Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методология этнической психологии как науки





Методология этнической психологииэто наиболее общие пред­ставления об идейных позициях этой науки, основных закономерно­стях познания и осмысления ею национально-психологических особенностей представителей конкретных этнических общностей. Методология этнической психологии определяется, с одной сторо­ны, своеобразием ее предмета: чтобы успешно исследовать наци­онально-психологические особенности людей, нужно верно пред­ставить себе их содержание, закономерности формирования и фун­кционирования, соотношение с другими элементами общественного сознания. С другой стороны, лишь познание реальной специ­фики и закономерностей развития национальной психики помо­гает определить те методы и использовать те методики, с помо­щью которых она может эффективно изучаться.

Обычно различают три уровня методологии этниче­ской психологии.

Общая методология обеспечивает наиболее правильные и точ­ные представления о наиболее общих законах развития объектив­ного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а так­же месте и роли в нем тех явлений, которые изучает этническая психология. Общая методология отечественной психологической науки исходит из того, что:

· окружающий нас мир материален (состоит из материи);

· материя первична, а сознание и психика вторичны;

· различные виды материи находятся в непрерывном движе­нии, развитии и взаимодействии;

· движение и взаимодействие материи определяют собой ка­чественные особенности всех общественно-психологических яв­лений (в том числе и национально-психологических феноменов) и социальной (национальной) активности людей;

· взаимодействие — это объективная, универсальная форма движения и развития, определяющая существование и структур­ную организацию любой материальной системы, в том числе и социальных (этнических) групп;

· в истории человечества взаимодействие было изначальной формой зарождения и последующего развития всего существова­ния, всей жизни людей как высокоорганизованных живых существ с разветвленной системой различных форм связей между ними и окружающей действительностью;

· только в ходе филогенетической эволюции самого человека взаимодействие его с другими индивидами превратилось в полно­ценную, разноуровневую и многофункциональную совместную деятельность людей;

· в результате взаимодействия людей рождается и все «соци­альное», т.е. общественные (в том числе и национальные) отно­шения;

· характер и содержание многочисленных общественных от­ношений во многом обусловлены спецификой и обстоятельства­ми самого взаимодействия, целями, преследуемыми конкретны­ми людьми в его процессе, а также местом, которое они занима­ют в обществе;

· все виды общественных отношений пронизывают, в свою очередь, психологические отношения людей, т.е. субъективные связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые уже различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) индивидов, в них участвующих;

· как результат материальной и духовной жизни индивидов, их исторического развития формируется общественное (в том числе и национальное) сознание людей, представляющее собой отра­жение их социального бытия, общественных и психологических отношений;

· общественное сознание, социальные и психологические от­ношения людей поддаются всестороннему изучению и осмысле­нию с помощью специальных методов и методик исследования, разработанных психологической наукой.

Специальная методология, или методология самой этничес­кой психологии, позволяет последней формулировать свои соб­ственные (внутринаучные) законы и закономерности, относя­щиеся к своеобразию формирования, развития и функциониро­вания тех феноменов, которые она исследует. Специальной ме­тодологией этнической психологии выступают методологичес­кие принципы психологической науки в целом, которыми она должна руководствоваться при анализе национально-психоло­гических феноменов.

Принцип детерминизма показывает причинную обусловленность национально-психологических особенностей социальными и ины­ми, в том числе общепсихологическими, факторами, влиявшими на процесс формирования той или иной этнической общности, которые и определяют специфику функционирования и проявле­ния этих обязанностей. Вот почему для того, чтобы правильно осмыслить конкретный этнопсихологический феномен, необхо­димо понять специфические причины и условия, его породив­шие.

Методологический принцип единства сознания и деятельности вооружает этнопсихологию правильным пониманием сущности проявления этнопсихологических феноменов в зависимости от закономерностей того или иного вида деятельности, в которую вовлечен представитель национальной общности. С одной сторо­ны, очевидно, что общие закономерности конкретной деятель­ности рождают сходство в проявлении психологии ее субъектов; с другой — национальное самосознание, будучи по своему проис­хождению своеобразным у каждого народа, вносит такое же от­личие и в элементы, формы и результаты самой деятельности.

Принцип личностного подхода требует при изучении любых на­ционально-психологических особенностей учитывать, что их но­сителем всегда выступает, во-первых, конкретная личность и, во-вторых, представитель определенной этнической общности, с ха­рактерными для него чувствами, мыслями, переживаниями и т.д. Следовательно, нужно постоянно помнить: в психологии каждого человека присутствует и личностно, и национально особенное, проявляющиеся в единстве и противоречивости своего сочетания.

Можно говорить и о наличии у этнической психологии своих собственных методологических принципов, каким, например, выступает принцип гносеологического подхода к анализу националь­но-психологических особенностей людей, который ориентирует на тщательное изучение и сопоставление социально-исторического своеобразия процессов развития одной нации или народа с дру­гими, учит видеть проявление специфического в психологии лю­дей как результат закономерного сочетания воздействия извест­ных экономических, политических, социальных, культурных и психологических факторов.

Кроме того, необходимо принимать во внимание и принцип учета этнологических факторов. Последние производны от мате­риальной жизни и материального бытия людей. При их осмысле­нии важно руководствоваться демографическими и статистиче­скими закономерностями, которым они подчиняются в своем раз­витии, влияя тем самым и на психологию человека.

Следует помнить и о принципе относительности всех психологи­ческих характеристик наций, равноправия и взаимоуважения их пред­ставителей в вопросах духовного развития каждого этноса, кото­рый ориентирует ученых на достаточно осторожное обращение с результатами своих исследований, предполагает отказ от проти­вопоставления и абсолютизации конкретных черт этнической пси­хики конкретных народов.

Наконец, частная методология этнической психологии пред­ставляет собой совокупность методов, способов, приемов, ме­тодик и техник исследования конкретной наукой различных яв­лений, которые составляют предмет и объект ее анализа*. Под методом обычно понимается основной путь познания того или иного явления, а под методикой — совокупность методических, технических приемов, которые своим своеобразием, последова­тельностью и взаимосвязью модифицируют данный метод. Методики в отличие от метода, имеющего более универсальный характер, всегда привязаны к изучению какого-либо конкретно­го феномена. Под техникой же исследования того или иного яв­ления обычно подразумевается совокупность специальных при­емов для эффективного использования той или иной методики (приемы статистического анализа, приемы контроля надежнос­ти информации, приемы измерения количественных характери­стик и т.д.).

* См. подробнее об этом гл. четырнадцатую.

Date: 2016-05-18; view: 343; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию