Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обострение кризиса феодальных отношений 3 page





ТЕМА № 8

ЯПОНИЯ В 16-17 вв: ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА И ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СЁГУНАТОВ.

В истории Японии XVI века является переломным моментом, когда в социально-экономических отношениях и в общественно-политическом строе произошли важные качественные изменения. Особое значение приобрели во второй половине XVI в. тенденции к объединению страны, которое прекратило постоянные феодальные усобицы между князьями и положило бы конец политической раздробленности Японии. Этому способствовали такие факторы, как быстрый рост городов, развитие и появление новых видов ремесла, составление национального рынка товаров, установление отношений с европейцами.
Первым объединителем Японии стал Ода Нобунага (1534-1582 гг) - феодал, владевший сначала лишь небольшим княжеством в центральной части острова Хонсю. Такое расположение владения, которое не имело выхода к морскому побережью, считалось очень невыгодным в условиях Японии. Впрочем, Ода Нобунага - человек способный, умный, но с буйным и жестоким характером, сумел в многочисленных войнах в течение 50 - 60-х годов победить своих мощных противников. В 1568 г. его войска вступили в тогдашнюю столицу Японии - Киото.

В этот период у власти находилась феодальная династия Асикага, предком которого был князь Минамото, с именем которого связано установление в Японии в XII в. военного правления - сегуната. Это была своеобразная система государственного устройства, при которой глава могущественного феодального дома выступал как единоличный правитель Японии. Он назывался «сегун». Сначала это воинское звание японские императоры назначали военачальникам, которым поручалось вести войны против айнов - коренного населения Японских островов. Официально эти военачальники именовались: «сейи тайсьогун» («великий полководец, покоритель варваров»). Постепенно сегуны сосредоточили в своих руках огромную власть. Это звание стало не только постоянным, но и наследственным. Постепенно японские императоры теряли свое политическое значение, отходили от государственных дел, превращаясь в послушные игрушки в руках сего-нов. Обладая военно-феодальную диктатуру, сегуны правили страной, издавая законы и распоряжения, действие которых распространялось на всю территорию Японии (правда, в период политической раздробленности основном формально). Главной опорой сегуна было войско, которым командовал сам, а также отряды преданных вассалов.

Отстранив от власти последнего сегуна из дома Асикага в 1573 г., Ода Нобунага не провозглашал себя сегуном. Он ограничился лишь присвоением себе некоторых придворных титулов. С целью усиления своей власти и укрепления централизации Японии Ода Нобунага начал перепись сельскохозяйственных земель, уничтожил внутренние укрепления в отдельных княжествах, внедрил единую национальную денежную единицу - РЬО, вел строительство дорог. В 1582 г. в самом разгаре преобразований Ода Нобунага был убит одним из своих вассалов Мицухите Акэти. В настоящее время под его властью было уже 28 провинций из 42 на острове Хонсю.

Преемником Ода Нобунаги стал ТойотомиХидейоси (1582-1598 гг.) Формально занимая лишь пост каймака (канцлера), Тоетоми Хидэеси сосредоточил в своих руках все рычаги государственного управления. Он совершил несколько военных походов против мятежных князей с целью усиления централизованной власти, ввел ряд реформ, направленных на укрепление феодального строя (закон об изъятии оружия у крестьян 1588 г., так называемое «охоту за мечами», закрепление крестьян за определенными земельными участками с запретом оставлять их без разрешения феодала (1589-1595 гг)).

В конце правления Тоетоми Хидэеси было совершено два завоевательные походы против Кореи. В походе 1592 приняла участие 177-ти-сячный армия. Во второй поход (1597-1598 гг), в дополнение к тем силам, которые там уже находились, отправилась 140-тысячная армия. Отечественная война корейского народа против японцев, которую возглавил выдающийся флотоводец Ли Сунсин, что считается национальным героем Кореи, закончилась полным поражением японских агрессоров.
После смерти Тоетоми Хидэеси 1598 началась ожесточенная борьба за власть, которая завершилась 1600 победой князя Токугава Иэясу. 1603 он провозгласил себя сегуном (правил до 1616 г.). Следует отметить, что экономическую базу правления Токугавы прежде составляли его личные земельные владения, крупные города и рудники. В начале XVII в. только земельные владения приносили их владельцу прибыль 2500000 коку (коку - мера веса, равная 150 кг) риса. Военной опорой режима были личные вассалы - средние (гокэнин) и мелкие (кьорай) феодалы. Всего их насчитывалось около 80 тыс.

Служилое сословие - самураи - составляли 6-7% населения страны. В основном они сосредоточены в городах резиденциях феодалов (с семьями и слугами их было 2 млн).

Княжества во времена Токугавы были административно-хозяйственными единицами, возглавляемыми князьями (дайме), которые имели многочисленные военные дружины. 1614 насчитывалось 200 дайме. Была установлена??система жесткого контроля над дайме. Так, 1635 г. была юридически оформлена система заложников из числа ближайших родственников дайме (Санкин кота). Кроме того, число укрепленных замков в каждом княжестве обмежувлаося другом.

Во времена Токугавы власть установила систему 4 сословий (си-но-ко-се), т.е. самураев, крестьян, ремесленников и торговцев со строгой сословной регламентацией. Особое внимание законодательство уделяло крестьянству с целью подчинения и сохранения его как налогового положения. С этой целью 1642 г. был издан указ о запрете покупки и продажи крестьянской земли, а в 1643 и 1649 гг - о регламентации жизни крестьян, в котором в частности отмечалось ответственность крестьян каждых пяти дворов, связанных круговой порукой.

Формально торговцы находились на нижних социальных ступенях. Торговый капитал был тоже относительно слабым. Но уже в середине XVII ст. появились отдельные богатые торговые дома (Мицуи, Сумита-мо, Коноике, йодо и другие). Самыми были купцы, обслуживавшие князей и сегуна. Появилось много купцов-скупщиков риса, рыбы и других продуктов питания. Города Осака и Эдо превратились в крупнейшие торговые центры страны.

Еще в XV-XVI вв. Япония вела оживленную торговлю с иностранными государствами, своими ближайшими соседями - Кореей и Китаем. Но в середине XVI в. эта торговля совсем прекратилась из-за частых пиратских нападения японцев на побережье этих стран.

В 1542 г. в Японии появляются первые европейцы. Это был португальский корабль, который прибыл к острову Танегасима. Сначала португальцы вели посредническую торговлю товарами других стран Азии. Влияние европейцев был разноплановым. Распространялись новые сельскохозяйственные культуры - табак, сахарный тростник, батат и т.п.. Распространялось выращивания чая и хлопка, производство шелка. Была усовершенствована технология изготовления оружия, кораблей, техника горного дела. Завезено огнестрельное оружие (в Японии она стала изготавливаться с 1556 г. в городе Хирадо), что привело к большим изменениям во всей военной организации. Кстати, именно наличие большого количества огнестрельного оружия в армии Тоетоми Хидэеси стало важным фактором его победы над многочисленными врагами.

Помимо торговли, новых технологий и производства европейские миссионеры (сначала португальцы и испанцы, а затем англичане и голландцы) начали распространять христианство - как католичество, так и протестантизм. Это встречало отпор со стороны буддистского духовенства, а затем и правительства Токугавы. Этому способствовали не только религиозные, но и экономические факторы, ведь европейцы, которые вели в Японии лишь посредническую торговлю, выкачивали из страны много золота и серебра. Токугавський правительство не без оснований опасался экспансии европейцев. К тому же христианство постепенно стало противостоять государственной религии - буддизма и синтоизма и было идеологией не только мятежных князей, но и, прежде всего, крестьянских масс. Так, например, в 1637-1638 гг, во время крестьянского восстания на полуострове Сима-бара (вблизи города Нагасаки), когда 38 тыс. повстанцев пять месяцев противостояли правительственным войскам. Восстание носило религиозный характер, а его участники были христианами. Восстание сопровождалось убийствами не только правительственных чиновников, но и буддистских и синтоистских священников.

Именно по этой причине, начиная с XVII в., Токугавська власти начали принимать меры, направленные против христианства, а затем и против европейской торговли. В 1612, 1613 и в 1618 годах были изданы антихристианские указы, а в 1633, 1636 и в 1639 гг - 1-й, 2-й и 3-й указы о «закрытии страны». Под страхом смерти были запрещены въезд иностранцев в Японии, выезд японцев за границу и строительство больших кораблей. С 1641 г. для ограниченной торговли с Китаем и Голландией был открыт только порт Нагасаки. Это привело к изоляции Японии от всего остального мира, консервации наиболее реакционных феодальных черт и к отставанию страны от мирового уровня науки и техники.

Изоляция Японии от внешнего мира, узость внутреннего рынка, очень тесная связь ремесла с примитивным земледелием - все это тормозило развитие капиталистических отношений. Однако создание мануфактурного производства в конце XVII ст. привело к образованию прослойки буржуазии и дальнейшего капиталистического развития страны.

 

ТЕМА: № 9

9. РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ В ГЕРМАНИИ И АУГСБУРГСКИЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ МИР.
Сто с лишним лет в Европе бушевали войны за «истинную веру». И только когда вконец изнуренные Тридцатилетней войной (1618-1648) противники заключили мир, религиозный фанатизм начал постепенно угасать.

Религиозные войны, которые последовали за церковным расколом, в XVI веке подарили Европе в общей сложности только 25 мирных лет, а в веке XVII – лишь около 20-ти. Причем те, кто желал реформировать папскую Церковь, относились друг к другу с еще большей ненавистью и злобой, чем к их общему недругу – Риму. Отсутствие единства между двумя главными лагерями реформаторов – лютеранами и кальвинистами подрывало и без того еще неокрепшие позиции протестантов. Стремление создать единый союз для борьбы с католичеством еще сильнее рассорило между собой реформаторов, каждый из которых считал только свою церковь истинной и святой. Все попытки хоть как-то примирить враждовавшие стороны заканчивались плачевно для желающих это сделать.

XVII век характерен возникновением среди протестантов множества движений, общин и верований. Отличаясь друг от друга различными взглядами на административное устройство Церкви и понимание Библии, все они были похожи в одном – каждая община считала лишь себя единственной истинной Церковью. Такое дробление среди реформаторов наблюдалось во всех протестантских странах. Однако особенно широко им была охвачена Великобритания.

Войны бушевали с середины XVI по середину XVII века: во Франции (1562—1598), в Германии (1618-1648), в Англии (1642-1662). Религиозные разногласия были лишь одним из многих факторов, но они подчеркивали разделение враждующих сторон.

Во Франции 1562 - 1598

Гугенотские войны — серия затяжных гражданских войн между католиками и протестантами (гугенотами), которые раздирали Францию при последних королях династии Валуа, с 1562 по 1598 годы. Во главе гугенотов стояли Бурбоны (принц Конде, Генрих Наваррский) и адмирал де Колиньи, во главе католиков — королева-мать Екатерина Медичи и могущественные Гизы. На ход событий во Франции пытались влиять её соседи — Елизавета Английская поддерживала гугенотов, а Филипп Испанский — католиков. Войны закончились восшествием Генриха Наваррского на французский престол и изданием компромиссного Нантского эдикта (1598).

Всего этих гражданских войн было девять.

В Германии 1618 - 1648

Тридцатилетняя война (1618 — 1648) — один из первых общеевропейских военных конфликтов, затронувший в той или иной степени практически все европейские страны (в том числе и Россию), за исключением Швейцарии. Война началась как религиозное столкновение между протестантами и католиками Германии, но затем переросла в борьбу против гегемонии Габсбургов в Европе.

Она представляет собой не только самый длительный, но и самый сложный конфликт XVII столетия. Историки отмечают, что самым страшным периодом двухвекового религиозного противостояния был период «Тридцатилетней войны». Эта «война вер» стала величайшей трагедией для всех европейских стран и, особенно, для Германии и Чехии. Миллионы людей, увлекаемые неодолимым порывом веры, взялись за оружие. Они пренебрегли своими повседневными трудами и заботами, чтобы установить в Германии безраздельное господство той веры, которую они считали «правой», а всех инаковерующих силой оружия заставить ее принять.

Причины, вызвавшие эту войну, были и религиозные, и политические. Католическая реакция, утвердившаяся в Европе со второй половины XVI столетия, поставила своей задачей искоренение протестантизма и, вместе с последним, всей новейшей индивидуалистической культуры и восстановление католичества и романизма.

Иезуитский орден, Тридентский собор и инквизиция были тремя могущественными орудиями, посредством которых реакция утвердилась и в Германии. Аугсбургский религиозный мир, заключенный в 1555 году между главой Священной Римской империи германской нации Карлом V и правителями протестантских земель, добивавшимися равных прав с католическими князьями, был лишь перемирием и заключал в себе ряд постановлений, стеснявших индивидуальную свободу протестантов. Недоразумения между католиками и протестантами вскоре возобновляются, приводя к крупным конфликтам на рейхстагах. Реакция переходит к наступлению.

К началу XVII века отношения обострились до того, что сформированы были два союза, католический и протестантский. У каждого из них были свои приверженцы и вне Германии: первому покровительствовали Рим и Испания, второму — Франция и отчасти Нидерланды и Англия. Протестантский союз, или уния, был составлен в 1608 г. в Агаузене, католическая лига в 1609 г. в Мюнхене; во главе первого стал Пфальц, во главе второй – Бавария.

Первый период войны – чешско-пфальцский – продолжался с 1618 по 1623 г. Из Чехии военные действия распространились на Силезию и Моравию. Под начальством Турна часть чешского войска двинулась на Вену. Фридрих надеялся на помощь своих единоверцев в Германии и на своего тестя Иакова Английского, но тщетно: пришлось одному вести борьбу. При Белой горе, 8 ноября 1620 г., чехи были наголову разбиты и Фридрих бежал. Расправа с побежденными была жестокая: чехи были лишены религиозной свободы, протестантизм искоренен, королевство тесно связано с наследственными землями Габсбургов. Теперь во главе протестантских войск стали Эрнст Мансфельд, герцог Христиан Брауншвейгский и маркграф Георг-Фридрих Баден-Дурлахский. До покорения всего Пфальца было, однако, еще далеко. Только ловким обманом Фердинанд II достиг своей цели: он убедил Фридриха отпустить войска Мансфельда и Христиана и обещал начать переговоры о прекращении войны, на деле же велел лигистам и испанцам вторгнуться со всех сторон во владения Фридриха; в марте 1623 г. пала последняя пфальцская крепость — Франкенталь. На собрании князей в Регенсбурге Фридрих был лишен курфюрстского титула, который был передан Максимилиану Баварскому, вследствие чего в коллегии курфюрстов численный перевес получили католики.

Второй период войны – нижнесаксонский-датский – продолжался с 1625 по 1629 г. С самого начала войны завязались оживленные дипломатические сношения между всеми протестантскими государями Европы, с целью выработать какие-нибудь меры против подавляющей силы Габсбургов. Стесненные императором и лигистами, немецкие протестантские князья рано вошли в сношения со скандинавскими королями. В 1624 г. начались переговоры о евангелическом союзе, в котором, кроме немецких протестантов, должны были принять участие Швеция, Дания, Англия и Нидерланды. Густав Адольф, занятый в это время борьбою с Польшей, не мог оказать протестантам непосредственной помощи; условия, поставленные им, они нашли чрезмерными и потому обратились к Христиану IV Датскому. На стороне Христиана IV были Вольфенбюттель, Веймар, Мекленбург и Магдебург. Начальствование войсками было разделено между Христианом IV и Мансфельдом. К лигистскому войску (Тилли) присоединилось и имперское, под начальством Валленштейна (40000 человек). Мансфельд был разбит 25 апреля 1626 г. при Дессауском мосту и бежал к Бетлен Габору, а затем в Боснию, где и умер, а Христиан IV потерпел поражение при Луттере 27 августа того же года. Тилли заставил короля отступить за Эльбу и вместе с Валленштейном занял всю Ютландию и Мекленбург, герцоги которого подверглись имперской опале и были лишены своих владений. В феврале 1628 г. титул герцога мекленбургского был дарован Валленштейну, в апреле того же года назначенному генералом океанийского и Балтийского морей.

25 июня 1628 г. заключен был договор Густава-Адольфа с Стральзундом; королю передан был протекторат над городом. Фердинанд, чтобы еще более склонить на свою сторону католических князей Германии, издал, в марте

1629 г., реституционный эдикт, в силу которого католикам возвращались все земли, отнятые у них с 1552 г. Исполнение эдикта началось прежде всего в имперских городах – Аугсбурге, Ульме, Регенсбурге и Кауфбейерне. В 1629 Христиан IV, истощив все ресурсы, должен был заключить сепаратный мир с императором в Любеке. За заключение мира был и Валленштейн, не без основания опасавшийся скорого вмешательства Швеции. Мир был подписан 12 мая 1629 г. Все земли, занятые императорскими и лигистскими войсками, были возвращены королю. Датский период войны окончился.

Начался третий период войны – шведский – продолжался с 1630 по 1635 г. Причины, вызвавшие участие Швеции в тридцатилетней войне, были главным образом политические — стремление к господству на Балтийском море; от последнего, по мнению короля, зависело экономическое благосостояние Швеции. Протестанты сначала видели в шведском короле лишь религиозного бойца; позже и им стало ясно, что борьба велась не de religione, a de regione. Густав-Адольф в июне 1630 г. высадился на острове Узедоме. С его появлением на театре войны совпадает раскол в католической лиге. Католические князья, верные своему принципу, охотно поддерживали императора против протестантов, но, заметив в политике императора стремление к абсолютному господству в империи и боясь за свою автономию, они потребовали от императора отставки Валленштейна и в 1630 г. Валленштейн был отставлен. В угоду князьям, император восстановил герцогов Мекленбургских в их землях; в благодарность за это князья на регенсбургском сейме согласились избрать в римские короли сына императора, будущего Фердинанда III. Все это было, разумеется, на руку Густаву-Адольфу. Ввиду нежелания Саксонии и Бранденбурга примкнуть к Швеции, король должен был с большою осторожностью подвигаться в глубь Германии.

Сначала он очистил Балтийское побережье и Померанию от императорских войск, затем поднялся по Одеру, чтобы осадить Франкфурт и отвлечь Тилли от протестантского Магдебурга. Франкфурт почти без сопротивления сдался шведам. Густав хотел, не медля, пойти на помощь Магдебургу, но курфюрсты Саксонский и Бранденбургский не давали ему пропуска через свои земли. Первым уступил Георг-Вильгельм Бранденбургский, Иоанн-Георг Саксонский упорствовал. В мае 1631 г. Магдебург пал, Тилли предал его огню и грабежу и двинулся против шведов. В январе 1631 г. Густав-Адольф заключил договор с Францией (в Бервальде), которая обязалась деньгами поддерживать Швецию в ее борьбе с Габсбургами. Курфюрст саксонский обратился за помощью к Густаву-Адольфу, который двинулся в Саксонию и наголову разбил Тилли при Брейтенфельде, 7 сентября 1631 г. Армия лиги была уничтожена, король стал протектором немецких протестантов. Войска курфюрста, присоединившись к шведским, вторглись в Богемию и заняли Прагу. Густав-Адольф весною 1632 г. вступил в Баварию. Тилли был во второй раз разбит шведами при Лехе и вскоре умер. Бавария была вся в руках шведов.

Чтобы не допустить габсбургскую политику до полного торжества, активное участие в войне принимает с 1635 г. Франция. Война велась ею и с Испанией, и с императором.

Четвертый период войны – французско-шведский – продолжался с 1635 по 1648 г. Над шведскими войсками начальствовал Иоанн Баннер. Он напал на изменившего делу протестантов курфюрста саксонского, нанес ему поражение при Виттштоке в 1636 году, занял Эрфурт и опустошил Саксонию. В феврале 1637 г. умер Фердинанд II и императором стал сын его Фердинанд III (1637-1657). 24 октября 1648 г. был заключен Вестфальский мир. Экономическое состояние Германии после войны было самое тяжелое, враги оставались в ней долго после 1648 г., и старый порядок вещей восстановлялся очень медленно. Население Германии значительно уменьшилось: в Вюртемберге, например, население с 400000 дошло до 48000, в Баварии оно также уменьшилось в 10 раз.

Тридцатилетняя война была первой войной, затронувшей все слои населения. В западной истории она осталась одним из самых тяжёлых европейских конфликтов в ряду предшественников Мировых войн XX века. Наибольший урон был нанесён Германии, где, по некоторым оценкам, погибло 5 млн. человек.

Шведы сожгли и разрушили в Германии практически все металлургические и литейные заводы и рудные копи, а также треть немецких городов. Особенно легкой добычей для мародерствующих армий являлись деревни. Демографические потери войны были восполнены в Германии лишь спустя 100 лет. Немедленным результатом войны явилось то, что свыше 300 мелких германских государств получили полный суверенитет при номинальном членстве в Священной Римской империи. Эта ситуация сохранялась вплоть до конца существования первой империи в 1806 году.

Война не привела к автоматическому краху Габсбургов, но изменила расстановку сил в Европе. Гегемония перешла к Франции. Упадок Испании стал очевиден. Кроме того, Швеция стала великой державой, значительно укрепив свои позиции на Балтике.

Приверженцы всех религий (католицизма, лютеранства, кальвинизма) обрели в империи равные права. Главным итогом Тридцатилетней войны стало резкое ослабление влияния религиозных факторов на жизнь государств Европы. Их внешняя политика стала основываться на экономических, династических и геополитических интересах.

В Англии 1642 - 1662

Английская революция XVII века - процесс перехода в Англии от абсолютной монархии к конституционной, при которой власть короля ограничена властью парламента, а также гарантированы гражданские свободы. Революция приняла форму конфликта исполнительной и законодательной властей (король против парламента), вылившегося в гражданскую войну, а также форму религиозной войны между англиканами и пуританами. Религиозный характер также заключался и в том, что одной из главных целей войны было очищение англиканской церкви от пережитков католицизма; политические "партии" революционного периода (индепенденты, левеллеры т.д.), зачастую по разному относились к тем или иным религиозным вопросам.

Реформация побудила людей радикально пересмотреть представления о Церкви, о государстве и об отношениях между ними. Эти события представляли собой нечто большее, чем очередную главу в истории борьбы между духовными и мирскими силами.

Средневековая церковь не могла выдержать двустороннюю атаку светского государства извне и возросшей религиозной напряженности изнутри. С появлением кальвинизма протестантское благочестие приобрело более воинственный характер и породило религиозную идеологию, послужившую основой для национальных движений в Европе.

Утверждая реформы, основанные на понимании церкви как общины верующих, а не института с жесткой иерархической властью, религиозные реформаторы подчеркивали важную роль каждого отдельного человека и оспаривали притязания церковной иерархии на светскую власть. Английская революция 1640-1660 гг. была одним из важнейших событий европейской истории, споры, о характере которой никогда не прекращались в историографии.

В годы правления Марии Тюдор (1553—1558 гг.) многие протестанты отправились в изгнание. Ознакомившись с идеями одного из лидеров Реформации того времени Жана Кальвина из Швейцарии, они вернулись обратно на родину, когда на престоле уже была Елизавета I. Они были огорчены положением в стране и тем, что англиканская церковь заимствовала очень много из католицизма. Пуритане были религиозной сектой протестантства, которая хотела очистить Английскую церковь от католических традиций.

В парламенте пуритане образовали две партии: пресвитериане и индепенденты (англ. Independents). Пресвитериане были умеренной партией, они хотели упразднить институт священства, а во главе общин поставить выборных пресвитеров, подотчётных ассамблее. Индепенденты, в отличие от пресвитериан, были против любой церковной иерархии. Они сформировали экстремистскую революционную партию и боролись за ограничение власти монарха. Лидером Индепендентов стал Оливер Кромвель.

Лоуд также разочаровал пресвитериан в Шотландии, пытаясь настоять на том, что они обязаны пользоваться английским молитвенником. Разгневанные шотландские пресвитериане заявили, что они готовы воевать для защиты своей религии. В 1639 году шотландская армия двинулась на Лондон. В то время Карл был не способен собрать сильное войско, чтобы дать отпор шотландцам. Он был вынужден согласиться больше не вмешиваться в религиозные дела Шотландии, а также оплатить её военные расходы.

Ужасная мания «охоты на ведьм», обычная для католических и протестантских стран в период религиозных войн, в Англии была распространена меньше, чем в других странах, но достигла своего высшего развития в первой половине XVII века. В истории Англии два наиболее мрачных периода приходятся на первую половину правления суеверного Якова I и на время правления Долгого парламента (1645-1647), когда в восточных графствах были казнены 200 «ведьм», главным образом в результате крестового похода Мэтью Гопкинса, искателя «ведьм». Правительство Карла I, а также республика «круглоголовых» и протекторат, прекратили эту нелепую жестокость.

В церковно-религиозной области результатом Реставрации 1660 года было восстановление епископов, «Книги общих молитв», и англиканского отношения к религии вместо пуританского. Во время ее многие из лидеров «круглоголовых» канули в неизвестность или попали в ссылку; другие же, как Монк, Эшли Купер, полковник Берч и Эндрю Марвелл, сохранили свое положение в парламенте или рядах правительственных чиновников. Поскольку с цареубийцами было покончено, прежние «круглоголовые» не были объявлены вне закона, исключая лишь тех, кто упорно продолжал посещать тайные «сектантские молельни», как теперь называли места пуританского богослужения. После Реставрации сохранилась лишь небольшая горстка землевладельцев, посещавших тайные сектантские молельни. До начала методистского движения Уэсли конгрегации и собрания секстантов были сосредоточены почти исключительно в Сити, в рыночных городах и в промышленных округах, хотя во многих деревнях находились отдельные семьи квакеров и баптистов. Некоторые из их были бедными ремесленниками, как например, Джон Беньян; другие, особенно в Лондоне и Бристоле, были настолько богатыми купцами, что могли скупить имения сквайров, преследовавших их. И часто такие купцы действительно скупали имущество нуждающихся дворян после накопления закладных на их земли. В следующем поколении сын купца-секстанта был уже сквайром или священником. По прошествии еще одного поколения, и леди, вышедшие из этих семейств, с пренебрежением будут говорить о всех, кто посещает собрания секстантов или занят торговлей.

Английская революция была последней европейской революцией, происходившей в религиозной оболочке. Можно сказать, что сама секуляризация (т.е. освобождение из-под контроля церкви и духовенства, из-под влияния религии, придание светского характера общественно-политической жизни во второй половине XVII в.) еще происходит в религиозной оболочке. Она протекала как процесс освобождения церкви от несвойственных ей функций, как отделение от нее тех сторон жизни, которые относятся только к земной сфере интересов и занятие которыми способно удалить религию от ее истинной и высшей цели. Учение католической церкви о двойственности истины - религии и науки - превращалось в стремление представить религию безразличной к области науки. Такому стремлению были не чужды выдающиеся мыслители и ученые, являвшиеся живым воплощением этого процесса секуляризации, — Декарт и Галилей, Гобс, Локк и Ньютон. Этот процесс замедлял, конечно, абсолютизм, прогрессивная роль которого все более уходила в прошлое. Новейшая клерикальная историография пытается сгладить или вовсе отрицать конфликт между религией и наукой. Этот конфликт изображается не как столкновение основ, а лишь как противоречие между определенным уровнем научного и религиозного мировоззрений. Разумеется, тактика церкви в отношении науки не раз менялась - метод репрессий или прямых нападок сменялся поисками соглашения, столь характерными для политики церкви и в современную эпоху. Отсюда стремление отыскать эти поиски в прошлом, даже в XVI и первую половину XVII столетия, когда вековой конфликт сопровождался резким обострением конфликта между религией и набиравшим силы опытным знанием.

Аугсбургский религиозный мир — соглашение, заключённое 25 сентября 1555 года[1] на рейхстаге в Аугсбурге междулютеранскими и католическими субъектами Священной Римской империи и римским королём Фердинандом I, действовавшим от имени императора Карла V. Аугсбургский мир признал лютеранство официальной религией и установил право имперских сословийна выбор вероисповедания. Условия договора имели статус имперского закона, легли в основу государственного устройства Священной Римской империи нового времени и обеспечили восстановление политического единства и стабильности в Германии на протяжении второй половины XVI века. В то же время Аугсбургский мир не признал свободы вероисповедания подданных империи, что привело к возникновению принципа cujus regio, ejus religio и создало почву для возобновления конфессионального противостояния. Система, созданная на основе Аугсбургского мира, распалась в начале XVII века, что стало одной из причинТридцатилетней войны.

Date: 2016-05-23; view: 311; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию