Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности сравнения воспринимаемых объектов учащимися I класса вспомогательной школы





В специальной психологии изучению операции сравнения объектов уделялось большое внимание. Экспериментальные психологические исследования, проведенные И. М. Соловьевым и его сотрудниками, М. В. Зверевой и А. И. Липкиной (1953), а также наблюдения на уроках показали, что уже в младших классах умственно отсталые учащиеся могут пользоваться сравнением предметов как средством более глубокого их познания. Но в начале школьного обучения процессы сравнения протекают весьма своеобразно.

Сравнение двух предметов в качестве обязательного условия требует особым образом упорядоченного соотносительного анализа, т. е. последовательного выделения и сопоставления соответственных признаков каждого из сравниваемых предметов.

Несовершенство, процесса сравнения, осуществляемого маленькими умственно отсталыми учениками, проявляется, прежде всего, в том, что дети часто соотносят между собой несоответственные признаки предметов. Так, например, сравнивая изображения двух детей, ученица I класса сказала: «Они непохожи. У этого майка зеленая, а у этого штанишки коричневые. Этот в носках, а этот в туфельках». Рассмотрев чернильницу и пузырек, умственно отсталая первоклассница заявила: «Они непохожи, потому что чернильница закрывается, а на пузырьке бумажка» (наклейка).

Трудности соотносительного анализа проявляются часто в том, что ученики вспомогательной школы не вовлекают в сравнение оба сопоставляемых объекта. Если один из двух сравниваемых объектов имеет сходные или тождественные части, то иногда умственно отсталый первоклассник, вместо того чтобы сравнивать два предмета, устанавливает отношения между частями одного и того же предмета. Например, получив задание сравнить два цветущих растения, ученик устанавливает сходство между лепестками и листьями одного и того же растения.

В ходе сравнения обнаруживается характерное для умственно отсталых детей явление так называемого «соскальзывания». Поставленные перед необходимостью сравнить два объекта, учащиеся сопоставляют две-три соответственные части предметов, после чего нередко «соскальзывают» на менее сложный вид деятельности, т. е. переходят к описанию одного из предметов. Так, сравнивая изображения двух мальчиков, ученица отметила 2–3 признака сходства и стала характеризовать одного из них: «Воротничок, красная рубашка, майка, штанишки, туфельки. Больше ничего нет».

С первых дней обучения детей во вспомогательной школе педагоги учат их сравнивать предметы, используя для этого наблюдения на экскурсиях, игровую и учебную деятельность.

В исследовании, проведенном М. В. Зверевой (1948), показано, что в понимании умственно отсталых первоклассников круг сходных предметов очень широк, гораздо шире, чем в понимании учащихся массовой школы. Это явление может быть объяснено в основном тем, что при сравнении предметов умственно отсталые дети часто довольствуются самым общим анализом, а также тем, что они понимают сходство очень упрощенно, сводя многообразие отношений между отдельными признаками предметов к отношению тождества. Назвав предметы похожими, умственно отсталые дети или сразу же добавляют: «Одинаковые они», – или ограничиваются тем, что говорят об «одинаковости» их признаков. Так, сравнивая две чашки, один ученик сказал: «Эти чашки похожи, они одинаковые, большие, стеклянные». Другой школьник высказался таким образом: «Это чашки. Похожи, одинаковые ручки у них, дно одинаковое».

В исследовании В. Г. Петровой (1957) был подтвержден тот факт, что умственно отсталые первоклассники и второклассники, самостоятельно производя сравнение, неправомерно широко отождествляют сходные объекты. Перед учащимися ставилась задача – из ряда сходных фигур отобрать те, которые идентичны образцу. В ходе опытов учащиеся получали картонную карточку с изображенной на ней геометрической фигурой-образцом, представляющей собой длинный узкий прямоугольник, на верхней стороне которого, справа, у самого края, находился квадрат, слева – равнобедренный треугольник. Затем детям давали набор карточек. На одних были нарисованы фигуры, абсолютно тождественные образцу, на других – несколько отличающиеся от него размером или местоположением составляющих частей.

Действуя самостоятельно, без помощи взрослых, школьники не справлялись с заданием. Они совершенно не замечали довольно тонких различий, существующих между сопоставляемыми объектами, и относили их к числу одинаковых.

Материалы показывают, однако, что с помощью специально организованных упражнений детей можно подготовить к выполнению такого задания. Для этого учащиеся должны были сначала сопоставлять с образцом фигуры, которые отличались от образца тем, что имели резко измененную или резко смещенную часть. Например, расположенный сверху справа равнобедренный треугольник оказывался или сильно смещенным к середине прямоугольника, или был очень больших размеров.

В этих условиях даже умственно отсталые ученики I класса правильно отбирали фигуры, тождественные образцу.

Затем школьники получали для сравнения с образцом новый набор фигур, в котором некоторые были изменены по тем же принципам, но менее резко. Далее следовало нахождение фигур, идентичных образцу, среди еще менее измененных. И, наконец, дети вновь получали первый набор, все фигуры которого они в начале: опыта считали такими же, как образец. Однако на этот: раз их сравнение было более продуктивным. Теперь, дети уже находили среди них фигуры, отличающиеся от образца.

Следовательно, на процесс сравнения умственно отсталых учащихся существенное влияние оказывают те: условия, в которых он протекает. Специально организуя эти условия, можно помочь детям более тонко выявлять различия между сопоставляемыми объектами.

Учащиеся I класса массовой школы нередко подмечают тождество отдельных признаков предметов, но это не заставляет, однако, их отождествлять предметы в целом, так как они в то же время указывают и на признаки различия. Так, один ученик говорил: «Чашки. У них ручки одинаковые, но рисунки у них разные. И по величине они неодинаковые: одна больше, а другая меньше».

Нормальные дети более тщательно производят анализ сравниваемых предметов, чем дети-олигофрены. Естественно, что предметы не одинаковые, а лишь сходные учащимися массовой школы не отождествляются. Круг предметов, которые они считают сходными, оказывается более узким, чем у учеников вспомогательной школы.

Характеристика различий зависит от степени сходства сравниваемых предметов. Наиболее легко различаются умственно отсталыми детьми разнородные объекты, т. е. не имеющие явно выраженного сходства ни во внешнем строении, ни в использовании. Однако ученики часто ограничиваются лишь указанием на то, что сопоставляемые предметы имеют разные названия, назначения, а анализа объектов при этом не производят. Так, получив задание сравнить пузырек и чернильницу, ученица I класса заявила: «Это – пузырек. Это – чернильница, непохожи. Это – пузырек, а это чернильница». На вопрос экспериментатора: «А чем непохожи, что у них непохоже?» – девочка ответила: «Потому что – это чернильница, а это – пузырек».

В тех случаях, когда умственно отсталые школьники не ограничиваются указанием на непохожесть объектов, им обычно достаточно одного аргумента. Например, сравнивая чашку и кружку, первоклассник сказал: «Это чашка и кружка. Непохожи. Одна большая, другая маленькая. Больше не знаю» (М. В. Зверева, 1948).

Осуществить соотносительный анализ легче всего в том случае, когда перед учащимися стоит задача сопоставить объекты одного вида (т. е. в значительной мере сходные), но резко отличающиеся одним или несколькими признаками: неодинаковые по величине, цвету или форме, сделанные явно из разных материалов и т. п. В этих случаях умственно отсталые дети более развернуто характеризуют различие между предметами. Так, сравнивая два очень сходных аптечных пузырька, резко отличающихся друг от друга по величине и цвету стекла, ученица I класса сказала: «Это две бутылки. Непохожи. Одна маленькая, другая большая. Цвет разный. Бумаги (наклейки) разные».

Говоря о различии объектов, умственно отсталые первоклассники привлекали в сравнение большее количество частей и свойств и употребляли более разнообразные виды суждений, чем тогда, когда говорили о сходстве этих объектов.

Характеризуя свойства предметов, ученики I класса вспомогательной школы пользовались ограниченным количеством терминов. Наиболее часто употреблялись школьниками прилагательные: большой, маленький, хороший, плохой и т. п. Иногда дети ограничивались крайне общими характеристиками. Например, говоря, что пузырьки различны, они указывают: «У них пробки не такие», «У них пробки разные».

При сравнении объектов умственно отсталые дети отмечают преимущественно зрительно воспринимаемые свойства предметов в целом и их частей, чаще всего величину и цвет, и лишь в отдельных редких случаях упоминают о функциональных свойствах.

Следовательно, у учеников I класса вспомогательной школы процесс сравнения протекает очень своеобразно. Детей затрудняет соотносительный анализ сравниваемых объектов, т. е. то основное звено, без которого сравнение неосуществимо. Они упрощенно понимают отношение сходства, неправомерно отождествляя сходные объекты, устанавливают лишь явные различия, не подмечая более тонких. Характерные для умственно отсталых первоклассников недостатки анализа и синтеза, описанные в предшествующих разделах, проявляются в сравнении, и вместе с тем именно сравнение помогает их преодолеть.

Date: 2016-05-18; view: 405; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию