Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства





 

В структуре хозяйственного комплекса Уральского экономического района ведущую роль играет промышленность. Ведущие отрасли: машиностроение и металлообработка (24,5% промышленной продукции), черная металлургия (19,4 %), топливная промышленность (16,9 %), цветная металлургия (10,4%) и электроэнергетика (10%)[3, c. 12].

Машиностроительный комплекс Урала - крупная отрасль его рыночной специализации, занимает ведущее место в структуре промышленного производства Уральского экономического района. В настоящее время в районе работают почти 150 машиностроительных предприятий, представляющих все подотрасли машиностроения. Здесь развиты тяжелое машиностроение (производство горно-металлургического оборудования, химического и нефтехимического оборудования), энергетическое (производство турбин, паровых котлов и др.), транспортное, сельскохозяйственное машиностроение, тракторное. Наиболее быстро развиваются электротехническое машиностроение, приборостроение, станкостроение.

Многие производства являются металлоемкими, поэтому машиностроение тесно взаимодействует с металлургией. («Уралмаш», «Уралхиммаш», «Уралэлектротяжмаш», заводы бурого и металлургического оборудования и др.), Орск (оборудование для металлургии и горнорудной промышленности), Пермь (горно-шахтное машиностроение), Уфа (завод горного оборудования), Карпинск (производство и ремонт горного оборудования) и др. Оборудование для нефтяной и газовой промышленности производится в Салавате, Бузулуке, Троицке и др. Урал - не только металлургическая база для тяжелого машиностроения, но и крупный потребитель его продукции.

Ведущий центр производства турбин - Екатеринбург. Сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение развито в Челябинске (тракторный завод, производство автотракторных прицепов и др.), Кургане («Кургансельмаш»), Орске и других городах.

Транспортное машиностроение представлено вагоностроением (Нижний Тагил, Усть-Катав), производством легковых (Ижевск) и большегрузных (Миасс) автомобилей, автобусов (Курган), мотоциклов (Ижевск, Ирбит), судостроением (Пермь) и судоремонтом (Соликамск).

Предприятия приборостроения, станкостроения, электротехнической промышленности работают во многих промышленных центрах Урала: Екатеринбурге, Челябинске, Уфе, Кургане, Оренбурге и других.

Для машиностроения Уральского экономического района так же, как и для всей промышленности, характерны чрезмерная концентрация в крупных городах; недостаточная специализация, универсализм многих предприятий, распыленность вспомогательных и ремонтных производств, замедленное внедрение достижений НТП, сохранение старой техники и технологии.

Основные направления развития машиностроения Урала следующие[7, c. 32]:

· Техническое перевооружение и реконструкция действующих предприятий. Внедряются гибкие автоматические линии, оборудование со встроенной микропроцессорной техникой и пр.

· Углубление специализации машиностроительных предприятий. С этой целью в малых и средних городах создаются филиалы и цехи крупных заводов, сюда выводятся непрофильные предприятия из больших городов, формируется централизованные ремонтные и обслуживающие производства.

· Изменение структуры машиностроительного комплекса в сторону увеличения доли наиболее прогрессивных отраслей: станкостроения, производства точной механики, сложной аппаратуры и т.п. Одновременно произойдет дальнейшее углубление специализации промышленности района на производстве продукции тяжелого машиностроения.

Металлургический комплекс отличается разнообразием и объемом производимой продукции. Комбинаты черной металлургии Урала возглавляют 200 крупнейших предприятий России. Среди них выделяются Магнитогорский металлургический комбинат (ММК), МЕЧЕЛ (Челябинск) и НОСТА (Орско-Халиловский комбинат). Сформировалась металлургическая база, использующая привозное топливо (кузнецкий уголь и кокс) и частично железную руду (из Курской магнитной аномалии). Предприятия закупают сырье и топливо в Казахстане, где разрабатываются Соколовско-Сарбайские месторождения железных руд. Обогащением рудного сырья занимается Качканарский горно-обогатительный комбинат в Свердловской области. Основные показатели работы отрасли в 2008 г.: 47% российского производства стальных труб, 45% стали и 44% проката. Отрасль полностью обеспечивает сырьем машиностроительный комплекс района и других субъектов страны.

Предприятия цветной металлургии представлены всеми стадиями производства меди и никеля и завершающей стадией - цинка. Предприятия перерабатывают не только собственное сырье, но и привозные концентраты руд. Производство черновой меди осуществляется на Красноуральском, Кировоградском, Среднеуральском, Карабашском и Медногорском медеплавильных заводах. Выпуск рафинированной меди - на Верхнепышминском и Кыштымском медеэлектролитных заводах. Производство никеля развивается на Орском, Верхнее-Уфалейском и Режском заводах. Алюминиевая промышленность представлена производством глинозёма и металлического алюминия в Краснотурьинске и Каменск-Уральске. Цинковая промышленность размешается в Челябинске, титаномагниевая - в Березниках и Соликамске. Ведущие предприятия отрасли - Камеск-Уральский металлургический завод, Челябинский цинковый завод, комбинат «Магнезит», Учалинский ГОК.

Важной отраслью Урала является топливно-энергетическое хозяйство. Развитие на Урале теплоемких и энергоемких производств требует большого количества топлива и энергии. Для получения энергии используются местные ресурсы бурых и каменных углей (Кизеловский, Копейский, Кумертаусский бассейны), но эти запасы незначительны и в последние годы их добыча сокращается. Урал получает электроэнергию и топливо из других районов. Коксующиеся угли сюда полностью завозятся из Кузбасса и Караганды, дешевые энергетические угли - из Кузбасса и Экибастуза. Всего по тоннажу угля завозится почти вдвое больше, чем добывается в самом районе. Основные топливные ресурсы (нефть и природный газ) поступают из Западной Сибири. Добыча нефти в 2008 г. составила 38 640 тыс. т., или 11% от российского уровня. Основные центры нефтяной промышленности района сосредоточены в Республике Башкортостан (3-е место в РФ), Оренбургской (5-е место) и Пермской (6-е место) областях. Урал - крупный центр нефтеперерабатывающей промышленности. Основные предприятия размещаются в Республике Башкортостан (Ново-Уфимский, Уфимский НПЗ, «Уфанефтехим», «Салаванефтеоргсинтез»), в Оренбургской («Орскнефтеоргсинтез») и Пермской («Пермнефтеоргсинтез», ЛУКОЙЛ) областях. Добыча природного газа - 25 970 млн. куб. м., или 4,5 % от российского уровня. Основными газодобывающими и газоперерабатывающими субъектами района являются Оренбургская (2-е место в РФ) и Пермская (9-е место) области. Добыча угля - всего 5150 тыс. т., т.е. около 2% от РФ. Главными потребителями Оренбургского газа являются районы Урала и Поволжья. Газ транспортируется по газопроводам: Оренбург - Самара, Оренбург - Заинск, Оренбург - Стерлитамак, Оренбург - Новопсковск. По построенному через европейскую часть России газопроводу оренбургский газ стал поступать в европейские страны. Протяженность нового газопровода составляет 2750 км[6, c. 43].

В Оренбурге налаживается крупное производство тяжелого органического синтеза, создана мощная углеводородная сырьевая база для получения каучука, химических волокон, пластических масс и минеральных удобрений. Действует производство дешевой газовой серы из газа и конденсата в результате сероочистки. Построены газоперерабатывающий и гелиевый заводы. Оренбургский газ дает возможность создать в районе мощную энергетическую базу, включающую Ириклинскую ГРЭС, новую Оренбургскую ГРЭС, Самарскую и Каргалинскую ТЭЦ.

По общей мощности электростанций Уралу принадлежит второе место в Российской Федерации. Здесь производится электроэнергии на душу населения в два с лишним раза больше, чем по России в целом. Крупнейшей тепловой электростанцией является Кармановская в Башкортостане (1,8 млн. кВт). Кроме крупнейших тепловых электростанций, работающих на угле и торфе, действуют две гидроэлектростанции на Каме - Камская и Воткинская. Вблизи Екатеринбурга построена Белоярская атомная электростанция. Уральская энергосистема входит в состав Единой энергетической системы европейской части России.

К числу ведущих отраслей индустрии Урала относится химическая промышленность. Ее главная продукция - минеральные удобрения, серная кислота, сода и продукты органического синтеза. Особенно выделяется калийная промышленность, представленная крупнейшими калийными комбинатами в Соликамске и Березниках. Центрами химической промышленности стали также города, в которых развита металлургия. На отходах черной и цветной металлургии основано производство серной кислоты. В Березниках создано азотно-туковое производство, в Перми - производство фосфорных удобрений. В Башкортостане (в Салавате) на базе природного и попутного газа действует производство азотных удобрений. На местных месторождениях солей и известняков в Стерлитамаке работает крупная содовая промышленность. Развиты в районе коксохимия, анилиновая и лакокрасочная промышленность, лесохимия.

На долю Урала приходится около 1/3 общероссийского производства кальцинированной соды, развита нефтехимия (Пермь) и начато формирование газохимии в районе Оренбурга. Здесь построен газоперерабатывающий комбинат, осуществляющий очистку газа для транспортировки его по газопроводу Оренбург - Западная граница.

Химическая промышленность имеет типичные для Урала проблемы: чрезмерную концентрацию производства, недостаток воды, дефицит топливно-энергетических ресурсов.

Строительный комплекс Урала производит 3% промышленной продукции. По объему производимой и реализуемой продукции лидирует Уральский асбестовый ГОК (Свердловская область). Район располагает достаточной сырьевой базой для производства необходимой экономике продукции. Работают предприятия по добыче и обработке мрамора и гранита, огнеупорных материалов и цементного сырья. Цементные заводы размещаются в Магнитогорске, Новотроицке, Нижнем Тагиле, Сухом Логе, Еманжелинске, кирпичные заводы - в Сатке (строительный и магнезитовый кирпич) и Сухом Логе (шамотный кирпич); строительные комбинаты Урала производят более 15 % цемента, железобетонных конструкций и изделий и строительного кирпича РФ.

Урал - один из немногих лесоизбыточных районов Российской Федерации. Запасы древесины представлены главным образом хвойными породами.

Лесная промышленность - отрасль рыночной специализации Уральского экономического района - работает на собственной сырьевой базе, представлена всеми стадиями производства - начиная от заготовки древесины до выпуска конечной продукции (бумаги, спичек, фанеры, мебели, домостроения и др.). Развита химическая переработка древесины и отходов.

Важнейшие центры лесной и деревообрабатывающей промышленности расположены в Пермской и Свердловской областях (Серов, Пермь, Соликамск и др.). Лесозаготовки ведутся преимущественно в южных и центральных частях этих областей, хотя основные лесные массивы сосредоточены на севере. По заготовке древесины Уралу принадлежит третье место в стране после Северного района и Восточной Сибири.

Большое значение имеет целлюлозно-бумажная промышленность Урала, предприятия которой также расположены в Пермской (Краснокаменск, Красновишерск, /Соликамск) и Свердловской (Новая Ляля) областях.

Основные направления дальнейшего развития лесной и целлюлозно-бумажной промышленности: постепенный сдвиг в северные районы Урала, повышение комплексности использования лесных ресурсов; увеличение химической и химико-механической переработки древесины; реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий.

В перспективе перед лесным комплексом Урала стоит задача повышения эффективности использования лесных ресурсов, прежде всего в природозащитных целях, на основе улучшения их состояния и развития защитного лесоразведения. В деревообрабатывающем комплексе необходимо увеличивать объемы выпуска качественной конечной продукции, более полно и глубоко использовать древесину.

На Урале легкая и пищевая промышленность развиты пока недостаточно. В район ввозится много товаров народного потребления и продуктов питания из других регионов страны. В составе легкой промышленности Уральского экономического района выделяется кожевенно-обувная (около 80% мощностей кожевенно-обувной промышленности размещается в Свердловской, Пермской, Челябинской областях), построены также предприятия текстильной промышленности, например Чайковский комбинат шелковых тканей в Пермской области; хлопчатобумажная промышленность развита в Челябинской области. Нашла распространение швейная промышленность. Развитие легкой промышленности в регионе позволяет решать проблему использования ресурсов женского труда в районах концентрации тяжелой промышленности.

Пищевая промышленность насчитывает множество подотраслей и предприятий, большая часть которых сконцентрирована на юге Урала, в зоне развития сельского хозяйства. Мукомольно-крупяная промышленность исторически сложилась в главной зоне посевов пшеницы - в Челябинской и Оренбургской областях, в Башкортостане и частично в Свердловской области, здесь же больше всего развита мясная промышленность. Курганская и Оренбургская области выделяются по производству животного масла.

Специализация агропромышленного комплекса Урала - зерно (яровая пшеница, рожь, овес) и продукция животноводства (молоко, мясо, шерсть). Наиболее развито сельское хозяйство в Башкорстане и Оренбуржье.

Сельскохозяйственные угодья занимают 35 млн. га., в том числе пашни - 22,4 млн. га.

В структуре посевных площадей Урала наибольший удельный вес занимают зерновые культуры (около 63%), а также кормовые (свыше 32%). Выращиваются также картофель и овощи (Свердловская область, Удмуртская Республика, Пермская область), лен-долгунец (Удмуртская Республика), подсолнечник и сахарная свекла (Оренбургская область и Республика Башкортостан). Доля технических культур в посевах невелика - немногим более 1,5%, что связано с их высокой трудоемкостью. Основные посевы зерновых сосредоточены в Оренбургской области и в Башкортостане[5, c. 31].

В структуре сельскохозяйственного производства Урала преобладает животноводство: на севере - молочное скотоводство, птицеводство, на юге района - мясомолочное и мясное животноводство, овцеводство, растет роль свиноводства. Район занимает 1-е место в стране по производству мясной продукции. Среди субъектов выделяются Свердловская и Пермская области. По выпуску цельномолочной продукции район находится на 2-м месте, уступая только Центральному экономическому району.

Важная задача, стоящая перед сельским хозяйством Урала - повышение урожайности зерновых культур и продуктивности скота.

Транспорт и экономические связи. Транспорт играет огромную роль в функционировании хозяйственного комплекса Урала. Это объясняется, с одной стороны, активным участием района в территориальном разделении труда, а с другой - высоким уровнем комплексности экономики Урала, который проявляется в том, что многие отрасли хозяйства работают не изолированно, а в тесной взаимосвязи друг с другом. Отсюда - высокий удельный вес внутрирайонных перевозок (до 60%).

В Уральском экономическом районе преобладает железнодорожный транспорт, железнодорожные магистрали пересекают Урал, в основном, в широтном направлении, они осуществляют экономические связи с другими районами. Построена меридиональная железная дорога, выполняющая внутрирайонные перевозки. Предполагается построить Западно-Уральскую меридиональную и Северо-Уральскую широтную железные дороги, намечается строительство вторых путей, так как высока грузонапряжённость дорог.

Автомобильный транспорт имеет большое значение для внутрирайонных перевозок различных грузов. Недостаточны протяженность и качество автомобильных дорог с твёрдым покрытием. В дальнейшем намечается создать новые автомобильные и железнодорожные выходы в Северо - Кавказский, Волго-Вятский, Западно-Сибирский экономические районы и Казахстан.

Великая роль трубопроводного транспорта: через Урал проходят нефте- и газопроводы из Западной Сибири в европейскую часть страны и за рубеж.

Уральский район осуществляет разнообразные экономические связи со многими регионами. Из восточных районов Урал получает в основном сырьё и топливо, а поставляет продукцию обрабатывающих отраслей. С европейскими районами осуществляется преимущественно обмен готовыми изделиями и конструкционными материалами (причём вывоз по обмену превышает ввоз). Наиболее тесные связи - с соседними экономическими районами: Западно - Сибирским и Поволжском, а также с Казахстаном. Западная Сибирь поставляет Уралу уголь, кокс, нефть и газ, а в перспективе - электроэнергию, а ввозит главным образом продукцию машиностроения и строительные материалы. Из Казахстана поступают железные руды, медные концентраты, электроэнергия, уголь и другие грузы. Поволжье получает лес, металлы, обменивается с Уралом продукцией химии и машиностроения, поставляет продукты питания.

Довольно значительную роль Урал играет и во внешней торговле. Он поставляет за рубеж калийные соли, металлургическое оборудование, бульдозеры, экскаваторы, мотоциклы, природный газ и пр.

 

 

Заключение

 

Урал занимает центральное положение в стране. Он входит в состав Западной экономической зоны России, граничит с районами восточной зоны, отсюда - относительная близость к разнообразным минерально-сырьевым и топливно-энергетическим ресурсам Сибири, к рынкам сбыта готовой продукции, которая потребляется как в западных, так и в восточных районах страны. Урал имеет важное значение как машиностроительная база освоения восточных районов. Благоприятное экономико-географическое положение Урала способствует повышению его роли в межрайонном территориальном разделении труда.

Главное направление дальнейшего развития хозяйства уральского экономического района в условиях перехода к рыночной экономике - всемирная интенсификация производства. В последние годы в регионе снизилась фондоотдача, а возросла фондоемкость производства. Это связано с накоплением физически и морально устаревших промышленно-производственных фондов, низкими темпами капитального строительства и реконструкции предприятия, что в сочетание с резким преобладанием в структуре хозяйства тяжелой индустрии, чрезвычайно высоким уровнем концентрации производства затрудняет переход Урала к рыночным отношениям. Предприятия - гиганты района труднее поддаются модернизации и переоборудования, медленно реагируют на запросы рынка. Четвертая часть основных фондов в промышленности региона нуждается в замене на улучшенной технологической основе, в первую очередь, в черной и цветной металлургии.

Первоочередными задачами на Урале являются развитие наукоемких производств, сферы образования, конверсия оборонной промышленности. Специализация Уральского района в дальнейшем сохранится, но она должна быть доведена до высокого технологического уровня. Основная доля капитальных вложений будет направляться на техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий, поэтому кардинальных сдвигов в территориальной структуре хозяйства не предвидится.

 

Список использованной литературы

 

1. Винокуров А.А., Глушкова В.Г., Макар С.В. Введение в экономическую географию и региональную экономику России. В 2 ч. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.

2. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Социально-экономическая география России: учеб.- М.: ГАРДАРИКИ, 2008.

3. Гребцова В.Е. Экономическая и социальная география России: Основы теории и практика (учебное пособие для вузов)- Ростов н - Д: Феникс, 2000

4. Морозова Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С. Экономическая география России: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2006.

5. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. 10 кл.- М.: АСТ - ПРЕСС, 2001.

6. Скопин А.Ю. Экономическая география России: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

7. Соколин В.А., Баранов Э.Ф. Российский статистический ежегодник: 2005: Стат. сб./ Росстат.-М., 2006.

8. Экономика России 1990-1995 гг. Тенденции, анализ, прогноз.(под редакцией Френкеля С.П.) - М.: 2008.

9. Экономическая география России: учеб (под редакцией В.И. Видяпина, М.В. Степанова). М.: ИНФРА - М.: Российская экономическая академия, 2008.

10. География России. Население и хозяйство. 9 кл.: Атлас.- 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2003.

Date: 2016-05-18; view: 261; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию