Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Бах – органное творчество .Токката и фуга ре минор





• Выдающиеся немецкие мастера Пахельбель, Бём, Рейнкен и Букстехуде составляли основу национальной органной музыки. Каждый из мастеров влиял на юного музыканта. Бах обобщил в своем творчестве их индивидуальные особенности произведений. Он был взращен на хоралах Пахельбеля, для которых характерна близость к народной песне, строгость стиля. Юношеские сочинения написаны в манере Пахельбеля. Однако самое сильное влияние на Баха оказал Букстехуде. Яркий драматизм его свободных композиций, тяготение к монументальности стиля – все эти черты предвещают органный стиль самого Баха.

• Органное творчество – основа всего баховского искусства. Органные фуги Баха во много раз больше его же клавирных фуг, этому соответствует разросшаяся композиция всей фуги ( Развитие протекает с все возрастающей активностью).

• Впервые в крупных формах инструментальной полифонии проявились закономерности подлинно симфонического развития.

• Вокруг двух основных видов органных сочинений сосредоточены интересы Баха. Один – большие музыкальные циклы, состоящие из прелюдий, фантазий, токкат с фугами; другой – одночастные хоральные прелюдии.

• Хоральные органные прелюдии в большинстве написаны в камерном плане, в этом камерном жанре преобладают лирические образы. Музыкальную основу органных миниатюр составляют мелодии протестантских хоралов, связанные в своих истоках с народным песнетворчеством.

• Вокруг двух основных видов органных сочинений сосредоточены интересы Баха. Один – большие музыкальные циклы, состоящие из прелюдий, фантазий, токкат с фугами; другой – одночастные хоральные прелюдии

• Произведения для органа Бах писал во все периоды своей творческой жизни, но наиболее совершенные были созданы в Веймаре. В числе этих шедевров – прелюдия и фуга ля минор, токката и фуга ре минор.

ТОККАТА И ФУГА РЕ МИНОР

• Среди органных сочинений Баха ре-минорная токката и фуга выделяются беспредельной мощью звучания, редким богатством и разнообразием виртуозных средств, драматической патетикой. Рельефность, «объемность» музыкальных образов этого произведения роднит их с образами оперно-ораториальной музыки.

• Между различными импровизационными жанрами органного искусства нет принципиальной разницы. За токкатой закрепилось положение наиболее виртуозного из подобных жанров. Сочетание контрастных по характеру и типу изложения музыкальных построений составляет общий признак токкаты.

• Из цепи импровизационно нанизанных эпизодов Бах обособляет фугу в отдельную самостоятельную часть; токкате же, как прелюдии или фантазии, отводит роль вступления; она предназначена создать атмосферу, нужную для восприятия более сложно развертываемой музыкальной мысли в фуге.

Токката

• Музыкальный материал токкаты максимально насыщен драматическими элементами. С огромным пафосом, подобно коротким возгласам, призывам, звучит начало токкаты:

• Напряжение первых фраз передается дальше, распространяется на все более широкие пласты, наполняет все пассажи, секвенции, придает аккордам патетический характер.

• В токкате нет противопоставления внутренне контрастных образов, нет непрерывности мелодического развертывания. Каждое построение токкаты отделено одно от другого яркими каденциями.

• Первые два построения являются свободным варьированием темы.

• Третье, заключительное построение суммирует весь материал и его развитие. И таким образом кода оказывается, драматической вершиной всего произведения.

Фуга

• Ре-минорная токката и фуга обладают исключительной цельностью композиции.

• Виртуозная бравурность стиля и для фуги служит средством драматического раскрытия образа. Тема фуги вытекает из токкаты, как бы служит ее непосредственным продолжением:

• Скрытое многоголосие в одноголосной теме, особенности в расположении голосов при последующих проведениях и разработке материала — все это создает густую и плотную фактуру, сочное звучание, которым отличается все произведение в целом.

• Полифонические переплетения мелодических линий.

• Частые интермедии вносят в фугу необычный для этой формы элемент импровизационности.

• Грандиозная заключительная кода напоминает токкату.

• Внутреннюю связь двух частей цикла закрепляет кода фуги. Грандиозная заключительная кода напоминает токкату.

• Так характер токкаты определил своеобразие ре-минорной фуги, а тем самым и единство композиции, нерасторжимость ее частей.

Бах – месса h-moll.

Месса – цикл песнопений, отобранных католической церковью для исполнения во время дневной службы. Распевались на латинском языке и следовали в определенном порядке. каждое песнопение получило название от первых слов молитвы.

1) Кyrie eleison – Господи, помилуй.

2) Gloria – слава.

3) Credo – верую.

4) Sanctus – cвят.

5) Benedictus – благославен.

6) Agnus Dei – Агнец Божий.

Бах работал над мессой с 1733 по 1738.Бах раздвигает для католической обрядовой музыки границы и, разделив каждую из частей мессы на ряд номеров доводит их общее количество до 24 .

- 15 хоров

- 6 арий

- 3 дуэта

Сначала текст читался, позднее стал петься. Бах не ставил своей целью детальное воплощение слов молитвы.

С равным вдохновением запечатлевает Бах образы скорби, страдания и образы радости, ликования.

Месса представляет собой серию замкнутых отдельных номеров.

Основной драматургический принцип мессы – контраст образов, который от раздела к разделу непрерывно углубляется.

Несмотря на то, что Бах был связан религиозным текстом и традиционной формой, перечислить мессу си минор к церковным произведениям невозможно (не могла быть исполнена в церковных рамках, т.к. требовала профессионального исполнительского мастерства)

12. Бах – «Страсти по Матфею»

• Страсти (пассионы) – крупная музыкальная форма, род оратории. Обязательным сюжетом пансионов служат главы Евангелия. Само слово «пассионы» означает страдания».

• Поэтической основой послужили главы Евангелия, описывающие последние дни Иисуса перед казнью, его страдания и смерть

• Идея самопожертвования, любовь к людям, смерть как подвиг, освещающий высокую цель – служение благу человечества, сочувствие страдания человека, - таковы идейные мотивы этого произведения.

• Поэтому скорбные образы, преобладающие в произведении, приобрели трагическую, но не пессимистическую окраску.

• Подобный замысел не мог уложиться в рамки Евангельского сказания. Поэтому в сотрудничестве со своим либреттистом Пикандером Бах значительно расширил замысел: ввёл много поэтических вставок, лирических отступлений.

«Страсти по Матфею» состоят из 78 номеров: хоровых, сольных, объединённых в две части, составляющие 7 разделов.

• I часть

• 1) Сговор первосвященников и сцены в Вифании (№ 2 – 12),

2) Тайная вечеря (№ 13 – 23)

3) Скорбь и смертная тоска Иисуса в Гефсимании (№ 24 – 31)

4) Пленение Иисуса (№ 32 – 35)

• II часть

5) Допрос Иисуса, отречение Петра, самоубийство Иуды (№ 37 – 53)

6) Осуждение, шествие на Голгофу, смерть (№ 54 – 72)

7) Отпевание (№ 74 – 78)

• Длится ≈ 4 часа.

· События не даны в действии; содержание происходящего узнаётся из слов рассказчика-Евангелиста.

· Вся его партия изложена речитативом в форме ариозо (более декламационным).

• В хорах, ариях, хоралах выражены думы и переживания народа.

• Через хорал (музыкальный стержень всего произведения) устанавливается связь с народным песнетворчеством. Часто хорал завершает большую драматическую линию .

• Особенность арий из «Пассионов» в том, что они подобно хорам и хоралам передают чувства всего народа, а не индивидуальные переживания.

• Поэтому Арии в пассионах поются не определенными персонажами, а безымянными лицами, корифеем и хором. Ария в «Страстях по Матфею» - эмоциональная вершина.

• Состав хора: тенор(евангелист),басы(Иисус, Петр, Иуда, Понтий Пилат) Жена Пилата (сопрано),Первосвященник (бас), два Священника (басы), двойной хор, детский хор, оркестр, орган (возможно, два органа).

• Обычно исполняли в страстную пятницу перед пасхой.

13.Глюк – опера «Орфей и Эвридика»

• Создана в 1762 г. на сюжет древнегреческого мифа об Орфее. Положила начало оперной реформе Глюка. В этой опере впервые столь органично музыка подчинена драматическому развитию. Речитативы, арии, пантомимы, хоры, танцы полностью раскрывают свой смысл в связи с действием, разворачивающимся на сцене, и, сочетаясь, придают всему произведению поразительную стройность и стилистическое единство.

• Опера «Орфей» состоит из трех действий и увертюры, образующих логичный и стройный по драматургии сценарий

• Увертюра оперы музыкально не связана с действием; согласно существовавшей традиции, она выдержана в живом движении, жизнерадостном характере.

1. В первом действии Орфей вместе со своими друзьями – пастухами и пастушками – оплакивает умершую Эвридику и по совету Зевса спускается в преисподнюю на поиски супруги

Сначала в сопровождении хора нимф и пастухов, а затем один он горько скорбит о ее смерти. Наконец он решает вернуть ее из подземного царства. Орфею необходимо выполнить лишь одно условие: не оборачиваться и не бросать ни единого взгляда на Эвридику, пока он не выведет ее, невредимую, обратно на землю. В этот момент звук барабанов изображает гром, сверкает молния — так отмечено начало его опасного путешествия.

2 Во втором действии Орфей, смягчив своим пением гнев духов подземного мира проходит в Элизиум и обретает Эвридику.

Сначала он побеждает фурий, а затем получает свою супругу из рук Блаженных теней. Хор фурий драматичен и устрашающ, но постепенно, по мере того как Орфей играет на лире и поет, они смягчаются. Это на редкость простая музыка, она замечательно передает драматизм происходящего. В заключение фурии танцуют балет.

3 В третьем действии он выводит Эвридику из преисподней, но, не выдержав испытания и взглянув на неё, снова её теряет.

Эвридика ничего не знает о том, что боги запретили Орфею оборачиваться. Пока они движутся, Эвридика постепенно преображается из Блаженной тени в реальную живую женщину. Она, не понимает поведения Орфея. Эвридика хватает его за руку, стараясь обратить на себя внимание . Орфей пытается убедить ее в том, что любит её . В конце концов она пытается прогнать его. В этот драматический момент их голоса сливаются. Орфей бросает вызов богам. Он обращает свой взгляд на Эвридику и заключает ее в свои объятия. Когда он касается ее, она умирает (Ария «Потерял я Эвридику»). В отчаянии Орфей хочет покончить с собой, но в последний момент ему является маленький бог любви, Амур. Он останавливает Орфея и воскрешает Эвридику .

4 Заключительная сцена оперы происходит в храме Амура, представляет собой серию соло, хоров и танцев во славу любви. Это гораздо более счастливый конец, чем тот, что известен нам по мифологии. век предпочитал, однако, счастливые концовки своих трагических опер.

В этой опере впервые столь органично музыка подчинена драматическому развитию. Речитативы, арии, пантомимы, хоры, танцы полностью раскрывают свой смысл в связи с действием, разворачивающимся на сцене, и, сочетаясь, придают всему произведению поразительную стройность и стилистическое единство.








Date: 2016-05-23; view: 588; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.006 sec.) - Пожаловаться на публикацию