Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимосвязь науки и производства прошла различные исторические этапы в своем развитии





На первых этапах наука еще не могла оказывать сколько-нибудь значительного воздействия на развитие производства, она, как правило, шла рядом с производством или даже позади него, теоретически обобщая эмпирически добытые технические новшества. В ХIХ веке зарождается новый этап во взаимодействии науки и производства, подмеченный уже К. Марксом и определённый им как процесс превращения науки в непосредственную производительную силу общества. Рубеж этих двух этапов лежит между изобретением паровой машины и открытием электричества. Изобретение паровой машины относится еще к первому этапу: сначала паровая машина была создана (причем создана самоучками-практиками), и только впоследствии появилась теория паровых машин. Другое дело открытие электричества: сначала оно было открыто в лабораториях ученых, и лишь затем были найдены способы внедрения его в производство<…> Таким образом, наиболее характерная черта нового исторического этапа взаимодействия науки и производства – опережение наукой производства, превращение науки в «отца» современных отраслей производств (энергетики, химии, электроники, ракетостроения, радиотехники)<…>

Наука позволяет получать новые, не имеющиеся в готовом виде в природе, предметы труда с заранее заданными самим человеком свойствами (синтетическое волокно, искусственные алмазы, сверхпрочные сплавы и т.д.). Благодаря науке принципиально меняются орудия труда и технология производства в целом, что особенно ощутимым становится на сегодняшнем витке научно-технической и технологической революции, связанным с внедрением микропроцессоров, роботов, биотехнологии. И, наконец, определённый минимум научных знаний является теперь обязательным атрибутом современного производителя материальных благ, работника нового типа.

Необходимо учитывать, что в непосредственную производительную силу общества превращаются не только естественные технические, но и общественные или шире – гуманитарные науки. Имеется в виду не только их участие в совершенствовании производственных отношений, что позволяет увеличить производительную силу труда, но их непосредственное воздействие на главную производительную силу общества – человека-труженика. (С.Э. Крапивенский)

1. Как автор характеризует роль науки в производстве на первых этапах истории? Какие события автор считает переломными на первом и втором этапах развития отношений науки и производства?

 

2. Приведите любые четыре характеристики современного этапа развития взаимодействия науки и производства из предложенных в тексте.

 

3. Назовите, опираясь на знание обществоведческого курса, любые три функции современной науки, о которых в данном фрагменте не сказано.

 

4. Используя заключительную часть текста, приведите три примера роли конкретных гуманитарных (или социальных) наук как непосредственной производительной силы.

 

 

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «относительная истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об относительной истине.

 

 

Что характеризует общество как динамичную систему?
  1) наличие общественных отношений
  2) сохранение связи с природой
  3) наличие социальных институтов
  4) самоорганизация и саморазвитие
Открытие закона всемирного тяготения английским ученым Исааком Ньютоном – результат деятельности
  1) ценностно-ориентировочной
  2) прогностической
  3) материально-производственной
  4) познавательной

 

Относительная истина – это знание
  1) неполное
  2) недостоверное
  3) непроверенное
  4) необоснованное

 

Верны ли следующие суждения о разновидностях культуры?
А. Произведения элитарной культуры могут приносить материальную выгоду.
Б. Произведения элитарной культуры со временем могут стать частью массовой культуры.
  1) верно только А
  2) верно только Б
  3) верны оба суждения
  4) оба суждения неверны

 

Найдите в приведенном ниже списке проявления биологической природы человекаи запишите цифры, под которыми они указаны.
  1) интересы
  2) мировоззрение
  3) задатки
  4) умения
  5) наследственность
  6) идеалы

 

Приведите два проявления противоречивости общественного прогресса. Проиллюстрируйте каждый из них примером.

 

Какой из признаков характеризует постиндустриальное общество?
  1) появление массовой культуры
  2) преобладание сельского хозяйства
  3) развитие информационных технологий
  4) сословный тип стратификации

 

Проведение судебной реформы в РФ является результатом деятельности
  1) ценностно-ориентировочной
  2) прогностической
  3) познавательной
  4) социально-преобразовательной
Верны ли следующие суждения об отношениях общества и природы?
А. Природа является одной из подсистем общества.
Б. Общество вынуждено компенсировать ограниченность природных ресурсов.
  1) верно только А
  2) верно только Б
  3) верны оба суждения
  4) оба суждения неверны

 

Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, – это
  1) выводы, полученные научным путем
  2) суждения, лишенные субъективных оценок
  3) знание, которое никогда не будет опровергнуто
  4) экспериментально установленные факты

 

Установите соответствие между характеристиками и элементами структуры деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 
ХАРАКТЕРИСТИКИ   ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А) тот, кто осуществляет деятельность
Б) осознаваемый результат деятельности
В) то, на что деятельность направлена
 
1) объект деятельности
2) цель деятельности
3) субъект деятельности

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

 

 

Какой из признаков присущ традиционному обществу?
  1) автоматизация промышленного производства
  2) преобладание семьи партнерского типа
  3) высокая ценность науки
  4) коллективистский тип сознания

 

К свойствам, отражающим биологическую природу человека, относится
  1) приспособление к условиям среды
  2) способность абстрактно мыслить
  3) речевое общение
  4) потребность быть в обществе
Гуманитаризация образования предполагает, в первую очередь
  1) повышение внимания к социальным дисциплинам
  2) единые требования к оборудованию школ
  3) разнообразие типов образовательных учреждений
  4) учет в преподавании интересов ребенка

 

 

Развитие химии позволило создать новые, более эффективные лекарства, спасающие человечество от множества болезней. Какая функция науки прoявилась в этом факте?
  1) объяснительная
  2) прогностическая
  3) социальная
  4) познавательная

 

Развитие химии позволило создать новые, более эффективные лекарства, спасающие человечество от множества болезней. Какая функция науки прoявилась в этом факте?
  1) производственная
  2) прогностическая
  3) социальная
  4) мировоззренческая

 

 

Верны ли следующие суждения об истинном знании?
А. Истинное знание – то, которое разделяется большинством людей.
Б. Истинное знание – то, которое соответствует познаваемому объекту.
  1) верно только А
  2) верно только Б
  3) верны оба суждения
  4) оба суждения неверны

 

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Методы познания

МЕТОД ПОЗНАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
... Исследование явлений действительности в контролируемых и управляемых (изменяемых) условиях.
Выдвижение гипотез Выдвижение догадок, предположений, для объяснения фактов, не укладывающихся в старые теории.

 

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Духовное __________(А)выделилось на определенном этапе развития человека в особую сферу деятельности. Продукты этой деятельности существуют в __________(Б) индивидов. Они выражаются в __________(В) форме – язык, религия, стили искусства и т.д. Некоторые элементы культуры приобретают характер «вечных» ценностей, определяют __________(Г) и назначение человеческой жизни. Для духовного производства необходима материальная база – школы, театры, музеи, издательства, средства массовой коммуникации. В сфере духовного производства действует ряд __________(Д), таких как церковь, образование, наука, искусство, а также отдельные специалисты. Продукты духовного производства представляют собой __________(Е) культурного опыта современников и всех предшествующих поколений». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

 

 
Cписок терминов:
1) социальный статус
2) синтез
3) знаково-символический
4) сознание
5) социальный институт
6) производство
7) общество
8) смысл
9) устный
 

 

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите под каждой буквой, номер выбранного вами слова. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.

 

 

Для традиционного общества свойственно
  1) влияние церкви на общественную жизнь
  2) преобладание семей партнерского типа
  3) преобладание серийного производства продукции
  4) осуществление научно-технической революции

 

 

Какой признак характеризует деятельность?
  1) доминирование биологических потребностей
  2) сознательная постановка целей
  3) обязательное использование инструментов
  4) инстинктивное приспособление к окружающему миру

 

Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?
А. Исторически общество возникло одновременно с природой.
Б. Общество выступает творцом культуры.
  1) верно только А
  2) верно только Б
  3) верны оба суждения
  4) оба суждения неверны

 

Какой из названных факторов делает в наши дни особенно актуальной проблему социальной ответственности ученых?
  1) стремление современной науки к познанию истины
  2) возрастающая неоднозначность последствий научных исследований
  3) активизация борьбы на рынке высоких технологий
  4) возрастание значения фундаментальной науки в современном мире

 

Верны ли следующие суждения об истине?
А. Истина – это соответствие знания интересам познающего субъекта.
Б. Истина – это соответствие знания представлениям большинства людей.
  1) верно только А
  2) верно только Б
  3) верны оба суждения
  4) оба суждения неверны
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А)В столице состоялся очередной Международный фестиваль дизайна, декоративно-прикладного искусства и народно-художественных промыслов. (Б)В этом году он получил злободневную направленность и стал более современным. (В)Уровень представленных работ существенно возрос. (Г)Существовавший ранее разрыв между «медальными» проектами и всеми остальными нельзя было считать приемлемым.

Определите, какие положения текста носят

 

 
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
 

 

 

Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.

 

В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Почему же, несмотря на это, искусство считают одной из форм (путей) познания объективного мира?

Опираясь на обществоведческие знания, укажите две особенности этой формы познания.

 

Обществом в широком смысле называют
  1) часть культуры
  2) группу людей, объединившихся для совместной деятельности
  3) все способы взаимодействия людей и формы их объединения
  4) окружающий мир в целом

 

К потребностям человека, связанным с его биологической сущностью, относится потребность в
  1) общении
  2) самовыражении
  3) продолжении рода
  4) трудовой деятельности

 

Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
А. Одним из критериев прогресса является развитие производительных сил, в том числе самого человека.
Б. Прогресс противоречив, общество платит высокую цену за достижения в сфере науки, техники, технологий.
  1) верно только А
  2) верно только Б
  3) верны оба суждения
  4) оба суждения неверны

 

Что характерно для эмпирического уровня научного познания?
  1) формулирование законов
  2) выдвижение гипотез
  3) сбор и первичная обработка фактов
  4) обобщение полученных данных

 

Верны ли следующие суждения об образовании?
А. В процессе образования человек приобщается к культурному опыту.
Б. Социально-гуманитарное образование по своему характеру интернационально и не зависит от особенностей национальной культуры.
  1) верно только А
  2) верно только Б
  3) верны оба суждения
  4) оба суждения неверны

 

Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «потребности человека».

Биологические, экзистенциальные, демографические, социальные, престижные, духовные.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда и относящийся к другому понятию.

 

Научная теория общественного прогресса нуждается не в субъективных критериях, отражающих неспособность мыслителей разобраться в сложном характере социального развития, а в критерии объективном, не зависящем от произвола исследователей.

Сложность выявления критерия общественного прогресса обусловлена, в частности, тем, что общество представляет собой сложную систему, включающую огромное количество элементов и процессов. Эти различные составляющие также развиваются, поэтому к ним тоже должно быть применимо понятие прогресса. Если рассматривать общество как систему, то различные его составляющие представляют собой подсистемы, каждая из которых способна к прогрессивному развитию и имеет свой критерий развития… но ни один из них не может дать представления о прогрессе общества в целом.

Развитие общества как системы вовсе не означает, что все ее подсистемы развиваются одинаково. Развитие различных сторон общественной жизни совершается очень часто неравномерно. Более того, прогресс в одних областях осуществляется на фоне регресса в других областях. Например, такая форма общественного сознания, как искусство, вовсе не обязательно достигает особого расцвета в период бурного развития производительных сил…

При всей сложности и внутренней противоречивости общественного прогресса вопрос о его критериях не только не снимается, но, наоборот, приобретает особую важность. При этом любой критерий, взятый из области общественного сознания (морали, права и т.д.) не может быть единственным общеисторическим критерием, поскольку взгляды людей сами меняются под влиянием условий общественной жизни… Также и критерии, относящиеся к одним лишь экономическим категориям, не позволяют правильно понять природу и сущность социального прогресса.

Для преодоления однобокости этих критериев, следует указать такую фундаментальную философскую категорию, которая характеризует глубинную сущность жизни и деятельности человека. Такой категорией, на наш взгляд, является категория свободы.

(Г.И. Эрзин)

1. Какая черта, названная автором, должна отличать критерий общественного прогресса с точки зрения научной теории? Чем вызвана сложность выявления критерия прогресса общества в целом?

 

2. В чём, по мнению автора, состоит противоречивость общественного прогресса? Какие две области общественной жизни сопоставляет автор в своем примере, иллюстрирующем противоречивость прогресса?

 

3. Автор пишет, что любой критерий, взятый из области общественного сознания, не может быть единственным общеисторическим критерием. Чем это объясняется? Опираясь на обществоведческие знания, приведите два собственных примера, иллюстрирующие этот вывод.

 

4. В качестве основного общего критерия общественного прогресса автор предлагает категорию свободы. Согласны ли Вы с этим? Выскажите свое мнение и, используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите два аргумента в его обоснование.

 

Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, учёные характеризуют общество как
  1) развивающуюся систему
  2) материальный мир в целом
  3) духовный мир в целом
  4) окружающий мир

 

Какая черта отличает науку от других отраслей культуры?
  1) образно-символическое отражение природной и социальной действительности
  2) теоретическое обоснование законов развития природы и общества
  3) выражение субъективного отношения к миру
  4) предложение законченной мировоззренческой системы

 

Картины Пикассо многие искусствоведы считают малопонятными широкой публике, рассчитанными на узкий круг знатоков и поэтому относят их к произведениям
  1) массовой культуры
  2) народной культуры
  3) экранной культуры
  4) элитарной культуры

 

 

Верны ли следующие суждения о критериях истинности знания?
А. Критерием истинности знания является его признание обществом.
Б. Критерием истинности знания является возможность его практического применения.
  1) верно только А
  2) верно только Б
  3) верны оба суждения
  4) оба суждения неверны

 

Найдите в приведённом ниже списке общественные явления и запишите цифры, под которыми они указаны.
  1) возникновение государства
  2) генетическая предрасположенность человека к отдельным заболеваниям
  3) психические качества личности
  4) формирование наций
  5) создание новых научных направлений
  6) способность человека к чувственному восприятию мира

 

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об истине.

 

Биологическую природу человека отражает потребность
  1) участвовать в совместной деятельности
  2) иметь потомство
  3) осознавать цель своих действий
  4) познавать мир и самого себя

 

Научные знания, в отличие от обыденных,
  1) отражают окружающую действительность
  2) предполагают проверку истинности полученных сведений
  3) формируются на основе жизненного опыта
  4) передаются из поколения в поколение
Какую функцию науки иллюстрирует выведение неприхотливых, устойчивых к болезням пород домашних животных?
  1) познавательно-объяснительную
  2) мировоззренческую
  3) производственную
  4) прогностическую

 

Верны ли следующие суждения о типах общества?
А. В постиндустриальном обществе важнейшими социальными ценностями являются способность и готовность к изменениям и инновациям.
Б. В индустриальном обществе уровень социальной мобильности невысок, границы между социальными общностями устойчивы.

 

  1) верно только А
  2) верно только Б
  3) верны оба суждения
  4) оба суждения неверны

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют социальную динамику.

1) прогресс, 2) структура, 3) эволюция, 4) реформа, 5) спад, 6) цикличность.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в

 

 

В стране Н. развито фабричное производство. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что она развивается как общество индустриального типа?
  1) Происходит механизация и автоматизация производства и управления.
  2) Наряду с промышленностью развивается сельское хозяйство.
  3) Существует разделение труда.
  4) Формируется класс промышленных рабочих.
  5) Религия оказывает значительное влияние на развитие общества.

 

Какой признак характеризует общество как динамичную систему?
  1) сохранение связи с природой
  2) способность к развитию
  3) наличие социальных институтов
  4) обособление от природы

 

Истинным можно считать лишь то знание, которое
  1) поддерживается авторитетным мнением
  2) имеет теоретическое обоснование
  3) имеет практическую значимость
  4) соответствует предмету изучения
Какую функцию науки иллюстрирует разработка учёными новых градостроительных принципов?
  1) познавательную
  2) мировоззренческую
  3) прогностическую
  4) социальную

 

Верны ли следующие суждения о личности? А. Основные качества личности проявляются в человеке с момента рождения. Б. Большое влияние на становление личности оказывает её ближайшее социальное окружение.
  1) верно только А
  2) верно только Б
  3) верны оба суждения
  4) оба суждения неверны

 

Какие из побудителей деятельности человека являются осознанными?
  1) эмоции
  2) интересы
  3) привычки
  4) влечения

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Формы освоения мира

ФОРМА ХАРАКТЕРИСТИКА
Получение, обоснование и систематизация объективных знаний о мире.
Искусство Образное осмысление действительности.

 

 

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Человек живет в __________(А), и его поступки обусловлены становлением, развитием в человеческом коллективе. Нельзя жить среди людей, не вступая в определённые __________(Б) с окружающими. В условиях современной России и складывающихся в ней новых общественных отношений, рыночной __________(В) и конкурентной борьбы значительно возрастает роль осмысленной ориентировки человека в окружающей среде. Без понимания творящегося вокруг невозможно правильно сориентироваться в жизни, наладить нормальные взаимоотношения с другими людьми и общественными __________(Г). И в этом неоценимую помощь оказывает социальная психология. Социальная психология изучает __________(Д) психологических явлений, возникающих при социальном взаимодействии людей. Роль __________(Е), которыми располагает социальная психология, сейчас значительно возросла». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

 

 
Cписок терминов:
1) знание
2) общество
3) группа
4) позиция
5) отношение
6) норма
7) закономерность
8) поведение
9) экономика
 

 

 

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

 

Учёные опросили группу старших школьников, проживающих в крупных городах России. Им задавали вопрос: «Что, на ваш взгляд, свидетельствует о прогрессе современного общества?».

Ответы школьников приведены в диаграмме.

Из неё следует, что наибольшая часть опрошенных избрала такие показатели, как прогресс науки и техники, рост уровня жизни и развитие образования. Опираясь на обществоведческие знания, собственный социальный опыт, материалы СМИ, конкретизируйте каждый из них.

 

Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется
  1) прогрессом
  2) революцией
  3) контрреформой
  4) эволюцией
Совокупность всех, достижений человечества, охватывается понятием
  1) техника
  2) прогресс
  3) экономика
  4) культура

 

Министерство образования и науки проводит реформу образования в РФ. Что является объектом данной деятельности?
  1) система образования
  2) министерство образования и науки
  3) сотрудники министерства
  4) средства и методы проведения реформы

 

 

Верны ли следующие суждения о критериях истинности научного знания?
А. Критерием истинности научного знания является его простота и ясность.
Б. Критерием истинности научного знания является его очевидность.

 

  1) верно только А
  2) верно только Б
  3) верны оба суждения
  4) оба суждения неверны

 

 

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Date: 2016-05-23; view: 5545; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию