Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Их функции и принципы организации





Особое положение в финансовой системе принадлежит государственным и муниципальным финансам, что обусловлено их специфическим назначением - обеспечить органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами, необходимыми для выполнения государством возложенных функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами.

Государственные и муниципальные финансы - система экономических отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости ВВП, которая в установленном размере аккумулируется в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и муниципалитетами своих функций.

Материальную основу государственных и муниципальных финансов составляет денежный оборот, т.е. экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоками денежных платежей и расчетов.

Государственные и муниципальные финансы представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения, использования централизованных фондов денежных ресурсов.

Исходя из структуры федеративного устройства России, государственные финансы, будучи двухуровневыми, включают:

-финансы федеративных органов власти;

-финансы органов власти субъектов РФ.

Муниципальные финансы, являясь низовым звеном, выделены в самостоятельный структурный уровень и имеют собственные финансовые основы. Местное самоуправление по Конституции РФ и Федеральному закону № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» отделено от государственной системы управления. Общность трехуровневой системы государственных и муниципальных финансов заключается в единстве их доходных источников и взаимодействии по поводу достижения сбалансированности с расходами.

Финансовая система федеративного государства включает такие сферы финансовых отношений как:

· государственные и муниципальные финансы;

· финансы хозяйствующих субъектов (коммерческие, некоммерческие организации, финансовые посредники);

· финансы домашних хозяйств.

Функционируя в рамках финансовой системы государства, государственные и муниципальные финансы выступают ее важным сегментом (рис.8.).

Рис.8. Состав государственных и муниципальных финансов

 

В соответствии с законодательством в Российской Федерации определены государственная, муниципальная, частная и другие формы собственности. Так, например, в состав государственной собственности в РФ включены:

1) имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность);

2) имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ (собственность субъектов РФ);

3) земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований.

В свою очередь, муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и другие лица. Кроме того, имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Государственные финансы играют важную роль в общей системе экономической и политической жизни страны, активизируя денежные ресурсы для выполнения государством своих функций. Основными источниками формирования государственных финансов служат: взимание налогов и сборов; продажа и иное использование государственного имущества; выпуск и продажа государственных облигаций и других ценных бумаг; платное оказание государственных услуг и др. Главными функциями государства являются: обеспечение и защита прав и свобод граждан; обеспечение правопорядка и безопасности государства; регулирование макроэкономического развития; разработка и реализация социальной политики и другие.

Муниципальные финансы обеспечивают самостоятельное решение населением муниципального образования вопросов местного значения. Вопросами местного значения являются: ремонт дорог; строительство и эксплуатация объектов социальной инфраструктуры; услуги связи, общественного питания: библиотечное обслуживание и другие.

Ресурсную базу муниципальных финансов составляют: местные налоги и сборы; доходы от деятельности муниципальных предприятий; доходы от использования собственного (муниципального) имущества; добровольные пожертвования физических и юридических лиц; часть государственных средств, направляемых на муниципальные нужды.

Основными функциями государственных и муниципальных финансов являются распределительная и контрольная.

Распределительная функция ГМФ обеспечивает возможность распределять и перераспределять вновь созданную стоимость с целью формирования источников финансирования общегосударственных и муниципальных потребностей. Функционируют государственные и муниципальные финансы на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов. Основными объектами реализации распределительной функции являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Особую значимость в распределительном процессе имеет система регулирования бюджетов.

Контрольная функция заключается в контроле за реальным денежным оборотом и формированием денежных средств, их расходованием по целевому назначению. Контрольная функция ГМФ осуществляется через многогранную деятельность государственных и муниципальных финансовых органов.

Выделяют также иные производные функции ГМФ, так, например:

- функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. (реализуется эта функция через составление проектов бюджетов, сводных финансовых балансов, определение порядка налогообложения и т.д.);

- функция организации предусматривает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость определения бюджетного процесса, прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. (с этой функцией связан процесс построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков государства);

- функция стимулирования предполагает деятельность, направленную на реализацию целей, позволяет выявить факторы, оказывающие влияние на финансовую деятельность и результаты.

Аккумуляция, распределение и использование финансовых ресурсов осуществляются в рамках единой системы управления финансовыми потоками. Важным фактором является определение принципов организации и функционирования государственных и муниципальных финансов, позволяющее выявить направления воздействия финансов на развитие государственного и муниципального секторов экономики, выработать критерии их функционирования.

С истема государственных и муниципальных финансов ориентирована на такие принципы как: единство законодательной и нормативной базы; открытости и прозрачности; разграничение полномочий и предметов ведения; целевая ориентированность; научный подход к реализации намеченных целей; экономичность и рациональность; управление финансовыми потоками на централизованной основе.

В свою очередь, на организацию государственных и муниципальных финансов оказывает влияние ряд факторов.

Во-первых, форма государственного устройства. Для унитарных государств в основном характерна более высокая степень концентрации финансовых ресурсов в распоряжении центральных органов государственной власти по сравнению с федеративными государствами. Основу финансовых ресурсов органов власти административно-территориальных единиц унитарных государств составляют отчисления от регулирующих доходов и средства финансовой помощи центральных органов государственной власти.

В условиях федеративной формы государственного устройства, построенной на принципе разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти федерации и субъектов федерации, собственные доходы становятся преобладающими в структуре финансовых ресурсов субъектов федерации. При этом масштабность межбюджетного перераспределения средств сокращается.

Во-вторых, особенности административно-территориального устройства государства, что проявляется в функционировании одних субъектов федерации в составе других субъектов федерации либо в формировании муниципальных образований различного территориального уровня.

Согласно Конституции РФ равноправными субъектами РФ являются области и входящие в их состав автономные округа. Соответственно формирование финансовых ресурсов таких областей и автономных округов осуществляется в условиях разграничении полномочий не только с федеральным центром, но и между самими субъектами РФ. При этом перечень доходов и пропорции их зачисления в бюджеты указанных субъектов РФ могут регулироваться федеральными законами и договорами (соглашениями) между органами государственной власти автономного округа и органами государственной власти области.

Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает право на осуществление местного самоуправления одновременно на территории двух муниципальных образований — муниципальных районов и находящихся на их территории поселений. Полномочия органов местного самоуправления по мобилизации и использованию собственных финансовых ресурсов реализуются в условиях межмуниципального разграничения вопросов местного значения и источников их финансового обеспечения. Федеральное законодательство фиксирует состав и уровень доходов, закрепляемых за бюджетами каждого из видов муниципальных образований.

В-третьих, особый статус отдельных территориальных образований. Придание территориальному образованию особого статуса является эффективным механизмом учета геополитических, этнографических, демографических и иных характеристик такого образования. Так, некоторые унитарные государства (Италия, Испания и др.) включают в свой состав автономии, органы власти которых имеют более широкие полномочия по сравнению с органами власти других административно-территориальных единиц этих государств. Для реализации таких полномочий автономии наделяются дополнительными финансовыми ресурсами и соответственно обладают большей финансовой независимостью.

Международная практика позволяет также привести примеры федеративных государств, включающих наряду с субъектами федерации территориальные образования иного статуса (в США — федеральный округ, ассоциированная территория, в Индии — союзные территории и др.). Разнопорядковый статус территориальных образований, входящих в состав федерации, определяет различный объем полномочий их органов власти по формированию и использованию финансовых ресурсов. Принцип равноправия субъектов РФ, закрепленный в ст. 5 Конституции РФ, не предусматривает различий в объеме и составе полномочий, возлагаемых на органы государственной власти республик, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения.

В соответствии с федеральным законодательством для всех субъектов РФ устанавливаются единые нормативы отчислений от федеральных налогов и сборов в их бюджеты и единая методика расчета межбюджетных трансфертов.

В свою очередь для муниципальных образований законодательство РФ предусматривает возможность установления особого режима функционирования. Наделение муниципального образования особым статусом обусловлено: концентрацией в границах муниципального образования объектов государственной безопасности, для которых установлен особый режим функционирования и охраны государственной тайны (статус закрытого административно-территориального образования); специализацией градообразующих организаций муниципального образования на научной, научно-технической и инновационной деятельности в рамках научно-производственного комплекса (статус наукограда). Особый статус предусматривает больший объем полномочий органов местного самоуправления и соответственно дополнительные источники их финансового обеспечения.

Государственные и муниципальные финансы затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества и ориентированы, прежде всего, на решение государственных и муниципальных задач. В целом состояние государственных и муниципальных финансов выступает одним из основных показателей устойчивости экономики и совершенства социальной системы.

Содержание бюджета и его роль в социально-экономическом развитии государства

 

В структуре государственных и муниципальных финансов главным элементом выступают взаимосвязанные бюджеты трех уровней.

Применительно к публичным финансам (государственным и муниципальным финансам) под бюджетом традиционно понимают централизованный денежный фонд, формируемый для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти (государственной, местной). Эта трактовка раскрывает содержание бюджета как социально-экономического явления, показывает его роль в общественном воспроизводстве, создает понимание бюджета как источника денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления и необходимых им для реализации своих функций и проведения экономической и финансовой политики.

Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии экономики и социальной сферы, продвижении научно-технического прогресса. Представляя размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, бюджет определяет налоговый климат страны, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства.

Понимание сущности бюджета как центрального звена системы финансов, непосредственно связано с вопросом о роли государства в рыночной экономике. Несовершенства рынка предопределяют необходимость участия государства в воспроизводственном процессе. Это участие приобретает разнообразные формы и масштабы: законодательное регулирование и контроль, перераспределение ВВП, предоставление общественных благ, регулирование общеэкономического равновесия и т.п. В этих процессах бюджет выступает как наиболее важный инструмент государственного регулирования.

В частности, бюджет обеспечивает предоставление общественных благ. Свойства общественных благ таковы, что их производство является коммерчески неэффективным, и рынок не может самостоятельно его обеспечить. Следовательно, эту функцию в экономике берет на себя государство, а источником финансирования общественных благ выступают бюджетные средства. Обеспечение общественными благами выражает распределительную функцию бюджета, иногда называемую аллокационной.

Корректировка существующего распределения доходов и богатства с целью обеспечения соответствия общественным представлениям о справедливом распределении называется перераспределительной функцией. Осуществляется перераспределение ВВП между отраслями, регионами и гражданами с целью устранения диспропорций и обеспечения макроэкономического равновесия. Отраслевое перераспределение денежных средств через бюджет помогает развитию приоритетных отраслей экономики и поддерживает убыточные, но социально важные отрасли (например, сельское хозяйство).

Территориальное перераспределение позволяет обеспечить социально-экономическое выравнивание регионов, гарантировать каждому гражданину, независимо от места проживания, получение минимально необходимых общественных благ. Примером перераспределения бюджетных средств между гражданами является следующая ситуация: посредством налогообложения работающих граждан государство выплачивает пособия социально незащищенным слоям населения, безработным.

Мировой экономический кризис ярко выделил стабилизационную функцию бюджета, которая отражает воздействие бюджета на основные макроэкономические показатели, такие как экономический рост, занятость, уровень цен и пр.

Традиционно в отечественной науке о финансах выделяется контрольная функция бюджета, которая имеет многообразный характер. Прежде всего, она проявляется в том, что, принимая ежегодный закон о бюджете, государство должно обеспечить его неукоснительное выполнение. Для этого в том числе создаются органы государственного (муниципального) финансового контроля.

Информационная функция состоит в особой роли бюджета как индикатора текущего состояния экономики страны и социальной сферы. В бюджете как важнейшем финансовом плане государства воплощается прогноз будущей экономической ситуации. Эта информация представляет интерес для широкого круга пользователей: внешних и внутренних инвесторов, заемщиков, субъектов хозяйствования, рядовых граждан страны. Поэтому так важно обеспечить возможность широкого доступа различных общественных институтов, граждан к бюджетному процессу на всех его стадиях.

В современных теоретических исследованиях, посвященных сущности бюджета, отмечается также такая функция как институционализация общественных предпочтений. В демократических государствах принятию закона о бюджете обязательно предшествует его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в составленный правительством законопроект вносятся корректировки с учетом мнений депутатов, представляющих интересы своих избирателей. Таким образом, структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении государственной политики. Посредством механизмов представительной демократии эти предпочтения воплощаются в конкретных бюджетных показателях.

В научной литературе отмечают и иные функции бюджета, характеризующие отдельные аспекты его участия в экономических и социальных процессах.

Практически все вышеперечисленные функции бюджета присущи ему независимо от конкретной экономической и политической ситуации в отдельной стране, при этом речь идет о странах с рыночной экономикой и демократией. Однако масштабы реализации функций бюджета, выбираемые инструменты и технологии зависят от приоритетов бюджетной политики, поставленных целей и задач. При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость и обоснованность бюджетной политики — основной фактор общей макроэкономической устойчивости.

Федеральный бюджет России - главное звено системы государственных финансов РФ, представляющее собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения РФ.

Формирование федерального бюджета осуществляется посредством мобилизации налоговых и неналоговых доходов, иных доходов.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся доходы:

- от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами (налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на добычу полезных ископаемых и др.); от денежных взысканий за нарушение налогового законодательства РФ по налогам и сборам, подлежащим зачислению в федеральный бюджет.

К неналоговым доходам федерального бюджета являются: доходы от внешнеэкономической деятельности (таможенных пошлин и таможенных сборов и др.); доходы от использования имущества, находящегося в федеральной собственности (перечисления части прибыли Центрального банка РФ, арендной платы за передачу в возмездное пользование государственного имущества PФ и др.); платежи при пользовании природными ресурсами (плата использование лесов, за геологическую информацию о недрах, за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и др.); доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства (за предоставление информации, содержащейся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, и др.); доходы от продажи материальных и нематериальных активов (конфискованного имущества, обращенного в доход государства, и др.); административные платежи и сборы, штрафные санкции и средства, полученные в возмещение ущерба, причиненного Российской Федерации (денежные взыскания за нарушение законодательства РФ об основах конституционного строя РФ, бюджетного законодательства РФ в части федерального бюджета и др.).

В федеральный бюджет могут зачисляться безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы РФ, от юридических и физических лиц, от международных организаций и правительств иностранных государств.

Кдругим доходам федерального бюджета относятся доходы от приносящей доход деятельности, осуществляемой федеральными бюджетными учреждениями, и иные доходы, предусмотренные законодательством РФ.

Помимо различных видов доходов в федеральный бюджет зачисляются поступления из источников финансирования дефицита бюджета, которые подразделяются на поступления из внутренних источников и поступления из внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета.

К поступлениям из внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета относятся: денежные средства от размещения государственных ценных бумаг РФ и привлечения кредитов кредитных и международных финансовых организаций и валюте РФ; поступления от продажи определенного имущества (например, акций), находящегося в федеральной собственности; бюджетные кредиты; поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и камней; остатки средств на счетах по учету средств Федерального бюджета.

Поступлениями из внешних источников финансировании дефицита федерального бюджета являются денежные средства от размещения государственных ценных бумаг РФ и привлечения кредитов иностранных государств, иностранных юридических ниц, международных финансовых организаций в иностранной валюте.

Как было выше упомянуто, поступившие в федеральный бюджет средства направляются на осуществление расходов по реализации полномочий органов государственной власти РФ по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Основными видами расходов федерального бюджета в целях выполнения базовых функций государства являются:

1. Обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ и другие общегосударственные расходы;

2. Функционирование федеральной судебной системы;

3. Национальная оборона и обеспечение безопасности государства;

4. Государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

5. Исследование и использование космического пространства;

6. Обслуживание и погашение государственного долга РФ;

7. Пополнение государственного материального резерва;

8. Финансовая поддержка субъектов РФ и другие расходы.

Проекты нормативных правовых актов о соответствующих бюджетах формируются с учетом разрабатываемой бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г., содержащей прогноз основных параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Таблица 7.

Основные макроэкономические показатели на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов

 

  2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
Закон 384-ФЗ* Закон 93-ФЗ** Закон 384-ФЗ Прогноз Закон 384-ФЗ Прогноз Прогноз
               
Цены на нефть «Юралс», долл./барр.              
Цены на газ (среднеконтрактные включая страны СНГ), долл./тыс. куб. м              
ВВП, млрд рублей 77 498 73 119 83 208 82 689 90 063 91 050 99 572
Рост ВВП, % 1,2 -3,0 2,3 2,3 3,0 2,3 2,4
Инвестиции, млрд рублей 14 442 12 650 15 356 14 714 16 526 16 037 17 576
Объем импорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд долларов США   299,2   182,3   305,5   221,8   316,6   235,5   248,6
Объем экспорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд долларов США   494,2   333,8   498,2   376,5   507,3   402,2   431,0
Прибыль прибыльных организаций, млрд рублей 13 955 14 345 14 725 20 245 15 990 22 375 24 675
Инфляция (ИПЦ), % к декабрю предыдущего года 5,5 12,2 4,5 7,0 4,0 6,3 5,1
Курс доллара, рублей за доллар США 37,7 61,5 38,7 56,8 39,5 54,5 53,2
Фонд заработной платы, млрд рублей 19 022 18 559 20 420 20 129 22 259 22 288 24 462

* здесь и далее – Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»

** здесь и далее - Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»

 

К 2030 году постепенно предполагается уменьшение перераспределения финансовых ресурсов (по отношению к ВВП) через бюджетную систему Российской Федерации на фоне снижения зависимости бюджетной системы от доходов, обусловленных благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. По прогнозу к 2030 г. ненефтегазовый дефицит сократится до 6,0% ВВП при сохранении низкого уровня долговой нагрузки (менее 15% ВВП).

Одним из основных приоритетов является безусловное исполнение законодательно установленных публично-нормативных и иных социально значимых обязательств, в том числе по выплате социальных пособий и компенсаций. В целях сокращения уровня долговой нагрузки региональных и местных бюджетов в бюджете предусмотрены нормы, направленные на замещение коммерческих кредитов, взятых субъектами Российской Федерации, бюджетными кредитами из федерального бюджета.

Федеральное казначейство с 1 января 2014 г. предоставляет краткосрочные кредиты субъектам РФ, а с 1 января 2015 г. — кредитует местные бюджеты по ставке 0,1% годовых.

В Российской Федерации наблюдается высокая централизация денежных средств на федеральном уровне. Основные характеристики федерального бюджета представлены в таблице 8.

Таблица 8.

Основные характеристики федерального бюджета

на 2014 - 2018 г.г.

млрд. рублей

Показатель 2014 год (отчет) 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год (проект)
Закон 384-ФЗ Закон 93-ФЗ Закон 384-ФЗ Проект Закон 384-ФЗ Проект
                 
Доходы, всего 14 496,9 15 082,4 12 539,7 15 795,5 13 958,8 16 547,8 14 916,6 15 932,7
%% ВВП 20,3 19,5 17,2 19,0 16,9 18,4 16,4 16,0
в том числе:                
Нефтегазовые доходы 7 433,8 7 717,2 5 686,7 8 032,0 6 292,1 8 207,9 6 821,8 7 279,4
%% ВВП 10,4 10,0 7,8 9,7 7,6 9,1 7,5 7,3
в % от общего объема 51,3 51,2 45,3 50,9 45,1 49,6 45,7 45,7
Ненефтегазовые доходы 7 063,1 7 365,1 6 853,0 7 763,5 7 666,7 8 339,9 8 094,8 8 653,3
%% ВВП 9,9 9,5 9,4 9,3 9,3 9,3 8,9 8,7
в % от общего объема 48,7 48,8 54,7 49,1 54,9 50,4 54,3 54,3
Расходы, всего 14 831,6 15 513,1 15 215,0 16 271,8 15 865,0 17 088,7 16 650,5 16 598,6
%% ВВП 20,8 20,0 20,8 19,6 19,2 19,0 18,3 16,7
Дефицит (-) /профицит (+) -334,7 -430,7 -2 675,3 -476,3 -1 906,2 -540,9 -1 733,9 -665,9
%% ВВП -0,5 -0,6 -3,7 -0,6 -2,4 -0,6 -1,9 -0,7
Ненефтегазовый дефицит в %% ВВП -10,9 -10,5 -11,4 -10,2 -9,9 -9,7 -9,4 -8,0

 

Вместе с тем, в связи с обострением геополитической напряженностью, резким падением мировых цен на нефть и значительным ослаблением курса рубля федеральный бюджет, запланированный на 2015—2017 гг. оказался заведомо неисполнимым.

Экономический кризис потребовал значительной корректировки бюджетной политики, принятия специальных мер, в числе которых: надзорные каникулы для малого бизнеса; двухлетние налоговые каникулы для новых малых предприятий; расширение доступа малых и средних предприятий к закупкам госкомпаний; фиксация действующих налоговых условий на четыре года; амнистия капитала, возвращающегося в Россию; принятие закона о территориях опережающего развития; докапитализация ведущих отечественных банков; жесткая система за контролем средств Гособоронзаказа; равный доступ негосударственного сектора к финансам.

Наряду с федеральным бюджетом значительный объем финансовых ресурсов, формируемых в распоряжении органов государственной власти РФ, сосредоточен в бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ, пристальное внимание которым уделено в последующих разделах.

Доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ формируются за счет: налоговых и неналоговых доходов (страховых взносов; доходов от использования имущества, находящегося в оперативном управлении государственных внебюджетных фондов РФ; денежных взысканий за нарушение законодательства РФ о государственных внебюджетных фонда РФ и др.); безвозмездных поступлений (из других бюджетов бюджетной системы РФ, от физических и юридических лиц и др.).

Налоговыми доходами бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ до 2010 г. являлись доходы от единого социального налога и налогами, предусмотренных специальными налоговыми режимами. С 2010 г. Единый социальный налог заменен страховыми взносами по разным видам страхования, поэтому в состав налоговых доходов бюджетов указанных фондов включаются доходы от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, а также доходы, поступающие в порядке погашения задолженности по единому социальному налогу. С 2011 г. зачисление доходов от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджет государственных внебюджетных фондов РФ не предусматривается.

За счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ осуществляются расходы, связанные с реализацией конституционных прав граждан на: социальное обеспечение по возрасту; социальное обеспечение по болезни, инвалидности, и случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении; охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Бюджеты субъектов РФ предназначены для решения задач и вопросов, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет налоговых, неналоговых, безвозмездных поступлений, прочих доходов.

Налоговыми доходами бюджетов субъектов РФ являются доходы:

- от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами (налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, акцизов по отдельным видам подакцизных товаров и др.);

- от региональных налогов (транспортного налога, налога на имущество организаций, налога на игорный бизнес);

- от денежных взысканий за нарушение налогового законодательства РФ по налогам и сборам, подлежащим зачислению в региональный бюджет.

В состав неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ включаются:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ (размещения временно свободных средств бюджетов субъектов РФ, перечисления масти прибыли государственных унитарных предприятий субъектов РФ после уплаты налогов и иных обязательных платежей и др.);

- платежи при пользовании природными ресурсами (плата за пользование водными объектами, находящимися в государственной собственности субъектов РФ, и др.);

- доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства (сборы за выдачу лицензий органами государственной власти субъектов РФ и др.);

- доходы от продажи материальных и нематериальных активов (земельных участков, находящихся в государственной собственности субъектов РФ, и др.);

- административные платежи и сборы;

- штрафные санкции и средства, полученные в возмещение ущерба, причиненного субъектам РФ (денежные взыскания за нарушение законодательства РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъектов РФ и др.).

В бюджеты субъектов РФ могут зачисляться безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы РФ, от физических и юридических лиц, от международных организаций и правительств иностранных государств.

К другим доходам от региональных бюджетов относятся доходы от приносящей доход деятельности, осуществляемой бюджетными учреждениями субъектов РФ, и иные доходы, предусмотренные законодательством РФ.

Помимо доходов в бюджеты субъектов РФ зачисляются поступления из источников финансирования дефицита бюджета субъектов РФ.

К поступлениям из внутренних источников финансирования дефицита бюджета субъектов РФ относятся: денежные средства от размещения государственных ценных бумаг субъектов РФ и привлечения кредитов кредитных и международных финансовых организаций в валюте РФ; поступления от продажи определенного имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ; бюджетные кредиты; остатки средств на счетах.

Финансирование дефицита бюджетов субъектов РФ может осуществляться также за счет поступлений из внешних источников финансирования, в состав которых включаются денежные средства от размещения государственных ценных бумаг субъектов РФ и привлечения кредитов субъектов международного права в иностранной валюте.

Из бюджетов субъектов РФ финансируются следующие функциональные виды расходов:

1. Обеспечение: функционирования органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ; реализации региональных целевых программ; деятельности средств массовой информации субъектов РФ и др.;

2. Обслуживание и погашение государственного долга субъекта РФ;

3. Проведение выборов и референдумов субъектов РФ;

4. Оказание финансовой помощи местным бюджетам;

5. Содержание и развитие предприятий, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;

6. Прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов РФ.

Помимо бюджетов субъектов РФ финансовые ресурсы, формируемые в распоряжении органов государственной власти субъектов РФ, сосредоточены в бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов.

Основной объем расходов бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов направляется на реализацию территориальных программ обязательного медицинского страхования. Кроме того, за счет средств бюджетов данных фондов финансируются отдельные мероприятия в области здравоохранения, а также деятельность фондов.

Местные бюджеты относятся к третьему уровню бюджетной системы РФ.

Местный бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

В соответствии со ст. 130, 131, 132 Конституции РФ местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.

Формирование местных бюджетов осуществляется посредством мобилизации налоговых, неналоговых доходов, безвозмездных поступлений, других доходов.

Налоговые доходы местных бюджетов образуют доходы: от федеральных налогов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами (налога на доходы физических лиц, единого сельскохозяйственного налога и др.); от местных налогов (земельного налога, налога на имущество физических лиц, торгового сбора); от денежных взысканий за нарушение налогового законодательства РФ по налогам, подлежащим зачислению в местной бюджет. Зачисление доходов от федеральных и местных налогом осуществляется в соответствии с федеральным законодательством. Кроме того, в местные бюджеты могут поступать доходы от федеральных, региональных и местных налогов, передаваемые органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления муниципальных районов.

Зачисление данных доходов в местные бюджеты осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами представительных органов местного самоуправления муниципальных районов.

В качестве неналоговых доходов в местные бюджеты зачисляются доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности (дивиденды по акциям, находящимся в муниципальной собственности, и др.); платежи при пользовании природными ресурсами (плата за негативное воздействие на окружающую среду и др.); доходы от оказания платных услуг или компенсации затрат муниципального образования; доходы от продажи материальных и нематериальных активов; административные платежи и сборы; штрафные санкции и возмещение ущерба муниципальным образованиям (денежные взыскания за нарушение лесного законодательства РФ в части лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, и др.).

В местные бюджеты зачисляются безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы РФ, от физических и юридических лиц.

К другим доходам местных бюджетов относятся доходы от приносящей доход деятельности, осуществляемой муниципальными бюджетными учреждениями, и иные доходы, предусмотренные законодательством РФ.

Сбалансированность бюджетов муниципальных образований обеспечивается органами местного самоуправления за счет следующих видов поступлений из источников финансирования дефицита бюджета: поступлений от размещения муниципальных ценных бумаг; кредитов кредитных организаций; бюджетных кредитов; поступлений от продажи определенного имущества, находящегося в муниципальной собственности, включая поступления от продажи акций, находящихся в собственности муниципального образования. На финансирование дефицита местного бюджета могут быть направлены остатки средств на счетах по учету средств местных бюджетов.

Современное федеральное законодательство не допускает формирования в Российской Федерации бюджетов муниципальных внебюджетных фондов. Финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет средств местных бюджетов.

Формирование стабильной финансовой базы органов местного самоуправления является важнейшим направлением финансовой политики государства.

Принадлежность финансовых ресурсов органам местного самоуправления является одним из содержательных признаков муниципальных финансов.

Мировая практика административно-территориального устройства богата примерами, когда далеко не в каждом местном сообществе создаются представительные органы местного самоуправления. Опыт муниципального существования в Российской Федерации свидетельствует: на территориях административно-территориальных единиц местного уровня (в частности, отдельных районов) функционируют территориальные органы государственной власти, которые не признаются субъектами бюджетных правоотношений и соответственно не обладают бюджетными полномочиями и не формируют собственные бюджетные ресурсы. Реализация возложенных на них функций осуществляется за счет государственных финансовых ресурсов субъектов РФ. За счет финансовых ресурсов органов местного самоуправления по смете доходов и расходов обеспечивается деятельность органов управления отдельными населенными пунктами, не являющимися муниципальными образования и входящими в состав муниципального образования. Таким образом, организация муниципальных финансов «привязана» к муниципальным образованиям, в границах которых осуществляется местное самоуправление.

Зарубежный опыт свидетельствует о многообразии подходов к определению территориальной организации местного самоуправления, когда правами местного самоуправления наделяются различные территориальные образования (города, поселки, сельские населенные пункты, общины и т. п.; районы, округа, кантоны и др.).

В соответствии с действующим законодательством в РФ муниципальными образованиями являются поселения, городские округа, муниципальные районы и внутригородские территории городов федерального значения. При этом перечень территориальных единиц, в пределах которых реализуется местное самоуправление, и видов муниципальных образований определен как исчерпывающий и подлежит изменению и дополнению только в рамках федерального законодательства.

Финансы поселений призваны обеспечить реализацию полномочий органов местного самоуправления поселений по решению вопросов местного значения, закрепляемых за поселениями и передаваемых органами местного самоуправления муниципальных районов. За счет финансовых ресурсов органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) обеспечивается решение вопросов местного значения, отнесенных к ведению муниципальных районов (городских округов), а также реализуются полномочия местного самоуправления, переданные органами местного самоуправления поселений, и государственные полномочия, делегированные органами государственной власти РФ и субъектов РФ.

Необходимость разделения государственных и муниципальных финансов продиктована обособленным положением органов местного самоуправления в системе органов власти. В своей деятельности органы местного самоуправления обеспечивают реализацию права граждан на самостоятельное и под свою ответственность решение всех вопросов местного значения, определенных федеральным законодательством.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Под вопросами местного значения понимаются проблемы, касающиеся непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ.

Бюджеты всех уровней самостоятельны и не входят в состав друг друга.

Date: 2016-05-18; view: 703; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию