Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Ценностное отношение человека к миру. Аксиология





 

1. Ценности и философия ценностей – ядро философской антропологии

2. Этика в составе аксиологии. От этики добродетели к этике ответственности

 

Ключевые слова: Аксиология. Ценности в структуре мировоззрения. Благо в классической философской традиции. Кант: разграничение теоретического и практического разума как исток аксиологии. Неокантианство. Трансцендентальная, психологическая, культурно-историческая, социологическая трактовки ценностей.

Этика. Мораль как отношение к миру с позиции должного. Мораль и нравственность. Этическое. Основные категории этики. Рационализм и натурализм в этике. Иерархия ценностей. Кризис классического гуманизма. Возвращение этического измерения в социальное познание и практику.

 

1. Ценности и философия ценностей – ядро философской антропологии. Органическим продолжением и дополнением философской антропологии является аксиология, теория и проблематика ценностей как относительно новый и перспективный раздел философии. Неслучайно эта проблематика начинает складываться у философов-неокантианцев (В. Диль-тей, Г. Риккерт, В. Виндельбанд и др.) более чем через полувековой интервал после кантовского «антропологического поворота». Апелляция к человеку как субъекту, его внутреннему миру подкрепляется пониманием социального, культурного, языкового, коммуникативного пространства его жизнедеятельности. Соответственно, мир ценностей в качестве значимостей и ориентиров предстает аккумуляцией человеческого отношения к миру, а философия предъявляет себя как способ интеллектуальной аналитики, обоснования, экспертизы и конструирования ценностных систем. Через антропологию аксиология приобретает в составе философии фундаментальный статус. Может рассматриваться в качестве новой/ «старой» грани ее прикладного назначения – заниматься «переоценкой ценностей». Аксиология видоизменяет образ философии, ее онтологию, гносеологию, этику.

Являя единство объектного и субъектного, ценности обладают надчеловеческой, надиндивидуальной бытийностью. По отношению к единичному человеку они – система координат - норм, стандартов, правил, предписаний. Они иерархично устроены, вертикальны и горизонтальны, пронизывают все сферы жизни. Они тотальны. Допустим, «организм человека», его «здоровье» как ценностные величины. «Дано мне тело. Что мне делать с ним?» - далеко не риторически спрашивал О.Мандельштам. Вместе с тем они существуют в человеческом преломлении – восприятии, переживании, осмыслении, интерпретации. Это также естественная грань их бытия. И на этом смыслообразующем маршруте они достигают статуса ценностей. Существуют модусы ценностного отношения: отчужденные и освоенные, «теневые» и артикулированные ценности. Когда отношение к «организму» и «здоровью» (своему, и не только) становится предметом «заботы». На этом уровне открывается познавательно-практический аспект аксиологии.

В тотальном вертикально-горизонтальном поле ценностей векторы движения и изучения разнообразны: социальные, этнические, групповые, профессиональные, культурные, гендерные, индивидуальные и пр. ценности. Главное, сам человек как единичность и индивидуальность делает себя, личные качества и потенции предметом анализа, вступая в область философско-практической аксиологии.

 

2. Этика в составе аксиологии. От этики добродетели к этике ответственности. Этика, будучи учением о должном в человеческом поведении и действии, является завершающим разделом аксиологии. Собственно, финализирующей частью философии в ее прикладном назначении. Это демонстрирует исторический процесс развития философии. Этика как философская рефлексия над индивидуальным поступком и человеческими нравами сложилась уже в древних формах философии, что было закреплено Аристотелем соответствующим названием сочинения и термином – «этика». И рассматривается им в значении «практической философии». Это произошло до возникновения аксиологии и осознания проблемы ценностей как таковой. Такова была первоначальная «этика добродетели», назвавшая ряд безусловных, благих человеческих ценностей: мудрость, справедливость, владение собой, смелость, скромность, естественность, правдивость.

Кант называет этику «практическим разумом», вскрывает конфликтность морального действия и этического сознания, обосновывает нормативность и императивность этого разума. Он создает «этику долга», для которой рациональная мотивация и внутреннее повеление связаны в обусловленности естественным законом единичного и общечеловеческого единства, названном «категорическим императивом». Позиция Канта шла к пониманию человеческого поведения вопреки неблагоприятным обстоятельствам, как их преодолению.

В послекантовскую эпоху, в период развивающегося рыночного общества на передний план выходит целевая установка поведения на результативность, эффективность, прибыль. Складывается «этика полезности» (И. Бентам, У. Джемс, Ч. Пирс), ее не вполне точно называют «этикой ценностей», рассматривая ценность в более узком значении полезности. Такая установка закрепляет релятивизацию (относительность) этических ценностей, подменяет их этикетностью, системой групповых, корпоративных обязательств, означает своего рода «смерть этики».

Поэтому на рубеже тысячелетий в условиях возрастания рисков, факторов неопределенности частного и общечеловеческого существования все активнее ставится вопрос об обновлении этической теории, обосновании этики ответственности (Г. Йонас). Одновременно наблюдается своего рода реабилитация этического знания и ценностно-этической проблематики, поиск путей решения конфликтных ситуаций, движение к созданию различных вариантов прикладной этики.

 

Литература

1. Мамардашвили М. К. Введение в философию / Режим доступа: http://www.philosophy.ru/library/mmk/vved.html

2. Марков Б. В. Культура повседневности. Учебное пособие. – СПб.: Питер. 2008. – 352 с.

3. Многомерный образ человека: на пути к созданию единой науки о человеке / Под общ. редакцией Б. Г. Юдина. – М.: Прогресс; Традиция, 2007. – 368 с.

Date: 2016-05-18; view: 532; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию