Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие информационного общества в мире и в Казахстане





Информационное общество возникает в рамках существующих индустриальных, новых индустриальных обществ с разной степенью интенсивности, но в соответствии с общими закономерностями развития. В таком обществе информационный сектор экономики, коммуникационные технологии оказывают решающее влияние на развитие стран, регионов.

Концепций, теорий, касающихся развития ИО, в настоящее время очень много. Практика развития стран на общеазиатском, общеевропейском и на национальном уровне – высвечивает реальные проблемы. В ХХ1 веке исследователи осмысливают, анализируют коммуникационные, технологические, культурные и социальные аспекты ИО через призму отдельно взятой страны, каждого региона в отдельности.

Явления переходного периода просматриваются во многих странах, что связано с закономерными изменениями цивилизации, с новой технологией информационных процессов, обмена информацией. И это позволяет утверждать, что характер средств массовой информации (СМИ) и структура доступа к информации сегодня меняются во всем мире (1).

По степени развитости трех направлений – компьютеризации, телекоммуникации, электронных СМК – можно в целом определить уровень экономических успехов той или иной страны, поскольку массовая коммуникация, цифровые системы передачи информации являются кровеносными артериями функционирования общества. Информационно-коммуникационный сектор возрос в два раза в балансе мировой экономики в 90-е годы. Как отмечает Международный Телекоммуникационный Союз, он (как часть глобальной экономики) оценивался в 1,5 трлн. долларов США. Причем на телекоммуникационный сектор приходится 46%, компьютеры - 33% и СМК - 21%.

Обретение Казахстаном независимости обусловило необходимость осмысления исторических, социально-экономических и культурно-информационных процессов в мире. Среди долгосрочных приоритетов до 2030 года в Послании народу Казахстана Президент Н.А.Назарбаев отметил важную роль коммуникационного развития в республике (2).

Глобальное информационное общество формируется локально и в разных странах этот процесс идет с различной степенью интенсивности и особенностями, движение к ИО – это общая тенденция как для развитых, так и для развивающихся стран. Каждая страна идет к ИО своим путем в зависимости от исторических, политических, социально-экономических и культурных условий. Анализ различных программ и концепций позволяет выявить следующие свойства, которые характерны при переходе к ИО:

- При разработке концепций перехода к ИО используется комплексный подход, основанный на поддержании баланса интересов государства, общества, бизнес сектора, личности.

- Экономика ИО – это экономика, основанная на информации и знаниях.

Информационное общество – это общество непрерывного обучения.

- Концепция ИО имеет гуманистическую направленность.

Термин «информационное общество» в 1966 году стал основным в докладе специальной группы по научным, техническим и экономическим исследованиям, созданной японским правительством для выработки перспектив развития экономики страны. Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили, что он характеризует общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. Стоимость пользования информационными услугами невысока, они доступны каждому.

В тот период в западной литературе считалось, что основой формирования информационного общества (ИО) является развитие вычислительной и информационной техники. Назывался и ряд других признаков: информация приобретает глобальный характер; на движение информационных потоков уже не оказывают существенного влияния государственные границы и различные барьеры; попытки ограничить свободное распространение информации наносит вред стране, стремящейся внести такого рода ограничения; значительно выросли возможности сбора, обработки, хранения, передачи информации, доступа к ней; увеличивается воздействие информации на развитие различных сфер человеческой деятельности; углубляется процесс децентрализации общества; происходит переход к новым формам занятости; идет процесс формирования новых трудовых ресурсов за счет увеличения количества занятых в информационной индустрии.

Понятия «информационная эра», «информационная культура», «высокоинформационное общество» (7) по заключенному в них смыслу аналогичны понятию «информационное общество».

Президент Института информационного общества, профессор университета Аомори - Йоней Масуда, который одним из первых попытался обосновать концепцию ИО в книге «Информационное общество как постиндустриальное общество» (1981) обозначал этим понятием способность общества к интеллектуальному творчеству, умственной созидательной деятельности вместо производства материальных благ. Не материальные, а информационные ценности, базирующиеся на системе компьютерно-коммуникационной технологии, считал ученый, являются движущей силой развития человеческого общества (8). Информация - это ядро экономических потребностей общества. И экономика и общество растут и развиваются вокруг этого ядра и важность информации как экономического продукта превысит важность товаров, энергии и услуг.

Единое информационное пространство, как отмечают исследователи Сеилов Ш.Ж, и Сарсенбаев А.С. в своей книге «Телерадиовещательный комплекс Республики Казахстан: проблемы и перспективы»,складывается из следующих основных компонентов:

1. Информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации.

2. Организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации.

3. Средства информационного взаимодействия граждан и организаций, в том числе программно-технические средства и организационно-нормативные документы, обеспечивающие доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих технологий.

Казахстан, идя в ногу со временем, нацелен следовать пути глобализации мировой экономики посредством диверсификации отраслей экономики и постепенного отхода от сырьевой направленности. Первоочередным шагом в этом направлении стало принятие Стратегии индустриально-инновационного развития республики на 2003-20015 годы. Основные ее положения были разработаны на основе Стратегии «Казахстан-2030» и других программных документов.

За последнее время телекоммуникационный рынок Казахстана изменился коренным образом. Темпы роста новых средств массовой коммуникации показывают, как велик спрос на информационные услуги. В стране активно развивается рынок сотовой связи.

Во исполнение Указа Президента РК «О Государственной программе формирования и развития национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан» от 16 марта 2001 года, правительством РК был утвержден План мероприятий по реализации Государственной программы формирования и развития национальной информационной инфраструктуры РК на 2001 -2003 годы».

 

Date: 2016-05-23; view: 669; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию