Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нормы и ценности как ядро культуры в концепции СорокинаСтр 1 из 4Следующая ⇒ Концепция культурных суперсистем П.А. Сорокина
Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) – основатель русской и американской социологических школ.
П. Сорокин – последовательный приверженец циклической теории исторического развития. Как и его предшественники он отвергал идею линейного развития цивилизаций. Он писал: «Линейно-прогрессивное освещение истории происходит из предшествующей сенсуалистической культуры [1], перед ее закатом. Поэтому различные линейные интерпретации в XVII, XVIII и XIX вв. задавали тон практически всем европейским ученым и философам. С приближением заката сенсуалистической суперсистемы в XX в. все виды линейных интерпретаций были вынуждены уступить место циклическим, эсхатологическим и творчески-функциональным представлениям о ходе истории. Такая замена линейных на нелинейные теории практически уже произошла». Сорокин, естественно, уже знал основные теории локальных цивилизаций (Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А.Дж. Тойнби, кроме них: Николая Бердяева, Альберта Швейцера и др.). Но к трудам предшественников он подходил весьма критически. И используя новую терминологию, пытался представить культурно-цивилизационную парадигму в качестве целостной теоретической концепции. Сорокин создает свое представление о развитии исторических культур. Основная работа, в которой изложены взгляды Сорокина на развитие культуры – «Социальная и культурная динамика» (1937 – 1941; публиковалась в США).
Нормы и ценности как ядро культуры в концепции Сорокина П.А. Сорокин полагает, что анализ историко-культурного процесса есть по сути анализ социальной жизни данного общества. Вопрос о доминантах исторического процесса, в конечном итоге, сводится к вопросу о детерминантах, определяющих архетипы человеческого поведения. Сорокин считает, что люди, вступившие в систему социальных взаимоотношений под влиянием самых разных факторов, только тогда становятся обществом, когда оказываются способными к выработке общественно приемлемых стереотипов поведения, основанных на нормах и ценностях, равнозначимых для всех. Так формируется некое социальное «эго», скрепляющее общество. Т.е. нормы и ценности составляют основу системы культурных качеств. Культурные качества остаются неизменными не только в спокойные периоды мировой истории, но также и в годы бедствий и лихолетья. Исследования позволяют выявить весьма длительные исторические периоды, в течение которых культурно-ценностные системы остаются стабильными. Ценностные системы же можно свести к четырем императивным идеалам: - идеал когнитивной, познавательной деятельности – Истина, - эстетический идеал – Красота, - идеал социального действия – Добро; - интегральный идеал социального целого – Польза Любая социальная активность может быть объяснена в этих универсальных категориях. Таким образом, вентральным понятием философии истории Питирима Сорокина становится понятию «ценность». Именно это определяет облик общества, типическое поведение его членов, а, в конечном итоге, его судьбу.
|