Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деятельность учебная





 

специфический вид активность человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира. Учебная деятельность характеризуется обязательностью, результативностью, произвольностью. В ходе овладения ею формируются специфические для данного вида деятельности знания, умения и навыки, которые являются результатом многообразного опыта и его осознания в процессе выполнения тех или иных учебных заданий. Некоторые из них представляют собой простые учебные навыки (действие по образцу, по правилу). Другие являются умениями со сложной структурой, включающей комплекс приемов и операций когнитивного и метакогнитивного уровня – учебные стратегии. Их роль – организация и управление учебной деятельностью (стратегии планирования, рефлексирования, регулирования). В своей совокупности они могут рассматриваться как методический (операциональный) ресурс личности в учебном процессе, когда разнообразные учебные приемы и действия могут объединяться и переструктурироваться для решения учебных задач разного типа (познавательных, творческих, исследовательских и т. д.). Этот ресурс обеспечивает продуктивность усвоения учебного материала, позволяя нам «уметь учиться». Его приобретение – прямой результат овладения учебной деятельностью. Тот методический багаж, который затем переносится в трудовую деятельность в виде умения понимать и принимать поставленную задачу, планировать ее исполнение, оценивать и контролировать свои действия, т. е. та характеристика субъекта, которая раскрывает предметность, материализацию (претворение в жизнь) и осмысленность профессиональной деятельности.

 

Дидактика

 

(от греч. didaktikos – поучающий) – общая теория и методика обучения, рассматривающая закономерности, принципы и методы учебного процесса, часть общей педагогики.

Дидактика как часть педагогики изучает цели, содержание (включая критерии отбора учебного материала, учебный план, программы, учебники и т. д.), условия (особенности образовательной среды учреждения, характеристику педагогического состава, материальную обеспеченность учебного процесса), формы организации учебного процесса, методы и технологии (в контексте разнообразных подходов и методических систем) развития личности в образовательной среде посредством разных видов учебной деятельности, в связи с чем предметом дидактики выступает связь преподавания (деятельности учителя) и обучения (познавательной деятельности ученика), их взаимодействие на разных уровнях: теоретическом, методическом, содержательном, личностном.

Основными задачами дидактики как общей теории обучения являются:

● раскрытие законов и закономерностей процесса обучения в разнообразных условиях;

● обозначение системы принципов обучения и ведущих целей;

● описание и объяснение процесса обучения, а также требований к его реализации;

● проектирование, моделирование и организация учебного процесса (отбор материала и конструирование предстоящих актов обучения);

● определение объема и структуры содержания образования (учебного плана, программ, методического обеспечения – учебников, пособий и т. д.);

● анализ процессов и результатов педагогической деятельности;

● разработка новых обучающих систем и технологий (методов, методик, форм организации учебного процесса);

● создание условий для развития и совершенствования всех субъектов образовательного процесса, а также личности в процессе самообразования.

Теоретическую основу дидактики составляют современные педагогические концепции, которые, различаясь по своим методологическим подходам, тем не менее априори исходят из трех основных функций обучения: социальной, личностно-развивающей и здоровьесберегающей. Социальная функция обучения подразумевает, что любая методическая система призвана транслировать культуру и формировать личность, отвечающую общественным потребностям, перспективам развития общества, способную к развитию и саморазвитию, а также успешной адаптации в современном мире. Личностноразвивающая функция обеспечивает развитие способностей человека, формирование его духовной сущности (идеалы, ценности), нравственное становление. Здоровьесберегающая функция ориентирована на экологичность дидактической системы и безопасность образовательной среды для всех субъектов при использовании тех или иных технологий обучения и способов организации учебного процесса.

Операциональную основу дидактики образует методическая система – совокупность целей, содержания, средств, методов обучения и организационных форм учебного процесса, разработанных на определенной теоретико-методологической основе и представляющая собой целостную технологию формирования знаний, умений и навыков, воспитания и развития учащихся. В методической системе цели отражают общую направленность обучения, а методы выступают способами реализации целей и содержания, воплощением психологических механизмов обучения и учения. Преимущество ориентации на методические системы в том, что открывается возможность упростить процедуру выбора конкретных методов и сделать ее более целостной, гармоничной. Построение методической системы происходит на основе дидактических принципов – обязательных требований (правил) к содержанию и организации учебного процесса, отражающие его внутренние закономерности и противоречия. Среди ведущих дидактических принципов можно выделить принципы культуро– и природосообразности, научности и связи теории с практикой, систематичности и системности (преемственность, целостность, перспективность), сознательности и активности, доступности и комплексности (единства и оптимального сочетания конкретных, абстрактных, рациональных и эмоциональных репродуктивных и продуктивных, словесных, наглядных и практических методов).

Разнообразие методических систем в дидактике обусловлено множеством подходов, которые исторически сложились в педагогике и психологии, среди них наиболее важные: традиционный (классическая дидактическая система), личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный, технологический, инновационный и коллективистский (социальный). Перечисленные подходы в учебном процессе тесно взаимосвязаны, взаимопроникают и взаимодополняют друг друга. В то же время каждый из них при сохранении основополагающих функций имеет свою специфику организации учебного процесса, ведущие принципы и преобладающие средства обучения, систему взаимодействия «учитель – ученик».

Кроме выше указанных подходов и основанных на них методических систем существуют так называемые «частные дидактики» – методики обучения отдельным учебным предметам, отдельных категорий учащихся (методика начального обучения, дидактика высшей школы), в разных типах учебных заведений и формах образования. У каждой методики обучения свой объект – обучение предмету, обучение определенных категорий учеников и т. д.

 

Date: 2016-05-13; view: 370; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию