Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Анафора как композиционно- синтаксический прием в лирике РождественскогоЛирика Рождественского отличается от ряда других писателей ХХ века. В ней зачастую отсутствуют стройные ряды эпитетов, нет томных женских образов, а в словах поэта нет загадки и таинства. Но тогда отчего же его стихотворения повторяют миллионы человек, учат в школах дети и поют знаменитые люди? Все просто, ведь, как говорил американский поэт и журналист Джон Джеймс Пайэтт (1835-1917): «То, что идет от сердца, до сердца и доходит.» [4] Роберт Иванович Рождественский нередко в своем творчестве использовал такую стилистическую фигуру, как анафора. Как было сказано ранее, анафора-—(греч. anaphora – вынесение; русский термин – единоначатие) – стилистическая фигура; скрепление речевых отрезков (частей фразы, стихов) с помощью повтора слова или словосочетания в начальной позиции[5]. Рассмотрим данную стилистическую фигуру, как композиционно-синтаксический прием в лирике поэта. Изначально стоит разобраться, что же такой композиция и стиль? Композиция- взаимная соотнесённость и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств в словесно-художественном произведении. Структура, план выражения литературного произведения. Построение художественного произведения.[6] Стиль- совокупность приёмов использования языковых средств.[7] Таким образом, в данной работе необходимо выяснить, как соотносится анафора в словесно-художественном произведении и как она выражается, какими словами. Значение анафоры в стихотворении Р. И. Рождественского «Будь, пожалуйста, послабее» Рассмотрим употребление анафоры на примере стихотворения Роберта Ивановича Рождественского «Будь, пожалуйста, послабее…»: Будь, пожалуйста, Хоть нарочно, Стихотворение Роберта Ивановича Рождественского «Будь слабее», написанное в 1962 году, является очень интимным и искренним, оно посвящено его любимой жене, которая славилась своим сильным и волевым характером. В нем не так много средств выразительности (в частности троп и стилистических фигур), но мы можем заметить, что произведение построено на анафоре. Рассмотрим первые строки стихотворения: Будь, пожалуйста,
Властное «будь» идет в паре с этикетным междометием «пожалуйста», смягчая повелевание и указ. Таким образом анафора превращается скорее в мольбу, чем в просьбу, или наставление. Автор повторяет заветные «будь, пожалуйста» в паре с наречием «послабее», как нам известно из курса русского языка и стилистики, значение наречия определяет его грамматическая природа как слова, обозначающего признак действия, состояния, качества и выступающего в роли обстоятельства, примыкающего к глаголу, прилагательному, наречию, предикативному слову и - реже - к существительному. Указывая на признак признака, эта часть речи выполняет изобразительную роль, предоставляя в распоряжение писателя богатую палитру языковых красок. [11] Так, автор акцентирует не столько единоначатие, сколько желание, чтобы женщина стала даже не слабее, а послабее(В разговорной речи используются формы сравнительной степени наречий с приставкой по-, заключающие оттенок смягченности, незначительности преобладания признака, именно поэтому приставка крайне важна) Следующая важная анафора для стилистического анализа заключена в данной строфе: Ты сама готова спасти других
Следующая анафора заключена в данной строфе: Станешь плавной Стилистическое значение глаголы мы рассмотрели выше. Осталось разобраться в этимологии слова. Станешь- производное от слова «стать», в значении превратиться, сделаться, оказаться. Данный глагол обозначает скорее процесс перевоплощения, и автор обращает внимание именно на это изменение, что женщина может перевоплотиться. Интересно заметит, что слово «стать», как и слово «быть» в 1962 году стало набирать обороты в употреблении, вплоть до 1969 года. К сожалению, нет данных, играет ли какую-либо роль данное стихотворение, или это просто стечение обстоятельств. Участок, не входящий в анафору и концовку имеет особый смысл.. Прилагательные «плавной» и «ветреной» являются антонимами в данном случае, так как автор употребляет слово ветреной не в основном значении(легкомысленная), а скорее в значении резкой, быстрой, неугомонной, неуловимой женщины, которую можно сравнить со стихией воздуха, а слово «плавной» употребляется в значении женственной, мягкой, кроткой, можно провести параллель к стихии воды: размеренной, тягучей, спокойной. Таким образом автор опять акцентирует не столько на анафоре(станешь), сколько на метаморфозах состояния женщины, на ее непостоянности. В данном стихотворении Роберта Ивановича Рождественского существует еще не одна анафора, однако они не являются столь значимыми для анализа данной стилистической фигуры и их скорее можно рассмотреть, как желание автора сохранить некую композиционную структуру под конец произведения. Именно поэтому в работе они не рассматриваются.
Заключение Темой моей курсовой работы стала анафора, как композиционно-стилистический прием в лирике Роберта Ивановича Рождественского. В ходе своего исследования мною были сделаны определенные выводы. Прежде всего, стоит отметить, что на творчество Роберта Ивановича Рождественского во многом повлияло время, в которое он рос: годы войны, разлука с родителям и отсутствия отца, постоянные переезды, сильнейшая первая и последняя любовь, учеба с Евтушенко, Баклановым, Гамзатовым в университете – все это наложило определенный отпечаток не только на его судьбу, но и на вектор развития творческого пути. Лирика Рождественского не перенасыщена тропами и стилистическими фигурами, в ней отсутствуют загадки и таинства, но это добавляет ей особого шарма. Нередко в своей лирике автор использовал такой композиционно-стилистический прием, как анафора. Мы выяснили, какие существуют разновидности анафор и пришли к выводу, что автор использует анафору не только для расстановки акцентов на более значимых местах, но и как способ выявления параллелизма, изучения участка, не входящего ни в анафору, ни в концовку, для лучшего раскрытия смысла стихотворения. Мы исследовали этимологию слов, которые автор использовал в качестве анафоры и пришли к выводу, что Роберт Иванович употреблял слова, которые начинали пользоваться популярностью, к которым был повышенный интерес. К сожалению, отсутствуют данные, которые могли бы доказать, или наоборот, опровергнуть мысль о том, что именно благодаря Рождественскому эти слова набирали популярность. Таким образом, хочется сделать вывод, что анафора, как композиционно-стилистический прием в лирике Рождественского, является важной фигурой в творчестве поэта.
|