Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Интерактивная сторона общения. Трансакционный анализ Э. БернаИнтеракция – социальное взаимодействие и общение. Общаясь между собой люди не только передают и получают информацию, воспринимают друг друга, но и определенным образом взаимодействуют. Межличностное взаимодействие – это контакт двух и более лиц: - вербальный или невербальный -случайный или преднамеренный - длительный или краткий -частный или публичный. Межличностное взаимодействие – система взаимообусловленных индивидуальных действий. Структура межличностного взаимодействия: - контекст (социально ролевой – контакты ограничиваются ситуационной необходимостью; деловой – объединяют интересы дела; интимно-личностный – особая психологическая близость, сопереживание, проникновение во внутренний мир другого человека) - пространство взаимодействия (позиция, время, невербалика) - сценарии и типы (сценарии – стандартные последовательности действий в разных ситуациях. Типы – кооперация, конкуренция, альтруизм, избегание, равенство). Трансакционный анализ представляет собой психологическую модель, служащую для описания и анализа поведения человека как индивидуально, так и в составе групп. Краеугольным камнем трансакционного анализа является положение о том, что один и тот же человек, находясь в некоей определённой ситуации, может функционировать, исходя из одного из трёх эго-состояний, чётко отличимых одно от другого. Согласно трансакционному анализу, в каждом из нас можно выделить три эго-состояния: Родитель, Взрослый и Ребёнок.
Когда мы действуем, чувствуем, думаем подобно тому, как это делали наши родители, — мы находимся в эго-состоянии Родителя. Когда мы имеем дело с текущей реальностью, накоплением фактов, их объективной оценкой — мы находимся в эго-состоянии Взрослого. Когда мы чувствуем и ведём себя подобно тому, как мы делали это в детстве, — мы находимся в эго-состоянии Ребёнка.В каждый момент времени каждый из нас находится в одном из этих трёх эго-состояний. Трансакция — это единица общения, которая состоит из стимула и реакции. Например, стимул: «Привет!», реакция: «Привет! Как дела?». Во время общения (обмена трансакциями) наши эго-состояния взаимодействуют с эго-состояниями нашего партнёра по общению. Трансакции бывают трёх видов:
Ещё одним краеугольным камнем трансакционного анализа является теория сценариев. Сценарий — это «план жизни, составленный в детстве». Сценарий выбирается ребёнком на основе предложенных родителями или обществом. На выбор сценария влияют как внешние факторы, так и воля ребёнка. Берн приводит случай с двумя братьями, которым мать сказала: «Вы оба попадёте в психушку». Впоследствии один из братьев стал хроническим психическим больным, а второй — психиатром. Согласно теории сценария, каждый из нас уже в детстве знает важные для сценария моменты. Например, количество будущих детей. Контрсценарий — некая последовательность действий, приводящих к «избавлению» от сценария. Контрсценарий закладывается в другом эго-состоянии. К примеру, для сценария «Ты должна страдать» контрсценарием может стать «Твоя жизнь наладится, если ты удачно выйдешь замуж». Антисценарий — «сценарий наоборот», может сформироваться при невозможности действовать согласно сценарию. Человек, действующий прямо противоположно своему сценарию, тем не менее всё так же подвержен его влиянию. Сценарий продолжает руководить человеком, но то, что в сценарии нужно было делать хорошо, человек делает плохо, и наоборот. Например, молодой человек, которому предназначалось быть рядом с одинокой матерью в старости, а поэтому беречь себя и иметь минимальные контакты с девушками, начинает менять подруг каждую неделю, употреблять наркотики и заниматься экстремальными видами спорта. В данном примере поведение человека всё так же зависимо от родительских установок и потому предсказуемо. Техники 18. Невербальные средства общения: оптико-кинетическая система Невербальная коммуникация включает в себя пять систем. 1. Оптико-кинетическая система представляет собой экспрессивно-выразительные движения лица и тела (мимика и пантомимика) и движения глаз (визуальный контакт). 2. Акустическая система включает в себя следующие подсистемы: просодическую подсистему (вокальные качества голоса, его тембр, диапазон, тональность) и экстралингвистическую или внеречевую подсистему (это темп речи, включение в речь пауз и других средств, таких как покашливание, смех, плач). 3. Тактильно-кинестетическая или такесическая система содержит такие элементы, как рукопожатия, поцелуи, прикосновения. 4. Пространственная или проксемическая система включает такие элементы, как дистанция общения и пространственная ориентация участников общения. 5. Обонятельная, или Ольфакторная система отвечает за определение запахов. Все эти виды невербальных сообщений не изолированы, находятся во взаимодействии, иногда дополняя друг друга, иногда противореча друг другу.
|