Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие пассионарности в теории Л.Н. Гумилева





Базовым понятием концепции Гумилева является понятие пассионарности (от лат. passio – «страсть»). Пассионарность – это готовность к самопожертвованию и колоссальному напряжению сил ради достижения какой-либо цели, в том числе и иллюзорной. С точки зрения биологии, пассионарность – избыток живой энергии биохимического вещества. По Гумилеву, пассионарность – это константа, нечто неизменное.

 

Гумилев выделяет три категории людей в зависимости от уровня пассионарности в них:

1 группа. Гармоничные особи. У них готовность к самопожертвованию (Р) уравновешена с инстинктом самосохранения. Их уровень готовности к самопожертвованию Гумилев принимает за средний уровень.

P = 1

Примеры гармоничных особей из литературных произведений: Петя Гринев и Маша Миронова из «Капитанской дочки» Пушкина, Андрей Болконский из «Войны и мир» Толстого.

 

2 группа. Пассионарии. По утверждению Гумилева, пассионарность – это атрибут не сознания, а подсознания, т.к. человек не способен внятно сформулировать мотивацию, которая сподвигает его на самопожертвование. Пассионарии во что бы то ни стало желают обрести место в «большом времени», оставить след о своих деяниях для потомков.

Пассионарии обладают пассионарной индукцией – способностью заражать своей энергией гармоничных особей, находящихся в зоне непосредственного воздействия.

P > 1

Гумилев приводит примеры пассионариев:

Из всемирной истории: Салон, Ликург (спартанские законодатели); Кеплер и Нютон; Магомет, Наполеон, Александр Македонский, Ян Гус, Жанна Д’Арк, Люций Корнелий Сулла, Петр I.

Литературные примеры: Скупой рыцарь Пушкина, Дон Жуан, Алеко, Мазепа, Пугачев.

 

3 группа. Субпассионарии. Субпассионарии характеризуются негативно. Это те люди, которых интересует только то, что можно либо съесть, либо выпить. Но с другой стороны, субпассионарии – люди, которые находятся в гармонии с окружающим миром, нет излишних претензий, всем доволен.

P <1 – субпассионарии

Примеры субпассионариев из литературных произведений: Швабрин из «Капитанской дочки» Пушкина.

 

В чем отличие субпассионария от гармоничных особей? Оно проявляется в экстремальных ситуациях (экзистенциональная ситуация «порога»). Если человек оказывается способен на самопожертвование, то он не субпассионарий. Субпассионарии в такие моменты живут только для себя, ими владеет только инстинкт самосохранения и ничего более.

 

 

Теория этногенеза

Как же применяется понятие пассионарности в теории этногенеза?

С точки зрения Гумилева, развитие любого этноса и любой культуры напоминают синусоиды, вершина которой соответствует наибольшему количеству пассионарности в обществе. Поэтому любой этнос в своем развитии обязательно проходит ряд этапов:

 

  Название фазы Срок Господствующий императив Фазовые переходы Примечания
  Исходное сочетание этносов и ландшафта   Разнообразные   Как правило, не отражён в истории
    0 лет (начало отсчета) «Надо исправить мир, ибо он плох» Пассионарный толчок или дрейф – пусковой момент этногенеза Как правило, не отражён в истории
  Пассионарный подъем: инкубационный период 0 – 150 лет «Надо исправить мир, ибо он плох» Оформление этнической системы Количество пассионариев накапливается постепенно. Отражён только в мифах. начинают понимать, что они этнос
  Пассионарный подъем: явный период 150 – 450 лет «Надо исправить мир, ибо он плох» «Мы хотим быть великими» Переход к акматической фазе Быстрый рост пассионарности. Сопровождается тяжёлой борьбой и медленным расширением территории
  Акматическая фаза (верхняя точка) 450 – 600 лет В начале: «Будь самим собой!» (=реализуй свой потенциал до конца)   В конце фазы: «Мы устали от великих»     Перегрев и переход к фазе надлома Колебания пассионарности около максимума, превосходящего оптимальный уровень. Пассионарии преобладают в обществе. Они диктуют поведение в обществе Быстрое увеличение могущества.
  Фаза надлома 600 – 750 лет «Мы всё будет иначе!» (безосновательные надежды на светлое будущее)   Резкое снижение числа пассионариев и вытеснение их субпассионариями. Гражданские войны, раскол этнической единицы.
  Фаза инерции 750 – 1000 лет «Будь таким, как я!» (выдвижение идеала, заведомо неосуществимого)   сокращение количества пассионариев резко замедляется Пассионарность на уровне около оптимального. Общее процветание.
      «С нас хватит!» (надоело подтягиваться даже до воображаемого идеала) Переход к фазе обскурации («затухания»)  
  Обскурация 1000 – 1150 лет «Будь таким как мы!»   Почти полная замена пасссионариев на субпассионариев. Спад пассионарности ниже нормального уровня. Упадок и деградация
  Мемориальнаяфаза 1150 – 1500 лет «Помни, как было прекрасно…» или «Будь сам собой доволен!»   Сохранение только памяти о жизни этноса
  Гомеостаз 1150 лет – неопределённо долго Забвение и утрата всех императивов Возможно возвращение к вторичному сочетанию этносов и ландшафтов, исходному для нового этногенеза Плохо, но с другой т.з. можно рассмотреть как полное слияние человека с природой, гармония.

 

Согласно Гумилеву, все периоды пассионарных толчков совпадают с периодами минимума солнечной активности. В эти периоды жесткое излучение начинает достигать земной поверхности, вызывает мутацию у живых организмов.


[1] Сенсуалистический тип культуры – понятие из концепции П. Сорокина. Характеристика этой суперсистемы будет дана в лекции далее.

[2] Соответствуют периоду роста «высокой культуры» у Шпенглера.

[3] Соответствует закату «высокой культуры» у Шпенглера.

Date: 2016-05-13; view: 743; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию