Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация видов общения





1. По содержанию. Содержание– это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, например, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, например, пищи. У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире: богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию. По содержанию общение может быть представлено как:

· Материальное – обмен продуктами и предметами деятельности, которые в свою очередь служат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов.

· Когнитивное – обмен знаниями.

· Деятельное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками. Иллюстрацией когнитивного и деятельного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Здесь от субъекта к субъекту передается информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности.

· Кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние, например, поднять настроение или испортить его; возбудить или успокоить друг друга, а в конечном счете – оказать определенное воздействие на самочувствие друг друга.

· Мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями. Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении. Например, один человек желает добиться, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление, чтобы сложилась определенная установка к действию, актуализировалась некоторая потребность и т.п.

2. По цели общения. Цель общения– это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. У человека количество целей увеличивается. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других. По целям общение делится на биологическое и социальное.

· Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.

· Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида. Существует столько частных видов общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей. Назовем основные из них.

· Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир,

· Личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вок­руг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека; поиск смысла жизни, определение своего отношения к зна­чимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта.

· Инструментальное – общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует ка­кую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

· Целевое – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае - потребности в общении.

В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения.

3. По средствам общения. Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного живого существа другому. Кодирование информации – это способ передачи ее от одного к другому. Информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т.п. Информация может передаваться и восприниматься людьми на расстоянии, через органы чувств (наблюдение со стороны одного человека за движением другого или восприятие производимых звуковых сигналов). У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим. Это – язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио- и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей). По своей изобретательности в выборе средств и способов общения человек намного опередил все известные нам живые существа, обитающие на планете Земля.

4. По формам общения. Общение чрезвычайно разнообразно по своим формам. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредствованном, массовом и межличностном.

· Прямое общение подразумевает естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных (речевых) и невербальных средств (жесты, мимика, пантомимика), когда информация лично передается одним из его участников другому.

· Косвенное общение характеризуется включением в процесс общения «дополнительного» участника как посредника, через которого происходит передача информации.

· Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.п. Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом, на его основе на более поздних этапах развития цивилизации возникают различные виды опосредствованного общения.

· Опосредствованное (то есть посредством чего-либо) общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения. Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т.д.).

· Массовое общение — это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.

· Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную психологическую близость партнеров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности.

5. По типам общения. Психологи выделяют три основных типа межличностного общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.

· Императивное общение еще называют авторитарным или директивным. Оно отличается тем, что один из партнеров по общению стремится подчинить себе другого, хочет контролировать его поведение и мысли, принуждает к определенным действиям. При этом партнер по общению рассматривается как машина, которой надо управлять, как бездушный объект воздействия; он выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность авторитарного воздействия заключается в том, что конечная цель общения – принуждение партнера к чему-либо – не скрывается. Вам прямо и откровенно говорят, что вы должны обязательно сделать. В качестве средств императивного общения используются приказы, указания, предписания, требования, угрозы и пр.

Однако в некоторых профессиях этот тип общения используется достаточно эффективно. Сюда можно отнести: отношения между начальником и подчиненным; все виды работ в экстремальных условиях, при чрезвычайных обстоятельствах, когда нет времени на обсуждения и промедление может привести к непоправимым потерям.

· Манипулятивное общение сходно с императивным. Цель его – оказать воздействие на партнера по общению. Но здесь достижение своих намерений осуществляется скрыто. Как и императив, манипуляция стремится добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Чаще всего манипуляции встречаются в сфере бизнеса и деловых отношений. Широко распространен манипулятивный стиль общения также в области рекламы и пропаганды. Мы, сами того не зная, нередко прибегаем к подобным отношениям. Самый простой вариант добиться своего – задобрить партнера по общению. Если вы, перед тем как попросить его о чем-то, сделаете ему небольшой подарок или скажете комплимент, то он будет более расположен пойти вам навстречу. Следует отметить, что использование средств манипулятивного воздействия во всех сферах взаимоотношений может принести определенный вред. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности. При манипулятивном типе общения мы не видим в партнере целостную уникальную личность. Он становится для нас носителем определенных, «нужных» нам свойств и качеств. Нередко человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения с другими, в итоге сам становится его жертвой. Общаясь с самим собой, он начинает оценивать себя как одну из шахматных фигур на доске, руководствоваться ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни.

Императивную и манипулятивную форму общения можно охарактеризовать как монологическое общение. Человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его.

· Диалогическое общение противостоит авторитарному и манипулятивному типам, так как основано на равноправии партнеров. Так мы общаемся с одноклассниками, товарищами по спортивной команде, коллегами, попутчиками в поезде и пр. Диалогическое общение возникает лишь в случае соблюдения рядапринципов взаимоотношений:

1) принцип «здесь и теперь» – психологический настрой на эмоциональное состояние собеседника и собственное психологическое состояние;

2) принцип доверительности – полное доверие к намерениям партнера без оценки его личности;

3) принцип паритетности – восприятие собеседника как равного, имеющего право на собственные мнения и решения;

4) принцип «проблематизации» – направленность общения на общие проблемы и нерешенные вопросы.

5) принцип персонифицирования общения – обращение к собеседнику от своего имени (без ссылки на чужое мнение), выражение своих истинных чувств и желаний.

Стороны общения

Изучение общения показывает сложность, разнообразие, многоуровневость проявлений и функций этого явления. Сложность общения требует выделения отдельных его составляющих, описания структуры. Одним из часто употребляемых является подход, при котором выделяют три взаимосвязанных стороны общения.

I.Информационная (коммуникативная)сторона общения заключается в обмене информацией между общающимися людьми, приобретении знаний. Однако процесс коммуникации нельзя свести к процессу обмена информацией. Это обусловлено тем, что в условиях общения информация не только передается, но и формируется, уточняется и развивается. Специфика межличностной коммуникации раскрывается в ряде процессов и феноменов.

1. Феномен психологической обратной связи. Его содержание состоит в том, что процесс обмена информацией помимо содержательных аспектов наполняется сведениями о том, как партнеры воспринимают и оценивают поведение друг друга. В процессе коммуникации перед партнерами стоит задача не только обменяться информацией, но и добиться ее адекватного понимания партнером. В данном случае обратная связь служит индикатором степени понимания.

2. Феномен коммуникативного барьера. Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. Можно говорить о существовании барьеров понимания (особенности речи и семантики), барьеров социо-культурного различия (религиозных, политических, социальных или профессиональных).

3. Процесс коммуникативного влияния (воздействия). Любая поступающая к человеку информация несет в себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнения, установки и желания с целью их частичного или полного изменения. Можно выделить следующие приемы воздействия:

· убеждение – сознательное, аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их суждения, отношения, намерения или решения;

· просьба – обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия;

· формирование благосклонности – развитие у адресата положительного отношения к себе;

· внушение – сознательное, неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям;

· заражение – передача своего состояния, отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом перенимают это состояние или отношение, при этом передаваться и усваиваться состояние может как непроизвольно, так и произвольно;

· пробуждение импульса к подражанию – способность вызывать стремление быть подобным себе;

· игнорирование – умышленное невнимание, рассеянность по отношению к партнеру, его высказываниям и действиям;

· манипуляция – скрытое от адресата побуждение его к переживанию определенных состояний, изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей;

· принуждение – требование выполнять распоряжения инициатора, подкрепленное подразумеваемыми или открытыми угрозами;

· деструктивная критика – высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека или грубое агрессивное осуждение или осмеяние его поступков и дел;

4. Существование различных уровней передачи информации. Из них основными являются вербальный уровень (посредством речи) и невербальный (с применением различных неречевых знаковых систем)

Невербальные средства общения необходимы для того, чтобы создавать и поддерживать психологический контакт, регулировать течение процесса общения, придавать новые смысловые оттенки словесному тексту, выражать эмоции, оценки, смысл ситуации.

Невербальные средства, как правило, не могут самостоятельно передавать значения слов (за исключением языка глухонемых). Они тонко скоординированы как между собой, так и со словами в целом. Выделяют следующие виды невербальных средств общения:

1) визуальные:

· кинесика – движения рук, головы, ног, туловища, походка;

· выражение лица, выражение глаз;

· позы – осанка, посадка головы;

· направление взгляда, визуальные контакты;

· кожные реакции: покраснение, побледнение, вспотение;

· проксемика (пространственная и временная организация общения) – расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство;

· вспомогательные средства общения – подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы); средства преобразования природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, украшения, татуировки, усы, борода, мелкие предметы в руках);

2) акустические:

· паралингвистические (качество голоса, его диапазон, то­нальность) – громкость, тембр, ритм, высота звука;

· экстралингвистические – речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель, хлопанье;

3) тактильные:

· такесика – прикосновения, пожатие руки, объятие, поцелуй.

4) ольфакторные:

· приятные и неприятные запахи окружающей среды;

· естественный и искусственный запахи человека.

На невербальные средства накладывает сильный отпечаток каждая конкретная культура, поэтому нет общих норм для всего человечества. Невербальный язык другой страны приходится учить так же, как и словесный.

II. Сторона взаимодействия (интерактивная), проявляющаяся в обмене между участниками общения не только знаниями, идеями, состояниями, но и действиями. Никакой информации человек здесь не получает, а просто взаимодействует – обменивается действиями.

Интерактивная сторона общения включает в себя те компоненты общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Под взаимодействием обычно подразумевается не только обмен знаками, но и организация совместных действий, позволяющих группе реализовать общую деятельность.

Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех аспектов межличностного общения, которые связаны, прежде всего, с взаимодействием людей. В ходе общения его участникам можно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать общую деятельность, выработать формы и нормы совместных действий.

Существует несколько видов социальных мотивов взаимодействия (т.е. мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми):

1) мотив кооперации – максимизация общего выигрыша;

2) мотив индивидуализма – максимизация собственного выигрыша;

3) мотив конкуренции – максимизация относительного выигрыша;

4) мотив альтруизма – максимизация выигрыша другого;

5) мотив агрессии – минимизация выигрыша другого;

6) мотив равенства – минимизация различий в выигрышах.

Можно выделить несколько типов взаимодействий. Наиболее распространенным является дихотомическое деление: кооперация и конкуренция, согласие и конфликт, приспособление и оппозиция.

Согласно теории обмена, каждый из нас стремится уравновесить вознаграждение и затраты, чтобы сделать наше взаимодействие устойчивым и приятным; поведение человека в настоящий момент определяется тем, вознаграждались ли и как именно вознаграждались его поступки в прошлом. Эта теория опирается на четыре принципа:

1) чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться;

2) если вознаграждение за определенный тип поведения зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать их;

3) если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения

4) когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.

III. Сторона понимания (перцептивная), представляющая собой процесс восприятия, оценки и понимания партнерами по общению друг друга.

Социальная перцепция – это процесс восприятия социальных объектов, под которыми обычно подразумеваются люди и социальные группы. Таким образом, социальная перцепция – это феномен межличностного восприятия. Отличительной особенностью межличностного восприятия в отличие от восприятия неодушевленных объектов является его высокая субъективность при формировании оценки партнера по общению.

Особенностями социальной перцепции являются следующие.

1. Активность субъекта социальной перцепции, означающая, что он (индивид, группа и т.д.) не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимаемому. И объект, и субъект социального восприятия воздействуют друг на друга, стремятся трансформировать представления о себе в благоприятную сторону.

2. Целостность воспринимаемого, показывающая, что внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено, прежде всего, не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия.

3. Мотивированность субъекта социальной перцепции, которая свидетельствует, что восприятие социальных объектов характеризуется большей слитностью его познавательных интересов с эмоциональными отношениями к воспринимаемому, явной зависимостью социальной перцепции от мотивационно-смысловой ориентированности воспринимающего.

Процесс социальной перцепции представляет собой деятельность его субъекта по оценке внешнего облика, психологических особенностей, действий и поступков наблюдаемого лица или объекта, в результате которой у субъекта социальной перцепции складывается конкретное отношение к наблюдаемому и формируется определенные представления о возможном поведении конкретных людей и групп. В зависимости от этих представлений субъект социальной перцепции прогнозирует и свои отношения, и поведение в различных ситуациях взаимодействия и общения с другими людьми.

Специфика социальной перцепции раскрывается в ряде процессов и феноменов, являющимися своеобразными ее механизмами.

1. Идентификация – это социально-психологический процесс познания личностью или группой других людей в ходе непосредственных или опосредованных контактов с ними, при котором осуществляется сравнение или сопоставление внутренних состояний или положения партнеров, а также образцов для подражания со своими психологическими и другими характеристиками.

2. Эмпатия – это эмоциональное сопереживание другому человеку. Через эмоциональный отклик люди познают внутреннее состояние других. Выделяют три типа эмпатии:

· когнитивную, когда человек на основе своего жизненного опыта понимает, что переживает его собеседник;

· эмоциональную, т.е. «прочувствование» состояния партнера;

· действенную – сопереживание сопровождается оказанием реальной помощи действием.

3. Рефликсия – это механизм самопознания в процессе взаимодействия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению.

4. Аттракция представляет собой форму познания другого человека, основанную на формировании устойчивого позитивного чувства по отношению к нему. В этом случае понимание партнера по взаимодействию возникает благодаря появлению привязанности к нему. При прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально положительное отношение.

5. Каузальная атрибуция – механизм интерпретации мотивов, поступков и чувств другого человека, т.е. стремление к выяснению причин поведения партнера по общению.

Вывод

Общение – сложный и многоплановый процесс. Данное являние имеет огромное значение, как для развития отдельной личности, так и для формирования, становления и функционирования разноплановых социальных общностей.

Вопросы для самопроверки

1. Проанализируйте высказывание Л.С. Выготского: «…человек наедине с самим собой сохраняет функцию общения». Можно ли понимать это как общение индивида с самим собой (мыслительный диалог с самим собой)? Если так, то под какое из определений это можно подвести?

2. Функции общения: 1) прагматическая; 2) формирующая; 3) подтверждения; 4) организации; 5) внутриличностная (диалог с самим собой). Приведите примеры, к чему может привести невыполнение этих функций.

3. Назовите механизмы перцептивного процесса.

4. В чем заключается специфика социальной перцепции в отличие от простого восприятия?

5. Что общего и каковы различия между эмпатией и идентификацией как механизмами социальной перцепции?

6. Назовите формы и этапы развития эмпатии.

Date: 2016-05-18; view: 1095; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию