Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гуманизм произведений А.И. Куприна для детей





Александр Иванович Куприн (1870— 1938) на протяжении всего творческого пути обращался к человеческим чувствам, не искаженным современной жизнью, и эмоциям животных. Эта позиция оставалась неизменной и в произведениях для маленьких читателей.

Ни один ребенок не останется равнодушным при чтении рассказанных в «Ю-ю» историй про удивительную, чуткую и ласковую кошку, про лошадей, нежно привязанных к своим седокам, про семейную жизнь гусей. Наблюдения над красивой и умной кошкой Ю-ю окрашены тонким лиризмом, благодарностью за ее преданность и за ту теплоту, которую вносит в жизнь человека общение с животными.

В рассказе «Сапсан» (1921) повествует о себе собака — «большой и сильный пес редкой породы». Образ могучей, осознающей свою силу собаки максимально приближен к человеческому. Сапсан, как и многие сильные люди, добродушен и терпим; ему «стыдно и жалко», когда обижают «маленьких и трусливых»- Нежные отношения связывают этого громадного пса с Маленькой — так называет он дочку Хозяина. Когда приходит страшный миг — Маленькая оказывается в опасности, Сапсан загораживает ее своим телом, спасая от бешеной собаки.

Уроки преданности, взаимопомощи и любви дети получают и в других произведениях писателя. Так, в рассказе «Барбос и Жулька» (1897) два дворовых пса трогательно привязаны друг к другу, несмотря на разницу в характерах.

В другом известном рассказе писателя — «Белый пудель» (1904) — мальчик совершает подвиг любви ради своего друга и кормильца — ученого пуделя, с которым он и старый шарманщик дают представления, зарабатывая себе на жизнь. Симпатии автора целиком на стороне бедных уличных артистов, а не избалованного малыша Трилли и его истеричной матери. Ни Сергей, ни шарманщик не могут даже представить себе расставания с верным Арто, какие бы деньги ни сулили за него.

Драматична, полна напряжения сцена, где мальчик выручает из плена пуделя, украденного дворником по прихоти капризного Трилли. Автору удалось включить в напряженное действие даже природу. Природа, такая ласковая днем, кажется ему теперь тревожной и укоряющей — ведь он забрался на чужую дачу.

Жизненную подлинность многих произведений Куприна отмечал К.Г.Паустовский, говоря, что писатель не извлекал свои рассказы из мира вымысла и поэзии. «Наоборот, он открывал в реальности поэтические пласты настолько глубокие и чистые, что они производили впечатление свободного вымысла».
КРАТКО: Многие произведения Александра Ивановича Куприна (1870-1938), который, начиная с 1897 года, пишет для детей, рассказывают о животных и об их отношения с детьми. Рассказ "Белый пудель" (1904) строится на противопоставлении. С одной стороны, маленькая бродячая труппа артистов – двенадцатилетний мальчик Сергей, дедушка Мартын Лодыжкин и белый пудель Арто. Они зарабатывают на жизнь, давая представления: мальчик-акробат делает упражнения, а собака танцует под аккомпанемент шарманки старика. С другой стороны - капризная барыня, в доме которой они выступают, и ее избалованный мальчик Трилли. В мире барыни все измеряется деньгами, она недоумевает, когда старик отказывается продать собаку, которую хочет иметь в качестве игрушки Трилли. "Нет вещи, которая бы не продавалась", - говорит барыня. Однако невозможно продать дружбу и преданность, привязанность и верность, ведь собака не только помогает прокормиться, она - равная людям в той жизни, которую они проживают.

Не соблазняется старик тремя сотенными (а в то время это были большие деньги!), однако по приказу барыни дворник крадет Арто. И мальчик приходит собаке на помощь, освобождая ее из каменного подвала. Они бегут вместе - человек и животное, не разбирая дороги, бегут на свободу, и в этом стремлении они уравнены автором, включены в естественный мир природы: "Мальчик пришел в себя только у источника… припавши вместе ртами к холодному водоему, собака и человек долго и жадно глотали свежую, вкусную воду…".

Испытание героев на прочность вполне в манере А.И. Куприна: автор показывает, как в драматических эпизодах,требующих короткого, но предельного напряжения всех сил ребенка, определяется его человеческая личность, его возможное поведение в будущем.

16. Нравственные и социальные искания Влад.Галактион. Короленко: мир детства в произведениях «слепой музыкант», «Дети подземелья».
Проявил себя как истинный гуманист и демократ.

В его стиле сочетаются черты романтического, натурального и сентиментально-дидактического стилей, что придает произведениям особый эмоциональный накал. Человек для него – центр мироздания, и даже в описаниях природы всегда передается душевное состояние человека.

В основе художественных принципов – путь совести.

Не писалось для детей. Название во взрослых изданиях – «В дурном обществе».

Писал его в ссылке в Английской колонии. Это наложило колорит на саму повесть (тоска, печаль). В основе лежат воспоминания о детстве. Место действия – Княжье-Вело.

Оно представило все типичные черты мелких городов юго-запада.

Осиротевший в 6 лет Вася, тоскуя по матери, не находит контакта с отцом. Казалось бы, общее горе должно было их сблизить, но нет, пропасть, разделяющая их все глубже.

Отец выделялся «донкихотской» честностью, неподкупностью, один господин – закон. (В образе отца героя отражены черты самого отца Короленко – человека долга).

Показаны:

1) Картина нищенской жизни в России

2) Взаимоотношения родителей и детей

3) Формирование героя в повести, его изменения в результате дружбы с детьми подземелья.

С одной стороны повествование идет от первого лица, но ощущается присутствие взрослого Васи, который вспоминает.

Мир нищих: Короленко привлекает не только социальный аспект, но и нравственный. Нравственное чувство рассказчика на стороне отверженных.

Цветовая гамма. Пейзаж рисуется сначала через сумрак. Серый цвет становится преобладающим. Серый фон высасывает жизнь из Маруси. Образ дождя – всегда сопровождает печальные картины.

Вася материально не нуждается, а нуждается в родительской теплоте. Отец холодно отодвигает Васю, когда он хочет помочь. Дети подземелья имеют эту теплоту. В этом они превосходят Васю.

Пан-Тыбурций – не только авторитет в семье, он готов принять Васю, который лишен теплоты.

Люди подземелья нравственно превосходят благополучных людей, но социально обездолены.

Характерный для Короленко прием: чтобы изменить свое отношение к отцу, Васе понадобилось увидеть его через призму восприятия других людей, а отцу приблизиться к сыну и понять его помогло то хорошее, что он узнал о нем от Тыбурция.

17. Л.Андреев. Идейно-художественное своеобразие произведений о детях

Ранние рассказы – «Баргамот и Гараська», «Ангелочек» (1899), «Кусака» (1901), «Петька на даче» (1899) и другие – выдержаны в традициях реализма и испытывают на себе влияние А. Чехова, М. Горького. Тем не менее хрестоматийные темы и образы приобретают новое звучание, и андреевскую интонацию невозможно спутать ни с чьей иной. Так, рассказ «Петька на даче», повествующий о страданиях ребенка, в котором его хозяин-парикмахер видит лишь «мальчика» (так называли в царской России будущего подмастерья, ребенка из бедной семьи, взятого на обучение и выполняющего самую грязную работу), возвращает читателя к чеховскому «Ваньке Жукову». Но если в чеховских рассказах присутствует иллюзия невмешательства автора в жизнь и внутренний мир героев, то Андреев не только не прячет свое «я», но и настойчиво, даже навязчиво выражает свою позицию, подчиняя все некой общей идее. Андреев не стремится к обобщению жизненных впечатлений, а отбирает те факты, которые служат доказательством некоего постулата. Восходящая к эстетике сентиментализма идея «естественной жизни» (согласно которой все зло в человеке исходит от цивилизации, нивелирующего влияния общества) реализуется сюжетом рассказа: оказавшись на даче, забитый «мальчик», напоминающий состарившегося карлика, преображается, превращаясь в живого и восприимчивого ребенка.

«Детские» рассказы в творчестве Андреева – это не столько истории для детей, сколько произведения о детях, решающих взрослые проблемы. Маленькие герои Андреева наделены способностью сострадать чужому горю. Валя, герой одноименного рассказа (1899), обладает настоящей мудростью сердца, помогающей ему не только простить мать, когда-то оставившую его, но и ощутить себя ответственным за ее судьбу: «Валя решительно подошел… и сказал с тою серьезною основательностью, которая отличала все речи этого человека:

– Не плачь, мама! Я буду очень любить тебя. В игрушки играть мне не хочется, но я буду очень любить тебя. Хочешь, я прочту тебе о бедной русалочке?…»

Относящееся к ребенку слово «человек» свидетельствует об авторском уважении к герою, сумевшему – отчасти с помощью литературы – постичь всю глубину страданий женщины, преданной возлюбленным и отверженной обществом «благополучных» людей – таких, как приемные родители мальчика. Валя, обладающий уникальной интуицией, сумел увидеть общее в судьбах прекрасных сказочных героинь и некрасивой женщины, оказавшейся его матерью: «"Бедная женщина", как ее называли, стала интересовать его, и, вспоминая других бедных женщин, о которых ему приходилось читать, он испытывал чувство жалости и робкой нежности. Ему представлялось, что она должна сидеть одна в какой-нибудь темной комнате, бояться и все плакать, все плакать, как плакала она тогда. Напрасно он тогда так плохо рассказал ей про Бову-королевича». Используя прием наложения двух планов, реального и вымышленного, сказочного, писатель показывает особенности детского мировосприятия, воссоздает внутренний мир ребенка, постигающего действительность через призму сказки. «Русалочка» и «Бова-королевич» не только не заслоняют собой действительность, но и дарят Вале ключ к пониманию жизненных коллизий. Валя тонко подмечает фальшь и несправедливость в действиях и словах взрослых. Повествование ориентировано на точку зрения героя, и с помощью заострения некоторых, казалось бы незначительных, деталей Андреев показывает, как меняется отношение Вали к «некрасивой женщине», его настоящей матери, и добрым и милым приемным родителям. Бриллиантовые сережки переливаются и дрожат в ушах приемной матери героя в моменты радости и горя, привнося что-то декоративное, игрушечное в ее проявления чувств. Ни герой, ни автор не отказывают ей в сочувствии, но видят и другое: «некрасивое» страдание родной матери Вали, улыбка и голос которой сначала кажутся мальчику неестественными, а потом пробуждают щемящую жалость к ней. «… Ты рад? – спрашивала мать все с тою же насильственною, нехорошею улыбкою человека, которого всю жизнь принуждали смеяться под палочными ударами». В небольшом по объему произведении автор сумел показать взросление маленького мальчика, сумевшего не только принять свою судьбу, но и осознать свою ответственность за жизнь родного человека.

Часто Андреев прибегает к приему развернутой метафоры, охватывающей все произведение и служащей основным способом выражения авторской идеи. В рассказе «Ангелочек» восковая игрушка – ангелочек, висящий на рождественской елке, – становится символом иллюзорности человеческих надежд, хрупкой и беззащитной красоты, несовместимой с пошлой и грубой жизнью. Здесь Андреев, как и в «Баргамоте и Гараське», использует прием «разрушения изнутри» традиционных литературных схем и клише: бедный мальчик, оказавшийся на рождественской елке в богатом доме, видит – вопреки условиям жанра «рождественского» или «святочного» рассказа – фальшь и притворство людей, «облагодетельствовавших» его. Стилизация, таким образом, уступает место пародии. Цитаты, отсылки к произведениям русской и европейской литературы помогают Андрееву вступить в диалог со своими предшественниками и современниками и вовлечь в него читателя.

Материалом для творчества Андреева становятся не только непосредственные жизненные наблюдения, но и вся предшествующая культура. Как и многие его современники, усвоившие уроки модернизма, писатель едва ли не в каждом своем произведении обращается к библейским сюжетам, античным и историко-культурным мифам. Во многих его персонажах современники «узнавали» героев Ф. М. Достоевского. «Ангелочек», например, возвращает читателя к рассказу Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Писатель и философ В. Розанов считал андреевский рассказ «Тьма» (1907) «подражательной вещью», поскольку в нем, как и в «Преступлении и наказании», описывается история встречи «сверхчеловека» и падшей женщины. Усматривает Розанов и сходство между героиней Андреева и Грушенькой – одной из героинь «Братьев Карамазовых». Список подобных «совпадений» можно без труда пополнить, однако сложно согласиться с мнением об Андрееве как эпигоне Достоевского: плагиатор тщательно скрывает факт заимствования чужой идеи, тогда как Андреев настойчиво подчеркивает свою ориентацию на диалог с Достоевским и выступает в роли не столько преемника или последователя, сколько собеседника, подчас жесткого оппонента. Так, Достоевский, изображая бунтующего человека, выявляет не только психологические и философские, но и социальные истоки его бунта, тогда как Андреев освобождает человека от социальных связей, словно желает сказать: зло сосредоточено в самом человеке. Таким образом, если проблема бунта в творчестве Достоевского решается в соответствии с установками классического реализма – бунт является реакцией героя на искажение общечеловеческих норм и «разбивается» о христианские заповеди, то по Андрееву он – неотъемлемое свойство человеческой души.

 

18. Традиции и новаторство автобиографической повести М.Горького «Детство».
Детство – 1913. Входит в трилогию. Эта повесть отличается принципом изображения героя. Г ставит своего героя в гущу народной жизни, он выступает в числе др, рядом с ними в потоке тяжелой жизни. Это русская жизнь, а не только история духовности ребенка. Детство не рассматривается Г как счастливая пора.

Постоянная смена событий. Часто ребенок не может объяснить трагизм. Он трагичное рисует с радостным. Изображение жизни мещан – ремесленников. Взаимная вражда всех со всеми (наперсток, скатерть, драка из-за наследства). Силен мотив – иная жизнь. Образы огня символичны для повести. Сцена развеселения (Цыганог) и образ угасания (отец Алеши, Цыганок). Алеша Пешков живет в чужом окружении. Дед – олицетворение ненависти для Г, мещанское отношение к жизни. Именно страсть к наживе приводит к вырождению чувственности. «Дед окончательно заболел скупостью». Сопоставление бабушки и деда распознается по отношению к богу. У бабушки – одинаково близок и добр. У дедушки – существо вездесущее, читает молитвы четко. Для Г важно отношение человека к труду. Вера в человека (бабушка первая внушила Алеше веру). Бабушка талантлива (кружевница), чутко реагирует на народные сведения (сказки, песни). Она умеет теплом согреть всех. Алешу не удовлетворяет только ее смирение. Она была матерью всем людям.


19. Традиции и новаторство автобиографической повести А.Н. Толстого «Детство Никиты».
Начальные главы повести впервые печатались в двухнедельном детском журнале "Зеленая палочка".

Впоследствии "Детство Никиты" многократно переиздавалась в виде отдельных книг. Повесть написана в 1919-1920 годах. По свидетельству самого писателя, мысль написать "Детство Никиты" явилась и оформилась у него в связи с одним внешним обстоятельством - он обещал издателю выходившего в Париже детского журнальчика ("Зеленая палочка") дать небольшой детский рассказик: "Начал и будто раскрылось окно в далекое прошлое со всем очарованием, нежной грустью и острыми восприятиями природы, какие бывают в детстве".

"Детство Никиты" - автобиографическая повесть. Место действия довольно точно воспроизводит обстановку небольшой усадьбы отчима писателя А. А. Бострома, где Толстой вырос. Сохранено в повести даже название усадьбы Сосновка. Впечатления детства, воспоминания А. Толстого о ранней поре жизни в Самарской губернии вошли в содержание его произведения.

Родители Никиты во многом повторяют реальные черты отчима и матери писателя. Мать Никиты зовут так же, как и мать писателя,- Александрой Леонтьевной. Для образа учителя прототипом послужил семинарист-репетитор, Аркадий Иванович Словоохотов, готовивший будущего писателя к поступлению в среднее учебное заведение. Взаимоотношения Никиты с деревенскими ребятишками - с Мишкой Коряшонком и Степкой Карнаушкиным, их дружба и товарищеские игры тоже автобиографичны, так же как еще ряд подробностей и деталей.

А. Толстой создал лишь небольшой автобиографический фрагмент, который при жизни писателя не печатался.

Повесть "Детство Никиты" связана с традицией автобиографического жанра в классической литературе, но идя в ряду таких произведений, как "Детство» Льва Толстого, "Детство" М. Горького,- повесть Алексея Толстого "Детство Никиты" в своем общем содержании и построении обнаруживает много нового и своеобразного. В частности, рассказ в ней в отличие от упомянутых выше произведений идет от третьего лица.

20. Творческий вклад Б.Житкова в развитие детской литературы.

Он был плотником, охотником, штурманом парусного судна, инженером, преподавателем физики и черчения и др.

Этот богатый жизненный опыт и дал Житкову материал для творчества.

Более ста произведений для детей создал Житков за 15 лет. Передавая маленьким читателям поистине энциклопедические знания и делясь жизненным опытом, писатель наполнял свои произведения высоким нравственным содержанием. Его рассказы посвящены человеческой храбрости, мужеству, доброте.

В каждом его произведении – пример человеческой смелости, преодоления страха, бескорыстной помощи, благородного поступка.

«Механик Салерно».

Способ изображения: ясные, точные эпизоды, простой яркий язык, умение держать читателя в напряжении.

Герои раскрываются по ходу действия. Испанец - сначала ухажер, потом первый бежит.

Капитан – заботлив, берет на себя всю ответственность. Жестокий, но логично думающий (паникер, которого выбросил за борт, для того, чтобы не было паники).

Житков ставит проблему профессиональной чести.

Рассказы о животных.

Он очень любил животных. В рассказах в центре какой-то случай, который помогает изобразить особенности повадок животных.

Житков является новатором и экспериментатором в детской литературе. Начинается с выбора тем и сюжетов, а также художественного времени.

Художественное время: или очень далекое или сравнительно далекое.

Темы сюжетов: берет недетские темы и не боится сложных ситуаций. Герои попадают в экспериментальные ситуации (на воде, под водой).

Особенность изображения героев: в начале это обыкновенные люди, мы не знаем, плохие они или хорошие, но по ходу действия становится ясно, кто чего стоит.

21. Бурное развитие природоведческой детской книги. Вклад В.В. Бианки в развитие этого жанра.
Понятие «природоведческая литература» охватывает произведения самого разного характера. Это познавательные беседы по зоологии и биологии, рассказы и повести о животных, описания явлений природы, природоведческие сказки. Популярность природоведческих тем объяснить не трудно - с представителями мира животных и растений ребенок встречается на каждому шагу, и интерес к ним сохраняется на протяжении всех детских лет.

Несомненно и патриотическое звучание такой литературы: она прививает любовь к своей стране и родному краю.

Читая книги талантливых писателей-натуралистов и зоологов, мы не только узнаем окружающий мир, но и начинаем лучше понимать жизнь.

Создателем природоведческой сказки по праву считают В.Бианки (1894-1959). Под его пером сказка перестала быть только носительницей морально-этических идей, она наполнилась естественно-научными знаниями (поэтому свои произведения Бианки называл «сказки– несказки»).

Важным достоинством сказки Бианки считал ее остросюжетность, эмоциональную насыщенность и близость к живой разговорной речи – наследство народной сказочной традиции.

Материалом послужили наблюдения над жизнью различных животных. Особенно много Бианки писал о птицах (отец писателя был известный орнитолог, шел по стопам отца). Приближенность к миру детства есть и в сказке «Приключения Муравьишки»(1936). Ее герой должен поспеть в муравейник до захода солнца – факт из жизни муравьев. В то же время в поведении героя есть явное сходство с ребенком, который торопится домой до наступления темноты и жалостливо просит о помощи у взрослых.


22. Произведения К.Г. Паустовского («Мещерская сторона», цикл рассказов «Летние дни»).
В рассказах К.Паустовского (1892-1968) описывается природа одного из уголков русской земли. У Паустовского он топографически определен – это Мещерский край, по имени которого назван цикл рассказов «Мещерская сторона» (1939). Там же происходят события других рассказов Паустовского. Писатель любит ссылаться на географические карты, упоминать местные названия, вспоминать о своих прогулках по мещерским лесам и болотам.

В рассказах, написанных для детей, Паустовский более внимательно относится к житейской стороне жизни (рассказы из сборника «Летний день», 1937). Но и в них писатель не отказывается от романтики. Романтическое и бытовое соединяются в образе рассказчика – любителя рыбалки и лесных походов. Путешествуя, автор испытывает состояние, которое сродни поэтическому восторгу. Весь мир, окружающий рыбака, видится в образах прекрасного –это и рыбки, тонкий дым облаков, холодные стебли лилий, треск костра, кряканье диких уток». Только родственный по духу человек может разделить этот восторг. Вот почему рядом с рассказчиком всегда его близкий друг, тоже романтик и любитель природы.

Поэтическое в рассказах Паустовского соседствует с будничным и житейским, и иногда это соседство выглядит комично. Сами происшествия, описанные в рассказах, не из числа романтических – кот съел рыбу («Кот-ворюга»), барсук обжег нос («Барсучий нос»). Но в каждом таком происшествии есть обязательно поэтические детали, в свете которых события получают особый смысл.

Кажется, что на всех персонажах в рассказах Паустовского и на всех событиях, описанных в них, падает отсвет этой необыкновенной красоты.

Как и в страданиях несчастного барсука, который сунул нос в горячую картошку («Барсучий нос») и обжег его. Барсук «смотрел на нас круглыми и мокрыми глазами, стонал и облизывал своим шершавым языком больной нос. Он как будто просил о помощи, но мы ничем не могли ему помочь».

Есть что-то романтическое и в облике кота из рассказа «Кот-ворюга», который в своих воровских проделках «потерял всякую совесть». Сравнение кота с бродягой и бандитом придают ему необыкновенную значительность, которая выглядит комично в отношении бездомного животного.

23. Творчество М.М. Пришвина для детей. АНАЛИЗ СКАЗКИ-БЫЛИ «КЛАДОВАЯ СОЛНЦА»
Общению человека с природой посвящены рассказы М.Пришвина (1873-1954). Природа в них является в конкретных образах – животного, растения, цветущего луга или сосновой рощи. Но в том-то и своеобразие рассказов Пришвина, что за конкретным и зримым кроется всеобщее. Это придает рассказам Пришвина особую глубину.

Рассказы Пришвина принадлежат к особому типу «охотничьих» рассказов, где речь идет не о победе над лесными обитателями, а о наблюдении и общении с животными.

Охотник в этих рассказах – это в первую очередь знаток и любитель природы, который «уходит» от цивилизации в мир естественной жизни. Именно она влечет охотника к себе, а не добыча или выгода. Поэтому так много рассказов о неудачной охоте, когда человек, охваченный эмоциональным порывом, отказывается от выстрела.

Сюжетные ситуации в рассказах Пришвина предельно просты. В рассказе «Лисичкин хлеб» маленькой девочке вкусным показался кусочек черного хлеба: ведь его «передала» ей из леса лисичка.

О том, как важна, а иногда и спасительна для человека связь с природой, рассказывает «Кладовая солнца»(1945). Все в этом произведении имеет двойственную природу (не случайно обозначение жанра произведения «быль-сказка»). Топографическая и временная определенность, а также достоверность в описаниях природы – все это из области были. Но многие образы в «Кладовой солнца» окружены сказочными ассоциациями.

Прежде всего это касается детей, напоминающих пару брата и сестры в русских народных сказках. Недаром даны детям и двойные имена: Митрашу называют «мужичок в мешочке», а Настю «золотая курочка». Есть двойные имена и у других персонажей сказки: матерого волка зовут Серым помещиком, а спасительницу детей старую охотничью собаку - Травкой.

Природа в «Кладовой солнца» одушевляется и кажется участницей происходящего, и это в духе сказки. Болотные елочки напоминают старушек, а люди сравниваются с животными. Ссора брата и сестры сопровождается переменами в окружающем мире: надвигается сумрак, поднимается ветер, доносится волчий вой. Но над гибельной разъединенностью поднимаются силы добра, то, что Пришвин называл «правдой вековечной суровой борьбы людей за любовь». Эта любовь связывает человека и зверя и является залогом продолжения жизни. Проявлением такой любви стала история спасения человека верной собакой. Наконец, о спасительной силе природы говорит и название произведения: «Кладовая солнца»: речь идет не только о залежах болотных богатств, но и о том, чем является для человека природа.

24. Дискуссия о сказке 20-30 гг. «Три толстяка» Ю.Олеша – первая советская сказка.
Детская литература 20-30-х годов: темы, проблемы. Это период бурного роста массовой литературы. Это приобрело катастрофический характер:

1) Усилился коммерческий интерес к книгоизданию для детей. (ради денег).

2) В 60-х годах 19 века усилились гонения на детскую литературу.

3) Усилилась цензура. Детская литература теряет этическую ценность.

Маршак назвал период – собачий. «Безлюдная пустыня».

Горький и Чуковский договорились начать деятельность по созданию детской литературы.

Чуковский пишет первую сказку «Крокодил».

Горький говорит, что нужно призывать бывалого человека, который все видел.

Маршак – будет создавать и сохранять детскую литературу.

Горький призывал в детскую литературу бывалых людей, которые имеют богатый опыт, которые могут ответить на волнующие ребенка вопросы.

 

Это золотой век русской литературы.

20-е годы – А.К. Толстой, А. Неверов, М. Пришвин, Житков, Паустовский, Гайдар и т.д.

Детская поэзия развивалась в направлениях:

1) Обэриуты – характерно развлекательное начало (Введенский, Заболоцкий).

2) Нравственное-дидактическая литература (Барто, Маршак).

3) Бурное развитие научно-познавательной литературы.

4) Появляются автобиографические повести о детстве: Гайдар, Кассиль, Катаев.

5) 20-е годы – гонение на сказку, 30-е годы – расцвет

6) Природоведческая тема (Житков, Бианки).

Детская литература 30-х годов являлась пристанищем для многих писателей, так как она была освобождена от жесткого регламента.До 33 года – сказка была на условиях «падчерицы».

В 36 году – сказка была узаконена.

Истинный расцвет сказки – это 30-е годы. Это золотой век сказки.

20-е годы – жизнь сказки непростая. Это время, когда в Харькове историки объявили запрет на сказку.

20-е годы – идет борьба против сказки. Считали, что ребенку сказка не нужна, что сказка отжила свое.

Родина – Одесса. Был сотрудником газеты «Гудок». Писал под псевдонимом - Зубило.

23 год – замысел сказки «Три толстяка». Имеет романтическую историю создания. Олеша увидел девочку, которая читала сказки Андерсена, ему тоже захотелось написать, чтобы так же с увлечением читали.

28 год – опубликование сказки.

Жила сказка в 2-х направлениях:

1) Получила большую популярность. Все ставили эту сказку.

2) Начальники: «Детям этот роман не принесен никакой пользы».

Начинается остроумно – «время волшебников прошло…» - придумал, чтобы обмануть, то есть отрицает чудеса.

Сюжет связан с разлученной сестрой и братом.

Здесь разыгрываются батальные сцены, где аллегорически изображается борьба бедных и богатых.

ЖАНР: это синтез романтического, авантюрного, приключенческого романа – фельетона и прозаического сценария циркового представления.

Действие развивается активно, поэтому ребенку интересно читать.

Система героев построена на контрасте и параллелях (рабочие и буржуа, актеры и гвардейцы).

Суок и Тутти – самые яркие герои.

Герой – это маски, это гротес-е типажи на богачей (Ухо в виде вареника).

Мотив одухотворенного человека и механической куклы. Из Тутти пытались сделать механическую куклу. Живых детей ему заменяет зверинец.

Суок воплощает нежное начало.

И все-таки волшебство в этой сказке есть: оно заключается в неповторимом ее языке, небывалых метафорах, делающих эту книгу каким-то кладезем неисчерпаемых возможностей языка. Но если начать приводить метафоры из текста, то на это уйдут многие и многие страницы.

25. Развитие жанра сказки в 30 годы. Своеобразие сказки, имеющей литературный первоисточник (К.Коллоди – А.Н. Толстой, Ф. Баум – А.М. Волков, Энстей – Лагин).
20-е годы – жизнь сказки непростая. Это время, когда в Харькове историки объявили запрет на сказку.

20-е годы – идет борьба против сказки. Считали, что ребенку сказка не нужна, что сказка отжила свое.

Из библиотек изымались сказки (кроме Пушкина). Сказки Маршака изгоняли из детского чтения, а также Чуковского «Мойдодыр» осуждена за то, что в ней, якобы, оскорбили трубочистов.

Больше всех запрещалась «Муха-цокотуха» - на том основании, что муха – это переодетая принцесса, а комар принц; жуки рогатые – мужики богатые. Всех призывали бороться с чуковщиной.

В борьбу за сказку вступился М. Горький. Он утверждает, что ребенку биологически нужна игра. С ребенком нужно говорить забавно.

До 33 года – сказка была на условиях «падчерицы».

В 36 году – сказка была узаконена.

Истинный расцвет сказки – это 30-е годы. Это золотой век сказки.

Выходит одна ярче другой.

«Буратино» - А. Толстой.

«Капитан Врунгель» - А. Некрасов.

«Старик Хоттабыч» - Лагин.

Особенности:

- все почти восходят к фольклорным сюжетам других стран. Это сказки-ремейки (на основе известного сюжета).

«Старик Хоттабыч» - Энстейн «Медный кувшин».

«Волшебник изумрудного города» - «Волшебник страны ОЗ»

«Буратино» - Пиноккио.

30-е годы связаны с социальной окраской произведения. Социальные мотивы сказок явно обозначены самим автором или в предисловии, или в сюжете.

1) Мотив денег («Старик Хоттабыч» - сначала в предисловии, а потом в сюжете. «Снежная королева» - вводит коммерческого советника, который хочет купить розовый куст. «Золотой ключик» - страна дураков, полон социальных контрастов).

2) Тема коллектива. Герои не в одиночку совершают свои подвиги. Заложил эту традицию Ю. Олеша.

26. Своеобразие творчества А. Грина. Анализ сказки-феерии «Алые паруса»

Все творчество Грина – это мечта о том прекрасном и таинственном мире, где живут чудесные, великодушные герои, где добро побеждает зло, а всё задуманное сбывается. Писателя иногда называли «странный сказочник», однако Грин писал не сказки, а самые что ни есть реальные произведения. Только он придумывал своим героям и тем местам, где они жили, экзотические имена и названия – Ассоль, Грэй, Лисс, Каперна. Всё остальное Александр Степанович брал из жизни. Правда, её он описывал красивой, полной романтических приключений и событий, такой, о какой мечтают все люди.

Грин прожил как бы две жизни. Одна, реальная, была тяжёлой и безрадостной. Но зато в мечтах и в своих произведениях он вместе со своими героями странствовал по морским просторам, гулял по сказочным городам…

Некоторые критики полагают, что Грин потому и писал такие произведения, что стремился обогатить, украсить «томительно бедную жизнь» своими «красивыми выдумками». (4.с.392)

Известный писатель Эдуард Багрицкий писал: «А. Грин – один из любимейших авторов моей молодости. Он научил меня мужеству и радости жизни»(4.с.393). Грин создавал свой мир, свою воображаемую страну, которой нет на географической карте, но которая – и он это знал точно – существует в воображении всех молодых людей.

К. Паустовский писал, что «после рассказов Грина хочется увидеть весь земной шар – не выдуманные им страны, а настоящие, подлинные, полные света, лесов, разноязычного шума гаваней, человеческих страстей и любви» (5с.6).

Грин много раз испытывает всех своих героев в «исключительных обстоятельствах устремления к цели» Его сюжеты и характеристики не просто исчерпывают потенциал персонажей «до дна». Чудесно и убедительно говорит он о неисчерпаемости, о безграничной энергии человеческого духа и тела. Не удивительно внимание психофизиологов к творчеству Грина, к его угадыванию задатков и проявлений человеческой натуры в процессе отношений с действительностью. Будучи художником, Грин умеет чувствовать краски жизни и природы, окружающие его. Мир художников удивителен, в нем умело перекидываются мосты к небывалому, о котором до поры еще ничего не известно ни в теории, ни в практике человечества. Безусловно, все эти особенности говорят о романтической основе творчества А. Грина. Романтизму Грина не громогласно сказать о себе «мир огромив мощью голоса». Но, не говоря ни слова, писатель открывает его в своих произведениях, одним из которых являются «Алые паруса».

Камерность видения и отображения, но эта камерность особого рода. Грин поэтизировал совершенство отдельного человека в убеждении, что совершенство, вооруженное сознанием собственной силы, действует неотразимо. Искусство в страстной практике Грина – это «сверкающая человеческая душа, выраженная художественным усилием», а Грин приравнивает дар воображения к «слиянию небесной зари» (3.с.93).

В стиле Грина непрерывно взаимодействуют эмоция и рассудок, трудноуловимое впечатление и глубоко обдуманное доказательство. Этой особенности подчиняются сюжет, образ, фраза.

В произведении «Алые паруса» Грин показал в своих сказочных образах и выдумках, что «сбывается фантазия всегда, но сбывается именно как то «ассоциативно-возможное», что заложено в самих условиях не только твоего существования, но и существования твоей среды» (3.с.97).

Более того, анализ творческого наследия Грина показывает, что многие из его рассказов по формальным признакам - необычность имен, обстановки, некоторая усложненность развития действия и т. п.- относятся нередко к числу романтических произведений, но по содержанию, по идее своей они совершенно реалистичны. Что такое, по существу, рассказ «Рене», как не вполне реалистическая. Однако вряд ли можно видеть в таких рассказах, как «Возвращение» и «Комендант порта», якобы наметившийся переход Грина к реализму (М. Слонимский. Александр Грин). Усиление реалистических черт в тех или иных его рассказах (причем не только поздних) зависело прежде всего от содержания каждого отдельного произведения и от задач, кото рые автор ставил перед собой. Основная же тональность новеллы была в большей или меньшей степени насыщена романтикой. Это история женской любви - оскорбленной и отомстившей, но до конца верной; или «Бродяга и начальник тюрьмы» - небольшой этюд о жарком весеннем солнце, словоохотливом заключенном и ленивом, благодушном начальнике, уснувшем под настойчивый говорок арестованного бродяги; или «Шесть спичек»-драматическое повествование о двух потерпевших кораблекрушение моряках.

Можно было бы сказать, что во многих рассказах такого типа у Грина романтические характеры действуют в реалистических обстоятельствах.

Этим отнюдь не снимается вопрос о романтизме как методе гриновского творчества. Да, Грин - романтик по преимуществу, он навсегда остался верен романтическому методу (об этом говорит хотя бы последний незаконченный роман «Недотрога»), но реалистические рассказы он писал на протяжении всего своего творческого пути одновременно с рассказами романтическими. К реалистическим произведениям Грина сложилось отношение как к чему-то второстепенному. Причина этого скорее всего в том, что подавляющее большинство из них почти не переиздавалось и не изучалось критикой. И хотя они действительно составляют лишь небольшую часть наследия Грина, они точно так же характеризуют творческий путь писателя, как и романтические произведения, составляющие основу прозы.

Достаточно сказать, что почти из 500 рассказов Грина в полном собрании сочинений в 6 томах (изд-во «Правда», 1965) опубликовано только 170, а из числа последних более 50 рассказов публиковались только один раз при жизни автора. И в основном это рассказы именно реалистического плана. Еще А. Рос-кин писал, что его «ранние вещи, с уклоном в бытовизм, ныне прочно забыты».

Когда в суровом и голодном 1921 г. Грин написал феерию «Алые паруса», многие удивились: как мог писатель в это время создать такую светлую, лирическую сказку?

Однако эта феерия - не волшебная сказка о неведомом мире, где таинственный принц принес Золушке хрустальный башмачок. Это сказка о современной ему действительности, но только увиденной глазами волшебника. Поэтому что-то неуловимо изменилось в этой действительности: что-то отошло в тень, а что-то осветилось ярче, изменились краски, чуть сместились события, появились новые имена и названия. Но сохранилась реальная жизненная основа, на которой выросла сказка, и мы сегодня воспринимаем эту феерию как гимн романтике человеческих отношений. Пусть не было Каперны, не было Грэя и Ассоли, не было корабля с алыми парусами, но существовали и всегда будут существовать «Каперны», жили и будут жить «Ассоли» и «Грэи», плыли и будут плыть по морям «корабли с алыми парусами»,- все это было и будет на земле, пока на ней будут жить хорошие люди - романтики, умеющие так любить, так мечтать, так верить в исполнение мечты.

Романтическое восприятие мира проходит через все произведения Грина, однако его отношение к романтике менялось на протяжении лет, как менялось и отношение его к своим героям-романтикам.

Это можно особенно наглядно проследить на его романах. В «Алых парусах» Грин воспел мечту и людей, верящих в нее, но следующий роман - «Блистающий мир» - как бы зоркий взгляд в то далекое будущее, когда человек сумеет преодолеть силу земного притяжения и сможет свободно и легко летать,- резко отличается от «Алых парусов» явно ощущающимися нотами пессимизма. Грип видит трудности, встающие па пути человеческой мечты, понимает, что действительность в лице обыкновенных, заземленных людей будет яростно сопротивляться человеку, пытающемуся встать выше обыденщины.

Поэтому герой романа Друд чувствует себя хорошо только в отгороженном от действительности мире, полном музыки и покоя. Выходить за пределы этого замкнутого мира он не хочет и в одном из столкновений с действительностью погибает. Человек-птица, воплощенная мечта - гибнет, а люди, его погубившие, живут, и как будто ничего не изменилось. Стоило ли мечтать?

В романе чувствуется жизненная усталость автора, потеря перспективы, беспомощность его перед ударами действительности. Возможно, это объясняется временным подъемом новой мелкой буржуазии, порожденной нэпом и вызвавшей на какое-то время у писателя ощущение бессилия мечты перед торжеством мещанства, возомнившего себя хозяином жизни.

Однако этот пессимизм не надолго. Уже в «Золотой цепи», хотя и омраченной смертью Ганувера, торжествуют ноты оптимизма. Роман этот, как обычно у Грина, авантюрно-приключенческий, но в лучшем смысле этого слова, потому что главное в нем - не случайная находка Ганувером золотой якорной, цепи, не описание его сказочного дворца и даже не охота группки авантюристов за несметными богатствами героя. Все это - лишь занимательный фон для яркого изображения людских характеров, для утверждения старой излюбленной идеи Грина - добро всегда восторжествует, зло должно быть повержено. И как ясные звезды на чистом ночном небе, всегда будут светить людям дела и души хороших людей. Этот лиризм изложения, напряженность эмоций, чистота помыслов положительных героев, их верность, преданность, искренность переживаний - все это составляет основу содержания «Золотой цепи».

 

27. Реальность революционных событий и романтика приключений в повести Вал.Петр. Катаева «Белеет парус одинокий».
Валентин Петрович Катаев на протяжении своей жизни не раз обращался к творчеству для детей. Родился в 1897 году в Одессе. Отец и мать – учителя. Не закончив гимназии, Катаев уходит добровольцем на фронт, пишет там стихи, делает прозаические зарисовки боевых событий и быта солдатской жизни..

Повесть «Белеет парус одинокий» была напечатана в журнале «Красная новь» и почти сразу же вышла отдельным изданием. Высокий пафос, жизненность фактов. Катаев – талантливый бытописец.

Автор рассказывает о героических событиях, происходивших в дни начала революции 1905 года.

Матрос Родион Жуков появляется в повести не часто, но ему принадлежит одно из главных мест в книге. Изображен приемом контраста – представление Пети об ужасном разбойнике и впечатление, которое производит матрос в действительности.

Приемом контраста создается психологический рисунок человека с «застенчивой улыбкой», смущенного собственным вторжением в дилижанс, где едет учитель Бачей с двумя детьми, и только из крайней опасности вынужденного остаться в нем. Так начинает разрушаться вымысел о разбойнике, созданный Петиным воображением и выписывает реальный образ Жукова.

В сцене преследования матроса «усатым» на пароходе «Тургенев» раскрывается отчаянная смелость Жукова, находчивость.

Каждой сценой появления матроса приближая его к читателю и углубляя психологический рисунок этого образа.

Катаев сумел по-новому показать взаимоотношения детей различных слоев дореволюционного русского общества.

Повесть Катаева – одна из книг, по духу своему полимизирующих со скукой дореволюционных благонравных и благонамеренных персонажей. Отношения Гаврика и Пети – это нормальные отношения ребят примерно одинаковых по возрасту. Каждый из них интересен сам по себе.

С большим мастерством Катаев сложность духовного мира Пети, многообразие его переживаний. «Он всей душой почувствовал себя совершенно чужим в этом холодном и пустынном мире раннего утра».

Когда автор создает характер Гаврика, то избирает более лаконичные средства художественной выразительности, несколько скупых, но точных деталей.

Автор не овзросляет своих героев насильственно, он показывает, как даже в самое трудное для Гаврика время, когда многое приходилось решать самому, мальчик с увлечением «исследует» Петину гимназическую фуражку.

Умение показать, что дети остаются детьми даже в самых тяжелых условиях жизни, роднит его эстетическую концепцию с той, которая характерна для Горького, Гайдара, Кассиля.

28. Арк.Петр. Гайдар. Особенности творческой манеры. Круг идей, образов. Споры о Гайдаре сегодня. АНАЛИЗ ОДНОЙ ИЗ ПОВЕСТЕЙ
Две страсти манили Аркадия Голикова с детства — приключения и книги. Когда ему было десять лет, он попытался сбежать на фронт, в двенадцать лет с оружием патрулировал улипы Арзамаса — города своего детства, в тринадцать был впервые ранен — ножом в грудь, а в четырнадцать вступил в РКП(б) и уехал на фронт — адъютантом командира особого отряда. Его родители — типичные провинциальные интеллигенты — еще в 1905— 1907 годах помогали революционному подполью. Аркадий пошел по их стопам (из партии он будет исключен за превышение командирских полномочий, да так и не восстановится в ее рядах). Образование будущий писатель получил во многом благодаря отцу и матери (Петр Исидорович, выходец из солдатско-крестьян- ского рода, работал учителем, а Наталья Аркадьевна, дворянка, выучила детей французскому языку). Повезло Аркадию и в Арзамасском реальном училище, в котором он учился в 1914—1918 годах: там преподавали талантливые и свободомыслящие люди. Круг чтения был традиционным для мальчиков того времени — русская эпическая классика, прежде всего Гоголь, и переводная приключенческая беллетристика, в особенности Марк Твен.

Первые стихи Аркадий Голиков опубликовал в арзамасской газете «Молот», где недолго работал секретарем.

Аркадий Гайдар — писатель с военным типом мышления. В его повестях и рассказах сушествуют только два состояния страны и народа — война и мир. Главные герои Гайдара, как правило, не привязаны к дому и всегда готовы к решительным действиям. Дети растут новыми бойцами, и для них очень важен пример отцов. Даже пейзажи и интерьеры у Гайдара строятся на контрасте спокойствия и тревоги. Основой повестей, рассказов и сказок писателя являлся детективно-приключенческий жанр, во всяком случае в них почти всегда присутствует тайна — мальчишеская или взрослая. Лучше всего писателю удавались образы «мальчишей», легко уходящих от игр и проказ в полную опасностей взрослую жизнь, выбирающих нравственным чутьем свой путь в ней. В рассказе «Патроны» (1926) писатель выделил главную свою тему — дети и война.

Во всех произведениях Гайдара дети и подростки, хотя и не лишены недостатков, в целом воплощают идеал человека. В их нравственном мире война отражается более чистой, они вносят в нее этику игры: «Р. В. С.» (1926), повесть «На графских развалинах» (1928). Гайдар хорошо чувствовал своего читателя, нюансы его возрастного восприятия. Так, рассказы-миниатюры «Василий Крюков», «Поход», «Маруся», «Совесть» (1939—1940), адресованные детям дошкольного возраста, отличаются простотой и занимательностью.

Дети и подростки в изображении писателя всегда точно определены по возрасту, тогда как герои-взрослые разделяются прежде всего по социально-идеологическим признакам. Не менее достоверна психологическая разница между мальчиками и девочками, разница в их поведении. Лукавый ум и необдуманность поступков, отчаянность и живой страх, чистая вера и наивные заблуждения — эти и другие противоречивые черты характеризуют гайдаровских мальчишек и красноармейцев, вроде Бумбараша из одноименной неоконченной повести.

Герои Гайдара, живущие в 30-е годы, в целом отличаются большей внутренней взрослостью, серьезностью. Это дети, сознательно готовящиеся сменить взрослых на боевом или трудовом посту, и взрослые, прошедшие суровую школу испытаний и передающие свои идеалы подрастающему поколению.

Одно из лучших произведений писателя — рассказ «Голубая чашка» (1936) — отличается глубиной психологического подтекста, лиризмом и сказовой манерой повествования.

В советской детской литературе Гайдар утвердил образ ребенка — героической жертвы. Наиболее показательное в этом плане произведение — повесть «Военная тайна» с включенной «Сказкой о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове». Отдельно эта сказка появилась еще в 1933 году. В ней был окончательно сформирован гайдаровский миф о гражданской войне, и в его основу легло противоречие между недопустимостью детской жертвы и принятием ее во имя высшей цели.

Опасности подстерегали детей и в мирное время: особенно волновала Гайдара судьба юного поколения, оставшегося в годы сталинских чисток без отцов. Этой очень опасной для писателя проблеме посвящена его повесть «Судьба барабанщика». Мальчики из рассказа «Чук и Гек» (1938) могут совершать ошибки, но без трагических последствий, потому что на охране их детства — отец, Красная Армия, вся страна. Крепкое единство страны и семьи — таков идеал Гайдара, провозглашенный в пору жестоких противоречий между Советской страной и советской же семьей. Шли первые месяцы Великой Отечественной войны, когда «Пионерская правда» печатала сказку Аркадия Гайдара «Горячий камень». Главная мысль сказки сводится к тому, что всякий человек — в ранние или зрелые годы — однажды непременно обожжется о «горячий камень», символизирующий поиск смысла жизни. Заслуга А.П.Гайдара была в том, что он сумел решить сложнейшую для любого писателя проблему положительного героя — достоверного, живого и современного. Повесть «Тимур и его команда» (1939—1940) стала главной книгой пионерии на многие десятилетия, а имя Тимура — нарицательным. Повести о Тимуре Гараеве и его команде — пример настоящей литературной классики, способной оказывать большое воспитательное воздействие на читателей. Творчество Аркадия Гайдара ценно и отражением в нем драматических этапов нашей истории — от предреволюционных лет до начала Великой Отечественной войны. О чем мечтали люди и как осуществляли свои мечты, что они особо ценили и чего не замечали, в чем заблуждались, а что знали твердо, как устраивали быт, как теряли нажитое и обжитое — об этом и многом другом, о чем не поведают нам научные источники, мы узнаем из книг Гайдара.
КРАТКО: Крупным явлением в детской литературе 1920-х-1930-х годов стала проза Аркадия Петровича Гайдара (1904-1941).

По-существу, его творчество стало летописью этих двух десятилетий. Первые повести Гайдара посвящены Гражданской войне: он был ее участником, оказавшись на фронте, когда ему было всего четырнадцать лет. Война многому его научила, сделала взрослым бойцом, но первые, почти детские впечатления, тоже остались навсегда в сознании. Гайдар с неиссякаемым интересом следил за жизнью страны, за тем, как она менялась. Но не менее интересны для него были люди – поколение взрослых и еще больше – поколение растущих.

ТИМУР И ЕГО КОМАНДА
В основу сюжета повести Гайдар положил историю игры, которую затеяла летом группа ребят в одном из подмосковных дачных поселков. Герои произведения живут в тревожной атмосфере предвоенного времени, где-то уже идет война, и поэтому игра Тимура и его друзей имеет большую серьезную цель -- помощь семьям тех, кто находится в Красной Армии. Через историю этой игры, вокруг которой завязываются и определяются в повести главные сюжетные конфликты, Гайдар, собственно говоря, и решает основную тему произведения -- тему воспитания современного ребенка.

Создавая повесть о Тимуре, писатель несомненно отчетливо представлял себе всю важность и значительность игры в жизни ребенка. Нетрудно заметить, что многие герои других его произведений также постоянно участвуют в играх, причем большей частью в таких, которые копируют жизнь, вовлекают ребенка в большие жизненно важные дела («Военная тайна»).

Так он пришел к мысли о возможности создания новой формы игры, принципиально отличающейся от многих прежних детских игр своим ярко выраженным общественным характером, слиянием ее с жизнью.

Во взглядах Гайдара на игру, на ее серьезное значение в воспитании инициативы, сплоченности, пробуждении общественных интересов детей нашли художественное выражение важнейшие принципы передовой педагогической мысли и педагогической науки.

Так же, как и другие писатели, он развивает в своем произведении замечательную мысль А. С. Макаренко о том, что в настоящей игре у ребенка вырабатывается правильное отношение к людям, к коллективу, черты будущего характера.

В игре, которую ведут герои книги, есть одна очень примечательная особенность: ребята не имитируют, не изображают реальное, настоящее дело, а творят его; игра и дело здесь переплетены, слиты воедино. Игра Тимура и его друзей не может существовать без тех серьезных жизненных целей, которые в ней реализуются; но и практические дела ребят были бы невозможны, если бы они не оказались органически включенными в увлекательную игру.

На какое-то время игра захватывает всю жизнь членов тимуровской команды, становится формой проявления их общественных интересов; в ней находит выражение тяга детей к общественной деятельности. Через игру Гайдар приводит своих героев к осознанию необходимости настоящего дела, к пониманию этого дела, как радостного и желаемого. Удивительный секрет успеха «Тимура и его команды» заключается в том, что Гайдар сумел подойти к принципиальному разговору о высоких моральных нормах, требованиях, предъявляемых к человеку в обществе, так же легко, просто и естественно, как это сделал Маяковский в стихотворении «Что такое хорошо и что такое плохо».

Гайдар строит книгу так, что смысл деятельности Тимура и его друзей открывается читателю не сразу. Вместе с героиней произведения Женей Александровой читатель приходит к постепенному уяснению всего происходящего, к неожиданным открытиям.

Гайдар на протяжении всей повести сталкивает героев игры со взрослыми -- с людьми разных профессий, возрастов, характеров. Отношения Тимура и его команды с миром взрослых иногда очень сложны. Они затруднены тем, что все дела ребят окружены тайной, что истинный смысл этих дел скрыт от окружающих, непонятен им. Это, естественно, приводит к недоразумениям, досадным ошибкам, прямым столкновениям. Не все взрослые способны серьезно и вдумчиво отнестись к тому, что они видят. Тимур и его друзья ведут игру настолько новую, необычную, не укладывающуюся в привычные представления о детском времяпрепровождении, что взрослым она часто кажется не только странной, но и подозрительно-опасной. Характерен в этом отношении разговор между Тимуром и его дядей. Тимур спрашивает, что делал дядя и его товарищи, когда они были мальчишками. «--Мы?..--отвечает дядя.--Мы бегали, скакали, лазили по крышам; бывало, что и дрались. Но наши игры были просты и всем понятны».

И все-таки, несмотря на отрицательное отношение некоторых взрослых к игре Тимура и его команды, Гайдар на протяжении всей повести упорно проводит мысль о том, что эта игра неразрывно связана с делами всей страны. В ней, как в капле воды, отражаются отношения, типичные для социалистического общества в целом.

Главным героем повести является, конечно, Тимур -- обаятельный мечтатель и фантазер, -- настоящий вожак ребят. Он обладает чудесными человеческими качествами -- мужеством, непоколебимой выдержкой, душевной широтой, жизнерадостностью. И в то же время Тимур обыкновенный и славный мальчишка, равный среди равных, выделяющийся среди остальных лишь большими организаторскими способностями, большой ясностью видения мира. Он прост в обращении со своими товарищами, и они охотно и весело подчиняются ему, как вообще подчиняются дети в серьезной и честной игре выбранному ими командиру. Это действительно тот герой, который, не совершая двенадцати подвигов Геркулеса, возбуждает одобрение, восхищение, стремление к подражанию.

29. Проблема формирования характера, тема чести и бесчестия в романе Вен.Алекс. Каверина «Два капитана».
Его роман частично автобиографичен.

1 книга – 1938.

2 книга – 1944.

Прототипы.

КАПИТАН ТАТАРИНОВ:

1) Полярный геолог Русанов. В экспедиции у него погибли все люди. «Геркулес».

2) Экспедиция Брусилова. Почти все погибли. «Св. Анна».

3) Экспедиция Седова. У него было плохое снаряжение.

 

Образ капитана собирательный и создается образ мужественного человека, благородного человека. Был не только мореплавателем, но и ученый (писал книги о природе, сделал открытие о льдах).

Капитан Татаринов был духовным отцом Сани.

САНЯ

1) Профессор-генетик Михаил Лобашев. Был до 9 лет немым, жил в коммуне. 1 книга.

2) Клебанов – полярный летчит, героически погибший. 2 книга.

 

Псков – прототип города Энска.

Характеры капитана Татаринова и Сани похожи – целеустремленность.

Саня хочет восстановить честь Капитана Татаринова в глазах России, поэтому идет в экспедицию.

 

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ГЕРОЙ

Н.А. ТАТАРИНОВ – нажился на своем двоюродном брате, который погиб в экспедиции.

РОМАШКА – непорядочный человек. Доносчик, предатель. Всю свою жизнь копил деньги.

На первый план выходит проблема чести.

Девиз Каверина: «Быть честным, не притворяться, стараться говорить правду и оставаться самим собой в сложных обстоятельствах».

3 девиза Сани Григорьева:

1) «Бороться, искать, найти и не сдаваться».

2) «Если быть, то быть лучшим».

3) «Не делать половинных прыжков», «Вперед!»

Проблема несправедливости: знал убийцу, но не мог сказать.

30. Тема первой любви в повести Р.Фраермана «Дикая собака Динго…». Образ главной героини, изображение её внутреннего мира.
Учился в железнодорожном техникуме. Был на Дальнем Востоке, началась гражданская война, полюбил ДВ.

1938 – «Дикая собака Динго».
Время действия – накануне ВОВ.

Фраерман занимается очень редким – воспитанием чувств.

Тема первой юношеской, романтической любви.

Ставил задачу – показать зарождение чистой, высокой любви.

Параллельно ставит проблему семейных обстоятельств (Колю воспитывает отец Тани).

Его герои – обычные люди.

Писатель открывает перед нами мир детской души с её необъяснимым порывами, мечтами, восхищением жизнью, ненавистью, радостями и горестями.

Главная героиня – Таня. Автор сначала не называет даже имени, для него важна гармония между человеком и природой.

Она одинока. И в этом её несчастье. У девочки есть дом, мама (правда, она все время на работе в больнице), друг Филька, нянька, кошка и др.

Целый мир. Но все это не заменит отца, которого Таня не знает совсем и который живет далеко-далеко.

Коля становится для неё объектом злорадства, агрессии, гнева.

Затем понимает, что любит его.

Она понимает, что мать тоже любит отца, который не сможет стать другом для неё, как Филька.

Героем должна быть девочка честная, смелая, нежная, и чувство должно быть высоким и светлым. (Фраерман).

Date: 2016-05-23; view: 7477; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию