономист,. юрист,. психолог - престижные у нас в стране. но по окончании учебы очень трудно найти работу по специальности... т. е. эти профессии социально не востребованы.
Билет№6 1.
3. Да,можно админиcтративное - ругань, уголовное – домогательство Билет№7 1. 1. Социальный институт — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.
В современном обществе существуют десятки социальных институтов, среди которых можно выделить ключевые: наследование, власть, собственность, семья. Внутри фундаментальных социальных институтов существуют весьма отчетливые деления на мелкие институты. Например, экономические институты, наряду с базовым институтом собственности, вкл!очают множество устойчивых систем отношений — финансовые, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие институты. В системе политических институтов современного общества, наряду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д.
• включают систему санкций — от правовых до морально-этических; • упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер; • обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.
• Явные – заявлены официально, признаны и контролируются обществом • Скрытые – выполняются скрыто или непреднамеренно (могут перерасти в теневые институты, например, криминальные). Когда расхождение между этими функциями велико, возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальными институтами формируются так называемые теневые институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры).
• Искусство — особая форма общественного сознания и творческой деятельности человека; отражение действительности посредством художественных образов. Искусство является своеобразным зеркалом общества и эпохи, образной памятью человека. Оно возникло давно. Люди рисовали, украшали свое жилище, пели, танцевали, не помышляя о том, что они занимаются искусством. Оно было тесно связано с трудом и бытом древних людей. 3. Это значит - не просаживай то, что нажили твои родители. Зарабатывай и преумножай нажитое ими... Билет№8
|