Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источники правового регулирования отпусков в Российской Федерации





ВВЕДЕНИЕ

Построение демократического правового государства, основанного на рыночной экономике и многообразии форм собственности, должно сопровождаться изменением приоритетов в правовом регулировании труда, содержания трудового законодательства. На первый план выдвигается учет и охрана интересов человека труда, защита его прав, обеспечение социальных гарантий.

Хорошо известно, что одним из основных условий эффективности любой экономики является нормальное воспроизводство рабочей силы, которое достигается путем удовлетворения разнообразных потребностей работника и прежде всего тех, что обеспечивают его жизнедеятельность. В их числе важное место занимает потребность в свободном времени, в отдыхе, которая в значительной мере реализуется за счет предоставления ежегодных отпусков.

Право на отпуск является частью правового статуса любого работника, оно выступает важной государственной гарантией и провозглашается международными актами в качестве неотъемлемого права человека. Предоставление работникам и иным отдельным категориям лиц занятого населения различных видов отпусков, направлено на компенсацию физической и моральной нагрузки, получаемой в процессе труда, восстановление сил и энергетического потенциала для дальнейшей работы, поддержания нормального состояния здоровья. Ежегодные отпуска играют немаловажную роль в удовлетворении работниками личных интересов и потребностей.

Обеспечение каждого работника отпуском с оптимальной продолжительностью и реальное его получение - задача правового регулирования отпусков.

С провозглашением Россией государственного суверенитета, принятием Конституции Российской Федерации, нового российского законодательства, в том числе, Трудового кодекса, сложилась современная система правового регулирования трудовых отношений, включая предоставление и использование отпусков, посредством законодательства и иных нормативных правовых актов, принятых в различные исторические периоды, а также посредством регулярно обновляемых социально-партнерских соглашений, коллективных договоров, локальных нормативных актов, трудовых договоров и других соглашений работника и работодателя. За прошедшие годы накопился правовой опыт регламентации отпусков на различных уровнях и в разных правовых актах нескольких отраслей права, ориентирующий на обобщение и дальнейшее развитие правовых норм об отпусках для наиболее оптимального и дифференцированного отражения их в различных правовых источниках.

В настоящее время Российская Федерация ратифицировала основные международные акты об отпусках, обусловливающие потребность в совершенствовании классификации отпусков, дальнейшей систематизации регламентирующих их правовых норм в соответствии с международным трудовым правом на основе учета отечественного правового опыта и международных интеграционных процессов.

Современное законодательство России регулирует достаточно широкий спектр вопросов, связанных с условиями и порядком предоставления работникам ежегодных оплачиваемых отпусков. Тем не менее, в российской правовой системе существует достаточно много проблем, связанных как с правовым регулированием ежегодных отпусков, так и с практикой их применения. Множество нарушений законодательства, что свидетельствует о правовых пробелах в регулировании отпусков, а также приведение национального законодательства об отпусках в соответствие международным стандартам. Этим и обусловлен выбор темы дипломной работы.

Предметом исследования является ежегодный основной оплачиваемый отпуск, его продолжительность, условия и порядок предоставления и использования, а также отдельные виды дополнительных оплачиваемых отпусков, особенности их правового регулирования, возможные пути и перспективы совершенствования.

Основная цель исследования состоит в том, чтобы с учетом достижений науки, с обобщения правоприменительной практики, а также с анализом действующего нормативно-правового регулирования, определить концепцию и развитие трудовых отпусков, выделить и разграничить их отдельные виды на основании критериев классификации в современном российском трудовом праве

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Исследовать исторический процесс формирования законодательства о ежегодных оплачиваемых отпусках в России, определить предпосылки создания и особенности его развития на разных этапах существования этих государств.

2. Рассмотреть современные источники правового регулирования ежегодных оплачиваемых отпусков в России, определить их место среди других источников права, а также уделить внимание международным актам о ежегодных отпусках.

3.Охарактиризовать правовое регулирование ежегодного основного оплачиваемого отпуска, порядок и условия предоставления, место в трудовом законодательстве

4.Определить место и права работника на отпуск в содержании его правового статуса,.

5. Рассмотреть отдельные виды ежегодных оплачиваемых отпусков, их продолжительность, условия и порядок предоставления, а также возможность их введения в российскую правовую систему.

6. Исследовать порядок предоставления работникам ежегодных оплачиваемых отпусков.

7.Оценить состояние действующего законодательства об отпусках, правоприменительную практику и на этой основе определить круг проблем, требующих решения при его совершенствовании.

8. Сформулировать предложения по изменению и дополнению трудового законодательства России, регулирующего ежегодные оплачиваемые отпуска, а также предложить пути его совершенствования.

Методологическая основа исследования. При проведении данного исследования применялись как общие, так и специальные методы научного познания: исторический, системный, диалектический, социологический, синхронный, статистический, аксиологический, сравнительно-правовой, формально-юридический, методы моделирования и прогнозирования, обобщения и абстрагирования.

Нормативную основу исследования составляют нормативно-правовые акты Российской Федерации, в том числе акты, принятые еще в советский период, международные договора, в том числе конвенция Международной организации труда, а также нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В рамках темы рассмотрены судебные решения судебных органов России.

Глава 1. Общие положения об отпусках в трудовом праве

Источники правового регулирования отпусков в Российской Федерации

Современная правовая регламентация отпусков в Российской Федерации осуществляется в различных правовых актах: в Конституции Российской Федерации, ратифицированных международных договорах, трудовом и административном законодательстве, иных нормативных правовых актах, социально-партнерских соглашениях, коллективных договорах, локальных нормативных актах.

Основным источником правового регулирования отпусков является Конституция Российской Федерации. Часть 5 статьи 37 гласит: «Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск»[1]. Это конституционное положение развито и конкретизировано в статье 2 Трудового Кодекса Российской Федерации, а именно: в принципе обеспечения права каждого на справедливые условия труда, включая предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска. Право на отпуск возникает у всех работников независимо от места работы и организационно-правовой формы организации[2].

Научное исследование истории развития правового регулирования отпусков, выделяет различные этапы и периоды применительно к отечественному правовому опыту, которые разнообразно освещается в научной и учебной литературе по трудовому праву.

Учитывая общую периодизацию истории развития отечественного трудового права, а также имеющихся научных подходов к освещению истории правовой регламентации отпусков, следует выделить следующие этапы и периоды.

Первый этап обозначается до 1917 г. - 1918 г. и охватывает исторический этап, в котором происходило формирование российского законодательства о труде, связанного с возникновением и развитием промышленного труда, введением ограничений рабочего времени и началом регламентации разных видов времени отдыха и других видов внерабочего времени.

Второй этап развития трудового законодательства, обозначаемый как советский, начался с 1917 г. - 1918 г. и продолжался по 1991 г. - 1992 г.

В его рамках выделяются следующие периоды правовой регламентации отпусков.

1. В период с 1918 г. по 1922 гг., принимается первый отечественный акт об отпусках и Кодекс законов о труде Российской Федерации 1918 г., что закрепляет права работников в сфере предоставления ежегодных отпусков. Несмотря на то, что в современной науке он характеризуется как «не оправданным, прежде всего, с экономической точки зрения»[3], и указывается на «декларативность и неэффективность многих положений законодательства того времени, отмену их в зависимости от обстановки и меняющихся интересов власти»[4], тем не менее, следует учитывать, что принятое 14 июня 1918 года Советом народных комиссаров РСФСР Постановление «Об отпусках» заложило основу для отдельного правового регулирования отпусков в России, провозгласило право работников на ежегодный двухнедельный отпуск и стало первым в мире актом, гарантирующим данное право. Такой шаг со стороны государства был обусловлен сложными политическими, экономическими, социальными процессами, что происходили в то время в обществе.

В исследовании Н.А. Цуркана указывается, что в отдельных европейских странах первые акты об отпусках появились в 1919 г. При этом к 1934 г. только 12 стран на законодательном уровне закрепляли право работников на отпуск. И лишь к 1938 г. большинство европейских стран приняло законодательные акты, провозглашающие право работников на ежегодный отпуск[5].

Появившаяся в России правовая регламентация отпусков, с самого начала предусмотрела обязательность отпуска для рабочих и служащих, а также и возможность введения более длительных отпусков для работающих во вредных условиях труда.

2. Период с 1922 г. по 1930 г., в рамках которого были приняты Кодекс законов о труде Российской Федерации 1922 г.[6] и Правила «Об очередных и дополнительных отпусках» от 14 августа 1923 г., установленные Народным Комиссариатом Труда. В связи со «сменой курса проводимой государством политики и изменений в правовом регулировании труда», было осуществлено «провозглашение предусмотренных законодательством положений об отпусках в качестве минимальных гарантий, которые не могли быть снижены или отменены»[7]. Основное разграничение отпусков на очередные и дополнительные стало характерным в результате первых лет правовой регламентации отпусков, что впоследствии сохраняется и в другие периоды.

3. Период с 1930 г. по 1940 г. характеризуется, в том числе тем, что принимаются новые Правила, утвержденные Народным комиссариатом труда 30 апреля 1930 г.[8] Как и предыдущие правила, они являются специальным правовым актом об отпусках, которые урегулировали достаточно подробно условия и порядок предоставления работникам ежегодных отпусков, в частности, закрепляли исчисление отпусков в рабочих днях[9]. В этот же период принимаются и другие акты, связанные с отпусками[10].

4. Период с 1941 г. по 1945 г. был связан с Великой Отечественной войной и отличался тем, в этот период отпуска не предоставлялись и заменялись денежной компенсацией. Возможность применения такого рода меры, то есть замены отпуска денежной компенсацией, в дальнейшие периоды сохраняется и продолжает существовать в настоящее время, но лишь в установленных законом случаях и применительно, как правило, к определенной части ежегодного отпуска, предоставляемого для отдыха и подлежащего оплате.

5. В период с 1946 г. по 1969 г. права работника в сфере отпусков были восстановлены, а реализация отпусков стала более содержательной благодаря активному содействию, коллективно-договорным и организационно- материальным мерам, что были приняты профсоюзами, администрацией предприятий, учреждений и организаций, а также влиянием правовой, организационной, хозяйственной и финансовой поддержке со стороны государства.

6. В период с 1969 г. по 1991 г., когда были приняты Основы законодательства о труде Союза ССР и союзных республик 1969 г., а так же Кодекс законов о труде Российской Федерации 1971 г.[11], произошло обобщение и систематизация трудового законодательства, в том числе различных норм об отпусках, ввели новые нормативные положения и увеличилась минимальная продолжительность ежегодного основного отпуска до 15 рабочих дней[12]. Этот период времени ознаменован принятием значительного количества подзаконных актов, предоставляющих отпуска отдельным категориям работников, и расширением дифференциации в регулировании отпусков. Происходит утверждение списков производств, цехов, профессий и должностей с условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск[13]

Третий этап в развитии отечественного трудового законодательства связан с провозглашением государственного суверенитета России и принятием новых законодательных актов в сфере труда. В его рамках выделятся следующие периоды.

1. Первый период с 1991 г. по 2001 г. - принимаются законодательные акты, направленные на повышение социальных гарантий для трудящихся в апреле 1991 г., происходят принципиальные изменения Кодекса законов о труде в 1992 г.[14] и последующие годы, принимается Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях»[15], внедряется система социального партнерства с широким распространением социально-партнерских соглашений и коллективных договоров как правовых актов, включающих регламентацию и различных отпусков. Уже с 1991 г. происходит увеличение продолжительности ежегодного основного отпуска до 24 рабочих дней. Одновременно начинается постепенный переход к исчислению отпусков в календарном порядке, увеличивается количество удлиненных и дополнительных отпусков отдельным категориям работников.

В конце 90-х годов группой депутатов вносится в Государственную Думу проект Федерального закона «Об отпусках»[16]. Предполагалось, что он установит государственные гарантии права работника на отпуск, определит продолжительность и порядок предоставления основного и дополнительных отпусков для восстановления работоспособности, укрепления здоровья, воспитания детей и иных личных потребностей работника. В нем содержалось законодательное закрепление общих положений об отпусках, в том числе, понятия отпуска, его отдельных видов. Отдельно был выделен и регламентирован основной и дополнительный отпуска, порядок их предоставления, отпускные и денежная компенсация за неиспользованный отпуск, родительские отпуска (отпуск по беременности и родам, отпуск при усыновлении ребенка (детей), отпуск по уходу за ребенком), отпуска без сохранения заработной платы, учебные и творческие отпуска (отпуска лицам, обучающимся в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования; отпуска лицам, обучающимся в аспирантуре; отпуска докторантам, отпуск для завершения диссертаций). Кроме того, в тексте законопроекта указывались отпуска по временной нетрудоспособности, кратковременный отпуск без сохранения заработной платы, частично оплачиваемые отпуска[17].

Понятие отпуска определялось как «приостановление трудового договора в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом». По характеру и условиям труда предоставляемые отпуска подразделялись на: 1) основной отпуск, в том числе основной удлиненный отпуск; 2) дополнительный отпуск. Также кроме этих отпусков, к объекту закона были отнесены: 1) родительские отпуска; 2) отпуск без сохранения заработной платы; 3) учебные и творческие отпуска. Данный законопроект не был поддержан, поскольку требовал терминологической и технико - юридической проработки, уточнения определения понятий отпуска и его видов, роли и места законопроекта в системе законодательства о труде, соотношения его положений с нормами Кодекса законов о труде Российской Федерации. В нем были недостаточно четко определены: сфера действия, основные его цели и задачи, права субъектов Российской Федерации в регулировании отпусков, проблемы организации коллективно-договорного регулирования по вопросам предоставления дополнительных отпусков, в том числе отпусков за стаж работы в организации за ненормированный рабочий день, многосменный режим работы и т.д.

Было признано более целесообразным, приковать свое внимание к новому кодифицированному акту о труде, в котором, в том числе, будут сформулированы особенности трудовых правоотношений, связанных с реализацией права работников на отпуск[18].

2. Второй период современного этапа развития российского трудового законодательства связан с принятием в 2001 г. Трудового кодекса Российской Федерации[19] и введением его в действие с 1 февраля 2002 г. С принятием нового кодифицированного акта в сфере труда, происходит унификация существующих к этому времени норм об отпусках, дополнение законодательства новыми положениями, приведение их в соответствие с международными нормами[20].

В различных исследованиях отмечалась правопреемственность положений Трудового кодекса об отпусках, законодательству периода еще начала его формирования.[21] Данное обстоятельство с очевидностью свидетельствует об устойчивости отпусков, как субинститута трудового права, а также о рецепции российским законодательством наилучших социальных и правовых достижений.

С принятием Трудового кодекса Российской Федерации правовое регулирование отпусков претерпело существенные изменения, в том числе в связи с внесением в него изменений в 2006 г.

Трудовой кодекс закрепил общие положения об отпусках и предоставил некоторые разграничения отпусков в зависимости от их видов и отдельных категорий работников. Вместе с тем, принятие кодифицированного акта, не улучшило ситуацию с упорядочением многообразия отпусков. Как отмечалось в отечественном университетском учебнике, что был подготовлен и издан после принятия Трудового кодекса, «система отпусков остается громоздкой и запутанной, отсутствуют единые подходы к ее формированию. В одних случаях для отдельных категорий работников вводятся дополнительные отпуска, в других по таким же основаниям – удлиненные»[22]. Весьма разные подходы социальных партнеров – профсоюзов, работодателей и государства к отпускам, их видам, основаниям предоставления и продолжительности не позволили выработать единую согласованную новую позицию о системе отпусков, особенно в отношении удлиненных и дополнительных отпусков.

Глава 7 Трудового Кодекса непосредственно касается заключения коллективного договора и коллективных соглашений, которые являются источниками правового регулирования в сфере отпусков. Статья 41 Трудового Кодекса, определяющая структуру и содержание коллективного договора, предусматривает включение в текст коллективного договора вопросов, затрагивающих «…рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков».

Проанализировав положения действующего трудового законодательства, с сожалением приходится констатировать: система источников, регулирующих отношения в области предоставления отпусков наемным работникам на современном этапе, находится в неудовлетворительном состоянии.

Основными проблемами являются:

1)многочисленность и разрозненность норм, регулирующих данный вид общественных отношений;

2)существенное отставание в развитии законодательства об отпусках по отношению к трудовому праву в целом;

3)отсутствие взаимосвязи при правовой регламентации отпусков между трудовым, налоговым законодательствами и законодательством о бухгалтерском учете;

4) нестабильность нормативного регулирования;

5)нечеткость законодательных формулировок и недостаточная конкретизация правового регулирования в данной области.

Все это значительно осложняет процесс применения законодательства об отпусках на практике, вызывая огромное количество вопросов.

Так, около половины норм главы 19 "Отпуска" Трудового Кодекса Российской Федерации содержат отсылочные правила, предлагающие правоприменителю воспользоваться дополнительными источниками правового регулирования отпусков помимо данного нормативно-правового акта.

В ряде федеральных законов установлена удлиненная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска (ч. 2 ст. 115 ТК РФ)[23]. Другие содержат правила о дополнительных отпусках за особый характер работы. Подзаконные нормативные акты, определяющие продолжительность и порядок предоставления некоторых видов отпусков для отдельных категорий работников, многочисленны и вызывают трудности при применении.

Многие нормативные правовые акты об отпусках, действующие в настоящее время, были приняты еще в советский период. В соответствии со ст. 423 ТК РФ они применяются в части, не противоречащей современному трудовому законодательству. Из наиболее значимых могут быть названы Правила "Об очередных и дополнительных отпусках", утв. постановлением НКТ ССР 30.04.30 № 169. Несмотря на то, что большая их часть утратила свою актуальность, некоторые правила являются не только своевременными, но и зачастую единственными, где регулируются отдельные вопросы предоставления отпусков. Именно данные Правила устанавливают, что при исчислении сроков работы, дающих право на пропорциональный дополнительный отпуск или на компенсацию за отпуск при увольнении, излишки, что составляют менее половины месяца, исключаются из подсчета, а излишки, составляющие не менее половины месяца, округляются до полного месяца[24].

Субсидиарное применение ст. 124 ТК РФ и п. 17 Правил позволяет сохранять за работником право на отпуск, который не был использован своевременно не только в связи с болезнью или выполнением им государственных или общественных обязанностей, но и по причине ареста работника.

Обновлению и унификации законодательства об отпусках отчасти должно способствовать принятие соответствующих перечней категорий работников, имеющих право на ежегодные дополнительные отпуска, работа над которыми уже ведется в Правительстве РФ. Однако принятие названных перечней, к сожалению, не решит всех проблем, связанных с отсутствием систематизации в правовом регулировании данного вида отношений.

Важными событиями для современного правового регулирования отпусков в России стали ратификация в 2010 г. Конвенции МОТ № 132 «Об оплачиваемых отпусках» 1970 г.[25] (в связи, с чем денонсирована ратифицированная СССР Конвенция № 52 (1936 г.) о ежегодных оплачиваемых отпусках) и ратификация в 2014 г. Конвенции МОТ № 140 «Об оплачиваемых учебных отпусках» 1974 г.[26], которые ориентируют на возможность и необходимость совершенствования правовой регламентации отпусков, в том числе, совершенствования их классификации. В целом в настоящее время сложилась весьма обширная система различных правовых источников регулирования отпусков в Российской Федерации. Одни из них были приняты еще в советский период, другие – в 90-е годы, третьи – уже после принятия Трудового кодекса Российской Федерации. Также действуют федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, в которых отражены отдельные виды отпусков и их продолжительность для различных категорий работников. Отдельные вопросы, относящиеся к отпускам, регламентированы в Налоговом кодексе Российской Федерации (п.7 ст. 255, п.24 ст. 270)[27]

Значительная часть нормативных правовых актов, регламентирующих отпуска, установлена федеральными органами исполнительной власти. Ведущую роль среди них играют постановления Правительства Российской Федерации, а также акты федерального органа исполнительной власти в сфере труда, других органов[28].

С 90-х годов происходит правовое отражение отпусков в различных правовых актах социального партнерства и, прежде всего, в отраслевых соглашениях, заключаемых на разных уровнях, где привлекается внимание к дополнительным и специальным целевым отпускам, а также более или менее широкий спектр норм об отпусках закрепляется, как правило, в коллективных договорах.

Как правило, положения об отпусках занимают одно из ведущих мест среди условий, включаемых в коллективный договор или социально-партнерское соглашение. Анализ заключенных в России соглашений, преимущественно отраслевых, и коллективных договоров показывает, что они, хотя, как правило, дублируют некоторые положения Трудового кодекса об отпусках, все же расширяют гарантии по сравнению с федеральным законодательством.

Так, например, в Отраслевом тарифном соглашении в жилищно- коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014 - 2016 годы» указано:

«3.4. Помимо ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при наличии финансовой возможности работникам предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска по следующим основаниям: а) рождение ребенка; б) собственная свадьба, свадьба детей; в) смерть супруга (супруги), членов семьи (детей, родителей, родных братьев и сестер). Матери (отцу) либо другому лицу (опекуну, попечителю), воспитывающему ребенка - учащегося младших классов (1 - 4 класс), предоставляется дополнительный однодневный оплачиваемый отпуск в День знаний (1 сентября)»[29]

В локальные нормативные акты включается ряд норм об отпусках, или даже принимаются специальные локальные нормативные акты об отпусках.

Условия об отпусках закрепляются в трудовом договоре или иных соглашениях, заключаемых работодателем с работником, в том числе, касающихся совмещения работы с обучением.

Право на отпуск провозглашается в основополагающих международных актах о правах человека универсального уровня таких, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

Право работников на отпуск было провозглашено и в региональных международных документах, принятых в рамках Совета Европы, Европейского Союза,Содружества Независимых Государств и Евразийского экономического сообщества. Названные документы определяют продолжительность ежегодного основного отпуска в четыре недели в качестве стандарта, к которому должны стремиться государства. Это, в частности, содержится в Европейской социальной хартии, пересмотренной 1996 г.

Международная организация труда, провозгласив и регламентировав в 1936 г. право каждого работника на отпуск в Конвенции № 52 «Об оплачиваемых отпусках», сыграла большую роль в регулировании отпусков в различных странах. Однако регулирование ежегодных отпусков в нашей стране, как отмечается в российской науке трудового права, «и до принятия Конвенции осуществлялось на достаточно высоком уровне. Законодательство об отпусках, принятое в России в 1918-1922 гг., во многом предопределило формирование соответствующего законодательства в других странах, а в дальнейшем сыграло определенную роль и для всего мирового сообщества»[30].

Как указано в ст. 1 Конвенции МОТ № 132[31], ее положения осуществляются путем национального законодательства в той мере, в какой они не проводятся в жизнь иным путем: посредством коллективных договоров, арбитражных решений, судебных постановлений или официальными органами по установлению заработной платы или любым другим путем, соответствующим практике того или иного государства — члена МОТ, с учетом существующих в нем условий.

Норма ст. 12 Конвенции МОТ № 132[32] ориентирует на признание недействительным и запрещает соглашения об отказе от права на минимальный ежегодный оплачиваемый отпуск или о неиспользовании такого отпуска с заменой его компенсацией или иным образом.

В отечественной науке указывалось, что одной из основных целей международно-правового регулирования отпусков является обеспечение работникам возможностей для реализации своего права на отпуск и установление гарантий для достижения основной цели отпуска - непрерывного отдыха в течение определенного количества дней. Поэтому особое внимание международные нормы уделяют вопросам обеспечения непрерывности отпуска, времени, в течение которого он должен предоставляться, и правилам перенесения его на другой срок[33].

Подводя итог рассмотрению правовых источников регламентации отпусков, необходимо отметить особое место в их системе международных актов, среди которых выделяются специальные акты об отпусках - Конвенция МОТ № 132 «Об оплачиваемых отпусках» 1970 г., которую ратифицировала Россия в 2010 г., и Конвенция № 140 «Об оплачиваемых учебных отпусках» 1974 г., ратифицированная в 2014 г. [34]

Присоединение к указанным конвенциям требует повышения внимания к вопросам правового регулирования отпусков, в том числе для гармоничного сочетания международных норм и норм российских правовых актов в дальнейшем совершенствовании регламентации различных видов отпусков. В связи с ратификацией Конвенции МОТ № 140 «Об оплачиваемых учебных отпусках» целесообразно дополнить главу 31 Трудового кодекса Российской Федерации «Подготовка и дополнительное профессиональное образование», например, статьей о праве работника на оплачиваемый учебный отпуск в соответствии с его видами, установленными в данной конвенции, а также предусмотреть их регламентацию в коллективных договорах и соглашениях.

Главное же, на что должно быть обращено внимание в дальнейшем совершенствовании системы правового регулирования отпусков – это на необходимость обобщения существующего нормативного массива, регламентирующего отпуска, с тем, чтобы в систематизированном виде отразить в современных нормативных правовых актах Российской Федерации правовые нормы, содержащиеся в актах, ранее принятых в СССР и РСФСР, действующие и являющиеся актуальными в настоящее время, в том числе, для сохранения этих норм в дальнейшей правовой регламентации с учетом появившегося нового российского законодательства, ратификации международных актов, с одновременным признанием утраты силы соответствующих нормативных правовых актов советского периода, что способствовало бы более совершенному современному применению правовых норм об отпусках. Анализ, систематизация и совершенствование правовой регламентации отпусков могли бы быть осуществлены на основе научно обоснованной классификации различных видов отпусков по юридически значимым критериям и основаниям.

 

Date: 2016-05-23; view: 2541; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию