Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория монополии, поведение фирмы монополиста





Лекция 6

Название раздела

Поведение фирмы. Теория поведения фирмы в различных рыночных структурах.

Содержание раздела

Максимизация прибыли в условиях чистой конкуренции

Теория монополии. Поведение фирмы-монополиста.

Функционирование фирмы в условиях монополистической конкуренции.

Поведение фирмы при олигополистической структуре рынка.

Цели изучения темы

Иметь представление о рынках совершенной и несовершенной конкуренции, предельном доходе и предельных издержках.

 

Знать модели поведения фирмы на рынках с различной степенью конкуренции.

Уметь находить рыночную нишу предприятия, определять минимальный уровень доходности и стратегически возможные зоны прибыли в зависимости от состояния рынка.

 

Владеть методами борьбы с монополизацией отраслей экономики.

 

1)

 

Фирма на рынке совершенной конкуренции.

 

Экономическая наука рассматривает совершенную конкуренцию как эталон эффективности.

Чисто конкурентные рынки решают две основные задачи:

1. Фирмы выпускают такой набор продукции, который более предпочтителен, полезен для потребителя.

2. Производство ведется таким образом, что издержки для общества становятся минимальными, то есть товары производятся с наименьшими возможными издержками.

Фирмы в условиях совершенной конкуренции быстро реагируют на изменение потребительского спроса, так как нет ограничений входа выхода из отрасли.

Спрос отдельной фирмы.

Поскольку в условиях совершенной конкуренции любая фирма не оказывает существенного влияния на цену товара и реализует продукцию по неизменной, спрос на эту продукцию является абсолютно эластичным, а кривая спроса каждой фирмы горизонтальна.

 

 

 

Каждая дополнительно проданная единица товара будет добавлять к суммарной выручке фирмы одну и ту же величину предельной выручки, равную цене товара. Докажем это.

Предельный доход   , так как Р-const, то ∆TR=P*∆Q
  (TR=P*Q)

 

На примере:

Q=100шт. Р=5руб. Q1=150шт. Фирма выпускает 100 единиц продукции по цене Р=5 рублей за штуку. Позднее она приняла решение увеличить выпуск до 150 штук. Найдем предельный доход:  

 

1) ∆Q = 150-100 = 50 TR1 = PQ = 5*100 = 500 2) TR2 = 5*150 = 750 ∆TR = 250 3)

 

Полученный результат является характерной особенностью для отдельной фирмы, действующий в условиях совершенно конкурентного рынка.

Предельный доход (MR) = (Р) –цене.

 

MR = P

 

Графически модель рынка выглядит следующим образом:

 

 

Из графика видно, что на конкурентном рынке величина постоянная, Р-const.

 

Максимизация прибыли.

Целью любой фирмы является её максимизация прибыли. Существует два подхода, используя которые совершенно конкурентная фирма может определить тот объем производства, который дает ей максимальную прибыль.

1. Сопоставление валовых издержек и валового дохода.

2. Сопоставление предельных издержек и предельного дохода.

Рассмотрим оба подхода с помощью таблицы.

Фирма, находясь на рынке совершенной конкуренции продает изделие по 40 рублей за штуку. По результатам предварительного планирования определены валовые издержки ТС.

 

Q, объем выпуска P, руб. TR=(P*Q) TC, руб Pro=(TR-TC) MC MR
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

 

 

Остальные данные несложно подсчитать самим. Начнем с колонки TR, используя известные ранее формулы: 40*1=40, затем 40*2 и т.д. Затем подсчитаем прибыль.

 

 

Q, объем выпуска P, руб. TR=(P*Q) TC, руб Pro=(TR-TC) MC MR
        -50    
        -60    
        -48    
        -28    
        -2    
             
             
             
8 40 320 260 60    
             
             
             

 

 

Действуя по первому подходу, сопоставляя валовые издержки и валовую прибыль, мы нашли максимум прибыли при объеме производства, равному 8 условных единиц выпуска.

Рассчитаем теперь предельные издержки и предельный доход фирмы.

MR=∆TR:∆Q, MC=∆TC:∆Q. Для Q=1 (40-0):1=40; предельные издержки MC=(100-50):1=50. Далее аналогично по всем строчкам.

Внимательный читатель может, не прибегая к расчетам, заполнить колонку предельного дохода, вспомнив, что на рынке совершенной конкуренции предельный доход равен цене. Обратим также внимание на отрицательные значения прибыли на малых объемах производства. Мы имеем дело явно с крупным предприятием.

 

Q, объем выпуска P, руб. TR=(P*Q) TC, руб Pro=(TR-TC) MC MR
        -50 - -
        -60    
        -48    
        -28    
        -2    
             
             
             
8 40 320 260 60 38 40
             
             
             

 

Используя второй подход, то есть сопоставляя предельные издержки и предельный доход мы видим максимально близкие значения предельных издержек и предельного дохода при том же объеме производства. Следовательно, оптимальный объем производства, дающий наибольшую прибыль – 8 условных единиц продукции.

 

Qопт.: MR=MC

 

По данным таблицы построим линии предельного дохода и предельных издержек и найдем точку оптимального объема производства графически:

 

 

 


Долгосрочное равновесие в условиях совершенной конкуренции и максимизация прибыли подчиняются правилу: MR=MC=P=ATC.

 

ПРАВИЛО

Чтобы добиться максимальной прибыли, фирма должна производить такой объем продукции, при котором предельная выручка равняется предельным издержкам: MC=MR.

Совершенная конкуренция является наиболее эффективной из всех имеющихся рыночных структур.

 

2)

Теория монополии, поведение фирмы монополиста.

Монополия – это такая рыночная структура, при которой одна фирма является единственным производителем продукта, не имеющего близких заменителей.

Выпуск товара всей отраслью контролируется лишь одним продавцом этого товара, который называется монополистом. Производимый фирмой монополистом товар является уникальным, особым в своем роде. Соответственно спрос на товар при изменении цен на товары иных отраслей меняется незначительно. Перекрестная эластичность спроса монополизированного товара и продуктов иных отраслей экономики очень низкая.

· Вступление в отрасль заблокировано.

Монополист обеспечит равновесие в долгосрочном периоде только в том случае, если он сможет удержать контролируемую им отрасль от проникновения в неё иных фирм. Препятствия, которые выдвигает монополист на пути проникновения в отрасль новых фирм, называются входными барьерами.

 

Естественные монополии возникают тогда, когда какой-то фирме или группе фирм удается добиться низких средних издержек в долгосрочном периоде, что дает возможность вытеснить остальные фирмы из отрасли. Естественным является барьер, связанный со сложностью вхождения в отрасль: монополизированные отрасли, как правило, имеют значительный объем выпуска продукции, поэтому новой фирме для входа в отрасль необходимо осуществить больше инвестиций, подготовить квалифицированные кадры, создать и отладить систему сбыта и т.п.

Искусственно создаваемые барьеры могут возникать чисто институциональным путем, например, вследствие действий правительства. В частности,

· гарантированных патентных прав на изобретение

· предоставление особых привилегий (обычно разного рода лицензий)

· обеспечение секретности отдельных разработок

· право собственности на невоспроизводимые и редкие ресурсы (природные ископаемые) или обладание уникальными человеческими дарованиями (артисты, спортсмены)

· контроль за расходованием важных стратегических сырьевых ресурсов - может обеспечить отдельным фирмам возможность монополизации отрасли.

 

Другая природа искусственных барьеров – это нечестные целенаправленные действия самих фирм-монополистов: угроза силой потенциальным конкурентам, давление на владельцев ресурсов и т.п.

Существуют следующие виды монополий:

 

1. Закрытая - защищенная юридическими запретами, наложенными на конкуренцию (патентами, лицензией, авторскими правами).

2. Открытая - которая лишь некоторое время является единственным поставщиком какого-либо продукта, но не имеет юридической защиты от государства. Это фирмы, которые вошли на рынок с новой продукцией. Позднее другие фирмы последуют их примеру.

3. Естественная монополия - основанная на владениями уникальными природными ресурсами. К естественным монополиям относятся также отрасли с минимальной эффективностью, такие, где объем спроса равен объему предложения. Это водоснабжение, электрические, газовые компании, кабельное телевидение.

Разделение производства на несколько более мелких фирм приводит к росту средних издержек, то есть неэффективно.

Чистая монополия является абстрактной моделью, которая в реальной жизни в принципе не встречается. Очень редко в реальной жизни существуют абсолютно непреодолимые барьеры для вступления в монополизированную отрасль новых фирм.

 

Основной причиной образования монополии следует считать эффект масштаба, который используют все крупные фирмы. Шансы на возникновение монополии существуют лишь там, где размеры предприятия создают крупные преимущества в издержках. Это теоретическое положение многократно проверено практическим опытом.

 

Особенности деятельности фирмы-монополиста.

1. Предельный доход монополиста всегда меньше цены.

Это обусловлено тем, что линия спроса монополиста представляет собой отраслевую линию спроса. А закон спроса предполагает увеличение объема продаж только при условии снижения цены. Причем цена снижается не на дополнительную единицу продукции, а на весь объем производства. Поэтому дополнительный доход от продажи последующей единицы продукции меньше.

2. Объем производства, который выпускает монополист, может приносить либо максимум прибыли, либо максимум выручки.

Монополия будет определять цену, ориентируясь на спрос. Поскольку продукт монополии уникален, фирма сама выбирает, какое количество продукции следует выпускать и по какой цене это продавать. Во внимание принимаются также издержки производства. Максимизация прибыли, как известно, произойдет в точке равенства предельного дохода предельным издержкам. Однако монополиста может в определенный момент больше интересовать максимум выручки, с целью удержания большей доли рынка в своих руках.

 

Рассмотрим, как в условиях чистой монополии определяется объем производства, определяющий максимальную прибыль. Вспомним, что целью любой фирмы является все же максимизация прибыли.

Таблица 6.4

 

Q P TR(Q*P) TC Profit TR-TC   MR MC
      23,8 -13,8 - -
  9,7 19,4 27,2 -7,8    
  9,4 28,2 30,25 -2,05    
  9,1 36,4   3,4    
   
  7,3   46,05 26,95    
      48,2 28,8    
  6,7 80,4 50,5 29,9    
  6,4 83,2   30,20    
  6,1 85,4 55,75 29,65    
  5,8   58,8 28,2    
  5,5   62,2 25,8    
  5,2 88,4   22,4    
  4,9 88,288          

 

Из данных таблицы видно, что максимум прибыли фирма монополист получит при объеме производства Q=13, а максимум выручки при Q=17. При дальнейшем росте выпуска продукции выручка начинает падать.

 

По данным таблицы построим график выручки фирмы монополиста.

 

 

 


Теперь заполним вторую часть таблицы. Определим предельный доход и предельные издержки при каждом объеме производства.

 

Таблица 6.5

 

Q P TR(Q*P) TC Profit TR-TC   MR MC
      23,8 -13,8 - -
  9,7 19,4 27,2 -7,8 19,4-10=9,4 27,2-23,8=3,4
  9,4 28,2 30,25 -2,05 8,8 3,05
  9,1 36,4   3,4 8,2 2,75
  7,3   46,05 26,95
      48,2 28,8   2,15
  6,7 80,4 50,5 29,9 3,4 2,30
  6,4 83,2   30,20 2,8 2,5
  6,1 85,4 55,75 29,65 2,2 2,75
  5,8   58,8 28,2 1,6 3,05
  5,5   62,2 25,8   3,4
  5,2 88,4   22,4 0,4 3,8
  4,9 88,288       -0,2  

 

 

Построим их графики.

       
   
 
 

 

 

 

 


 


На нижнем рисунке, изобразив гипотетическую линию спроса можем графически показать монопольную цену, а площадь заштрихованного прямоугольника представляет собой выручку монополии.

 

Анализ таблицы показывает следующее:

 

1) Всякая дополнительная продажа влечет понижение цены.

2) Существует распространенное заблуждение о том, что монополист может установить максимально высокую цену, которую хотел бы получить. На деле он ограничен эластичностью кривой спроса.

3) Предельный доход монополиста ниже, чем цена.

4) Монополист учитывает движение предельных издержек. Пока они снижаются, ему выгоднее делать ставку на рост объема производства и применять низкие цены. Как только предельные издержки начинают расти, ему выгоднее поднимать цены. Таким образом, предложение монополиста определяется кривой предельных издержек.

5) Монополист, устанавливая высокую цену, должен видеть две опасности: первая – появление конкурентов, вторая – вмешательство государства.

6) Для максимизации прибыли фирма может создать определенный дефицит, который и обуславливает цену, превышающую предельные издержки.

 

Длительность получения монопольной прибыли зависит от наплыва новых фирм в отрасль. Если барьеры достаточно велики, то монопольная прибыль носит устойчивый характер.

Для измерения степени монопольной власти в экономической теории используется индекс Лернера, английского экономиста.

 

L=(P-MC)/P.

Где L – уровень монопольной власти. Величина L находится в интервале от 0 до 1. При совершенной конкуренции L=0, так как P=MC (цена равна предельным издержкам в долгосрочном равновесии).

 

3.

Date: 2016-05-18; view: 947; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию