Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные категории и понятия





Учебное пособие по предмету

Экономика

 

Дидактический материал

Для преподавателей и учащихся системы начального профессионального образования

 

 

Сургут


Дидактический материал для преподавателей и учащихся системы начального профессионального образования

Сургутский профессиональный колледж, 2009 г.

 

Составитель:

Преподаватель Л.С.Шипаева

 

Пособие предназначено для преподавателей курса «Экономика отрасли и предприятия, основы предпринимательства» в системе начального профессионального образования, содержит конт­рольные вопросы и тестовые задания для проверки знаний уча­щихся и является приложением к учебно-методическому комплексу. Предназначено в качестве дополнительного материала для изучения вопросов со­временной экономической науки и исследования методов ана­лиза экономических процессов. Может быть использовано уча­щимися для самостоятельной проверки знания теоретических положений экономической науки.

 


Оглавление

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 4

ТЕМА: СОБСТВЕННОСТЬ И ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ.. 5

ТЕМА: ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ФОРМЫ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ. 12

ТЕМА: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА.. 14

ТЕМА: МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ.. 20

ЭКОНОМИКИ.. 20

ТЕМА: ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 25

ТЕМА: МАРКЕТИНГ И МЕНЕДЖМЕНТ.. 31

ТЕМА: НЕГАТИВНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ.. 34

Самостоятельная работа № 1. 39

Самостоятельная работа № 2. 40

Самостоятельная работа № 3. 41

Самостоятельная работа № 4. 46

Самостоятельная работа № 5. 50

Самостоятельная работа № 6. 52

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 56


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Становление и развитие рыночной экономики в России требует фор­мирования целенаправленного экономического мышления. Существую­щие и появляющиеся в большом количестве учебники и учебные посо­бия по экономической теории и основам предпринимательской деятель­ности, хотя и дают возможность изучения теоретических положений, но малопригодны для ориентации в сложных проблемах экономичес­кой реальности. В данном учебном пособии предпринята попытка с помощью контрольных вопросов, заданий и тестов хотя бы в малой степени восполнить этот пробел и помочь преподавателю в приобрете­нии и освоении учащимися основ практических навыков в области эко­номики и предпринимательства.

Пособие служит приложением к изучаемому курсу, где каждая тема условно разбита на четыре раздела.

Первый раздел "Основные категории и понятия" дает возможность преподавателю проверить знание и понимание терминов и понятий, которыми должен овладеть ученик при изучении той или иной темы.

Второй раздел "Контрольные вопросы" позволит преподавателю вы­явить знания учащегося в области теории экономики и представляет широкие возможности для организации самопроверки и самостоятель­ной работы как на уроке, так и дома.

Третий раздел "Утверждения" предлагает оценить правомерность или неправомерность предлагаемых утверждений и тем самым может способствовать выработке конкретных подходов при освоении теорети­ческого курса.

Четвертый раздел "Тесты" также направлен на выяснение учащи­мися конкретных механизмов функционирования рыночной экономики, поскольку сознательный выбор единственно правильного ответа из не­скольких предложенных требует осознания практических аспектов изу­ченного теоретического материала.

В конце каждой учебной темы после предложенных заданий приве­дены ответы на поставленные в каждом разделе вопросы.


ТЕМА: СОБСТВЕННОСТЬ И ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Основные категории и понятия

 

1. Признаваемое обществом и охраняемое законом право юридического или физического лица владеть, пользоваться и распоря­жаться каким либо экономическим ресурсом или имуществом.

2. Фактическое обладание каким-то имуществом, вещью или средствами производства.

3. Процесс извлечения полезных свойств из того, чем владеет человек.

4. Действия, связанные с отчуждением имущества от его вла­дельца.

5. Стремление людей к удовлетворению своих потребностей.

6. Ликвидация механизмов прямого государственного управле­ния экономикой путем передачи соответствующих полномочий на уровень предприятия, но без изменения характера собственности.

7. Обладание государством подавляющей частью основных средств производства.

8. Покрытие предприятием своих расходов доходами от хозяйственной деятельности.

9. Преобразование отношений собственности путем передачи или продажи государственной собственности частным или коллективным хозяйствующим субъектам.

10. Имущественный наем, договор, по которому владелец иму­щества предоставляет какому-то физическому или юридическому лицу свое имущество во временное пользование за определенное вознаг­раждение.

11. Отношение людей к средствам производства и личным предметам длительного пользования.

12. Возможность дальнейшего развития производственной дея­тельности предприятия за счет собственных средств.

13. Предприятия различных отраслей и сфер хозяйства, подле­жащие приватизации.

 

14. Имущественные отношения между людьми по поводу владе­ния, пользования и распоряжения материальными благами.

15. Физические и юридические лица, участвующие в приватизации.

Ответы:

а. Владение

б. Собственность

 

в. Самоокупаемость
г. Экономический интерес

 

д. Распоряжение

 

е. Разгосударствление

ж. Государственный монополизм

з. Пользование

и. Аренда

к. Приватизация

. ■

л. Экономическое содержание собственности

м. Субъекты приватизации

н. Объекты приватизации

о. Юридическое содержание собственности

п. Самофинансирование

 

Контрольные вопросы

1. Определите экономическое и правовое содержание собствен­ности.

2. Какова логика смены форм собственности?

3. Какие типы собственности Вы знаете? Охарактеризуйте их.

 

4. Что представляют из себя экономические интересы? Какие из экономических интересов должны преобладать в рыночной эко­номике и почему?

5. Охарактеризуйте сущность НЭПа.

6. Что такое хозрасчет?

7. Чем самоокупаемость отличается от самофинансирования?

8. Какие деформации в развитии нашей экономики произошли в 30-е гг.?

9. Чем была вызвана необходимость перестройки в России?

10. Какие формы собственности появились в России в результате перестройки?

11. Какие цели преследует политика приватизации?

12. Каковы способы приватизации?

13. Что является объектами и субъектами приватизации?

14. В каких формах проводится приватизация?

15. Каковы конечные цели приватизации?

 

Утверждения

Определите, верны или неверны следующие утверждения:

(написать: верно или неверно)

1. Имущественные отношения людей по поводу владения, пользо­вания, распоряжения экономическими благами есть главное эконо­мическое свойство собственности.

2. Собственность может приносить доход ее владельцу в разно­образных формах, в том числе и не в стоимостных.

3. Экономические интересы отдельных членов общества должны совпадать с интересами коллективов, где они трудятся.

4. Экономические интересы коллективов предприятий и организаций являются составной частью интересов государства.

5. Государственные экономические интересы всегда в конечном счете выражают личные и групповые интересы членов общества.

6. В иерархии интересов решающими должны быть интересы отдельных членов общества.

7. В период проведения НЭПа в нашей стране существовало многообразие форм собственности.

8. Самоокупаемость это способность предприятия с помощью собственных средств развивать дальнейшее производство.

9. Отношения собственности представляют собой систему отно­шений между субъектами по поводу присвоения и отчуждения благ, в первую очередь средств производства.

10. Понятия "приватизация" и "разгосударствление" являются идентичными понятиями.

11. Объектами приватизации являются незавершенное строительство, земля, жилье.

12. Одной из конечных целей приватизации является изъятие из оборота инфляционных денег.

4. Тесты

(необходимо найти единственно правильный ответ)

1. Какому субъекту присущ интерес к максимизации Прибыли:

а) рабочему

б) крестьянину

в) потребителю

г) землевладельцу.

2. Какая из перечисленных ниже категорий не входит в определение понятия собственности:

а) пользование

б)распоряжение

в) интерес

г) владение

3. Экономический интерес представляет собой:

а) стимул к развитию накопления

б) стимул к развитию производства

в) стимул к использованию природных ресурсов

г) все предыдущие ответы верны.

4. Что из нижеперечисленного является экономической стороной собственности:

а) распоряжение

б) присвоение

в) пользование

г) владение.

5. Представитель трудовой частной собственности это:

а) арендатор

б) кооператор

в) ремесленник

г) акционер

6. Предметом личной собственности является владение:

а) участком земли

б) собственным трактором

в) телевизором

г) деревообрабатывающим станком.

7. Какие группы интересов преобладают в рыночной экономике:

а) индивидуальные

б) групповые

в) региональные

г) государственные.

8. Ваучеры являются:

а) субъектами приватизации

б) методами оценки имущества приватизируемых пред­приятий

в) Направлениями использования полученных от приватизации средств

г) средствами приватизации.

9. Что является решающим моментом при смене форм собственности:

а) изменение организационно-экономических отношений

б) изменение социально-экономических отношений

в) изменения в развитии производительных сил

г) все ответы верны.

10. В объекты приватизации не входит:

а) трудовые коллективы

б) незавершенное строительство

в) предприятия социальной сферы

г) земля.

Ответы

Date: 2016-05-23; view: 1416; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию