Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и виды государственной пошлины. Особенности правового регулирования





В статье 60 Конституции Республики Беларусь закреплено, что каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные сроки.

Реализация данного права требует от участников гражданского процесса исполнения определенных обязанностей. Одной из них является уплата государственной пошлины. Данная обязанность обусловлена необходимостью оплаты или компенсации материальных затрат, которые несет государство в связи с осуществлением правосудия. При этом финансирование судов не находится в зависимости от уплаченной либо взысканной государственной пошлины.

Истоки формирования государственной пошлины известны еще Статутам Великого княжества Литовского, в которых государственная пошлина обозначалась понятием «пересуд». До начала XVI в. пересуд взимался и с истца и с ответчика, затем только с истца, выигравшего дело.

Так, Статут 1529 года установил его размер «десятый грош от присужденной суммы, а от имения, сколько оно будет стоить в соответствии с его значением, а от земли рубль». «от презысканя десятый грош, а от именя, яко будет стояти чого, водлуг его важности, а от земли рубль» [].

Статут 1566 года устанавливает: «тогды отъ презыску того, хто зыщетъ, судья и подсудокъ мають брати отъ копы одному грошу, и съ того пересуду судьи два грошы а подсудку третій грошъ» [].

В разделе IV ст. 5 Статута ВКЛ 1588 года закреплялось: «калі суд земскі каму што з каго прысудзіць, тады ад спагнанай суммы таго, хто атрымлівае, павінны сабе браць за работу свою перасуд ад капы літоўскай па два грошы літоўскія” [с. 376].

В Уставе гражданского судопроизводства Российской империи 1864 года за рассмотрении апелляционной жалобы уплате подлежала государственная пошлина, которая носила залоговый характер: пошлину уплачивал тот, кто подает в суд апелляционную жалобу, но если апелляция будет признана правильной, обоснованной (суд апелляционной тнстанции пришел к выводу, что суд первой инстанции допустил ошибку), то упалченная лицом пошлина возвращалась и не взыскивалась с другой стороны [].

В настоящее время в Республике Беларусь при отмене судом кассационной инстанции решения суда первой инстанции уплаченная государсвтенная пошлина распределяется между сторонами по общему правилу, то есть фактически государственная пошлина ложится на вторую сторону.

Таким образом, по нашему мнению, государсвтенная пошлина залогового характера является более справедливой и правильной, чем та пошлина, которая существует в гражданском процессе Республики Беларусь при рассмотрении судом кассационных и надзорных жалоб и правила ее распределения между сторонами.

Впервые на базе современного законодательства Республики Беларусь государственная пошлина была установлена Законом Республики Беларусь от 10 января 1992 года № 1394-XII «О государственной пошлине». В настоящее время государственная пошлина регламентируется главой 27 Налогового кодекса Республики Беларусь, приложением 14 к НК.

Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – ГПК) не дает определения государственной пошлины, а лишь указывает, что государственная пошлина и издержки, связанные с рассмотрением дела, входят в состав судебных расходов.

В Налоговом кодексе Республики Беларусь (далее – НК) также не содержится определения понятия государственной пошлины, лишь в статье 9 закреплено, что к республиканским пошлинам относятся:

1. государственная пошлина;

2. патентные пошлины;

3. таможенные пошлины.

Законодатель же в Российской Федерации пошел по иному пути, и закрепил понятие государственной пошлины в Налоговом кодексе (часть вторая). Согласно данному определению, под государственной пошлиной понимается сбор, взимаемый с организаций и физических лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий (включая выдачу документов, их копий и дубликатов), за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Однако мы считаем данное определение не совсем корректным, поскольку необходимо отличать государственную пошлину от сбора. На это различие еще указывал французский ученый П. Годме. Он отмечал, что сбор, в отличие от пошлины, устанавливается в определенном соотношении со стоимостью услуг. В пошлине такое соотношение не учитывается, хотя она и устанавливается в дифференцированных размерах в зависимости от совершаемых действий (но не от стоимости предоставляемых услуг), поскольку в исковом производстве возможно как отказ в иске, так и удовлетворение иска [13, с. 315].

В учебнике по гражданскому процессу под общей редакцией Т.А. Беловой под государственной пошлиной понимаются денежные суммы, взимаемые в доход государства с юридически заинтересованных в исходе лиц за подачу этими лицами в суды исковых заявлений, заявлений и жалоб, подаваемых в суды, с кассационных и надзорных жалоб на судебные постановления, а также за выдачу судами копий документов [11, c. 160].

В данном определении государственная пошлина определяется как платеж не налогового характера, однако здесь полно и точно определены объекты обложения государственной пошлиной.

Мы предлагаем свое определение государственной пошлины, согласно которому государственная пошлина в гражданском процессе – это денежные суммы, которые уплачиваются (взимаются) в доход государства с юридически заинтересованных в исходе дела лиц за рассмотрение исковых заявлений, заявлений, жалоб данных лиц судом, а также за выдачу судами копий документов.

Введение государственной пошлины не случайно и преследует несколько целей. Целями взыскания государственной пошлины являются:

· компенсационная;

· превентивная.

Компенсационная цель заключается в возмещении средств, затраченных государством на осуществление правосудия по гражданским делам [11, c. 520] или совершение определенных юридически значимых действий (выдача документов).

Превентивная цель призвана дисциплинировать граждан, юридических лиц, предотвращая необоснованное заявление требований и побудить, таким образом, конфликтующие стороны разрешать свои противоречия на добровольной основе путем консенсуса; а также обеспечить добровольное исполнение своих процессуальных обязанностей [12, c. 1].

Хотелось бы отметить, что в настоящее время по сумме поступления в бюджетную систему денежных средств среди сборов и иных платежей государственная пошлина занимает первое место.

Различают два вида государственной пошлины:

· простую, которая исчисляется в твердых ставках (базовых величинах). Примером простой пошлины являются государственная пошлина, установленная за рассмотрение исковых заявлений о расторжении брака – 4 базовых величин, государственная пошлина, установленная за рассмотрение заявления по делу в порядке особого производства – 2 базовые величины и другие;

· пропорциональную, которая определяется в процентном отношении к цене иска или к установленной базовой величине[16, с. 118].Например, пропорциональная пошлина установлена за рассмотрение искового заявления имущественного характера– 5 процентов от цены иска.

Государственная пошлина, пропорциональная базовой величине, уплачивается исходя из ее размера, установленного на день уплаты пошлины.

Государственная пошлина уплачивается наличными деньгами путем их внесения в кредитные учреждения либо путем перечисления со счета плательщика в кредитном учреждении [11, с. 2].

Государственная пошлина в гражданском процессе (ее размер, порядок уплаты и т. д.) регулируется:

1 нормами Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (глава 15);

2 нормами Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть) (глава 27);

3 постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 2 июня 2011 года № 1 «О практике взыскания судебных расходов по гражданским делам и процессуальных издержек по уголовным делам».

 

Вывод: институт государственной пошлины носит комплексный характер, поскольку регулирование данного института имеется не только в НК, но и в ГПК.

Введение института государственной пошлины в гражданском процессе не является случайным, поскольку преследует определенные цели: компенсационную, превентивную, обеспечительную.

Осуществляя правосудие государство несет определенные материальные затраты и чтобы их компенсировать на юридически заинтересованных в исходе лиц возлагается обязанность – уплата государственной пошлины.

Государственная пошлина, по нашему мнению, является весьма важным источником дохода, поскольку государственная пошлина занимает первое место время по сумме поступления в бюджетную систему денежных средств среди сборов и иных платежей.


 

Date: 2016-05-23; view: 600; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию