Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Малая распространенность предложений





Между познанием действительности и речью существует сложная зависимость. Чем полнее и глубже понимает человек окружающий его мир, тем большее количество разнообразных языковых форм требуется ему для выражения своих мыслей.

Психологические и лингвистические исследования позволили выявить основные изменения, которые закономерно происходят в речи каждого нормального ребенка и служат несомненными симптомами его развития. В общем комплексе этих изменений определенное место занимают крупные сдвиги в степени и формах распространенности предложений. Таким образом, было обосновано следующее положение: если, рассказывая о чем-то, ребенок может воспользоваться многообразными языковыми формами, это является показателем развития его мышления и речи.

Было бы неправомерным говорить о прямой зависимости между степенью распространенности предложений и уровнем развития мышления и речи человека. Но преимущественное употребление ребенком простых нераспространенных или мало распространенных предложений может служить косвенным доказательством бедности осмышления окружающего мира. Эти данные приобретают большее значение, если удается показать, что при использовании менее сложных форм речи в ней находят некоторое отражение лишь совершенно определенные простейшие связи и отношения, реально существующие между предметами и явлениями действительности, например пространственные, а другие, более сложные, такие, как временные, опускаются.

Наблюдения за речью детей и анализ их высказываний показывают, что простые предложения, употребляемые умственно отсталыми учениками I класса, как правило, состоят из значительно меньшего количества слов, чем простые предложения нормальных первоклассников. Это относится и к ответам школьников на вопросы, и к их самостоятельным рассказам. Развитие мышления проявляется в изменении строя предложений. Одна и та же мысль может быть выражена различным количеством слов, и, учитывая этот показатель, можно в известной мере судить о богатстве и расчлененности мысли говорящего.

Действительно, рассказывая о недавно проведенном лете, умственно отсталые первоклассники употребляли или неполные, или простые мало распространенные предложения. Поэтому они смогли лишь очень неточно, в самых общих чертах передать свои воспоминания. Ученики I класса массовой школы, довольно свободно пользующиеся простыми распространенными предложениями, давали значительно более подробные и точные описания.

Так, характеризуя летнюю природу, умственно отсталый учащийся I класса сказал: «Земля покрыта травкой». Школьник ограничился этим высказыванием и не сделал даже попытки развить и конкретизировать его. Первоклассник массовой школы начал с того, что перечислил полевые растения: «На полях растут рожь и пшеница, овес, кукуруза, конопля». Затем он специально остановился на огородных культурах: «На огороде, на грядках тоже растут огурцы, капуста, помидоры, свекла». Нормальный ученик, находясь на более высоком уровне общего развития и имея возможность пользоваться более сложными речевыми конструкциями, смог точнее и определеннее выразить свою мысль. Он говорил не о земле вообще, а выделил поле и огород, не о траве, а о различных растениях.

Систематическое обучение родному языку, способствуя развитию различных сторон речи умственно отсталых детей, проявляется и в характере используемых ими простых предложений, которые в ряде случаев приобретают большую распространенность.

Содержание простых мало распространенных предложений

Значительное место в рассказах умственно отсталых детей занимают простые мало распространенные предложения. Обычно они включают в себя одно дополнение или одно обстоятельство. Примерами могут служить такие предложения: «Дети пошли в лес», «Все уезжают в лагерь», «На деревьях висят листья» и т. п. И лишь в отдельных случаях встречаются простые предложения, в состав которых входят определения или два-три второстепенных члена.

Рассматривая более внимательно простые мало распространенные предложения, из которых состоят высказывания учащихся, нетрудно увидеть, что употребляемые ими обстоятельственные слова крайне однообразны. По данным М. П. Феофанова (1956), это почти исключительно только обстоятельства места действия.

Характер построения предложений свидетельствует о том, что ученики I класса вспомогательной школы крайне упрощенно отражают предметы окружающего их мира, их действия, связи и отношения, реально существующие между ними. Многообразные виды уточнений, которыми так богат русский язык, почти полностью отсутствуют в их речи.

Дети очень редко говорят о свойствах и качествах предметов. Крайне бедно характеризуют школьники упоминаемые действия. Они ограничиваются указанием на то, что происходит действие, куда оно направлено. Сложного вида пространственные, временные, целевые и другие виды отношений, как правило, остаются нераскрытыми.

Обучение во вспомогательной школе способствует тому, что умственно отсталые дети постепенно овладевают грамматическим строем родного языка. Предложения, используемые учениками, усложняются и по синтаксической структуре, и по содержанию. Развивается состав простого предложения.

В речи учеников IV класса определения уже не являются такой большой редкостью, как это было у первоклассников. Обстоятельства места преобладают, но наряду с ними в отдельных случаях появляются обстоятельства образа действия, причины и цели.

Учащиеся VI класса по сравнению с четвероклассниками, в общем, значительно продвигаются в умении строить простые предложения. Психологические исследования позволили установить особенности этого продвижения. Оказалось, что оно весьма неравномерно распространяется на различные члены предложения. В результате этого предложения, составленные школьниками, хотя и становятся более распространенными, но возникшие изменения носят однобокий характер.

Ученики VI класса более часто пользуются определениями. Кроме того, в их речи можно наблюдать прирост обстоятельств образа действия. Он настолько значителен, что обстоятельства места теряют свою преобладающую роль. Но зато другие виды обстоятельствили совсем не появляются, или отмечаются в единичных случаях.

В речи умственно отсталых учеников IV–V классов появляются сложные предложения и соответственно союзы, с помощью которых дети обозначают отношения немногих первичных категорий: пространственной, временной, образа действия, цели. Употребляемые союзы очень немногочисленны. К их числу относятся и, что, а. Чаше всего школьники пользуются союзом и. Они придают ему самые различные значения: временное, цели, причинно-следственное и т. п.

У учащихся VI класса наблюдается большая дифференцированность в обозначении различных отношений с помошью специализированных союзов. Кроме упомянутых выше союзов, они адекватно употребляют союзы где, но и др. Заметно растет использование противительных союзов а, но. Однако союз и продолжает занимать в их речи исключительное место и встречается наиболее часто. При помощи его школьники все еще нередко выражают причинные и следственные отношения.

Date: 2016-05-18; view: 383; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию