Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-психологическая адаптация личности





Термин «адаптация» обозначает процесс и результат взаимодействия живых организмов и окружающей среды, который приводит к оптимальному их приспособлению к жизни и деятельности.

Социально-психологическая адаптация подразумевает процесс приобретения людьми определенного социально-психологического статуса, овладение теми или иными социально-психологическими ролевыми функциями. В процессе социально-психологической адаптации человек стремится достигнуть гармонии между внутренними и внешними условиями жизни и деятельности. По мере ее осуществления повышается адаптированность личности, т.е. степень приспособленности ее к условиям жизнедеятельности. При полной адаптированности достигается адекватность психической деятельности человека заданным условиям среды и его деятельности в тех или иных обстоятельствах.

Социально-психологическая адаптация выступает и как средство защиты личности, с помощь которого ослабляются и устраняются внутреннее психическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, возникающие у человека при взаимодействии его с другими людьми и обществом в целом. Защитные механизмы психики при этом выступают как способы психологической адаптации человека. Определяющее значение в их образовании и проявлении принадлежит травмирующим событиям в сфере межличностных отношений и особенно в раннем детском возрасте. В целом, когда личность овладевает механизмами психологической защиты, это повышает ее адаптивный потенциал, способствует успешности социально-психологической адаптации. Кроме психологической защиты к другим функциям социально-психологической адаптации относятся:

· достижение оптимального равновесия в динамичной системе «личность – социальная среда»;

· максимальное проявление и развитие творческих возможностей и способностей личности, повышение ее социальной активности;

· регулирование общения и взаимоотношений;

· формирование эмоционально-комфортных позиций личности;

· самореализация личности;

· самопознание и самокоррекция;

· повышение эффективности деятельности как адаптирующейся личности, так и социальной среды, коллектива;

· повышение стабильности и сплоченности социальной среды;

· сохранение психического здоровья.

Социально-психологическая адаптация бывает двух типов:

1) прогрессивная, которой свойственно достижение всех функций и целей полной адаптации и, в ходе реализации которой, достигается единство интересов, целей личности с одной стороны, а также отдельных групп и общества в целом – с другой;

2) регрессивная, которая появляется как формальная адаптация, не отвечающая интересам общества, развитию данной социальной группы и самой личности. Иногда данный тип адаптации называют конформным, т.е. основанным на формальном принятии личностью социальных норм и требований. В такой ситуации личность лишает себя возможности самореализоваться, проявить свои творческие способности, испытать чувство собственного достоинства.

Следует заметить, что только прогрессивная адаптация может способствовать подлинной социализации личности, тогда как длительная приверженность конформистской стратегии формирует склонность личности к систематическим ошибкам поведения в виде нарушения норм, ожиданий, шаблонов поведения и ведет к созданию все новых проблемных ситуаций, для адаптации к которым у личности нет ни адаптивных способностей, ни готовых механизмов или их комплексов.

Также социально-психологическую адаптацию можно классифицировать по механизму осуществления данного процесса. Можно выделить следующие виды адаптации:

1) добровольная – это адаптация по желанию;

2) принудительная, когда человек адаптируется к нежелательным, отрицательным для себя социальным явлениям (например, к рабству, фашизму, диктатуре и др.). Но данный вид адаптации будет всегда проходить в ущерб человеку – за счет деформации интеллектуальных и моральных качеств личности, развития у нее ментальных и эмоциональных нарушений, которые, в конце концов, приведут к изменению среды, поскольку свою природу человек изменить не в состоянии.

Наряду с термином «адаптация» используется и термин «переадаптация», понимающийся как процесс перестройки личности при коренных изменениях условий и содержания ее жизни и деятельности: с мирного на военное время, одинокой жизни на семейную и т.д. При невозможности переадаптации личности происходит ее дезадаптация. Адаптация и переадаптация различаются лишь степенью перестройки личности. Если процесс адаптации связан с коррекцией, достройкой деформированием, частичной перестройкой отдельных функциональных систем психики или личности в целом, то переадаптация происходит там, где ценности, смысловые образования личности, ее цели и нормы, потребностно-мотивационная сфера перестраиваются на противоположные по содержанию, способам и средствам реализации или изменяются в значительной степени. При переадаптации личность может нуждаться в реадаптации, если происходит переход в предыдущие условия ее жизни и деятельности.

Деструктивные варианты социализации

Процесс социализации как социальный феномен весьма неоднозначен. Оценка его «правильности», адекватности всегда будет зависеть от тех норм и ценностей, которые распространены в данном типе общества. Человек, адекватно социализированный для одного типа общества, приспособленный для определенного типа отношений, распространенного в этом обществе, возможно, будет совершенно неадекватен в условиях другой политической, национальной и средовой культуры. Поэтому определение нормы и отклонения в социализации личности вопрос сложный и субъективный. Все же можно выделить несколько основных видов «патологичных» отклонений в социализации личности.

Виктимизация

Виктимизация – процесс превращения человека в жертву социализации под воздействием ее неблагоприятных обстоятельств. Таким образом, виктимность – это «предрасположенность» человека выступать в определенных обстоятельствах в качестве жертвы, неспособность избежать опасности там, где она объективно была предотвратима. Данный процесс проявляется из-за того, что человеческое общество с его уникальной и противоречивой культурой, социально-экономическими и политическими изменениями далеко не всегда выступает в качестве благоприятного социального фона и условий становления и развития личности.

Факторы и условия виктимизации:

· социальные (внешние воздействия) – влияние особенностей социального контроля, низкий уровень жизни, безработица, слабая социальная поддержка со стороны государства, снижение адаптации в связи с быстроменяющимися условиями жизни, неблагоприятные климатические условия, загрязнение окружающей среды, значительные психологические стрессы и напряжение, катастрофы;

· феноменологические (внутренние изменения в человеке, которые происходят под влиянием неблагоприятных факторов воспитания и социализации, т.е. это формирование определенных свойств личности, которые постепенно превращают человека в жертву ситуации) – агрессивность, упрямство, жестокость, инфантильность, хамство, наглость, жесткость в поведении и др.

Асоциализация

Асоциализация – это антиобщественный характер соединения с обществом; процесс усвоения антиобщественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролей, установок, стереотипов поведения, которые объективно приводят к деформациям общественных связей и дестабилизации общества.

Асоциализация происходит в те же хронологические периоды (детство, отрочество, юность), что и социализация. На раннем этапе становления личности главным механизмом асоциализации является подражание, когда дети или подростки перенимают у взрослых, ведущих асоциальный образ жизни, негативные образцы поведения, определенную субкультуру.

Что касается классификации асоциализированных личностей, то их можно расположить на шкале, где на одном полюсе будут находиться лица, в минимальной степени асоциализированные, «порвавшие» один или два «жизненных нерва» с обществом и государством, а на другом – лица, практически разорвавшие большинство основных связей с обществом, для которых преступный образ жизни стал источником существования и естественной жизнедеятельностью.

Если в обществе число асоциализированных личностей превышает критический рубеж, в конечном итоге это приводит к дестабилизации самого общества.

Десоциализация

Десоциализация – это процесс, когда на определенной стадии нормальной социализации личности происходит ее некоторая деформация, она попадает под влияние (стихийное или целенаправленное) отрицательной микросреды. В результате у личности происходит разрушение позитивных норм и ценностей, взамен которых усваиваются новые антиобщественные нормы и ценности, образцы поведения. Таким образом, термин «десоциализация» близок по содержанию к понятию «асоциализация», но отражает несколько иную грань этого процесса в общественном контексте. Десоциализация осуществляется, как в детском, так и в зрелом возрасте.

Ретордация

Ретордация – это отставание в социализации, т.е. несвоевременное, с опозданием усвоение личностью тех позитивных норм, образцов поведения, которые предписываются обществом для каждого этапа социализации. Отставание в социализации, не будучи антиобщественным, все же может со временем привести к усвоению личностью негативных норм или к бездумному подчинению такой отставшей в социализации личности воле других антиобщественных элементов.

Вывод

Теория социализации прекрасно описывает вхождение человека в мир социальных отношений и вхождение социального мира в структуру его менталитета. Но социализация личности – всего лишь один из этапов становления человеческого существа как в фило-, так и онтогенезе. А потому необходимо саму социализацию включать в более развернутую структуру мировоспроизводящих практик человека, поскольку если бы все сводилось только к социализации, то человек был бы не более, чем социальной марионеткой, а общество, состоящее из одних марионеток, – вещь немыслимая.

Вопросы для самопроверки

1. В чем сущность развития? Проанализируйте основные характеристики развития на примере социализирующегося человека.

2. В чем сущность социализации личности?

3. В чем заключается уязвимость детей по сравнению со взрослыми в процессе социализации?

4. Какие факторы социализации действуют стихийно, а какие целенаправленно?

5. Что в большей степени предопределяет усвоение и воспроизводство социального опыта человека: стихийное или целенаправленное влияние?

6. Подумайте, какие новые особенности социализации человека могут проявиться в XXI в., исходя из тенденций развития общественной жизни, науки, производства, политики и т.д.

Date: 2016-05-18; view: 1231; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию