Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Восходящие степени ближнего





Учение о милосердии

 

(Из книги “Тайны небесные”)

 

 

Перевод Е. Возовик.

 

 

Содержание

 

1. Кто такой ближний. (1-10)

2. Восходящие степени ближнего. (11-17)

3. Как нужно понимать высказывание, что каждый является ближним самому себе. (18-23)

4. Что такое милосердие или любовь к ближнему. (24-30)

5. Единство воли и разумения в человеке. (31-35)

6. Любовь к Господу и милосердие к ближнему. Учение о небесном добре и учение о духовном добре. (36-44)

7. Любовь к себе и любовь к миру. (45-56)

8. Любовь к себе и к миру противоположна любви к Господу

и к ближнему. (57-63)

9. Добро и Истина – две сущности, происходящие от Господа. (64-79)

10. Что значит взирать вверх или выше себя и вниз или ниже себя. (80-87)

11. Что есть милосердие и вера в человеке. (88-97)

12. Жизнь благочестия и жизнь милосердия. (98-103)

13. Что является истинным покаянием. (104-111)

14. Жизнь духовная и жизнь природная. (112-117)

15. Возрождение. (118-129)

16. Весь человек таков, каков главный принцип его жизни (130-135)

17. Искушения. Что составляет суть в искушениях. (136-147)

18. Что такое совесть. (148-158)

 

 

Кто такой ближний

 

1. Поскольку во вступлении к главам книги Исхода я взял на себя обязательство передать учение о милосердии, то прежде нужно сказать о том, кто такой ближний, ибо он есть тот, кому должно быть оказано милосердие. Поскольку, если не известно, кто есть ближний, то милосердие может быть оказано в равной степени и без различия как злому, так и доброму, от чего милосердие становится не милосердием; ибо его благодеяниями злой причиняет вред ближнему; добрый же творит добро.

2. В настоящее время всеобщее мнение состоит в том, что каждый человек является одинаково ближним, и что каждому нуждающемуся в помощи нужно помогать. Но часть христианского благоразумия состоит в том, чтобы верно определять качество жизни человека и творить милосердие в соответствии с ним. Человек внутренней Церкви делает это осмотрительно, то есть разумно; но поскольку человек внешней Церкви так различать не может, то он делает это без разбора.

3. Древние разделяли ближних по категориям и называли каждую категорию по именам тех, которые в мире казались особенно нуждающимися; они учили как нужно оказывать милосердие принадлежащим одной категории и как принадлежащим другой; таким образом, они привели в порядок учение и жизнь по нему. Отсюда учение их Церкви содержало законы жизни, и поэтому они видели, какого качества был тот или иной человек Церкви. Каждого из них они называли "братом", хотя это слово имело различное внутреннее значение, соответствующее способности человека проявлять милосердие – делал ли он это из подлинного учения Церкви или из учения, измененного им самим; поскольку, если кто-либо хочет казаться невинным, то оправдывает свою жизнь, и поэтому либо объясняет, либо изменяет законы учения в своих собственных интересах.

4. Отличительные особенности ближнего, которые должен хорошо знать человек Церкви, чтобы знать качество милосердия, определяются добром, которое есть в каждом; и если всякое добро исходит от Господа, то Господь является ближним в высшем смысле и в превосходной степени; и от Него происходит ближний. Из этого следует, что в той мере, в которой человек имеет в себе Господа, в такой же мере он является ближним; а поскольку никакие два человека не принимают Господа (то есть не принимают добро, происходящее от Него) одинаково, поэтому никакие два человека не бывают ближними в одинаковой мере; так как все без исключения на небесах и на земле различаются в добре. Совершенно одно и то же добро никогда не существует в двух личностях; оно должно отличаться в каждом, чтобы он мог быть самим собой. Но все эти разновидности, таким образом все отличительные особенности ближнего, соответствующие принятию Господа, то есть добра, происходящего от Него, никогда не может знать никакой человек, даже никакой ангел, кроме как в общем, то есть некоторые главные их виды. Но Господь не требует от человека Церкви большего, чем жить согласно тому, что он знает.

5. Из всего этого теперь ясно, что степень, в которой каждый является ближним, определяется качеством Христианского добра; ибо Господь присутствует в добре, поскольку оно Ему принадлежит, и Он присутствует по его качеству. И так как начало ближнего происходит от Господа, поэтому отличительные черты ближнего определяются присутствием Господа в добре, то есть по качеству добра.

6. Что ближний соответствует качеству добра, ясно из притчи Господа о человеке, "который попался разбойникам", и которого "полумертвого оставил священник, проходивший мимо, а также левит; но Самарянин, когда нашел его, перевязал ему раны, возливая масло и вино, и, посадив на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем"; именно он был назван "ближним", поскольку проявил добро милосердия (Лк. 10:29-37). Отсюда можно знать, что ближними являются пребывающие в добре; тогда как пребывающие во зле, хотя и являются ближними, но в совершенно другом отношении; и по этой причине им нужно помогать иначе. По Божественному милосердию Господа об этом более будет сказано впоследствии.

7. Поскольку именно качество добра определяет, каким образом каждый является ближним, то по сути это совершает любовь; ибо нет никакого добра, которое не происходило бы от любви; от нее происходит всякое добро, и от нее также происходит качество добра.

8. Что любовь делает человека ближним, и что каждый является ближним по качеству своей любви, ясно видно на примере тех, которые пребывают в любви к себе. Они признают ближними тех, кто их любит больше всех; то есть насколько они имеют к ним отношение; таким образом, пребывают в них самих. Таких они обнимают, целуют, помогают им и таких называют братьями; более того, поскольку они злы, говорят, что эти являются ближними более чем другие. Всех остальных они считают ближними в соответствии с тем, как те их любят, таким образом, по качеству и количеству любви. Такие люди начало ближнего производят от самих себя, ибо любовь является определяющей.

9. Те же, кто не любят себя более других, каковы суть все, принадлежащие царству Господа, производят начало ближнего от Того, Кого они должны любить более всего, то есть от Господа; и рассматривают каждого как ближнего по качеству его любви к Нему. Поэтому любящие других как самих себя и особенно любящие ангельской любовью других более, чем самих себя все ведут происхождение ближнего от Господа; ибо сам Господь пребывает в добре, поскольку оно происходит от Него. Отсюда также может быть видно, что качество любви определяет, кто является ближним. Что Господь пребывает в добре, Сам Он учит у Матфея; ибо Он говорит пребывающим в добре, что они "накормили Его", что они "напоили Его, приняли Его, одели Его, посетили Его и пришли к Нему в темнице"; и затем, что "так, как они сделали это одному из меньших Его братьев, они сделали это и Ему" (Мф. 25:34-40).

10. Из всего этого теперь видно, откуда должно происходить начало ближнего для человека Церкви; и что каждый является ближним в той степени, в которой он близок Господу; а поскольку Господь пребывает в добре милосердия, то ближний соответствует качеству добра, таким образом, соответствует качеству милосердия.

 

Восходящие степени ближнего

 

11. О ближнем нужно сказать более, ибо не знающий, кто есть ближний, не может знать, как нужно оказывать милосердие. Выше говорилось, что каждый человек является ближним, но один не таким же образом, как другой; и что пребывающий в добре является ближним более, чем другие, то есть что в человеке нужно любить добро; поскольку, когда любят добро, то любят Господа, ибо добро исходит от Господа, Который пребывает в добре, и Который есть само добро.

12. Но не только отдельный человек является ближним, а также и множество людей. Ибо общество, меньшее или большее, является ближним; родная страна есть ближний; Церковь есть ближний; царство Господа есть ближний; и, прежде всего – Господь. Все те являются ближними, кому нужно помогать из милосердия. Это также восходящие степени ближнего; ибо общество многих людей является ближним в высшей степени, чем отдельный человек; страна – в высшей степени, чем общество; еще в высшей степени – Церковь; и еще в более высшей степени – царство Господа; но в наивысшей степени ближним является Господь. Эти восходящие степени подобны ступеням лестницы, на вершине которой пребывает Господь.

13. Общество является в большей степени ближним, чем отдельный человек, потому что оно состоит из многих людей. Милосердие ему нужно оказывать таким же образом, как и отдельному человеку, а именно, по качеству добра в нем; то есть обществу честных совершенно иначе, чем обществу бесчестных.

14. Страна является ближним в высшей степени, чем общество, потому что она подобна родительнице; так как в ней человек родится; она кормит его и защищает его от зла. Своей стране нужно помогать по любви согласно ее потребностям, которые в основном составляют средства к существованию, ее гражданскую жизнь и ее духовную жизнь. Любящий свою страну и по доброй воле заботящийся о ней в другой жизни любит царство Господа; ибо там царство Господа является его страной. Тот же, кто любит Господнее царство, любит Господа, потому что Господь является всем во всем Его царстве; поэтому то, что по сути называется "Господним царством" является добром и истиной, происходящими от Господа в тех, которые в нем пребывают.

15. Церковь является ближним еще в высшей степени, чем страна, ибо тот, кто заботится о Церкви, заботится также о душах и о жизни вечной людей, находящихся в стране. О Церкви проявляется забота, когда человек приводится к добру, и делающий это из милосердия любит ближнего, ибо желает и ищет для другого неба и счастья жизни вечной. Добро может насаждаться в других любым гражданином, но истина – только священниками, которые ей обучают; если это делают другие, возникает ересь, в Церкви нарушается покой, и ее раздирает на части. Милосердие оказывается, если через истину исходящую от Церкви, ближний ведется к добру. Если же в Церкви истиной называется что-либо, уводящее от добра, то это не достойно упоминания, ибо не является истиной. Всякий должен обретать для себя истину сначала из учения Церкви, а затем из Слова Господа; это должно быть истиной его веры.

16. Царство Господа является ближним в высшей степени, чем Церковь, в которой человек рожден; ибо царство Господа состоит из всех пребывающих в добре как на земле, так и на небесах; таким образом, царство Господа является добром вместе со всеми его качествами; и когда это добро любят, то любят всякого, пребывающего в добре. Таким образом целое, являющееся всем добром в совокупности, есть ближний в первой степени, то есть тот Большой Человек, о котором говорилось в конце многих глав, этот Человек является образом Самого Господа. Этого Человека, то есть Господнее царство, любят, когда из самого внутреннего чувства помогают тем, которые являются людьми через этого Человека от Господа, то есть тем, в ком пребывает царство Господа.

17. Таковы степени ближнего, и по этим степеням восходит милосердие; но эти степени находятся в последовательном порядке, в котором предшествующая или высшая степень всегда должна предпочитаться последующей или низшей; и поскольку Господь находится на высшей степени, то на Него нужно взирать на каждой степени как на цель, к которой устремляется человек, поэтому Он пребывает над всеми и Его нужно любить более всего.

 








Date: 2016-05-18; view: 29; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.006 sec.) - Пожаловаться на публикацию