Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эволюция внешней политики России в 90-е гг. XX и в начале XXI столетий





На рубеже XX–XXI вв. Россия оказалась в тяжелом социально-экономическом положении. В результате военных действий, политических репрессий и голода страна потеряла около третьей части населения, а если учесть неродившихся, то около половины. Это значительно больше, чем всякое другое крупное государство. И до настоящего времени положение остается ненамного лучшим. Смертность в стране в 1,6 раза превышает рождаемость, а продолжительность жизни практически на 20 % уступает среднеевропейской. Крайне болезненно происходит формирование в России рыночной экономики. И до настоящего кризиса уровень жизни в России был значительно ниже, чем в других развитых и даже во многих развивающихся странах.Первый период президентства В.В. Путина (2000–2001 гг.) прошел при охлаждении отношений с США и более тесном сближении с Германией и Францией, не входящей в НАТО. В сентябре 2001 г., после трагедии в Нью-Йорке – теракта со взрывом небоскребов Всемирного торгового центра, отношения между двумя странами изменились. Две мировые державы – рФ и США – объединили свои усилия на почве борьбы с международным терроризмом. Но и в наши дни более прочному налаживанию отношений с европейским сообществом и США мешают разные подходы к чеченскому вопросу.Таким образом, уходящий XX в. оставил России очень тяжелое наследство:1) бедность большой части граждан России при значительной дифференциации доходов;2) высокую смертность и сокращение численности населения;3) экологические проблемы на большей части пригодной для жизни людей территории;4) иррациональную территориальную отраслевую структуру производства и расселения; 5) хронический дефицит бюджета;6) непомерную внешнюю и внутреннюю задолженность;7) криминализацию общества и экономики;8) общую нестабильность и социальную напряженность.Существуют позитивные условия для дальнейшего развития страны, а именно: 1) богатые и разнообразные природные ресурсы; 2) высокий образовательный уровень населения России; 3) значительный научный потенциал; 4) интеграция в мировое сообщество; 5) сравнительно благоприятные сложившиеся в стране геополитические условия; 6) в значительной мере реализованная, хотя и до конца не завершенная модификация командно-административной экономики в рыночную; 7) насыщенный рынок потребительских товаров и услуг; 8) конвертируемая, обеспеченная золотовалютными резервами национальная валюта;9) активный внешнеторговый баланс; 10) демократизация общественно-политической жизни.Будущее России, позитивный вариант развития видится политологам и экономистам в создании рыночной – регулируемой политике страны («социальный» вариант). Данный путь дальнейшего развития должен проходить с учетом:1) дальнейшего усиления государственного регулирования экономики;2) ускорения структурных преобразований;3) возрождения управляемости госсектором;4) применения индикативного планирования;5) развития адресной социальной защиты нуждающегося населения;6) активизации инвестиционной деятельности;7) формирования государственной стратегии развития общества и экономики.

71. Направленность и содержание современной социально-экономической политики и её итоги.

Социально-экономическая политика государства призвана обеспечить достижение общенациональных целей и соблюдение интересов каждого гражданина. Согласовать общественные и личные интересы можно лишь на основе разумного государственного регулирования экономикиСовременный этап социально-экономического развития России требует ориентировать экономическую политику на неуклонное сокращение существующего разрыва между Россией и наиболее развитыми странами мира. По сути, это означает необходимость выработки и осуществления стратегии, нацеленной на формирование современного постиндустриального общества. Экономическая политика, ориентированная на осуществление постиндустриального рывка, должна учитывать ряд принципиально важных условий, характерных для современного экономического роста. Первое. Необходимо достичь не просто высоких темпов экономического роста, но такого роста, который обеспечивал бы прогрессивные структурные сдвиги в российской экономике. Среднесрочная программа предполагает выработку инструментов экономического роста, удовлетворяющего следующим четырем критериям: 1) осуществляется высокими темпами, обеспечивая удвоение ВВП за 10 лет; 2) сопровождается прогрессивными структурными сдвигами (то есть обеспечивает диверсификацию) и повышает конкурентоспособность страны; 3) демонстрирует высокие темпы в среднесрочной и долгосрочной перспективе, то есть является устойчивым; 4) обеспечивает сближение по уровню экономического развития с наиболее развитыми странами (то есть темп роста является более высоким, чем среднемировой или чем темп роста в наиболее развитых странах). Второе. Современные экономические проблемы России не могут быть разрешены при помощи чисто экономических инструментов и институтов. Ключевое значение для решения экономических проблем имеют реформы, выходящие за рамки экономической сферы. Реальным «узким местом» является система правоприменения, прежде всего, судебная и правоохранительная системы. Страна подошла к такой фазе, когда дальнейшее экономическое развитие в значительной мере будет предопределяться состоянием институтов государственной власти. Устойчивое функционирование экономики невозможно без эффективного госаппарата, справедливого суда, достойной правоохранительной системы. Третье. Абсолютным приоритетом являются реформы секторов, связанных с развитием человеческого потенциала, прежде всего образования и здравоохранения. В этом состоит очевидное требование постиндустриальной эпохи. Главное конкурентное преимущество современной высокоразвитой страны связано с человеческой личностью и теми факторами, которые непосредственно связаны с жизнедеятельностью человека. К таковым относятся состояние сфер образования, здравоохранения, жилье. В этих секторах находится ключ к обеспечению высокого и устойчивого экономического роста в средне- и долгосрочной перспективе за счет повышения качества человеческого капитала, являющегося основным фактором развития на современном этапе. Четвертое. Осуществление любых мероприятий экономической политики не должно подрывать достигнутый уровень макроэкономической стабильности. Денежная и финансовая стабилизация является важнейшим достижением последнего десятилетия, важнейшим выгодным отличием России от многих других переходных экономик и важнейшим фактором формирования благоприятного инвестиционного климата. Главными факторами обеспечения макроэкономической стабильности в настоящее время являются приверженность Правительства РФ сбалансированной бюджетной политике, сохранение режима плавающего валютного курса и значительные золотовалютные резервы, последовательное снижение инфляции, а также наличие Стабилизационного фонда. Пятое. Ключевое значение в решении стоящих перед страной задач имеет состояние ее социально-экономических институтов. Коренное совершенствование институциональной системы становится реальным способом достижения целей, которые ставит перед собой Правительство РФ. Поэтому именно созданию новой институциональной структуры уделяется в настоящей Программе первостепенное внимание. Институциональные приоритеты, или создание четких и понятных «правил игры» для всех участников социально-экономической жизни, является общей базой для достижения целей социально-экономического развития. Стремительный рост сферы услуг и перерабатывающих отраслей в последние годы не привел к радикальному изменению структуры российской экономики. Несмотря на позитивные сдвиги, российская экономика в значительной мере зависит от экспорта топливно-энергетических ресурсов и, следовательно, от конъюнктуры цен в этом сегменте мирового рынка. Это является одним из серьезных источников потенциальной дестабилизации экономики России. Высокая зависимость от мировых цен на ограниченный круг товаров российского экспорта при высокой конъюнктуре этих цен создает серьезное искушение для наращивания бюджетных обязательств государства. Это тем более естественно, поскольку перед страной стоят серьезнейшие проблемы обеспечения безопасности и социальной стабильности, которые требуют значительных денежных вливаний. Однако в условиях крайне низкой предсказуемости колебаний цен на продукцию топливно-энергетического сектора курс на бюджетную экспансию был бы весьма опасен, подрывая макроэкономическую стабильность и повышая риски как для власти, так и для инвесторов. Другим проявлением неэффективной структуры российской экономики является низкая доля малых и средних предприятий, их реального вклада в экономику страны (доля в ВВП и в занятости). Существенная часть реального малого бизнеса остается «в тени», не регистрируясь и не платя налоги. Крайне низок уровень использования научных достижений в производстве — инноваций на российских предприятиях. Отсутствие эффективных связей между наукой и производством не позволяет российской экономике эффективно конкурировать в высокотехнологичных отраслях — отраслях с наиболее высоким уровнем добавленной стоимости. В последнее время экономический рост все больше сталкивается с проблемами развития транспортной сети, телекоммуникаций и связи, энергетики. Принятые за последние годы меры (в том числе по реформе естественных монополий) оказались недостаточными для притока инвестиций в эти сектора. Отчасти это является результатом отсутствия институциональных условий, способных обеспечить прозрачность принятия решений о направлении инвестирования, контроля за эффективным расходованием средств, отсутствия развитой системы частно-государственного партнерства.

Все эти вызовы задают систему рисков, с которыми будет сталкиваться дальнейшее развитие российской экономики. Неурегулированность перечисленных выше проблем и даже обострение некоторых из них требует внесения существенных корректив в социально-экономическую политику. Речь идет об исчерпании второго этапа реформ и необходимости перехода к третьему этапу социально-экономических преобразований.

72. Особенности развития стран Запада в Новое время.

XX век является особым периодом в истории человечества. Чаще он называется как Современная история. Границей этого времени считается окончание Первой мировой войны. Военное регулирование экономики и социальных отношений заложило основу современной социальной и экономической политики западных государств в период между Первой и Второй мировыми войнами. Появились государственные пенсии, выплаты выходного пособия при увольнении, оплачиваемые отпуска, пособия вдовам, сиротам и инвалидам. Была сформирована новая система международных отношений (версальско-вашингтонская). Она привела к серьёзным сдвигам в геополитической ситуации в Европе и мире. Распались Российская, Германская, Османская и Австро-Венгерская империи. Образовались новые государства на их месте. На первую роль выдвигаются США.

Сдвиги в политической и общественной жизни связанны с появлением и организационным оформлением двух полярных политических течений: крайне левого (коммунизм) и ультраправого (фашизм/национал-социализм). Подобных крайностей политическая жизнь Европы не знала.

Коммунизм в первую очередь привлекал рабочий класс. Его цель - мировая революция. Фашизм объединял самые разные слои населения недовольные беспорядком и хаосом в обществе, бесправным положением и национальным унижением.

Считается, что XX век характеризуется столкновением трёх групп противоположных тенденций:

  • 1. Интернационализм и национализм. Первый находит своё отражение в «14-и пунктах Вильсона», в деятельности социалистического интернационала. Под влиянием таких идей возникает СССР, Лига Наций и Европейский Союз. Национализм воплотился в теории и практике германского национал-социализма, он вылился в уничтожении целых народов, войны за пересмотр границ, распаде многонациональных империй на национальные государства и распаде колониальных империй. За интернационализмом стоят в первую очередь экономические соображения. За национализмом – стремление к обретению собственной национальной государственности.
  • 2. Противостояние тоталитаризма и демократии. В политическом отношении первую половину XX века считают периодом выделения демократического и авторитарного направлений. В каждом из этих двух направлений существовали различные, иногда конфликтующие течения. В ряде ведущих стран преобладали силы, которые шли по пути постепенных реформ (США, Великобритания, Франция, Швеция, Дания, Голландия). Эти политические силы признавали рыночную экономику и политическую демократию. Их поддерживали предприниматели, средние слои, интеллигенция, часть рабочего класса. Либерализм сформировал свои идеи прав и свобод личности, народного суверенитета, индивидуализма, парламентаризма, правового государства и разделения властей. Джон Кейнс (англ. экономист) считал, что принципы индивидуализма, свободной конкуренции и свободного рынка следует дополнить принципом государственного регулирования экономики и социальных отношений. Государство должно обеспечить всем гражданам необходимый уровень материального благосостояния. Необходимо повысить доходы рабочих и неработающих слоёв населения. Наиболее последовательно эта доктрина была реализована в США в период «нового курса» Рузвельта. Консерватизм отражает интересы привилегированных классов, положению которых угрожает объективная тенденция общественного развития. Консерваторы принимают идеи свободных рыночных отношений, выборности органов власти и даже некоторые положения теории Кейнса. Социал-демократия отражала интересы рабочего класса, позднее интеллигенции, служащих, фермеров. В 20-е -30-е гг. многие социал-демократические партии возглавляли правительство, либо имели большое количество мест в национальных парламентах. Эти партии, однако, возникли на основе марксизма и в 20-е -40-е гг. рассматривали социализм как вполне реальный.
  • 3. Противостояние капитализма и социализма. Воплощением реального социализма в этот период был СССР. Теория социализма существовала в программах социал-демократических, коммунистических партий Европы. В первый эшелон капиталистического развития вошли США, Великобритания, Франция, Германия и скандинавские страны. Второй эшелон включал в себя страны центральной, восточной и южной Европы. Круг этих стран постоянно расширялся. Различия между странами первых двух эшелонов постепенно стирались. Социальное, экономическое развитие стран запада характеризуется завершением складывания основных групп индустриального общества. Ведущие места занимал рабочий класс. Значительно сократился слой крестьянства, ремесленников, мелких торговцев. В результате промышленного развития формировался новый средний класс юристов, врачей, служащих. К новому среднему классу относилось 10% всего населения. Близко к ним находилась большая группа средних собственников. Растут города, меняется городская архитектура и образ жизни людей. Америка становится преимущественно городской страной ещё в годы Первой мировой войны. С урбанизацией связан рост криминальной обстановки. Меняется повседневная жизнь людей. Электрификация, газификация, развитие транспорта, авиалинии. Вошли в моду посещения киносеансов, спортивных мероприятий. Спорт приобретает массовый характер. Появляются метро и радио. Одежда стала более демократичной. Мужчины перестали носить фраки и цилиндры. Женщины – длинные платья. Появляются синтетические ткани. В большинстве семей всё ещё оставалась бесспорной власть мужа и отца. Он мог выступать инициатором развода, определять судьбу детей. Постепенно во многих европейских странах женщины начинаю получать избирательные права. Так в Испании женщины получили право голоса в 1907 году, в Норвегии – в 1913 году, в Австрии – в 1917 году, Швеция – 1921 год, Ирландия – 1922 год и в 1928 году в Великобритании. В США женщины могли становиться губернаторами. Женщины получают высшее образование. Их труд применялся на заводах, фабриках, но оплата при этом была ниже мужской.

 

 

Date: 2016-05-23; view: 1730; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию