Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мир животных в произведениях А.П. Чехова. Приёмы изображения животных в рассказах «Каштанка», «Белолобый»





Представить детям мироощущение животного Чехов стремился в двух своих «специально» детских рассказах, которые он называл «две сказки из собачьей жизни». «Белолобый» был первым и, по существу, единственным рассказом, созданным Чеховым для детей; он был напечатан в журнале «Детское чтение». «Каштанка» же явилась переделкой для детей «взрослого» произведения.

В «Белолобом» (1895) очеловечен даже не столько щенок с белым пятном на лбу, сколько голодная волчица. Перед нами целая гамма ее переживаний: она «думает», «вспоминает», «решает». Побывавший в ее логове щенок остался в живых только потому, что ей «по слабости здоровья» показался противным его запах. Правдоподобие «чувствований» животных усиливается благодаря реалистическим картинам жизни леса: «Уже светало, и когда волчиха пробиралась к себе густым осинником, то было видно отчетливо каждую осинку, и уже просыпались тетерева и часто вспархивали красивые петухи, обеспокоенные неосторожными прыжками и лаем щенка». Тонкая обрисовка психического мира, настроений животного присутствует и в «Каштанке» (1887, 1891). Один из рецензентов писал, что это не только детский рассказ: в нем так много прекрасных чеховских деталей и тонких психологических нюансов, что рассказ вполне достоин внимания взрослых.

«Каштанка» воплощает мысль автора о гуманном отношении к животным. Чехов считал, что воспитание и надо начинать с общения с домашними животными, чье присутствие благотворно влияет на детей.

Чехову всегда нравился цирк, поэтому он и выбрал сюжет, связанный с цирком. История кажется простой: жила-была у столяра собака, он и его сын Федюшка ее любили; но вот она потерялась, попала к дрессировщику, и тот решил сделать из нее «артистку». Рассказ построен на контрасте между прежней жизнь Каштанки в столярной мастерской и незнакомым ей миром, вызывающим у нее новые и очень сильные ощущения. Знакомство с гусем Иваном Ивановичем и котом Федором Тимофеевичем, огни арены, вдруг преобразившийся до неузнаваемости новый ее хозяин... Сколько поводов для размышлений, удивления, опасений! Но при всей сложности изображенной писателем очеловеченной психики животного Каштанка остается в пределах своих «собачьих» возможностей и черт характера. Потерявшись, она ищет хозяина по запаху его следов. В «беспокойную ночь», когда умер гусь Иван Иванович, ее мучает предчувствие: «Почему-то она думала, что в эту ночь должно непременно произойти что-то очень худое...» И она воет «тихо и на разные голоса». А после возвращения к прежним, любимым ею хозяевам яркая цирковая жизнь, веселое учение, даже вкусные обеды представляются ей лишь как «длинный, перепутанный, тяжелый сон».

Несмотря на присутствие в рассказе грустных эпизодов, он оставляет в целом светлое ощущение. Причина прежде всего в том, что люди в «Каштанке» добры и милосердны к животным, даже стараются понять их.

Все написанное Чеховым о детях и для детей как бы подводило итог достижениям русской детской литературы XIX века. И в то же время чеховское «детское» творчество определяло уровень требований к писателям следующих поколений.

КРАТКО: 1860-1904. В Каштанке и Белолобом Чехов пользуется широко распространенным в худ литературе способом изображения животных – приемом антропоморфизма, т.е. очеловечивания. В этом случае животные наделяются способностями человека размышлять и переживать. События и человеческие характеры в произведении раскрываются через восприятие животных такой худ прием дает возможность писателю глубже раскрыть отношения человека и животного. Прототипом незнакомца в каштанке является дрессировщик Дуров.

В «Белолобом» (1895) очеловечен даже не столько щенок с белым пятном на лбу, сколько голодная волчица.

Перед нами целая гамма её переживаний: она «думает», «вспоминает», «решает» (прием антропоморфизма – очеловечивание животного).

«Каштанка» воплощает мысль автора о гуманном отношении к животным. Чехов считал, что воспитание и надо начинать с общения с домашними животными, чье присутствие благотворно влияет на детей.

 

11. Традиции и новаторство повести Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы».
1852-1906. из Одессы. Он писатель «2 эшелона». Но он беспечно талантливый писатель. Прожил яркую жизнь. Талантливый инженер. Из знатного рода. Отец – генерал. Гарин – псевдоним – его так звали дома. Отец заслужил расположение царя.

Г-м задумал тетралогию: 93-«Гимназисты», 95-«Студенты». 4 книга не закончена. «Инженеры» - эпопея развивается в русле семейных отношений. Он знаток детства. Все дети заслуживают счастливого детства. Показывал хрупкость мира ребенка. И порочность системы воспитания.

«Детство Темы». 1 глава. Тема, 8 лет – порывистый, неусидчивый мальчик. Г-М подробно показывает как ребенок попадает в беду (сломал цветок). Радость меняется на горе. Рисуется полота чувств. Страх наказания приводит ребенка к еще большим бедам. Но наказание неотвратимо. Эта система уродует ребенка. Г-М показывает как ребенок превращается в подлого звереныша. Мать – умная, терпеливая, чуткая. Страшно казнит себя за то, что она не заступилась. Она предпринимает меры для воспитания души ребенка. Она придумала хитрый педагогический прием (моется он один, на столе оставлен хлеб, приглушен свет). Мать рассчитала все мудро. Она умеет найти то слово, которое заставит думать над своими поступками. Тема приходит к матери и она находит способ найти подход к сердцу. Причину несчастий она находит в его трусости. Это годы учения. Тема отправляется в гимназию. Он имел много несчастий (3 года). Первый день в гимназии. Подробно рассматривается как собираются это отметить домашние. Проводили с большим почетом. Вечером у калитки стоял Тема с мужчиной. На лице его стыд. Его выгнали из гимназии. Друг Иванов открыл Теме духовную жизнь. Приучил к чтению. Дружба принесла и драматические события. Тема становится невольным предателем. Низость поступка рисуется символическим образом («Тема и Жучка») – смрад колодца – будет означать тупиковое состояние. Тема чувствует униженность. Дома он все не расскажет.

Невольно предал своего одноклассника. Тема чувствует униженность к себе. Иванов вел себя достойно – это унижает Тему. И только мать поняла Тему. И вечером к нему обратилась («Тема, расскажи всю правду»).

Передав всю истину, Тема опустил голову и заплакал. Мама начала успокаивать его и дала несколько советов. Повесть надо читать и детям, и взрослым.

Date: 2016-05-23; view: 13996; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию