Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типология культурных суперсистем





Общее количество «культурных суперсистем» у Сорокина невелико: в истории развития человечества наблюдается циклическая смена суперсистем культуры в последовательности: идеациональная, идеалистическая, чувственная, смешанная. В этой смене суперсистем и видит Сорокин существо культурной динамики.

Основные типы культурных суперсистем: идеациональный и чувственный. Переходные типы (промежуточные): идеалистический и смешанный.

В чистом виде в конкретном обществе идеациональная и чувственная суперсистемы культуры никогда полностью не реализуются. Можно говорить лишь об определенном доминировании каждой из них в тот или иной исторический период.

Для переходных типов культуры реальная действительность многообразна, в ней задействованы чувственная и сверхчувственные стороны, сочетаются идеациональные и сенситивные ценности.

Переход одной суперсистемы в другую всегда связан с социальными конфликтами. Периоды перехода порождают борьбу особой интенсивности в форме самоубийства, преступности, жестокости наказаний, в форме бунтов, восстаний и революций. В некоторых обществах такие переходы приводят к международным войнам. В периоды перехода количество войн особенно увеличивается. Пока длится переходный период, до воцарения нового типа культуры война играет главную роль в человеческих взаимоотношениях.

 

 

Основополагающим критерием, положенным в основу типологии культуры у П. Сорокина, является природа реальности, специфика способа восприятия и освоения мира людьми. Предложенную типологию суперсистем исследователь наполняет фактическим содержанием, выделяя ее основные составляющие (фундамент всякой культуры): искусство, истина, мораль, право.

 

 

А. «Идеациональная» (умозрительная) суперсистема.

Примеры существования идеациональных [2] культурных суперсистем:

- культура брахманской Индии,

- культура Древнего Китая (VIII-VI вв. до н.э.):

- культуры Древней Греции (VIII- по конец VI века до н.э.)

- западноевропейское Средневековье V-XII вв.)

 

Основные характеристики идеациональной суперсистемы:

· Идеациональная суперсистема внутренне религиозна. Она основана на принципе сверхучвственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности.

· Высшей идеациональной истиной у Сорокина является «истина веры». Божественное откровение истины постигается с помощью мистического опыта, божественной интуиции и вдохновения. Основным объектом воздействия считается не природа, а человеческая душа. Преимущественно религиозная и идеалистическая философия и мировоззрение в целом.

· Носители этой культуры основывают свои воззрения и поведение на господствующих идеях, даже если они являются ложными и примитивными. Преобладают элементы рационального мышления

· Чувственная реальность воспринимается как мираж.

· Идеациональные этические ценности религиозны, поэтому отношение к наслаждениям, удовольствиям и чистой прагматике в делах негативно. Главным является исполнение своих обязанностей перед Богом. Этические ценности и нормы построены на единении со сверхчувственным Абсолютом и воспринимаются как безусловные и неизменные. Четкое разделение между позитивными и негативными ценностями.

· Идеациональное право сакрально, оно опирается на абсолютные и неизменные принципы. Нормы, законы и формы применения религиозных устоев абсолютны и жестки. Критика не допускается.

· Неразвитые формы позитивизма, эмпиризма, материализма, релятивизма и естественных наук. Незначительное развитие промышленности. Малая коммерциализация общества. Незначительное развитие городов.

· Сильное чувство собственности

· Преобладают ненасильственные семейные и общинные связи.

· Идеациональное искусство имеет в основном религиозную тематику. Художественный стиль этой суперсистемы символичен и формален. Художественный образ идеационального искусства проявляется в архитектуре церковных зданий, богослужебных музыкальных песнопениях, в молитвах.

· Творческое меньшинство – теократически-аристократическое.

 

 

Б) Чувственная («сенсуалистическая») суперсистема.

Примеры существования чувственных [3] культурных суперсистем:

- культура времен палеолита

- культура Древней Ассирии

- культура в античной Греции

- культура Древнего Рима

- Начиная с XV в. этот тип культуры становится доминирующим в Западной Европе вплоть до наших дней.

 

Чувственная (сенситивная) культура – антипод идеациональной. Чувственная форма культуры и общества базируется на том основополагающем принципе, что истинная реальность и ценность является чувственно воспринимаемой и что за пределами реальности и ценностей, которые мы можем видеть, слышать, ощущать во вкусе, прикосновении и запахе нет другой реальности и нет реальных ценностей. В жизни носителей культуры этого типа доминируют осязаемые чувствами предметы и их прагматическая функция. И если первоначально такой подход дает положительные плоды, то к концу своего существования чувственная культура вырождается и наступает кризис во всех сферах культуры.

 

Основные характеристики чувственной суперсистемы (особенно в конце существования суперсистемы):

· Упадок религиозности. Светскость, материализм, утилитаризм, эмпиризм, гедонизм, сциентизм.

· Серьезные проблемы существуют в функционировании истины. Целостное мировоззрение в чувственной суперсистеме подменяется мешаниной из фрагментов наук.

· Относительность ценностей, «раскол в душах».

· Если в период становления чувственной культуры наблюдаются гармонизация правовых отношений, укрепление нравственных основ общества, то в период упадка западной культуры налицо крах всего образа жизни и поведения людей.

· Развитие естественных наук и техники.

· Усиление городов, промышленности,

· С чувственной суперсистемой связано разложение общества и эпоха социального кризиса. Растущая социальная дифференциация. Внутренние проблемы общества и классовая борьба.

· Замена чувственных отношений в семье и общине на договорные отношения.

· Упадок интуитивного творчества, секуляритивное (чувственное) искусство. Сенситивное искусство живет и развивается в мире чувств. Темы и персонажи этого вида искусства – реальные события и представители различных социальных групп. Стиль сенситивного искусства натуралистичен, свободен от любого символизма. Задача искусства – доставить удовольствие зрителю, слушателю или читателю, снискать у него успех, признание и славу. Наряду с достижениями (натурализм и др.) чувственное искусство заключает в самом себе вирусы распада и разложения, которые обращают многие добродетели чувственного искусства в его же пороки. Искусство становится «музеем социальной патологии».

· Вытеснение гения за счет технических приспособлений, количество становится на место качества.

· Вытеснение творческого меньшинства другими меньшинствами.

 

По мнению Сорокина, нынешняя «чувственная» культура стремится освободиться от религии, морали и других ценностей идеациональной культуры. Поэтому она обречена на закат, поскольку именно она виновна в деградации человека, в придании всем ценностям относительного характера. Но из признания неизбежности гибели данного типа культуры совсем не следует, что приходит конец всей человеческой культуре. П. Сорокин верил, что культура не погибнет, пока жив человек. Уже сейчас наметились очертания новой великой идеациональной культуры, базирующейся на ценностях альтруистической любви и этики солидарности.

Все великие культуры, сохранившие творческий потенциал, подверглись как раз таким изменениям. С другой стороны, типы культуры и общества, которые не изменяли форму и не смогли найти новые пути и средства передачи, стали инертными, мертвыми и непродуктивными.

 

 

«Идеалистическая» и смешанная суперсистемы

В. «Идеалистическая» суперсистема

Примеры идеалистических культурных суперсистем:

- Золотой век Древней Греции (V-IV вв. до н.э.)

- эпоха раннего европейского Ренессанса (XIV вв. н.э.)

 

Эта суперсистема мыслится Сорокиным как промежуточная стадия перехода идеациональной суперсистемы в чувственную. Идеалистический тип предполагает гармоничное сочетание лучших признаков двух основных типов: доминирующие ценности этой культуры ориентируются как на Небо, так и на Землю. Поэтому идеалистическая суперсистема не может существовать длительное время: она существует всего 100-200 лет, а затем уступает место чувственной суперсистеме.

 

 

Date: 2016-05-13; view: 1315; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию