Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Полисное государство в древней Спарте. Реформы Ликурга. Особенности общественного и государственного строя Спарты VI - IV веков до н.э





Во II тыс. до н. э. на юг Балканского полуострова вторгаются греческие племена. В тесных рамках, очерченных природой страны (небольшие долины, огороженные высокими горами), развивалась особая греческая цивилизация в виде городов-государств (полис).
В историческое время греки никогда не были единым государством:
их взаимоотношения между собою строились как отношения международные. Однако в определенный момент среди многочисленных полисов важную роль стали играть Спарта и Афины. Поэтому
в дисциплине «История государства и права зарубежных стран» изучается Спарта как пример греческой монархии и Афины как пример демократии.

На Пелопонесском полуострове самым ранним полисным государством стала Спарта. По сравнению с другими греческими полисами, становление здесь государства имело значительные особенности.В IХв. до н. э. дорийские племена вторгаются в Лаконию и вытесняют или порабощают местное население – ахейцев, что приводит впоследствии к объединению родоплеменной верхушки завоевателей и покоренных.

Завоеватели разделялись на три клановых племени, каждое
из которых подразделялось на девять фратрий («братств»), представляющих религиозно-правовые объединения с внутренним самоуправлением.

Дорийцы селились в независимых деревнях (их насчитывалось около ста), организованных в шесть царств. Они делились на
три родовые филы, дополнительно разделяясь на пять групп (деревень), получивших топографические названия. Затем происходит объединение пяти деревень в Спартанское государство. Территория Лаконии распределялась по округам (обам), число которых и их организация неизвестны. Пять «царей» составили Совет полиса. В период 800-730 г. до н. э. спартиаты покорили все остальные деревни, и их жители стали вассалами – периэками (бук. «живущие вокруг»).

Потом последовало завоевание Мессении (740-720 г. до н. э.) и аннексия страны, которая была распределена на доли для спартиатов, а в горную местность были оттеснены периэки. Благодаря этим завоеваниям Спарта превратилась в потенциально богатейшее и самое могущественное государство в Греции VIII в. до н. э.

В условиях завоевательных войн государственное устройство Спарты подверглось некоторым изменениям. Общественное развитие Спарты приняло застойный характер: долго сохранялись элементы общинного строя, городская жизнь и ремесло развивались слабо. Жители в основном занимались сельским хозяйством.

В сущности, в Спарте гражданский коллектив представляет собойодновременно и господствующий эксплуатирующий класс, и самгосударственный аппарат. Эта особенность определяется спецификойспартанского пути развития, когда государство возникает в результатезавоевания. Тем не менее, спартанский вариант не является чем-тоисключительным -- он лишь наиболее крайнее выражение общих тенденций,свойственных всему древнегреческому миру. Полис повсюду постепеннопревращался в форму организации господствующего класса, становясьмашиной «для поддержания господства одного класса над другим». Вместе стем, общинная сущность полиса, его происхождение из территориальнойобщины, особые формы его политической структуры, где явственносохранялись тенденции к тому, чтобы всякое политическое действие былодействием всего коллектива,-- все эти особенности, предопределяли слабость полиса как такой «машины».

Пример Спарты наиболее показателен, поскольку именно здесь выступают снаибольшей отчетливостью основные признаки, унаследованные полисом отего исторической предшественницы, и, вместе с тем, особенно заметнысуществующие между ними принципиальные различия. Объяснение стольпарадоксального феномена следует искать в самой истории Спарты.

Как известно, основавшие Спарту дорийцы пришли в Лаконию как завоевателии поработители местного ахейского населения. Постепенно перераставший вклассовую вражду межплеменной антагонизм сделал крайне напряженнойсоциально-политическую обстановку, сложившуюся в этой части Пелопоннеса.Ситуация еще более усложнилась около средины VIII в. до н. э., когда в Спарте,как и во многих других греческих государствах, стал ощущаться острыйземельный голод. Возникшая в связи с этим проблема избыточного населениятребовала незамедлительного решения, и спартанцы решили ее по-своему.Вместо того чтобы, подобно остальным грекам, искать выход из создавшегосяположения в колонизации и освоении новых земель за морем, они нашли его врасширении своей территории за счет ближайших соседей -- отделенных от нихлишь горным хребтом Тайгета мессенцев.

Завоевание Мессении стало совершившимся фактом лишь к концу VII в. до н. э.,после так называемой II Мессенской войны. Это позволило приостановитьнадвигавшийся аграрный кризис, зато во много раз усилило ту внутреннююнапряженность, которая едва ли не с самого момента возникновенияспартанского государства стала определяющим фактором его развития.

Основным итогом, завоевательной политики Спарты на территории Лаконии иМессении было возникновение специфической формы рабства, известной подименем илотии. От рабства классического типа илотию отличает, прежде всего,то, что раб здесь не отчуждается полностью от средств производства ипрактически ведет самостоятельное хозяйство, используя принадлежащий ему(на правах владения или же полной собственности -- это остается неясным)рабочий скот, сельскохозяйственный инвентарь и всякие иные видыимущества. После сдачи установленной подати или оброка в его распоряженииостается определённая часть, урожая, которую он, по всей видимости, можетиспользовать по своему усмотрению, а при желании даже продать. Судя поимеющимся данным, спартиаты совершенно не вмешивались в хозяйственныедела илотов, довольствуясь тем, что получали от них в соответствии спредписанием закона. Таким образом, в Спарте сложилась особая формарабовладельческого хозяйства, при которой непосредственное вмешательстворабовладельца в производственный процесс стало чем-то совершеннонеобязательным или даже вообще исключалось. Из организатора производстварабовладелец превращается здесь в пассивного получателя ренты,хозяйственная же инициатива сосредотачивается всецело в рукахнепосредственного производителя, т. е. раба.

Вняв просьбе правителей Спарты, многоопытный правовед посетил главный храм греков в Дельфах, принес соответствующую жертву богам и попросил согласия богов на реформы. Есть основания верить источникам, которые сообщают, что Ликург штудировал законы критских царей о государственном устройстве. Убедив народ, царей и геронтов принять его законы, их автор, по преданию, уморил себя голодом, сочтя свою задачу выполненной.

Реформы Ликурга - - это целый комплекс преобразований социально-экономического и правового характера. Их антиаристократическая на­правленность очевидна. После реформ знать формально исчезла, как бы растворилась в массе демоса. За короткий срок Ликург навел образцовый порядок, избавил народ от смут и неурядиц; легенды приписывают ему создание таких устоев спартанского общества, которые поражали своей стабильностью. В самом деле, четыре столетия (до Пелопоннесской войны) в Спарте не было политических потрясений, смут, заговоров.

Основная цель его преобра­зований - - сплотить коллектив граждан в критической обстановке после второй Мессенской войны. Такова была задача, политическая цель элиты, ее общественный стереотип. С течением времени эта политическая докт­рина персонифицировалась и обрела самостоятельное существование в образе Ликурга. История стала легендой. В исторической науке имеют хождение и другие гипотезы о легендарном основателе спартанского государства.

Иностранцев поражало общественное спокойствие, безопасность, беспрекословное подчинение младших старшим, законопослушание спартанцев, их немногословие, враждебная скрытность в государственных делах. Они удивлялись рьяной приверженности спартанцев к военным занятиям и атлетическим упражнениям, их замкнутости, равнодушию к наукам и искусству. По каким-то причинам правители стремились пол­ностью изолировать государство, своих сограждан от общения с другими полисами и народами. Торговые отношения с другими странами были запрещены еще в VI в. до н.э. Под угрозой смерти спартанцам запреща­лось по личным нуждам выезжать за пределы своего государства. Выезд за границу разрешался только военачальникам, послам и проксенам.

По реформам все спартанцы, призываемые в ополчение, были наде­лены земельными участками (клерами). В Лаконии и Мессенин ихна­считывалось около 10 тыс. Клер считался неотчуждаемым, наследствен­ным владением. Земля считалась собственностью государства, то есть участок нельзя было продать, подарить, оформить как наследство. Размеры участков были для всех одинаковы, тем самым как бы утвержда­лась экономическая основа «общины равных». Участки обрабатывали илоты, обязанностью которых было содержать спартанца и его семью.

Илотию можно рассматривать как специфическую разновидность античного рабства. Особенность правового положения илота в том, что он не был отделен от средств производства, вел самостоятельно хозяйство, пользовался своим скотом и инвентарем. Часть урожая оставалась в его распоряжении. Спартанцы имели над илотами абсолютную власть, но в то же время создавали им некоторые условия материальной заинтересованности. Многие ученые отнесли их к категории рабов, некоторые считают их античными крепостными. Спартанцы не вмешивались в хозяй­ственные дела своих илотов, но последние отвечали своей жизнью за несвоевременную уплату натурального оброка или подати. Илотов нельзя было отпускать на свободу, продавать за пределы государства. Клеры и илоты считались общинно-государственной собственностью. Такая форма экономически и юридически укрепляла «общину равных», завершала транс­формацию полиса из общины в рабовладельческое государство сучетом специфики Спарты. Жизненный уклад демоса, его традиции, обычаи стали законом.

Участки земли получали и так называемые периэки, т.е. ремесленники, торговцы. Таких наделов насчитывалось около 30 тыс. Периэки были свободными, но не имели политических прав. Они платили налоги, подати, а во время войны привлекались для службы во вспомогательных частях.

Полноправные спартанцы между собой считались равными, боль­шая ретра Ликурга предусматривала довольно жестокий кодекс их пове­дения от рождения до смерти. Младенца после рождения осматривали. Если он имел явные физические недостатки, то подлежал немедленному умерщвлению. Казнь предписывалось осуществлять его отцу.

Дети с 7 лет воспитывались в гимнасиях, под наблюдением настав­ников-педагогов; Мальчики содержались в суровых условиях, их под­вергали свирепой муштре; основная цель обучения - - воспитание выносливости, умения беспрекословно повиноваться. Они спали на непокрытом сухом тростнике, ходили босые, прикрытые одним плащом, хламидой, каждый день купались в холодных ручьях. По ночам юноши делали засады на дорогах и убивали запоздавших илотов. Их приучали к жестокости.

Девушки регулярно занимались гимнастическими упражнениями, с тем, чтобы стать здоровыми матерями. Они прыгали как лани, в быстро­те бега не уступали лошади, учились метать копья, диск. Мальчики и девочки в гимнасиях обычно ходили нагие, реже в коротких туниках. Должностные лица могли сами определять будущую семейную пару: вели «половой отбор», цель которого - - усовершенствовать «породу» людей. Такой подход преследовал одну цель - - иметь хороших воинов. Обучению грамоте и другим наукам не придавалось большого значения.

Вечное недоедание заставляло юных спартанцев воровать остатки пищи со стола взрослых. Уличенного в краже избивали за неумелость. Спарта, пожалуй, единственная страна, где мародерство, воровство не считалось позорным занятием. Главная цель обучения и воспитания - - подготовка будущего воина. По достижении 14-летнего возраста под­ростки подвергались испытаниям (агонам) - - жестокой порке перёд алта­рем Артемиды.

Совместное воспитание полов приводило к ранним бракам. Жених, согласно старых обычаев, скрытно выкрадывал невесту. Впрочем, это делалось по обоюдному соглашению родителей. Спрятав ее у своих знакомых, будущий муж тайком навещал невесту, острижен­ную и одетую в мужское платье. Молодые приносили жертвы Зевсу и его супру­ге: невеста отрезала локон волос. Перед свадьбой полагалось мытье в бане, а потом пирушка. Приданого невесте не полагалось. Девушек вос­питывали с расчетом иметь от них здоровое потомство. Мнение долж­ностных лиц учитывалось при заключении брака.

С 20 до 60 лет спартанец считался военнообязанным, должен был систематически совершенствовать свои атлетические и боевые навыки. До 30 лет спартанец считался неполноправным, т.е. не имел никаких политических прав, ему надлежало во всем следовать советам своего опекуна, наставника.

Спартанцы носили одинаковую одежду, пользовались одинаковой домашней утварью, соблюдали стандартную, общепринятую форму боро­ды и усов. К 30 годам спартанец должен был жениться, иначе он ежегод­но в религиозный праздник подвергался избиению со стороны незамужних женщин. Зато тем, кто имел трех, а тем более четырех сыновей, оказывалось особое уважение, им предоставлялись льготы.

В целом положение женщин Спарты было сравнительно высоким. Они не знали многих забот по хозяйству, т.к. илоты доставляли продукты, детей воспитывало государство. Мужья часто гибли в войнах. Женщины конкурировали с мужчинами в понимании отечественных интересов. Знатные жены и вдовы имели приличное материальное обеспечение; в их руках в IV в. до н.э. сосредоточилось около двух пятых, а в III. в. до н.э. - - более половины богатств Спарты. Возможно, этим объясняются обвинения женщин, особенно молодых вдов, в чрезмерной свободе поведения, нравственной раскованности, распущенности, беспутстве и т.д.

Единство спартанцев обеспечивалось совместными обедами (сесси­тиями) и групповыми атлетическими упражнениями. Граждане вносили ежемесячно натуральный взнос в общий котел. Тот, кто не мог его внести, считался «опустившимся» и лишался политических прав. Рядовые граж­дане и цари питались за общим столом, любимое блюдо спартанцев - - похлебка из чечевицы с бычьей кровью. Всякая роскошь осуждалась. Свой дом спартанец мог строить только при помощи топора, пилы и мо­лотка. Таким образом, полноправным гражданином Спарты считался тот, кто имел надел земли с илотами, постоянно участвовал в совместных тра­пезах (сесситиях) и в работе народного собрания. Он должен был знать наизусть самые важные законы (ретры), имевшие силу со времен Ли­курга, и беспрекословно выполнять их. Трусость в бою, неуплата взносов на совместные обеды, непослушание должностным лицам, как правило, влекли исключение из гражданского состояния.

Регламентация жизни спартанцев касалась почти всех сторон не только общественной, но и личной жизни. Военное дело стало их главным ремеслом. Гражданам возбранялось заниматься ремеслом и торговлей, так как это позорило их, считалось уделом периэков. Ввоз чужеземных изделий был запрещен. Из обращения золотая и серебряная монета были изъяты, вместо них в обращении появилась сугубо местная монета в виде знаменитых железных прутьев - - оболов. Консерватизм правителей Спарты, их упорное сопротивление экономическому прогрессу вы­явились в жестокой регламентации личной жизни граждан.

Это был весьма своеобразный общественный порядок, при котором среди граждан царили грубая уравниловка и строгий взаимный контроль. Существовал запрет на предметы роскоши. Спартанцы постоянно были заняты военной муштрой, основанной на беспрекословном подчинении, суровой воинской дисциплине.

Полис оказывал материальную поддержку малоимущим, нуждаю­щимся гражданам, без этой поддержки они не могли бы участвовать в общественных делах. Реформа Ликурга означала перестройку террито­риально-племенной организации в рабовладельческий полис. В совокуп­ности все эти меры обеспечили стабильность, устойчивость государства-полиса, единодушие, гражданское единомыслие, подчинение меньшинства большинству.

Реформы Ликурга, в принципе признавали идею равенства, свое­образной демократии. Богатство граждан осуждалось. Исключение дела­лось в тех случаях, если зажиточный спартанец содержал за свой счет скаковых лошадей и участвовал в конных состязаниях.

Стремясь сохранить иллюзию «всеобщего равенства», государство поддерживало особый психологический климат, в котором нормой и идеалом сделалась абсолютная унификация быта: подвергалась суровому осуждению любая экстравагантность в одежде, пище, домашней утвари, устройстве жилищ и т. д. Обычной стала мелочная регламентация хозяй­ственной и иной деятельности спартиатов, их досуга, наличие разных «табу». Власти бесцеремонно вмешивались в частную жизнь граждан и даже семейные отношения.

В Спарте не было инакомыслящих, не было социальных конфликтов, политических смут. "Казарменный" строй исключал всякую возможность открыто выразить недовольство. При малейшем недовольстве существующими порядками на виновника поступал донос, и его казнили. В обществе царили всеобщая подозрительность и строгий взаимный контроль в отношениях между гражданами. Вмешательство государства во все сферы жизни убивало их инициативу и в конечном счете обусло­вило застой в социально-экономическом развитии Спарты. Такой поли­тический режим восхищал фашистов, сторонников тоталитарного прав­ления.

Внешняя иррациональность общественного устройства Спарты отнюдь не означает ее слабость, неэффективность. В Спарте раньше, чем в других полисах, сложилось четкое деление по сословиям, существовало административное деление по областям; функционировала замкнутая полукастовая система граждан-воинов; имелась первоклассная армия, равной которой по выучке и боевому духу не было в Элладе.

Нет прямых данных о резких противоречиях внутри господствующего сословия. Есть основание полагать, что среди спартанских граждан имелась элитная груп­па, состоявшая из наиболее именитых глав семейств. К привилегирован­ной прослойке можно отнести спартанских всадников.

Меры по консолидации и сплочению граждан, сохранение архаичных обычаев далекой древности диктовались положением спартанской общины внутри превосходящей массы порабощенного и зависимого населения. Только сплочение гражданской общины и единый военный коллектив обеспечивали господство над покоренным населением. Максимальная сплоченность, строгая дисциплина, коллективное сотрапезничество, госу­дарственное воспитание детей и даже атлетические упражнения в соче­тании с примитивным образом жизни, при которой не было ни театров, ни каких-либо других зрелищных учреждений, были следствием вечного страха перед возможностью восстания илотов или периэков. Системати­чески практикуемые избиения, массовые убийства илотов свидетель­ствовали о том, что система террора была главным средством поддержа­ния классового господства спартанцев.

Предоставив илотам хозяйственную самостоятельность, спартанцы бдительно следили за их настроением, беспощадно пресекая в зародыше всякие попытки к освобождению. В период военных действий илоты при­влекались в качестве вспомогательной силы, им давали самое примитив­ное оружие; по этой причине илоты несли страшные потери при столкно­вении с хорошо вооруженным противником. Спартанцам это было вы­годно.

Илоты не раз восставали против своих поработителей. В 465 г. до н.э. Спарта была вынуждена просить соседей, в том числе афинское прави­тельство, прислать свои войска для подавления восставших илотов. Однако и афинский отряд, состоявший из 4 тыс. гоплитов, не смог взять крепость илотов на горе Итоме.

Несмотря на жестокость угнетения в трудный период периэки и илоты выказали себя как патриоты. Так, в опасный момент Пелопоннесской войны полководец Брасид в 425 г. до н.э. набрал из них двухтысячный отряд добровольцев и нанес поражение афинскому войску.

Представляется, что положение периэков в Спарте было вполне сносным, их правовой статут был схож с афинскими метэками. Полити­ческих прав они не имели. Периэки занимались торговлей; ремеслом, кое-кто из них наживался на поставках спартанскому ополчению. Избиения и убийства, систематически осуществляемые над илотами, на периэков не распространялись. Особо ценились ремесленники, Армия нуждалась в оснащении оружием, доспехами, поставка которых зависела от их труда. Надо полагать, им предоставлялись какие-то льготы. Иначе трудно по­нять, почему в 411 г. до н.э. из Аттики в Спарту перебежало сразу свыше 20 тыс. рабов, главным образом ремесленников. В V в. до н.э. Спарта имела самое многочисленное сухопутное войско, опытных полководцев, а самое главное - - превосходно подготовленных гоплитов, мужественных, бесстрашных. 300 спартанцев во главе с царем Леонидом вступили при Фермопилах в бой с многократно превосходившими их отрядами персов. И тем не менее за трудом и поведением периэков постоянно наблю­дали спартанские начальники - - гармосты. На время войны периэки при­влекались для службы в качестве легковооруженных воинов. Отличие в бою давало возможность получить какие-то льготы. Известно, что илоты, зачисленные в гоплиты и отличившиеся в бою, получали свободу, их называли неодамоды. При наличии свободной государственной земли они могли получить земельный надел.

Спарта была не только консервативным государством. Это был очаг политической реакции Эллады, ее граждане были заражены милитариз­мом. Правители Спарты втянули свой народ в грандиозные военные меро­приятия, что требовало огромных средств и людских ресурсов и в конце концов стало причиной быстрого упадка спартанской общины равных». Во второй половине V в. до н.э. Спарта, опираясь на свою военную мощь, поставила своей целью стать гегемоном в Элладе. В Пелопоннесской войне (431- -404 гг. до н.э.) правители Спарты объявили, что спартанцы ведут войну якобы за освобождение греков от власти Афин. Побежден­ные Афины приняли все условия, продиктованные Спартой, в том числе отменили свой режим демократии и организовали государство по образу и подобию Спарты - - олигархию. Став победителем, Спарта получила большую контрибуцию. Но результаты победы в Пелопоннесской войне ухудшили ее положение. Много спартанцев погибло. Страна оказалась истощенной. Высокомерие, грубость спартанских правителей и военачаль­ников вызывали недовольство, ненависть населения подвластных полисов. Для Спарты победа в Пелопоннесской войне означала конец само­изоляции, началось втягивание в общегреческие товарно-денежные отно­шения. Снова появились золотые и серебряные монеты. По словам Плу­тарха, в этот период все спартанцы «были охвачены стремлением к обога­щению, словно влечением к чему-то почетному и великому». Особенно обогащались военачальники.

По закону Эфора Эпитадея спартанцы могли продавать, покупать, дарить, завещать свои клеры. Число опустившихся, потерявших землю, имущество - - гипомейонов - - росло, а число сотрапезников в сесситиях уменьшалось. Спартанская «община равных» двигалась к закату, ее поли­тическая и общественная структура не выдержала напора товарно-денежных отношений. Если в 480 г. до н.э. полноправных спартанцев-воинов насчитывалось 8 тыс., то в 418 г. до н.э. - - только 4 тыс. А к концу IV в. до н.э. их оставалось меньше одной тысячи. Большинство спартан­цев погибло, их наделы стали объектом купли и продажи. Спарта утратила свою самостоятельность, подпала под власть персов, затем македонцев, а с 146 г. до н.э.- - Рима.

Жители Спартанского государства подразделялись на следующие соци­альные группы:

· спартиаты;

· гипомейоны;

· периэки;

· илоты.

Политическими правами пользовались только спартиаты. Вся земля в Спарте считалась собственностью государства и была поделена на уча­стки (клеры), переданные полноправным гражданам, спартиатам, в наследственное пользование без права их отчуждения и дробления. Земель­ные наделы передавались вместе с обрабатывающими землю государ­ственными рабами. Поскольку первоначально эти наделы были равны­ми, то община спартиатов обычно именовалась "общиной равных".

Законы Ликурга преследовали цель предотвращения имущественной дифференциации. Они были направлены против роскоши, запрещали спартиатам заниматься торговлей, иметь в личном пользовании золото и серебро. Согласно этим законам спартиаты обязаны были с семилет­него возраста почти до старости целиком отдаваться военному делу. Позднее среди спартиатов возникло имущественное неравенство. Гражда­не, которые не могли делать взносы для организации общественных тра­пез, исключались из числа равных и переходили в разряд гипомейонов.

Периэки были лично свобод­ными, но не имели гражданских и политических прав, хотя в других правоотношениях они были вполне правоспособны: могли приобретать собственность и совершать сделки, нести воинскую повинность. В их руках сосредоточились ремес­ло и торговля, поскольку сами спартиаты, в соответствии с законами Ликурга, хозяйственной деятельностью не занимались. Со стороны го­сударства над периэками был установлен надзор, осуществляемый спе­циальными должностными лицами.

Представители побежденных племен становились государственными рабами - - илотами. Они не имели своей земли и работали на участке, предоставленном спартиату государством. Однако у илотов были свое хозяйство и свои орудия производства. Илоты платили господину об­рок, равный 50% урожая, полученного с земли. Илоты также несли военную службу. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами террора, устраивая ежегодные массовые истребления илотов. Иногда, однако, илоты могли быть отпущены на волю государством.

Государственный строй Спарты сформировался в результате преобразования военной демократии в государственную организацию, сохранявшую некоторые черты родо-племенной организации власти. Это привело к "ликургову строю", сложившемуся, как отмечалось, к VI в. до н.э. Некоторые историки рассматривают его как переворот, связанный с окончанием завоевания Мессении и установлением илотии, потребовавшими консолидации общины спартиатов путем уравнения их в экономическом отношении и политических правах, превращения ее в военный лагерь, господствующий над массами порабощенного населения.

Во главе государства стояли два архагета. В литературе их часто называют царями, хотя даже афинский базилевс, в отношении которого термин царь условен, обладал большей властью, чем спартанские вожди. Власть архагетов, в отличие от власти родо-племенных вождей, стала наследственной, что, однако, не делало ее прочной. Каждые 8 лет проводилось гадание по звездам, в результате которого архагеты могли быть преданы суду или отстранены от должности. Иногда они смещались и без этой процедуры.
Первоначально наиболее полной была военная власть архагетов. Им подчинялось войско, в походах они пользовались правом жизни и смерти. Однако в дальнейшем и их военные полномочия были существенно ограничены.

Совет старейшин (герусия), как и архагеты, - орган власти, унаследованный от родоплеменной организации. В состав герусии входило 28 геронтов, пожизненно избираемых народным собранием из знатных спартиатов, достигших 60-летнего возраста. В герусию входили и оба вождя. Первоначально герусия рассматривала вопросы, выносившиеся на обсуждение народного собрания, и тем самым имела возможность направлять его деятельность. Со временем полномочия герусии расширились. В случае несогласия геронтов и вождей с решением народного собрания они могли воспрепятствовать ему, покинув собрание. Герусия участвовала в переговорах с другими государствами, рассматривала уголовные дела о государственных преступлениях и вела судебные процессы против архагетов.

В народном собрании участвовали все спартиаты, достигшие 30-летнего возраста. Первоначально собрание созывали вожди, они же в нем председательствовали. Выступать в народном собрании могли только должностные лица или послы иностранных государств, участники же собрания лишь заслушивали выступления и голосовали. Созыв народного собрания (кроме чрезвычайных) производился раз в месяц. На собрании принимались законы, избирались должностные лица, решались вопросы войны и мира, союза с другими государствами, рассматривались вопросы о наследовании должности вождя, определялось, кому из вождей возглавлять войско в походе и т.д.

Эфоры в Спарте появились с VIII в. до н.э. в результате острых конфликтов между родоплеменными вождями и родовой аристократией. Последняя, получавшая большую долю военной добычи и возможность угнетать свободных общинников, стремилась ограничить пожизненную власть вождей властью избираемых на определенный срок представителей аристократии. Ими стали пять эфоров. Они избирались из "достойных" на один год, действовали единой коллегией, принимавшей решения большинством голосов. Первоначально эфоры считались как бы помощниками архагетов и осуществляли судебное рассмотрение дел по имущественным спорам. С середины VI в. до н.э. власть эфоров заметно возросла. Они поставили под свой контроль архагетов - в походе их сопровож дали два эфора. Эфоры получили право созывать герусию и народное собрание и руководить их деятельностью. Вместе с герусией они могли предотвратить принятие народным собранием неугодного им решения. К ним перешло руководство внешними сношениями Спарты и внутреннее управление страной, наблюдение за соблюдением спартиатами установленных порядков, суд над ними и наказание их, объявление войны и мира, контроль над деятельностью остальных должностных лиц (которых в Спарте было гораздо меньше, чем в Афинах). Деятельность самих эфоров практически не контролировалась - они отчитывались только перед своими преемниками. Особое положение эфоров подчеркивалось и их правом не участвовать в общих сисситиях и иметь собственный стол.

Date: 2016-05-23; view: 2476; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию