Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Евангельские объяснения мотива предательства Иуды





Матфей предательство объясняет корыстью: «что вы дадите мне, и я вам предам Его?» Мф 26:15.

Но 30 сребреников сумма ничтожная (цена раба).

Марк побуждение не указывает Мк 14:10-11 и, хотя упоминает о деньгах, но инициатива исходит от первосвященников.

Лука не мог объяснить предательство Иуды, иначе как привлечением сверхъестественного фактора - личного носителя зла: «вошел же сатана в Иуду» Лк 22:3-6

От Иоанна мы узнаем, что порочные наклонности Иуды обнаружились еще в момент вифанского помазания, именно Иуда соблазнился тогда тратой благовонного мира, "потому что был вор: он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали".Ин 12:6 Но корысть – не главное побуждение к предательству по Иоанну, мысль о предательстве «диавол вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту»Ин 13:2. ВЕЛИ~КІЙ ЧЕТВЕРТО~КЪ

ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ Мф 26:17-29; Мк 14:12-25; Лк 22: 7-30; Ин 13:1-30

Тайная Вечеря происходила в 5-й день недели, т. е. в четверг; в пятницу Господь был осужден и распят, в субботу - был во гробе, и в следующий день воскрес из мертвых.

Когда приблизилось время вкушать пасхального агнца, Господь посылает Петра и Иоанна в город приготовить Пасху в горнице, которую укажет им встретившийся при входе в город человек с кувшином воды. Христос не назвал человека по имени, чтобы место вечери осталось неизвестным предателю Иуде. Ученики исполнили повеление Спасителем и приготовили Пасху.

ВЕТХОЗАВЕТНАЯ ПАСХА (др.-греч. πάσχα от ивр. פסח песах, букв. с евр. «прохождение мимо»)

«Приближался праздник опресноков,

называемый Пасхою» Лк 22:1 (ср. Исх 12:15; 34:18; Лев 23:6;

Лк 22:1

)

ПАСХА как воспоминание прохождения ангела смерти мимо еврейских первенцев и исхода из египетского рабства в обетованную землю

Ханаанскую Втор16:1;

ОПРЕСНОКИ как воспоминание поспешности выхода, (в духовном смысле - из рабства духовного нужно бежать, не останавливаясь, и не брать с собою ничего). В память о том, что тесто не успело вскиснуть в момент Исхода с вечера 14 Нисана и 7 дней евреи ели лишь пресный хлеб.

Пасхального агнца съедали с пресным хлебом и горькими травами. При захождении солнца Втор 16:6 священники закалали агнца перед алтарем, проливали его кровь и, не сокрушая костей, прикрепляли к двум поперечным шестам в форме креста, жарили на огне, после чего законно чистые евреи ели с горькими травами жертву Числ9:9-12; Исх12:43-46, служившую прообразом Христа1Кор5:7; Ин19:36. По позднейшему ритуалу, отец семейства должен был, изъясняя значение праздника, возлить 4 чаши вина в память 4-х обещаний сделанных Богом Исх 6:6-8. После разрушения Храма в Иерусалиме, ритуальное заклание стало невозможным, поэтому иудеи в Песах едят только опресноки.

КОГДА ПРОИСХОДИЛА ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ:

14 НИСАНА, В ДЕНЬ НАЧАЛА ИУДЕЙСКОЙ ПАСХИ, ИЛИ 13 НИСАНА? Мф 26:17-29; Мк 14:12-25; Лк 22:7-30; Ин 13:11-30

Тайная Вечеря была Пасхальной трапезой Лк 22:7-15. Обычно иудеи закалали пасхального агнца вечером 14 Нисана. С 15 Нисана начиналась неделя опресноков Исх 12:6,18. В то же время Иоанн говорит, что ведшие Иисуса к Пилату "не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху" Ин 18:28, следовательно, пасха во время суда у Пилата только еще предстояла. И далее: иудеи спешили перебить голени у распятых, чтобы не оставлять на кресте их тел в субботу, «ибо та суббота была день великий». Ин 19:31

В тот год Пасха совпадала с субботой. Закон субботнего покоя вступал в действие в пятницу вечером, следовательно, не допускал заклания пасхального агнца 14 Нисана вечером, если это была пятница. Заклание в таком случае переносилось на предыдущий вечер, т.е. на 13 Нисана.

К тому же установившийся к тому времени обычай позволял пришельцам из других стран, а также жителям Галилеи вкушать пасху 13 Нисана, т. к. невозможно было в один день в течение нескольких часов заколать при храме около 250 тыс. агнцев.

Вкушать агнца можно было как в день заклания, так и на следующий день, поэтому члены Синедриона могли вкушать пасху 14 НисанаИн18:28, но Иисус, идя на смерть, вкусил Пасху 13 Нисана. Некоторые толкователи полагают, что Господь совершил Пасху днем раньше, зная, что на другой день Он уже будет предан в руки иудеев и распят, дабы Его Крестная Жертва, прообразом которой были пасхальные агнцы, была принесена в тот самый день и час, когда закалались пасхальные агнцы.

 

Место проведения Тайной Вечери согласуется с местом сошествия Святого Духа и называется по традиции Сионской горницей.

 

СПОР УЧЕНИКОВ О СТАРШИНСТВЕ. Лк 22:24-27

УМОВЕНИЕ НОГ УЧЕНИКОВ. Ин 13:1-17

Принятое на Востоке умовение ног перед вечерей входило в обязанность слуг.Лк 7:44 Однако никто из учеников не желал исполнить эту обязанность, более того, между ними произошел спор о первенстве.Лк 22:24-27 Тогда Господь, препоясавшись полотенцем, умыл ноги ученикам и отер их полотенцем, преподав им, таким образом, пример смиренного служения ближним.

 

УСТАНОВЛЕНИЕ ТАИНСТВА ЕВХАРИСТИИ

Мф 26:26-29; Мк14:22-25; Лк 22:16-20; 1 Кор 11:23-25

Пробил последний час Ветхого Завета, надлежало начать Новый - не агнцем от стад, а Телом и Кровью Христа Спасителя. «Как Ветхий Завет имел овнов и тельцов, так и Новый имеет Кровь Господню. Кровь Ветхого Завета была изливаема во спасение первенцев Израиля, избавляемых от меча Ангела-губителя, а сия Кровь изливается во оставление грехов всего мира, как умилостивительная жертва за грехи всего рода человеческого». свт Иоанн Златоуст

Об установлении Евхаристии по окончании трапезы на последней вечере Иисуса с учениками свидетельствуют синоптики и ап. Павел: «Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание». 1Кор 11:23-25

У Иоанна нет описания установления Таинства Евхаристии на Тайной Вечери, но приведено учение оЕвхаристии в Беседе о Хлебе Жизни. Ин 6:22-71 Основная мысль этого учения в том, что Иисус есть хлеб, сшедший с неба Ин 6:35, и потому не только вера в Него есть условие жизни и воскресения Ин 6:35,

40, 47-48

, но общение с Ним как с хлебом жизни, сшедшим с неба, надо понимать и буквально как принятие Его в снедь. Будучи выражено греческим глаголом τρώγω Ин 6:54,56,58, буквально «жевать», «глодать», – оно не допускает спиритуалистического (духовного) перетолкования, почему и вызвало соблазн присутствующих Ин 6:60. Учение беседы о Хлебе Животном сводится к тому, что участие в евхаристической трапезе мыслится как условие жизни и об о жение и ставится в теснейшую связь с действованием Духа Святого [Кассиан].

Так как Тайная вечеря по Иоанну состоялась 13 Нисана, (а не 14-го, когда ели уже исключительно опресноки), то на ней присутствовал еще квасной хлеб. В греческом тексте он назван словом ¥rtoj (артос) в противоположность пресному (аксимон). Следовательно, евхаристию Господь установилименно на квасном хлебе.

СМЫСЛ ЕВХАРИСТИИ

v Евхаристия – воспоминание Христа Лк 22:19.

v Евхаристия – соучастие в смерти и в Воскресении Иисуса Христа 1 Кор 11:24 «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против

Тела и Крови Господней» 1 Кор 11:26-27. Но участие в Страстях Христовых предполагает и участие в Его славе, т.е. об о жение.

v Евхаристия – приобщение пришедшему Царствию Божию: «И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие» Лк 22:17-18, «Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» Лк22:20.

ИЗОБЛИЧЕНИЕ ПРЕДАТЕЛЯ. УХОД ИУДЫ. Мф 26:21-25; Мк 14:18-21; Лк 22:21; Ин 13:30

Предательство Иуды, долго и медленно назревая, совершилось тогда, когда с куском, который дал ему Иисус, в него вошел сатана [Кассиан]: "И после сего куска вошел в него сатана, тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее". Ин 13:27 Иные видели в этом куске последнюю попытку этим знаком удержать Иуду от падения, ведь Иисус указал, что потенциальный предатель тот, «кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам».

 

Нельзя однозначно ответить на вопрос: причастился Иуда или нет?

По Мф и Мк Иуда вышел из горницы до установления Евхаристии. Тексты службы Страстного Четвертка также говорят о том, что Иуда не причастился, - трудно было вместить церковному сознанию, как он мог, причастившись, пойти и предать? Но по Лк: Христос говорит "се рука предающего Мя со Мною" Лк 22:21 после того, как Евхаристия была

установлена Лк 22:19-20.

 

О чем это говорит? Что Евхаристия ни на кого не действует автоматически. Можно причаститься, как говорил прп. Серафим, на земле и остаться не причащенным на небе; или хуже того, как Иуда причаститься и пойти и предать Самого Господа.

«Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь» Ин 13:30 - Иуда выходит из светлой горницы в

ночь, добровольно уходит от света Христа в тьму неведения Христа. блж. Феофилакт

 

ПРОЩАЛЬНАЯ БЕСЕДА С УЧЕНИКАМИМф 26:З0−35; Мк 14:26−31; Лк 22:31-39; Ин 13:31−16:33

Еще в Сионской горнице Господь начинает Свою прощальную беседу с учениками и заканчивает ее уже по пути к горе Елеонской. «И, воспев, пошли на гору Елеонскую»Мф 26:30; Мк14:26

Синоптики передают из этой беседы лишь рассеяние учеников и

отречение ПетраМф 26:З0−35; Мк 14:26−31; Лк 22:31-39; Ин 13:38, а Иоанн излагает эту беседу подобно в 13-16 главах

13:31

Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем.

Предсказывая Свое скорое отшествие, Господь констатирует, что Он Своими страданиям, смертью и воскресением победил зло, стяжал славу Сам и прославил Отца Своего.

 

А) О ЛЮБВИ И ИСПОЛНЕНИИ ЗАПОВЕДЕЙ Ин 13:34-35; 14:15,21,23-24; 15:9-17. 13:34-35

Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас,... По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. 14:15

Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.

Пребывание в любви Христовой, условием чего является исполнение заповедей, - залог единения верующих со Христом, с Отцом и друг с другом.

ü Любовь как высшая добродетель - как принцип единения Отца и Сына, принцип жизни Пресвятой Троицы.

ü Любовь - заповедь новая потому, что наивысшие проявления ветхозаветной нравственности не поднимались выше понятий о внутриэтническом милосердии.

ü Любовь в Новом Завете - любовь жертвенная, пример которой явил Сын Божий. Ин 15:13

Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Ин 3:16

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного...

 

Б) О ЕДИНСТВЕ ОТЦА И СЫНА ИН 14:1-14

Утешая учеников в их печали о предстоящей с Ним разлуке, Господь успокаивает говоря, что Его отход - есть раскрытие врат для них в «обители Отца», которые до сих пор были затворены грехопадением: 14:2

В доме Отца Моего обителей много....Я иду приготовить место вам.

Христос зовет учеников следовать за собой и на недоумение Фомы 14:5 «как можем знать путь?» отвечает: 14:6

Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.

Тема единства Отца и сына - одна из центральных у Иоанна. Вера в Отца и Сына как в единое существо производит единство учеников с Богом; приход к Отцу обусловлен принятием Сына. Познание Сына является одновременно познанием Отца. Об этом Господь ясно отвечает Филиппу в ответ на его просьбу: 14:8 «покажи нам Отца» - 14:9 Видевший Меня видел Отца; 14:10 Я в Отце и Отец во Мне.

 

В) ОБЕТОВАНИЕ СВЯТОГО ДУХА ИН 14:16-17, 26; 15:26; 16:7-15 14:16 14:17

И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, Духа истины, 14:26

Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. 15:26

Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который отОтца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; 16:13

Дух истины,... наставит вас на всякую истину:... и будущее возвестит вам.

Дух Святой напоминает верующим учение Христа и открывает им истины, которых они не могли еще вместить в дни Его земного служения. В частности, возвещает будущего16:13. Дух Святой в жизни нынешней готовит наступление жизни будущей - Царство Божие утверждается действованием Святого Духа. В прощальной беседе учение о Святом Духе приобретает законченность, указывая на ипостасное свойство Духа Святого: Его исхождение от Отца.

 


Г) О ЦЕРКВИ КАК ПРЕБЫВАНИИ ВО ХРИСТЕ 15:[65]-8 ПРИТЧА О ВИНОГРАДНОЙ ЛОЗЕ Путь к горе Елеонской проходил мимо виноградников, возможно поэтому Христос преподает учение о Церкви притчей о виноградной лозе. 15:1

Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь. 15:5Я есмь лоза, а вы ветви.

Церковь есть синергия1 Отца, Сына и учеников: 14:20

Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас.

Подобно тому, как виноградные ветви вырастают на лозе, от нее получают соки и благодаря ней приносят плоды, ученики Христовы духовно живут и приносят плоды для жизни вечной лишь тогда, когда находятся в благодатном общении с Господом. Если эта связь нарушится, то ветви засыхают и ввергаются в огонь. 15:6

Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и

засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.15:2

Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Ученики, пребывая в общении со Христом и являясь участниками Его Божественной жизни, нуждаются в очищении от всего чуждого, что осталось в них от прежней жизни, от всего, что препятствует раскрытию в них духовного совершенства. 15:5

Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода;

Церковь есть пребывание во Христе. Условием пребывания ветвей на лозе является принесение плода - деятельная духовная жизнь является условием пребывания в Церкви. 15:5

ибо без Меня не можете делать ничего.- Духовное делание невозможно без Христа.

 

Свидетельством постоянного общения со Христом должно быть соблюдение Его заповедей, и прежде всего заповеди любви: 15:10 Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей,... да любите друг друга, как Я возлюбил вас.15:13Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.

 

Д) О РАЗЛУКЕ И ВОЗВРАЩЕНИИ ИИСУСА ХРИСТА ИН 14:18-19, 28; 16:6-7, 16-33

Тема разлуки и возвращения Иисуса Христа также проходит через всю Прощальную беседу. Отшествие Христа есть благо для учеников, потому что Его отшествие - есть условие прихода Утешителя: 16:7 Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам,

Отшествие Христа к Отцу и обусловленное им пришествие Утешителя понимается как принцип единства Пресвятой Троицы.

Печаль от разлуки с Божественным Учителем, от ожидания предстоящих Ему Страстей, очень скоро обратится в радость.16:20 16:21-22

Женщина, когда рождает, терпит скорбь...; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас

 

Е) О НЕНАВИСТИ МИРА К УЧЕНИКАМ ИИСУСА ХРИСТА ИН 15:18-25, 15:27 − 16:4; 16:33. Тема противопоставления света и тьмы также часто звучит у Иоанна.

Ненависть к ученикам обусловлена ненавистью ко Христу: 15:20 «Если Меня гнали, будут гнать и вас» 15:19 «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира,... потому ненавидит вас мир».

Гонения на учеников обусловлены незнанием Христа как Сына Божия и есть противление Богу Отцу. 15:23

Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего.

Не смотря на скорби и гонения, Свет победит тьму:

 

16:33 В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир.

ПЕРВОСВЯЩЕННИЧЕСКАЯ МОЛИТВА ИИСУСА ХРИСТАИн 17:1-26

Окончив прощальную беседу, Христос подошел к потоку Кедрон. Перейти этот поток - значило предать Себя в руки врагов. Перед Страданиями Христос возносит молитву, названную первосвященническокой, т.к. в ней Он молится Богу-Отцу как великий архиерей, сам Себя приносящий в жертву, молится как истинный Первосвященник о Своих учениках и будущей Церкви. Молитва условно делится на 3 части:

В 1 части 17:1-5 Спаситель молится о Себе. Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя.

Отец предал Сыну весь род людской, дабы Он устроил его спасение и даровал людям вечную жизнь. Вечная жизнь есть познание Бога и посланного Им Искупителя мира.

Во 2 части 17:6-19 Господь как бы дает отчет Богу-Отцу о том, что сделано им - Он открыл ученикам полное и правильное понятие о Боге. Он молится о учениках, чтобы Отец Небесный взял их под свое покровительство в этом враждебном мире и сохранил их чистыми и святыми в духовном единении веры и любви между собой, в единении, подобном единению Бога-Отца и Бога-Сына.

3 часть 17:20-26 - молитва о единстве верующих в мире по образу единства Отца и Сына: " да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино". Господь, как бы уже созерцая свою Церковь в небесной славе, просит, чтобы верующие удостоились участия в этой славе, которую Он имеет у Отца от вечности: 17:24хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, 17:5которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Превосходство верующих над остальным миром в том, что они познали Бога, а потому способны к восприятию даров божественной любви.

Окончив молитву, Иисус вместе с учениками перешел поток Кедрон, за которым был расположен Гефсиманский сад. Здесь Он вновь предсказывает рассеяние учеников и отречение Петра: «Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь».

 

СОБЫТИЯ В ГЕФСИМАНСКОМ САДУ(В НОЧЬ С ЧЕТВЕРГА НА ПЯТНИЦУ)

Мф 26:36−55; Мк14:32−52; Лк 22:39-53; Ин 18:1−12

 

v ГЕФСИМАНСКОЕ МОЛЕНИЕМф 26:36-46; Мк 14:32-42; Лк 22:39-46

Наиболее подробно описывают гефсиманское моление "о чаше", Матфей и Марк. Они сообщают, что при ней присутствуют 3 ученика: Петр, Иаков, Иоанн, и что Господь трижды обращался к Отцу Мф26:39 Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты, и трижды прерывал молитву обращением к ученикам: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.

Лука, опускающий эти подробности, передает другие: кровавый пот и помощь ангела. Лк22:43-44

У Иоанна можно считать параллельным местом первосвященническую молитвуИн 17, которую позволительно понимать как раскрытие моления о чаше, т.к. во второй его части Иисус подчиняет Свою волю воле Отчей.

 

По мнению некоторых экзегетов, человеческая природа Христа представлена в Евангелии в некоей динамике, в развитии в сторону богоуподобления. Начавшись при крещении, эта динамика достигает кульминации в момент Гефсиманского моления и завершается полными подчинением человеческой воли Христа воле Его как Бога. Вследствие этого, благодаря Воскресению и последующему Вознесению уже сама человеческая природа Христа была исцелена и полностью об о жена.

 

v ПРЕДАТЕЛЬСТВО ИУДЫ

Иуда знал место, где Христос проводил ночь Ин 18:2-3, он пришел в сопровождении членов Синедриона и римских солдат. Первосвященники приказали воинам и слугам привести Того, на Кого укажет Иуда. Знаком должен был служить поцелуй. Подойдя к Спасителю, Иуда со словами «Радуйся, Равви!» поцеловал Его. Господь же, призывая Своего предателя к покаянию, сказал: «Иуда! Целованием ли предашь Сына Человеческого?»

 

 

Иоанн пишет, что Иисус Сам выходит навстречу воинам и называет Себя: "Аз есмь" Ин 18:6 В еврейском языке ответ Иисуса стражникам тождественен слову «Сущий», «Ягве», это имя

Бога. В благоговейном страхе перед именем Божиим стражники «пали на землю» Ин18:6

v ВЗЯТИЕ ИИСУСА ХРИСТА ПОД СТРАЖУ

Ученики попытались защитить Господа, Петр, выхватив меч, отсек ухо рабу первосвященника Малху. Но Христос остановил их словами: «Возврати меч твой в его место: ибо все, взявшие меч, мечем погибнут» и, прикоснувшись к уху Малха, исцелил его. Петру же сказал: «Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? Ин18:11 «или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?»Мф 26:53

«Тогда Иисус сказал им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали

Меня. Но да сбудутся Писания. Тогда, оставив Его, все бежали». Мк 14:48-50; Мф 26:54-56

Сбылось предсказание: «Поражу Пастыря, и рассеются овцы».Мф26:31; Мк 14:27

 


 
НОВЫЙ ЗАВЕТ

СОБЫТИЯ СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ

ВЕЛИ~КІЙ ПZТО~КЪ

ХРИСТОС ПЕРЕД СУДОМ СИНЕДРИОНАМф 26:59-75; Мк 14:53-72; Лк 22:54-71; Ин 18:13-27

Под стражей Иисуса привели к отставному первосвященнику Анне, тестю Каиафы. Издали за Ним следовали Петр и Иоанн. Анна стал расспрашивать Иисуса об учениках и учении, на что Господьотвечал: «Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего».

Анна отправил Иисуса к своему зятю Каиафе, который на тот год был первосвященником. К тому времени у Каиафы собрался почти весь синедрион. Несмотря на глубокую ночь, они спешили оклеветать Иисуса, чтобы подготовить все необходимое для официального утреннего заседания синедриона, который должен был вынести Ему смертный приговор. Среди лжесвидетельств назывались такие как нарушение Им субботнего покоя, несоблюдение фарисейских преданий и т.д. Но все это не являлось причиной осуждения на смерть. Наконец, пришли 2 лжесвидетеля, которые привели слова Господа, исказив их. Вместо слов Господа: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» Ин 2:19, сказали: «Я разрушу храм сей рукотворенный и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный» Мк 14:58.

Лжесвидетели пытались перетолковать слова Христа как хулу на храм, что было равно хуле на Бога и по закону наказывалось смертью. Однако и этого было недостаточно. Господь не отвечал на все эти обвинения.

Каиафа решил принудить Иисуса к такому признанию, которое дало бы повод осудить Его на смерть как богохульника: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын

Божий?» «Заклинаю тебя» означало, что суд требует от обвиняемого непременного правдивого ответа, призывая Бога во свидетели. Господь отвечает: «Ты сказал», соглашаясь с тем, что Он – Сын Божий, и добавляет: «Отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных», предсказывая скорое проявление Его Божественной силы.

«Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует» - так лицемерный Каиафа показывает свою лживую ревнивость о славе Божией, ради которой онпренебрегает запретом раздирать свои одежды.Лев 10:6; 21:10 Присутствующие после этого жеста выносят приговор: «Повинен смерти». Первосвященники утверждают свой суд, но ночной суд неправомерен, поэтому для соблюдения законности суд повторяют утром. И если на ночном заседание главное обвинение в богохульстве, то на дневном заседании, которое принимает вид законности, решение которого должно быть передано Пилату, выдвигается еще и второе обвинение – политическое. В Палестине, находившейся под властью Рима, синедрион потерял власть выносить смертный приговор без утверждения римского наместника, а для наместника

обвинение в богохульстве не являлось достаточным для вынесения смертного приговора, поэтому синедрион присовокупляет и политическую вину.

Вынесенное обвинение послужило поводом к издевательствам над Христом как над уже осужденным преступником: «Тогда плевали Ему в лице и заушали Его».

 

 

ОТРЕЧЕНИЕ ПЕТРАМк14:65-72, Мф26:67-75; Лк 22:54-65; Ин 18:25-27

Во время судов синедриона над Иисусом, Петр находился во дворе Каиафы. На вопросы узнавших его служанки и раба Малха, был ли он вместе с Иисусом Галилеянином, Петр трижды отказывается от Христа. При пении петуха вспоминает пророчество и идет, горько заплакав.

 

 

ХРИСТОС НА СУДЕ У ПИЛАТА И У ИРОДАМф27:1-2; 11-30; Мк15:1-19; Лк23:1-25; Ин18: 28-19:16

По закону обвиненных в богохульстве иудеи побивали камнями, но, желая предать Христа более поносной смерти - распятию на кресте, они отвели Его к Понтийскому Пилату за подтверждением смертного приговора синедриона. Придя к Пилату, иудеи не вошли в претор, чтобы не оскверниться прикосновением к чему-либо языческому, дабы есть пасху неоскверненными. Пилат вышел к иудеям с вопросом: «В чем вы обвиняете Человека Сего?» Иудеи отвечали, что Он развращает народ, запрещает давать подать кесарю и называет Себя Христом - Царем.

Тогда Пилат вопрошает Иисуса наедине: «Ты Царь Иудейский?» и слышит ответ: «Царство Мое не от мира сего. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине».

Пилат, представитель эллинистического языческого мира, переживавшего кризис в философии, уставшего от тщетных попыток

найти истину человеческим разумом, задает риторический вопрос: «Что есть истина?»

Он видит перед собой мечтателя, а не политического преступника и объявляет народу о невиновности Иисуса.

Узнав, что Иисус - галилеянин, Пилат отправляет Его к правителю Галилеи Ироду. Может быть, он надеялся получить от Ирода благоприятный отзыв об Иисусе, чтобы избавить Его от рук настойчивых обвинителей, а может, с целью прекратить вражду, т.к. Лука замечает, что после этого Пилат и Ирод стали друзьями. Ирод, наслышанный о чудесах Иисуса, желал видеть Его, чтобы удовлетворить своё любопытство. Но Господь ничего не отвечает ему. Тогда Ирод, надругавшись над Ним, отсылает Его обратно к Пилату, одев в светлую, царскую одежду, выражая этим свое презрение к «искателю царского престола».

 

Ссылаясь на то, что и Ирод не нашел в Иисусе ничего достойного смерти, Пилат предлагает иудеям после наказания отпустить Его.

Наказанием он рассчитывает удовлетворить ярость иудеев и вызвать в них сострадание к невинно страждущему.

 

Он предлагает по обычаю отпустить на Пасху одного из приговоренных, надеясь, что евреи предпочтут невинного страдальца разбойнику Варавве. Но развращенный своими духовными вождями, народ предпочел праведнику разбойника Варавву.

 

Измученного и истерзанного Господа Пилат повелевает вывести наружу. Он рассчитывает, что Его жалкий вид удовлетворит кровожадность иудеев.

«Се Человек!» - говорит он, указывая на страдальца. Но первосвященники и народ снова возопили: «Распни, распни Его!»

 

Пилат, не склонившийся к смертному приговору вследствие обвинений

Христа в богохульстве, испугался политического доноса за покрывательство того, кто называл себя

Царем Иудейским. Поддавшись на провокации иудеев: «если отпустишь Его, ты не друг кесарю» Ин 19:12

, Пилат предает им Иисуса на распятие. «Неповинен я в крови Праведника Сего», - говорит он, умывая руки.

«Кровь Его на нас и на детях наших!» - произносят себе приговор иудеи.

КОНЕЦ ИУДЫМф 27:3-10

«Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил 30 сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную». Но раскаяние Иуды было соединено не с надеждой на всепрощающее милосердие Божие, а с отчаянием.

«И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился».

Спустя некоторое время, веревка оборвалась, и тело его упало, о чем свидетельствует ап. Петр в Деян 1:[66]8: «Когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его».

«Первосвященники, взяв сребренники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника1, для погребения странников; посему и называется земля та "землею крови" до сего дня. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли 30 сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля Иер.32:9 и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь».

Судьбы пророка ЗахарииЗах.11:12 и Сына Божия имеют общие черты: пророк-пастырь народа Божию прообразует Мессию; как с презрением этот народ относился к пророку, также теперь относится к Христу. Как пророка сыны Израилевы оценили ценою раба в 30 сребреников, так и Господа. В том и в другом случае деньги находят низкое употребление  поступают горшечнику, в первом случае для переплавки (как негодные, никчемные), в последнем - через покупку на нее земли горшечника.

 

КРЕСТНЫЕ СТРАДАНИЯ И СМЕРТЬ ИИСУСА ХРИСТА

Мф 27:31-56; Мк 15:20-41; Лк 23:26-49; Ин 19:16-37

КРЕСТНЫЙ ПУТЬ

«И когда насмеялись над ним, сняли с Него багряницу и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие». По обычаю, осужденный на смерть через распятие сам должен был нести крест свой на место казни. Но Господь был настолько измучен предшествующими страданиями (гефсиманским внутренним борением, тяжкими истязаниями во дворе Каиафы, Ирода, Пилата), что не в силах был донести крест до места назначения. Поэтому враги Христа, чтобы скорее завершить своё злое дело, заставили нести Его крест некоего Симона Киринеянина, возвращавшегося с поля в город.

За Иисусом следовали многие верующие жены, которые плакали и рыдали о Нем. Господь обращается к ним и

предсказывает суд Божий над Иерусалимом, жители которого будут претерпевать бедствия, несравненно более тяжкие, чем те, какие претерпевает теперь Христос.

РАСПЯТИЕ

Когда шествие достигло Голгофы, Иисусу Христу, по иудейскому обычаю, дали пить «уксуса, смешанного с желчью», напитка, затемняющего сознание страждущего и тем облегчающего его страдания. Но Христос, желая оставаться в полном сознании, отказывается пить его.

Ї.Н&.Ц&.Ї.

Над Его крестом была надпись, возвещающая на 3-х языках (еврейском, латинском, греческом): «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Тем самым Пилат, не ведая того, промыслительно указал: в минуты крайнего Своего уничижения

Христос на весь мир был объявлен Царем.

Снятые с Господа одежды, во исполнение пророчества «Разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» Пс 21:19, были разделены между воинами, стоявшими на страже у креста, а собственный хитон Его достался одному из них по жребию.

Повешенного на кресте Христа продолжают поносить: «Если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого».

СЕМЬ СЛОВ НА КРЕСТЕ

1. Џ§е, tпусти 2 им5 ъ: не вёдzтъ бо что 2 творsтъ ЛК 23:34 2. Днeсь со мн0ю бyдеши въ раи2 ЛК 23:43

Вместе со Христом были распяты и два разбойника, видимо

соучастники восстания Варравы, во исполнение пророчеств Пс 21:[67]7-19; Зax

13:6; Ис 53:5-12

Матфей и Марк говорят, что разбойники хулили Христа; Лука говорит, что один из разбойников, очевидно, видя терпение Христа, величие с каким Он переносил муки, молитву за распинающих, пристыдил второго и сказал: «Помяни мя, Господи когда приидешь во Царствие Свое». На что Христос ответил: «Ныне же будешь со Мной в раю».

 

3. Жeно, сE, сhнъ тв0й... сE, м™и твоS ИН 19:25-27

Когда враги насытили свою злобу и стали отходить от креста, к Распятому приблизились стоявшие в стороне Пресвятая Богородица, Мария Клеопова, Мария Магдалина и апостол Иоанн. Христос поручает заботу о Своей Матери злюбленному ученику. «И с того времени ученик сей взял Её к себе».

4. Б9е м0й, б9е м0й, почто 2 мS њстaвилъ єс3и;2 МФ27:46; МК15:34

Смерть на кресте была страшна, потому что повешенный на кресте постепенно задыхался. Около девятого часа страдания Распятого достигли предела, и Он возопил громким голосом: «Или, Или! лама савахфани, то есть Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?»

Среди самых тяжких телесных и душевных мучений эта оставленность Богом была наиболее мучительной. Вопль богооставленности, выраженный словами Пс

21:2

, заключал мессианское самосвидетельство и знаменовал предельную точку кенозиса (унижения) Сына Божия.

5. Жaжду ИН 19:28

Слышавшие восклицание Господа смеялись над Ним. Тогда один из воинов, наложив на трость губку с уксусом (кислым вином), поднес ее к устам Иисуса, другие же говорили: «Постой (не облегчай Его страданий), посмотрим, придет ли Илия спасти Его».

6. Соверши1шасz ИН 19:30

Греч. слово "совершилось" (тетелестай) подразумевает достижении совершенства и прославление Иисуса, к которому ведет путь Страстей. Совершилось искупление и спасение. Христос своей кровью смыл грех Адамов.

7. Џ§е, въ рyцэ твои 2 предаю 2 д¦ъ м0й. И # сі‰ рeкъ из4 дше.

ЛК 23:46; МФ 27:50; МК 15:37

 

ЗНАМЕНИЯ, СОПРОВОЖДАВШИЕ СМЕРТЬ ХРИСТА.

¯ "От шестаго же часа тьма бысть по всий земли до часа девятаго". Мф 27:45; Мк 15:33, Лк 23:44

¯ "И померкло солнце, и завеса в храме разодралась посередине1". Лк 23:45; Мф 27:51; Мк 15:38

¯ «И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу;

¯ и земля потряслась; и камни расселись;

¯ и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим. Мф 27:51-53

«Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» Мф 27:54

 

ПОГРЕБЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА Мф 27:57-61; Мк 15:42-47; Лк 23:50-56; Ин 19:38-42

СМЕРТЬ ГОСПОДА. ПРОБОДЕНИЕ РЕБРА

Иисус Христос умер в 9-ом часу. Оставалось еще 3 часа до начала следующего дня — Великой субботы, в которую начались на тот год опресночные пасхальные дни. Иудеи просили Пилата ускорить смерть распятых перебитием голеней с тем, чтобы поскорее снять их с креста, а те, которые желали с честью совершить погребение Иисуса, спешили исполнить свое желание, ибо по закону Моисея во всякую субботу, тем более в эту, нельзя было оставлять осужденных на кресте. Ин 19:31-37

«Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, — ибо та суббота была день великий, — просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их... Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода... сие произошло, да сбудется Писание:

¯ кость Его да не сокрушится. Исх 12:46

¯ Также и в другом месте Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили». Зах 12:10

 

СНЯТИЕ СО КРЕСТА И ПОГРЕБЕНИЕ ГОСПОДА

Тайный ученик Христа Иосиф из Аримафеи, человек богатый, праведный, член синедриона, явился к Пилату испросить тело Иисуса. Пилат удивился, услышав, что Иисус уже умер, т. к. распятые на кресте оставались живы иногда по 2-3 и более дней. Удостоверившись от сотника в смерти Иисуса, Пилат отдал Иосифу тело Иисуса. Иосиф, купив плащаницу и сняв тело Иисуса, обвил Его ею. Никодим, также пришедший погребать Господа, принес с собой состав из смирны и алоэ, обильно помазав ими Его тело и пелены. Иосиф и Никодим положили тело Иисуса в новом гробе, принадлежавшем Иосифу, исполнилось пророчество Исаии Ис 53:9 "Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, не было лжи в устах Его".

Иосиф с Никодимом привалили к двери гроба большой камень. Свидетелями погребения Иисуса били некоторые жены (Мария Магдалина и другая Мария), которые затем купили благовония и масти, чтобы помазать тело Иисусово.

ВЕЛИ~КАZ СУББО~ТА

ПРИСТАВЛЕНИЕ СТРАЖИ КО ГРОБУМф 27:62-66

«На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать»

«Первым обманом», по их мнению, было то, что Иисус Христос учил о Себе как о Сыне Божием, Мессии, а «последним обманом» — проповедь о Нем, как о восставшем из гроба Победителе ада и смерти.

Пилат предложил им воспользоваться той стражей, которая была им дана на время праздника для предупреждения беспорядков, происходивших в храме, от бесчисленного множества богомольцев. Они пошли и поставили у гроба стражу, приложив к камню печать.

Таким образом, злейшие враги Господа, сами того не ожидая, подготовили неоспоримые доказательства преславного Христова

Воскресения.

 

СОШЕСТВИЕ ВО АД (ПО УЧЕНИЮ СВ. ПИСАНИЯ И СВ.ПРЕДАНИЯ).

 

Во гр0бэ пл0тски, во ѓдэ же съ душeю ћкw бGъ, въ раи1 же съ разб0йникомъ и3 на пrт0лэ бhлъ є3си2, хrтE, со nц7eмъ и3 д¦омъ, вс‰ и3сполнszй неwпи1санный.

По Преданию, состояние, в котором Иисус Христос находился после своей смерти и прежде воскресения, изображает пасхальный тропарь:

 

Христос душою нисходил в ад "для того, чтобы и там проповедовать победу над смертью и избавить души, которые с верою ожидали Его пришествия" Катехизис.

 

По Писанию: "Он нисходил... в преисподнюю места земли Еф 4:9 и находящимся в темнице духам, сошед проповедал 1 Пет 3:19, и мертвым было благовествуемо 1 Пет 4:6".


 
НОВЫЙ ЗАВЕТ
 
 

Date: 2016-05-23; view: 1135; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию