Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 2. Технология обучения технике спортивных двигательных действий. Структура обучения, задачи, средства и методы на этапах обучения





Процесс технической подготовки - это становление умений и навыков, обеспечивающих эффективное использование функцио­нального потенциала спортсмена для достижения наивысших ре­зультатов в соревновательных действиях, а также планомерное техническое совершенствование на различных этапах подготовки.

Умение выполнять двигательное действие формируется на основе определенных знаний о его технике. В процессе ста­новления двигательных умений происходит поиск оптимального варианта движения при ведущей роли сознания. Многократное повторение двигательных действий приводит к автоматизации основных элементов их координационной структуры, и двигатель­ное умение переходит в навык, который характеризуется такой степенью владения техникой, когда управление движениями про­исходит автоматизирование, а действия отличаются высокой на­дежностью (таблица 3).

Большое количество разнообразных двигательных умений является предпосылкой для эффективного технического совершен­ствования в связи с тем, что в процессе их освоения у спортсме­нов вырабатывается способность к

Таблица 3

Схема формирования двигательного навыка

  Знания Мышление Двигательный опыт

 

  Двигательные умения  
Неавтоматизированное управление движениями, концентрация внимания на самом действии Относительная расчлененность движений (операций) Нестабильность действий

 

 

Стереотипное повторение движений

 
 

 

 


Автоматизированное управление движениями, концентрация внимания на цели и условиях действий Слитность движений (операций) Устойчивость (надежность) действий
  Двигательные навыки  

 

творческому мышлению, ана­лизу выполняемых движений, совершенствуются специализиро­ванные восприятия, способность объединить простые движения в более сложные двигательные действия.

Особенности двигательных навыков:

· Автоматизированное управление движениями, позволяющее осво­бодить сознание от контроля деталей движения и переклю­чить его на решение основной двигательной задачи в конкретных условиях, выбор и применение наиболее рациональных для этого средств.

· Слитность движений, которая проявляется в их эффективной коорди­национной структуре, легкости, рациональной коррекции, совер­шенстве специализированных восприятий - чувства темпа, чувст­ва скорости, чувства льда, чувства воды и т. п.

· Надежность и вариативность двигательных действий, благодаря чему возможно достижение цели при влиянии неблагоприятных факторов - излишнего воз­буждения, утомления, изменения условий внешней среды.

Информация о движениях, поступающая в систему управления ими, играет значительную роль в образовании новых умений, в закреплении и автоматизации навыков, в совершенствовании технического мастерства. Из множества разнообразных двига­тельных действий отбираются и закрепляются только те, которые приводят к заданному результату. При повторении эти движения закрепляются и образуют прочный навык, в то время как осталь­ные движения, не являющиеся эффективными, не закрепляются.

Стадии и этапы технического совершенствования. В процессе технического совершенствования применяются сло­весные, наглядные и практические методы. В качестве средств технического совершенствования использу­ются разнообразные упражнения: вспомогательные и специально-подготовительные упражнения применяются преимущественно в процессе разучивания двигательного навыка, его дальнейшего совершенствования; соревновательные - при закреплении двига­тельного навыка, с целью обеспечения надежности и вариатив­ности его реализации в соревновательных условиях.

Процесс становления и совершенствования технического ма­стерства подразделяется на следующие стадии:

1. Создание представления о двигательном действии и форми­рование установки на обучение. Достигается это применением словесных и наглядных методов, обеспечивающих формирование установок и основных путей освоения техники. Информация, которую получает спорт­смен на этой стадии, должна быть представлена в наиболее об­щем виде, так как внимание его концентрируется на основных частях двигательных действий и способах их выполнения.

2. Формируется умение выполнять движения в наиболее общем виде. Здесь отмечаются генерализация двигательных реакций, нерациональная внутримышечная и межмышечная координация, которые связаны с иррадиацией процессов возбуждения в коре головного мозга. Эти особенности определяют ориентацию тренировочного процес­са на овладение основами техники и общим ритмом движений. Особое внимание необходимо уделять устранению, ненужных дви­жений, излишних мышечных напряжений. Процесс обучения дол­жен концентрироваться во времени, так как длительные перерывы между занятиями снижают его действенность. Слишком частые повторения осваиваемого упражнения в занятии нецелесообраз­ны, поскольку образование новых навыков связано с быстрым угнетением функциональных возможностей нервной системы.

Основным практическим методом освоения двигательного дей­ствия является метод расчлененного упражнения. Лучшему усво­ению двигательных действий способствует использование различ­ных методов ориентирования - световых, звуковых и механиче­ских лидеров, специальных ориентиров, регламентирующих темп движений, их направленность и т. п.

3. Формирование совершенного двигательного действия. Эта стадия связана с концентрацией нервных процессов в коре голов­ного мозга. Отдельные фазы двигательного акта стабилизируют­ся. Формируется рациональная временная, пространст­венная и динамическая структура движений. Особое значение имеет формирование целесообразного ритма двигательных дей­ствий. С этой целью используется широкий круг традиционных методов и средств, направленных на создание целостной картины двигательного действия, объединение в единое целое его частей. Применяются также различные нетрадиционные методы и сред­ства: технические средства, обеспечивающие принудительное вы­полнение двигательных действий в заданном диапазоне; лиди­рование; тренажеры для освоения деталей тех­ники в облегченных условиях. Основным принципом технического совершенствования на этой стадии является постепенное возрастание трудностей, что особен­но важно при освоении сложных движений.

4. Полное образование навыка. Эта стадия соответствует эта­пу закрепления двигательного действия. По мере того как рацио­нальная система движений закрепляется, определяются харак­терные черты навыка - автоматизация и стабилизация двигатель­ного действия. Педагогическая задача состоит в стабилизации двигательного действия и в дальнейшем совершенствовании его отдельных деталей. С этой целью широко используется многократное повторение упражнений в стандартных и вариативных условиях.

На этой стадии технического совершенствования оно тесней­шим образом увязывается с процессом развития двигательных качеств, тактической и психологической подготовкой. Это пред­полагает объемную и разнообразную работу, обеспечивающую разностороннее техническое совершенствование с учетом много­образия требований, предъявляемых к техническому мастерству, которые предполагает эффективная соревновательная деятельность. Особое внимание следует уделять техническому совершенствова­нию при различных функциональных состояниях организма, в том числе и в состояниях компенсированного и явного утомления. В этом случае у спортсменов формируется рациональная и ла­бильная техника с широким спектром компенсаторных колебаний в основных характеристиках структуры движений.

5. Достижение вариабельного навыка и его реализация. Эта стадия охватывает весь период, пока перед спортсменом стоит задача выполнения данного двигательного действия. Благодаря его применению в разнообразных условиях и функциональных состояниях организма развивается - гибкий, подвижный навык. У спортсменов, достигших этой стадии технического совершенства, отмечается высокая степень совершенства специализирован­ных восприятий (чувства времени, чувства темпа, чувства разви­ваемых усилий и др.).

Педагогические задачи этой стадии:

1) совершенствование технического мастерства с учетом индиви­дуальных особенностей спортсменов и всего многообразия усло­вий, характерных для соревновательной деятельности;

2) обеспе­чение максимальной согласованности двигательной и вегетативных функций, совершенствование способности к максимальной реализации функционального потенциала (скоростного, силового, энергетического и др.); 3) эффективное применение усвоенных дейст­вий при изменяющихся внешних условиях и различном функцио­нальном состоянии организма.

Описанные стадии совершенствования технического мастерст­ва позволяют разграничить этот процесс на относительно само­стоятельные, но взаимосвязанные звенья и выделить в общей структуре процесса обучения три этапа.

1. Начальное разучивание - создание общего представления о двигательном действии и формирование установки на овладение им, изучение новых фаз и элементов, формирование ритмической структуры, предупреждение и устранение грубых ошибок.

2. Углубленное разучивание - углубление понимания законо­мерностей двигательного действия, совершенствование координа­ционной структуры действия по его динамическим и кинетическим характеристикам, ритмической структуры движений, обеспечение их вариативности и соответствия индивидуальным особенностям занимающихся.

3. Закрепление и дальнейшее совершенствование - закрепле­ние навыка, обеспечение его индивидуальности и необходимой ва­риативности применительно к различным условиям.

В процессе обучения движениям и совершенствования техники их выполнения постоянно возникают ошибки. Их своевременное выявление и установление причин возникновения в значительной мере обусловливают эффективность процесса технического со­вершенствования (таблица 4). Вместе с тем в процессе технического совершенствования необходимо определять эффектив­ные приемы и действия для их устранения и преодоления.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение спортивной техники.

2. Классифицируйте технику избранного вида спорта.

3. Раскройте системно-структурный подход к изучению спортивных двигательных действий, их особенности в связи с детерминированностью или вероятностью соревновательных ситуаций.

4. Назовите кинематические, динамические, ритмические, анатомические характеристики техники (на материале избранного вида спорта).

5. Опишите технологию обучения технике спортивных двигательных действий.

6. Покажите структуру обучения, задачи, средства и методы на этапах обучения.

7. Охарактеризуйте процесс совершенствования спортивно-технического мастерства в избранном виде спорта.

8. Перечислите основные характеристики техники.

9. Назовите особенности двигательных навыков в избранном виде спорта.


Таблица 4

Причины двигательных ошибок

 

 

10. Опишите стадии и этапы технического совершенствования.

11. Назовите ошибки и их причины при формировании двигательных навыков в избранном виде спорта.

12. Назовите методы обучения технике.

 

Date: 2016-05-18; view: 765; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию