Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нейропсихология нормы. Проб лема ивдиввдуальных различий 7 pageВторое положение раскрывает характер связи между генетической программой и социальными влияниями в процессе психического развития ребенка. Взаимодействие между морфогенезом мозга и формированием психики является двусторонним: для развития определенных функций необходима соответствующая зрелость различных структур головного мозга, в то же время активная адресация к со- 1 Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1996. № 2, С.46—50.
ответе! вутощим структурам (тренинг, обучение и т.д.) влияет на их созревание (Л.С.Выготский, 1956, П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, С И.Карпова, 1978, С.Л. Рубинштейн, 1940) Таким образом, в процессе психического развития необходимо соответствие между возможностями мозга ребенка и требованиями, предъявляемыми обучающими программами. Третье положение связано с теорией системной динамической локализации и принципом синдромного анализа высших психических функций (А Р.Лурия, 1968). Согласно представлениям А.Р.Лурия, структурной основой психических функций человека является объединение, констелляция различных отделов мозга в функциональные системы, где каждый отдел мозга вносит свой специфический вклад в работу всей системы и соответственно в целостное осуществление психической функции. Развивая это положение, можно сказать, что различные по составу объединения мозговых зон образуют нейрофизиологические функциональные системы, которые, в свою очередь, становятся структурной основой различных психических функции или психических функциональных систем (Ю В.Ми-кадзе, 1991) Нейропсихологический синдромный анализ, проводимый с помощью Луриевской батареи методик, позволяет решить проблему, связанную с определением состава мозговых зон, вовлекаемых в работу нейрофизиологических функциональных систем, и квалифицировать роль каждой из них в обеспечении целостного протекания различных психических процессов, входящих в психические функциональные системы. Он также позволяет установить связь обнаруживаемого при тестовом обследовании дефицита в выполнении того или иного задания с работой той или иной мозговой зоны. Гетерохрония роста и темпов созревания функциональных систем индивидуальна у каждого ребенка и детерминирует индивидуальные различия между детьми как в пределах одного возрастного этапа онтогенеза, так и на разных его этапах. Эти различия отражают степень зрелости мозговых структур (структурной основы психических функций) и проявляются в уровне сформированности (продуктивности) психических функций. Поскольку на морфогенез мозга оказывают влияние и генетические, и социальные факторы, то снижение уровня психического развития ребенка (т.е. сформированности различных психических процессов) по отношению к среднему уровню одно-возрастной популяции в силу экзогенных факторов позволяет говорить о дефиците психической составляющей онтогенеза, т.е. о недостаточности социальных воздействий. В случае снижения уровня психического развития из-за эндогенных факторов можно гоюрить о дефиците неврологической составляющей онтогенеза, т.е. об отставании в формировании структурной основы функциональных систем. Попытка практического использования рассмотренного подхода к диагностике индивидуальных особенностей онтогенеза у детей на основе анализа состояния нейрофизиологических и психических функциональных истем была реализована в экспериментальном обследовании школьников, проведенном по специально разработанной методике (Ю.В.Микад-зе, Н.К.Корсакова, 1994). Тестировались слухо-речевая и зрительная память, являющиеся базисными для начального периода обучения. Затем результаты тестирования подвергались нейропсихологическому синд-ромному анализу. Методика обследования состояла из ряда тестов, направленных на запоминание групп слов и фигурок, которые были объединены общими фонетическими, семантическими (слова) и графическими, перцептивными (фигурки) признаками. Обследовано 120 школьников из четырех возрастных групп (7, 8, 9 и 10 лет). Результаты выполнения тестов оценивались по специально разработанной системе качественных и количественных показателей. Для проведения синдромно-го анализа был выделен ряд параметров слухо-речевой и зрительной памяти, которые по данным нейропси-хологических исследований соотносятся с работой определенных зон мозга: эффективность заучивания, прочность следов, устойчивость к интерференции, объем непосредствекчой памяти, стабильность регуляции и контроля мнестической деятельности, наличие смыслового объединения стимулов, семантическая устойчивость, сохранение порядка и пространственных характеристик стимула (А.Р.Лурия, 1982; Н.К.Корсакова, ЛМ.Московичюте, 198В',А.Р.Лурия, 1968; Новые методы..., 1989; А.В.Семенович, 1991; Э.Г.Симерницкая, 1985; ЕЛХомская, 1987, 1991). После статистической обработки были получены средние показали выполнения тестов для двух видов памяти, а также по отдельным параметрам для каждого вида памяти. При сравнении индивидуальных и среднестатистических показателей и при наличии отклонений в индивидуальных показателях в сторону ухудшения можно говорить о присутствии «слабых», недостаточно сформированных звеньев структуры памяти, что, в свою очередь, может быть соотнесено с работой соответствующих зон мозга (нейрофизиологической функциональной системой). В целом была прослежена динамика изменений по всем показателям в сторону уменьшения количества ошибок (штрафных баллов) по мере увеличения возраста детей. Это расценивалось как возрастание уровня зрелости и сформированности соответствующих функциональных систем и психических функций. Результаты тестирования позволили выделить три группы детей: I. Школьники, у которых показатели выполнения тестов соответствовали нормативным (среднестатистическим). П. Дети, у которых есть отклонения от нормативных показателей в сторону ухудшения. Общее нейропсихо-логическое обследование не показало патологического изменения высших психических функций в этой группе и позволило определить условные границы, которые служили основанием для ее формирования. Такой вариант отклонений от нормативных данных расценивался как проявление несформированности функциональных систем, связанных с памятью, и был обозначен как иррегулярность психического развития (ИПР). Менее успешное выполнение заданий в этой группе не имеет патологической природы, носит преходящий характер и связано с индивидуальными особенностями онтогенеза, обусловленными эндогенными и/или экзогенными факторами. III. Дети со значительными отклонениями от нормативных показателей. Общее нейролсихоло-гическос обследование поставило вопрос о наличии у этих детей минимальных мозговых дифункций (ММД). ММД связаны с нарушением функционирования мозга в целом и/или нарушением функционирования отдельных его структур. Вследствие этого может начаться специфическое формирование функциональных систем, не характерное для данного возрастного периода и базирующееся на включении компенсаторных механизмов. Существует ряд классификаций нарушений психического развития детей (Т.А.Власова, М.С.Певзнер, 1973; Б.В.Лебединский, 1985). Существенным в них является выделение форм, носящих стойкий, необратимый характер. Выделенные выше ИПР и ММД, если их рассматривать в контексте этих классификаций, представляют собой пограничную форму отклонений, приближающуюся по некоторым своим характеристикам к задержанному развитию. В основе ИПР лежит дефицит, обусловленный недостаточной сформирован-ностью (зрелостью) функциональных систем, носящий обратимый характер и не связанный с патологией мозга или психики ребенка. В основе ММД лежат микрофункциональные нарушения структур мозга. Так, медицинские обследования выявили до 21% детей с такими нарушениями в детских садах и до 53% в детских домах (Э.Г.Симерницкая, 1991). Ко и в этом случае отклонения не носят фатального характера. Однако вопрос о том, можно ли рассматривать ИПР и ММД как задержку психического развития в устоявшемся значении этого термина остается открытым. Для получения выводов о мозговой организации функциональной системы памяти у обследуемого ребенка проводился синдромный анализ, основанный на сопоставлении показателей по различным параметрам слухо-речевой и зрительной памяти. Это позволяет оценить состояние функциональных систем памяти с точки зрения работы различных структур передних и задних отделов мозга, а также левого и правого полушарий мозга. Количественные показатели интегрируются в нейропсихологический профиль ребенка, на основании которого можно сделать вывод о «слабых» звеньях функциональных систем. Предварительные результаты позволяют говорить о том, что изложенная концепция нейропсихоло-гической диагностики может рассматриваться как один из подходов к проблеме школьной неуспеваемости, обусловленной индивидуальными особенностями в формировании функциональных систем в онтогенезе. Кроме этого она выступает как основа для разработки коррекционных процедур, определения тактики и стратегии тренинговой или реабилитационной работы. Другие возможные применения нейролсихологичес-кой диагностики — это выход на проблемы индивидуальных различий, одаренности, проблему специфики и нормального формирования нейрофизиологических и психических функциональных систем в онтогенезе.
РАЗДЕЛ 11
|