Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цепочка эмоэнграмм Гнев—Умиротворение





 

Гнев

Гнев – аффект ненависти. Еще Аристотель писал, что вражду порождает гнев, оскорбление, клевета. Гнев является аффектом эмоции ненависти, более интенсивным эмоциональным состоянием, имеющим отношение к самому человеку, в то время как ненависть или враждебность может возникать и виртуально, лишь потому, что мы причисляем человека к клану врагов. Гнев всегда индивидуален, в то время как ненависть может быть направлена и против целого рода или группы людей. Гнев занесен с 590 года папой Григорием Великим в список смертных грехов – ira (гнев). При этом гнев быстротечен, а ненависть, как ржавчина, может разъедать человека изнутри годами.

У гнева есть вторая сторона медали – это ценное чувство, такое же как любовь и умиротворение, способность к очищению. Аффект в форме гнева являясь низкотоновым несет разрушительную, а значит и очистительную функцию для организма. В нашей теории гнев находится в цепочке эмоэнграмм, активизирующихся через эмоциональную функцию. В этом смысле гнев сродни симпатии, так как объединяет людей и служит признаком неравнодушия и заинтересованности.

Гнев нацелен на преодоление барьеров, препятствующих контактам между людьми, так как сердиться на человека со всей мощью значит любить его и жаждать с ним контакта. При этом необходимо помнить о разрушительных последствиях нахождения в низкотоновых эмоциях, испытывать которые краткосрочно, но это не значит пребывать в этом аффекте по несколько раз в день. Это может привести человека к психосоматическим заболеваниям, так как гнев, как и ненависть, саморазрушительные эмоциональные реакции для человека. Ненавидеть, а при усилении гневаться, значит направлять свои жизненные силы на разрушения снаружи и при этом разрушать себя внутри. Ярость является спутницей аффекта гнева, проявляющаяся в форме уже ни чем не сдерживаемом агрессивном поведении. Не бывает благородных или праведных гнева, ярости, агрессии, злости, ненависти. Все это низкотоновые эмоциональные состояния, какими бы конструктивными или деструктивными они ни были. Чаще всего гнев возникает как ответная реакция на личные оскорбления, обман и другие моральные и эмоциональные причины, если они порождены субъектом вероломно и непредсказуемо.

 

Стихи от V

 

Насолил я всем с избытком:

Крайним, средним, правым, левым!

Все меня отвергли с гневом

И подвергли тяжким пыткам.

 

Голод, холод, безодежье,

В снег ступаю пяткой голой…

Сам же песенкой веселой

Прославляю бездорожье!

 

И в ответ на все страданья

Я скажу: хоть как терзайте,

Хоть возьмите – расстреляйте, —

Я – свободное созданье!

 

Нынче – левый, завтра – правый,

Послезавтра – никакой,

Но всегда слегка лукавый

И навеки – только свой!

 

Александр Тиняков. Моим гонителям.

Иногда гнев – это проявление результата боевых действий субъектов, уже вставших на тропу войны взаимных обвинений и оскорблений, происходящих из простых ситуаций или из-за банальных причин: через критику, советы, упреки, одергивания, угрозы, брань, унизительные слова, обвинения и иронию. И вдруг человек ощущает, что он уже кипит, покраснение или побледнение лица, напряжение в мышцах, желваки играют и кулаки сжимаются. Закипел, дрожь и прерывающаяся речь с пеной у рта. Значительно повышает уверенность в себе, уменьшает страх при наличии опасности, при этом мобилизация сил и возбуждение столь велики, что человеку необходимо выпустит пар из себя, иначе он как бы взорвется изнутри. При таком состоянии человек становится склонным к неожиданным нападкам на источник гнева, в прямом смысле или в словесном выражении.

В процессе эволюции роль гнева состояла в активной самозащите человека для совершения решающего броска, для устранения барьеров, для захвата территорий. С развитием цивилизации эта роль гнева перестала иметь важное значение, поэтому этот низкотоновый аффект следует отнести к анахронизмам. У животных и биороботов данной функции нет, так как она неэффективна и энергозатратна, краткосрочна.

 

Ненависть. Далее по цепочке следует эмоция ненависти, описанная выше в «Азбуке эмоций».

 

Зависть

Сущность чувства зависти лежит в мягкой форме эмоции ненависти. Зависть чаще всего понимается как неприязненное, враждебное отношение к успехам, популярности, моральному превосходству или преимущественному положению другого лица. Еще философ Б. Спиноза заметил ее явное сходство с ненавистью, различие только в интенсивности выражения.

Данное низкотоновое чувство такое же враждебное и разрушительное, как и ненависть и злость, в которые она легко перерастает при соответствующих условиях. Слова Р. Декарта о том, что «нет ни одного порока, который так бы вредил благополучию людей, как зависть, ибо те, кто им заражен, не только огорчаются сами, но и, как только могут, омрачают радость других». Зависть тоже занесена с 590 года папой Григорием Великим в список смертных грехов – invidia (зависть). Это еще раз подтверждает правильность выбора нами основного набора базовых эмоэнграмм.

Зависть возникает через неудовлетворение своих потребностей и желаний у человека, через не достижения успеха, не обладание способностями и талантом, всего того, что есть у него, но так и осталось не реализованным, в отличие от других, которым удалось достичь результата и самореализоваться.

Зависть является социальным чувством, возникшим у человека по мере реализации возможности творчества у людей, из-за неравномерности развития способностей и талантов у них, из-за возможности обладания предметами, заслугами. Зависть мощнейшее собственническое разрушительное чувство, которое порождается эмоциональным центром человеком от невозможности реализации своих талантов, из-за ограниченности своего ума и души, на основе перекладывания вины за это на других, на внешние условия и трудности, только не на себя. И в этом смысле зависть показатель несчастливости самого человека, поэтому ее надо рассматривать как индикатор своего счастья и любви к людям: чем менее завистливый человек, тем он более счастливый.

Как чувство зависть более устойчива к условиям проявления и способна испытываться человеком длительный период по отношению к какому-то объекту или субъекту, в этом случае она формируется как вредная психопривычка и становится эмоциональной установкой, тем самым устойчивым чувством человека.

Зависть как слабая форма ненависти проявляется во враждебном отношении и может исходить из мысленных установок через осознание своего положения и невозможности его изменить, может проявляться как досада, раздражение, злобы при реальной ситуации, вплоть до разрушения или устранение объекта зависти.

Как любая эмоция зависть имеет свои положительные аспекты в том, что она возникает по конкретному поводу того, что человек очень хочет иметь и к чему у человека имеется интерес, что им высоко ценится. Зависть иметь мужа, иметь должность, иметь ребенка, иметь звание – это все показатели того, к чему человек стремится и не получает в данный момент. Зависть может служить указателем в направлении своих целей: достижений в учебе, в карьере, в налаживании семейной жизни.

Чаще всего зависть скрывается от окружающих, поэтому ни объект зависти, ни близкие могут и ничего не подозревать, но этим ситуация не исправляется, а только как медленное разрушение личности человека происходит все равно.

Зависть всегда имеет форму мнения, что кто-то добился незаслуженного успеха, получил незаслуженные блага, и тут же проявляется обида на собственные неудачи. Здесь может быть поворотный момент. Или человек начинает усугублять низкотоновое эмоциональное состояние, или переходит из состояния недовольства в состояние формирований условий для реализации своих устремлений, приобретения шаг за шагом уверенности. Зависть порождает в человеке чувство собственной неполноценности от того, что кто-то лучше. Только сам человек может, оттолкнувшись от этого момента, не оставаться в чувстве зависти, а просто стать лучше. В противном случае люди становятся буквально изможденными от хронического состояния зависти, а значит искажается личность человека. Вместе с другими низкотоновыми эмоциональными состояниями попутчиками зависти являются закрытость от мира, тревожность, жалость, неполноценность и недовольство, и это далеко не весь список гаммы чувств завистника.

 

Стихи от V

 

Зачем, скажи,

В полях, возделанных прилежно,

Среди колосьев ржи

Везде встречаем неизбежно

Ревнивые межи?

 

Одно и то же солнце греет

Тебя, суровая земля,

Один и тот же труд лелеет

Твои широкие поля.

 

Но злая зависть учредила

Во славу алчности и лжи

Неодолимые межи

Везде, где ты, земля, взрастила

Хотя единый колос ржи.

 

Федор Сологуб.

Для нейтрализации низкотонового состоянии зависти лучше всего изменить ее до состояния безразличия к объекту зависти, позволяющее человеку избежать психологической травмы, связанной с ощущением неполноценности своей жизни. Для дальнейшей трансформации необходимо через состояние принятия ситуации, как таковой, ставить и добиваться поставленных целей и намерений.

Зависть может вызвать физиологические симптомы у организма, такие что человек «бледнеет от зависти», так как сжимаются кровеносные сосуды и повышается артериальное давление, или «желтеет от зависти», поскольку кровь насыщается желчью. В дальнейшем такие состояния способны приводить организм к психосоматическим заболеваниям.

Человек завистливый, по сути несчастный и достойный сожаления, страдающий от сомнений, от навязчивых мыслей, при отсутствии «чувства» собственного достоинства, поэтому нельзя упускать сам момент развития низкотонового чувства. Зависть служит сигналом для недовольства и все. Далее необходимо реализовывать свое желание, устранить любым способом имеющуюся несправедливость в отношении его неравного положения с другим человеком. Близость людей создает лучшие условия для сравнения, делает жизнь другого человека доступной для сравнения, при этом еще и создает поле для зависти. К тем людям, с которыми у человека большая дистанция и слишком большие различия, редко вызывается зависть. Так как зависть активизируется через эмоциональную функцию и является социальным чувством, то у него есть и социальная составляющая. Зачастую зависть произрастает из реальной социальной несправедливости, из неравенства людей не по способностям, а по факту рождению. Как избежать зависти ребенку из малообеспеченной семьи, который соприкасается с детьми других родителей, при том, что его родители ограничены возможностями и перспективами?

Зависть на почве социальной несправедливости сложнее преодолевать именно подросткам и молодым людям. Задача взрослых и родителей в этот период помочь им правильно справиться с этим чувством и направить детей добиваться своим трудом результата своих желаний, независимо от их положения и богатства, приводя положительные примеры. Общество должно быть заинтересовано в предоставлении всем гражданам более или менее равные шансы и возможности, что и происходит в странах с развитой экономикой и демократией. Все эти страны прошли путь требования равенства и демократии, стремление к свержению несправедливого устройства страны. «Государственная зависть» одной страны к богатству и благополучию другой страны всегда приводила к захватническим войнам, как стремление одних лишить благ других в состоянии недоброжелательности, перерастающей в ненависть.

Надо отдельно еще раз сказать про так называемую «белую» зависть, когда человек, завидуя, не испытывает к преуспевающему человеку враждебных чувств. Это как раз тот стимул для соревнования за собственные успехи и намерения. В таком случае, при восхищении достижениями другого, человек желает стать таким же. Это как здоровая конкуренция за собственное достоинство. Формирование чувства собственного достоинства и уверенности в своих силах у ребенка – это посильная задача каждого родителя, это самый эффективный способ трансформации зависти в симпатию к успешным людям. Ребенок будет спокойно относиться к отличиям и возможностям другого, испытывая желания стать лучше, поддерживаемый своими родителями. Еще раз повторим, как важно общаться и играть с детьми в любом возрасте. В процессе совместных игр происходит и повышение социального статуса ребенка, растет его значимость среди других, происходит обучение положительных и отрицательных переживаний в процессе общения.

 

Легкомыслие

Это настроение как эмоциональное состояние души человека является не глубоким, но мозг находит самый легкий путь для решения любой проблемы. Красивое словосочетание «Легкие мысли» и порождает легкомыслие. Со стороны может показаться, что человек выходит из затруднительной ситуации, как бы ускользая из нее и не углубляясь. Внешнее иногда легкомыслие человека можно принять за равнодушие, но это не так. Данное эмоциональное состояние ближе к беспечности, к оптимизму, когда жизнь вокруг все равно прекрасна и нужно сохранить надежду, поэтому это состояние ближе к радости, когда человек испытывает уверенность в завтрашнем дне, не отравляет себе жизнь тяжелыми размышлениями, а живет полноценной человеческой жизнью.

Легкость в жизни, легкость в мыслях иногда единственное средство как раз, чтобы иметь мужество продолжать жить и мыслить, именно эти слова мы вкладываем в слово «легкомыслие». По-русски дословно это означает – мыслить легко, такому человеку и легко жить, и можно быть беззаботным и непосредственным, как ребенок.

Беззаботность, как и легкомысленность, свойственны человеку в раннем детстве, когда мир интересен и непонятен, надо его обмыслить, но все заботы несут другие. Это точное ощущение свободы от всех забот. По мере взросления у человека растет сознание и ответственность, и с каждым днем и месяцем у него появляются обязанности и дела, чем старше, тем больше. Человека начинает окружать мир мыслей и забот, и они его начинают грузить.

Когда человек проявляет легкомыслие, он пытается не углубляться и не бороться с трудностями и неприятностями, и, с точки зрения сильных и волевых людей, он тем самым тренирует слабоволие и мягкость. Нужно понимать, что иногда это защитная эмоциональная реакция на кризисную ситуацию, но как бы там ни было, потом надо проявить волю и углубиться в самоанализ для разбора ситуации для самого себя в более спокойной ситуации и расположении духа.

Еще в 1872 году Ч. Дарвин в своей работе «Выражение эмоций у человека и животных» выдвинул гипотезу, по которой то, что является выражением эмоций, прежде было реакцией, имевшей определенное приспособительное значение. Примером данной гипотезы служит оскаливание клыков у животных и зубов при гневе у человека, что является остаточной реакцией в борьбе за выживание. Мимические реакции, делал вывод Ч. Дарвин, таким образом взаимосвязаны с определенными эмоциями. Как подтвердили более поздние исследования, существует список мимических выражений лица, универсальных для всех типов человеческих культур и наций, независимо от места их проживания: счастье, гнев, отвращение, ужас, грусть, удивление, пренебрежение и смущение. На лице отражаются одинаково на разных континентах и в разных странах.

Эмоция счастья в виде настроения проявляется в виде беззаботности и имеет четкие мимические выражения удовольствия. Настроение беззаботности и легкомыслие проявляется у человека на все, что дается даром, как подарок, без усилий, без тяжкого труда, проблем и забот. Это состояние ребенка, состояние, при котором нас не заботит, когда и где будет крыша над головой, стол и еда, когда можно получать и пользоваться всеми благами в обмен на то, что ты просто существуешь в этом мире. Заботиться – это значит готовиться к тому, что произойдет в будущем. Только ребенок или эгоист способен не думать об этом, и не делать, за него это сделают другие. Сваливать свои проблемы на других людей, будь то родители, друзья или коллеги по работе, эгоистично по отношению к ним. Ребенок отличается от взрослого-эгоиста только тем, что не осознает, что делает и принимает все как должное, как подарок – все блага мира ему на день рождения из рук заботливого и ласкового окружения.

 

Стихи от V

 

«В мягких муравах у нас —

Песни, резвость всякий час,

Так что голову вскружило!»

«А, так ты…» – «Я без души

Лето целое все пела.»

«Ты все пела? Это дело:

Так пойди же, попляши!»

 

И. А. Крылов. Стрекоза и муравей.

Беззаботность и легкомыслие – это преддверие праздника, подарка и обещание счастья, и вот уже мимика удовольствия проявляется на лице. Ребенок хочет получать удовольствие и удовлетворять свои потребности и желания, чтобы жизнь была похожа на сказку в полной мере. Взрослый человек испытывает состояние беззаботности и легкомыслия как преддверие счастья, потому что знает, что в любой момент это наслаждение может кончиться, как праздник в детстве – коротко и ярко. Это состояние характеризуется склонность говорить или делать, не заботясь о последствиях. У детей это состояние естественное и нормальное, потому что у них действительно нет ни забот, ни материальной ответственности, они могут говорить и делать, не заботясь о том, что произойдет далее. Легкомысленное состояние позволяет человеку, даже осознавая какие последствия могут произойти, не побеспокоиться об этом. Человек, испытывающий настроение легких мыслей как эмоциональное состояние, испытывает доверие такой величины, что нет необходимости заботиться о всевозможных последствиях и проблемах. Все, что происходит в его жизни, является благотворным, потому что это преддверие радости и счастья. Такое сознательное настроение беззаботности отличается существенно от беззаботности детской, эгоистичной и неосознанной, которая сопутствует незрелости и безответственности человека по отношению к последствиям совершаемых поступков и мыслей. Беззаботность может перейти в беспечность, то есть в отсутствие внимания и усердия, и в равнодушие. В этом случае первичным является не достижение счастья без напряжений, а подавление желания и потребности, даже не сознавая этого

Легкомыслие как состояние без забот является таким настроением, которое отличается проявлением терпимости к ошибкам и поступкам других, а также легкость в общении, легкость в мыслях и поступках. Человек поступает так по отношению к другим, так как не отягощается мыслями и заботами как других людей, так и не отягощает их своими. Данное настроение является нейтральным и используется в нашей моделе как переходное состояние между низкотоновыми и высокотоновыми эмоциями.

 

Симпатия

Симпатия, как и многое для определений терминов чувств и эмоций, пришла к нам от древних греков и первоначально имела смысл сочувствия как расположение, влечение к предмету или человеку.

Симпатия – высокотоновое чувство, которое человек испытывает как предрасположение, как положительное отношение к другому человеку или группе людей. Симпатию можно рассматривать как прелюдию к любви. В результате данного чувства могут возникать устойчивые привязанности, дружба, а может и разочарование, и антипатия или даже неприязнь. Чувство симпатии является мощным связующим фактором в человеческих отношениях, зачастую это показатель устойчивости и комфорта в общении между людьми.

Одним из основных способов снижения агрессии является нахождение факторов, способных вызвать симпатию у человека к другому человеку или группе людей. Во времена жестоких нравов, нечеловеческого эгоизма и порабощения одних людей других по основе различных признаков, одним из мощнейших постулатов христианской религии было как раз увеличение чувства симпатии как сочувствия к другому человеку, как к самому себе.

Истоки возникновения чувства симпатии надо искать значительно раньше. Древний человек мог проявить симпатию к чужаку и воздержаться от того, чтобы сразу его прикончить. Может быть по запаху отличая его неагрессивность, он был уже способен, оскалив зубы наподобие улыбки, пригласить его к костру. Как бы там ни было, но чаще всего чувство симпатии у нас вызывают люди с убеждениями или интересами, совпадающими с нашими, обладающие приятным, на наш взгляд, внешностью и качествами, чаще всего обладающими честностью и добротой к людям.

Многие психологические школы по-разному определяют симпатию как феномен этики и эстетики, как способность сострадать, как заинтересованность к людям, как «вчувствование», как существование врожденного чувства общности, отражающее связь людей со всем мирозданием, которое воплощено в каждом из нас, как неотъемлемая черта принадлежности к человеческому роду.

В нашей теории мы уделяем также особое место симпатии как прелюдии любви, как согласованность чувствований и переживаний человека с другими живыми существами, как некая эмоциональная общая черта человека. Человек, как и другие высокоорганизованные животные, способен проявлять сопереживание, что служит основой для согласованности чувств и поступков, основанных на единых представлениях с объектом симпатии.

На эволюционном пути именно симпатия человеческих особей в стадном инстинкте через эмоциональную функцию создавала ситуации реагирования на эмоции других животных и явилось условием выживания стада целиком.

Данное чувство является социальным чувством, чувством к другому человеку и проявляется через способность реагировать на страдания других людей, сочувствовать им, наиболее интенсивно проявляется через альтруизм. Без развития данного эмоционального состояния невозможно достичь эмоции любви, той самой любви к ближним. Любите ближнего как самого себя.

Симпатия проявляется часто в форме сопереживания и сочувствия, как переживание сходных или различных эмоций с объектом при одной и той же ситуации. Это сродни схождения в мир эмоций другого человека, попытка прочувствовать, что же он чувствует в этот момент, в результате чего возникает взаимное состояние расположения и доверия. Люди, которые активизируют и воспитывают в себе и своих детях чувство симпатии, проявляют такие черты при общении с другими, как мягкость, доброжелательность, общительность, эмоциональность, высокий интеллект. Это то, что мы часто называем интеллигентностью, что совсем не связано с наличием высшего образования и различных дипломов. Эти люди не склонны к обвинениям и проявляют максимальную снисходительность к поступкам других. Развитие чувства симпатии у ребенка связано с возрастом, развитием интеллекта, эмоциональной возбудимости, а также с влиянием окружения и социальных групп, в которых он воспитывается. Там, где процветают детские обиды, нет места для симпатии, они как бы на разных полюсах. И там, где в благополучной семье двое или трое детей, уровень симпатии выше, чем там, где ребенок единственный, так как эгоцентризм и вытекающие из него психологический дискомфорт с набором тревожности, беспокойства, агрессивности, невротизации, препятствуют созданию условий для симпатии при избегании лишних контактов.

Симпатия легче возникает к похожим на самого себя людям и соответственно выбор их в качестве партнеров по общению носит консервативный характер, что является обеспечением психологической безопасности. Человек, ощущающий себя психологически комфортно, уверенно в положительном отношении к себе со стороны других людей, способен верно прогнозировать поведение окружающих. Принцип сходства не нарушается, и он способен испытывать симпатию к людям, отличающимся от него по социально-демографическим характеристикам и придерживающимся иных взглядов и мнений. Если частота взаимодействия между двумя людьми возрастает, то возрастает и степень их симпатии друг к другу, как верно и обратное утверждение. Таким образом, ссылаясь на опыт Д. Карнеги, для того чтобы понравиться другому человеку, важно не столько оказывать услуги ему, сколько сделать так, чтобы он оказывал или думал, что оказывает услуги тебе. Обычно любовь родителей к детям, чем детей к родителям, может быть следствием того, что родители вложили в своих детей больше времени, сил и чувств, чем дети в родителей. Помните это утверждение и для сохранения отношений в паре, в паре родитель – ребенок, увеличивайте взаимно подкрепленные в виде помощи, заботы и совместных дел события и ситуации, являющиеся основой для симпатии, для развития глубокого чувства любви к людям.

 

Стихи от V

 

Симпатия – есть ощущение

Взаимодействия с душой.

Ее в нас света отражение

И озаренье – не чужой.

 

Павел Иванов. Симпатия.

Когда в процессе общения в паре происходит взаимодействия с пратнером, то восприятие диктует анализ его действий по отношению к себе, как справедливых, соответствующих моральным нормам, или несправедливых, аморальных, происходит и в сравнении поведения и общения в других парах, например, проявления нежности или грубости. Таким образом происходит закрепление от других партнеров по общению, что приемлемо, а что – нет. Если уровень подкреплений, исходящий от партнера по отношению к другим людям, выше, чем по отношению к самому человеку, симпатия возникать не будет или даже может смениться враждебностью.

В любом случае, в ситуации развития симпатии важен уровень самооценки по любой характеристике, который неизбежно присутствует при всех ситуациях с конкретным человеком, как и его общий уровень принятия или непринятия себя. Самооценки по большинству параметров, таких как ум, красота, смелость, образоваться просто так не могут. Самопринятие же является не столько оценкой, сколько стилем отношения к себе, общей жизненной установкой, формирующейся в процессе жизненного опыта и путем сознательных усилий самого человека и его окружения. Формируйте положительную самооценку у детей каждый день и следите за ней внимательно. Это главный индикатор их развития. Высокий уровень самопринятия приводит в ряде случаев к снижению самооценки по отдельным признакам, например, человек не боится поставить себя для сравнения со своими собственными достижениями рядом с достаточно успешными по данному признаку людьми, чтобы делиться с ними или учиться у них. Такой выбор, отличный для развития, чем выбор идеалов, в сравнении с которыми собственные достижения могут выглядеть высокими или очень низкими. Высокий уровень самопринятия, принятия себе таким, каким ты есть на сегодня, создает хорошие условия для общения и для научения, делая человека принимающим достоинства других людей и терпимым к их недостаткам. И как всегда показателем социального развития человека является его уровень принятия людей и общий уровень его интеллектуального развития, в том числе и эмоционального интеллекта. Традиционно холодность интеллекта и горячность аффекта, разум и эмоции противопоставляются друг другу. Общепринятой является и точка зрения, согласно которой высокий интеллект приводит человека к излишней холодности не верная, только в объединении этих качеств и получается настоящая личность с социально-ценными чертами для себя и общества.

Симпатия служит основанием для возникновения взаимопомощи и альтруизма, и далее любое повышение настроения субъекта делает его более доброжелательным по отношению к другим людям, в том числе и к тем, которые никак не способствовали этому улучшению. И это уже закон здравого смысла для торжества человеческой цивилизации.

 

Любовь. Далее по цепочке следует эмоция любви, описанная выше по тексту.

 

Умиротворение

Умиротворение – это особое эмоциональное состояние, которое способно преображать разум и сердце человека, является высокотоновым аффектом. В состоянии умиротворении все звуки льются, как музыка, все краски кладутся на холст, как шедевр, все слова слагаются в стихи. Человеку в состоянии умиротворения делается все легко и естественно, и все его деяния становятся творчеством, вернее сказать – творением. И человек становится в этом мире творцом, быть творцом мира – и есть достигать состояния «у-мир-о-творения», такого состояния, в котором человеческое сознание выступает с миром и наравне с другими творцами бытия. В состояние умиротворения стремятся все творящие молитву и ищущие покоя и нирвану.

 

Стихи от V

 

Благодарю за умиротворение

Принять, что неспособен изменить,

За мужество – начать творение,

За мудрость, чтобы знать и отличить.

Благодарю, что дал нам мироздание,

Дал силу волю жить и воплотить.

 

Лени Фич. Из молитвы.

Человек в состоянии умиротворения способен, как к принятию мира в свете его истинного, реалистического вида, так к ясному, идеалистическому способу видения мира через внутреннее спокойствие и силой сочувствия. Умиротворение, как детская игрушка неваляшка, позволяет не упасть, а сохранить равновесие, даже когда вокруг бушуют страсти или идут бои местного значения. Умиротворяющая картина звездного неба, ощущения безграничного и бесконечного космоса, помогает «свести на нет» суету земных страстей и помогает человеку обрести в душе эмоциональный аффект – состояние умиротворения.

Аристотель требовал от искусства, независимо от занимательности и удовольствия доставляющего человеку, служения нравственному усовершенствованию человека путем умиротворения его страстей и душевных волнений. Древний Восток во многих духовных практиках и обрядах применял медитации направленные на умиротворение жизненных сил тела, души и достижение их гармонии.

Это состояние плохо поддается описанию, как и любовь, так как является ее апогеем, ее пиком, ее достижением на эволюционном пути развития человека от любви к себе, к любви ко всему сущему. Человек, хотя бы один раз испытавший ее, пусть даже в минуты религиозных откровений, никогда уже не откажется идти по этому пути – идти по пути умиротворения.

 

Date: 2016-05-18; view: 308; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию