Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Когнитивные стратегии
см. Стратегии когнитивные.
Когнитивный стиль
см. Стиль когнитивный.
Мышление
особая реальность (процесс, акт, деятельность), доставляющая нам опосредствованное или непосредственное знание о другой, скрытой от нас реальности, реальности, недоступной для прямого наблюдения. В. П. Зинченко в своей работе «Наука о мышлении» называет процесс мышления деятельностью, в которой субъект выходит за пределы собственного сознания, в которой он относится определенным образом к объекту, воздействует на объект и испытывает сопротивление этого объекта. Мышление требует нового опыта, а не кодировки старого. Посредством актов мышления обнаруживаются, раскрываются, устанавливаются связи, отношения и взаимодействия между вещами, образами, значениями, понятиями; достигается видение вещей и событий изнутри, благодаря чему постигается сущность и смысл бытия и сознания. «Мышление не просто сопровождается действием или действие мышлением; действие – это первичная форма существования мышления, – писал С. Л. Рубинштейн (1989, с. 362) – Первичный вид мышления – это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и действием выявляется». Мышление является высшим познавательным процессом, представляя собой активную форму творческого отображения и преобразования человеком действительности, порождения нового знания, т. е. такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Условно выделяют два вида мышления: теоретическое и практическое. Практическое мышление представлено наглядно-действенным и наглядно-образным подвидами, каждое из которых направлено на разрешение конкретных задач. Наглядно-действенное мышление представляет собой процесс практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами – это основное условие решения проблемы. Наглядно-образное мышление характеризуется тем, что мыслительный процесс непосредственно опирается на представления и образы, полученные при восприятии действительности и хранящиеся в памяти. Отличие от наглядно-действенного мышления состоит в том, что для решения задачи нет необходимости непосредственного манипулирования предметами, можно мысленно изменять воспринимаемый образ, мысленно совершать над ними действия. Однако, мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в кратковременной и оперативной памяти. В отличие от этого образы теоретического мышления извлекаются из долговременной памяти или являются результатом абстрагирования и обобщения действительности. Теоретическое мышление направлено в основном на нахождение закономерностей. Оно представлено также двумя подвидами: теоретическое образное и теоретическое понятийное. Теоретическое образное мышление предполагает мысленное преобразование образов, извлекаемых из долговременной памяти или создаваемых воображением для получения необходимого результата; особенно развито у людей творческих профессий – писателей, художников, музыкантов, которые видят то, что они создают. Теоретическое понятийное мышление – процедурно подразумевает обращение к понятиям, выполнение действия в уме, не имея дела с опытом, получаемым с помощью органов чувств. Человек ищет решение, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в вербальной форме (понятиях, суждениях или умозаключениях). И теоретическое, и практическое мышление в действительности, как правило, сосуществуют, дополняя друг друга. Кроме того, образующие их подвиды выступают как уровни развития мышления, формируясь последовательно: от наглядно-действенного к теоретическому понятийному. Логическими формами мышления являются суждения, понятия и умозаключения. Суждение отражает связи или отношения между явлениями. Понятие раскрывает совокупность признаков и взаимосвязей между ними, описывает явление, относя его к определенной категории через родовые и видовые признаки, обозначает его именем, словом или знаком. Умозаключение выражает результат установления отношений между суждениями и порождает новое суждение, отличное от предыдущих. Структура мышления представлена определенными логическими операциями: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация. Анализ – есть мысленное или практическое расчленение объекта на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Синтез – обратная анализу операция, подразумевающая построение целого из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно сопутствуют друг другу, способствуя более глубокому познанию действительности за счет вскрытия внутренних связей, закономерностей и существенных свойств с последующей их интеграцией, объединением. Сравнение – установление сходства или различия между объектами. Результатом сравнения может стать классификация или систематизация объектов по определенному признаку. В результате сравнения объектов вычленяется либо нечто сходное, либо нечто, различающее их, при этом различия обнаружить и обосновать легче, чем сходства. Эти общие для объектов признаки бывают двух видов: а) общие как сходные/различные (по внешнему признаку) характеристики; б) общие как существенные признаки, которые предполагают отнесение объекта к определенному классу, группе, для которой характерно именно это свойство. Абстрагирование – выделение существенных признаков и связей объекта и отвлечение от других, несущественных, характеристик, в результате чего появляется возможность отвлечься от единичного конкретного и сформировать обобщенное представление (понятие) об объекте или классе объектов по их существенным свойствам. Абстрагирование – сложная операция, которая зависит от своеобразия изучаемого объекта и целей познания. Обобщение – соединение существенного (абстрагированного) и связывание его с классом предметов или явлений. Операцией, обратной обобщению, является конкретизация – вывод из общего определения суждения о принадлежности единичных вещей и явлений к определенному классу. Процесс мышления разворачивается посредством трех основных способов логического рассуждения: дедукции, индукции и трансдукции (аналогии). Дедуктивный способ построения рассуждения строится путем умозаключения от общего к частному. Индуктивный способ познания направлен на построение рассуждений от конкретных признаков к их обобщению, формулирование частного суждения из общего. Полученное таким образом обобщение носит вероятностный характер и требует проверки. Трансдуктивный способ построения рассуждений сводится к разворачиванию процесса мышления по аналогии, поэтому его ведущей логической операцией является сравнение. В этом случае происходит узнавание (сличение) имеющихся признаков с уже известными и воспроизведение на их основе целостного образа феномена. Таким образом, логический вывод в процессе мышления строится от частного к частному (на основе некоторых элементов сходства).
|