Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Восприятие предмета в зависимости от изменения его положения





В пространстве

В иллюстрациях к детским книгам, в учебниках, в наглядных пособиях дети часто сталкиваются с изображением предметов, данных в самых различных положениях: повернутых под тем или иным углом по отношению к наблюдателю, лежащих, вид которых дан сверху, и многих других.

В зарубежной психологической литературе… распространено мнение о том, что положение изображенного объекта в пространстве не отражается на узнавании его детьми (В. Штерн, К. Бюлер, К. Коффка, Мюллер, Этьен и др.).

Это утверждение, согласно которому дети одинаково узнают предмет в любом положении, нельзя признать правильным.

…В экспериментальном исследовании К. И. Вересотской (1940) при показе изображений предметов в прямом положении и под углом 90° и 180° было обнаружено, что узнавание объекта, показанного под углом 180°, дает у нормальных детей в возрасте от 3,5 до 8 лет худшие результаты.

При ограниченном времени показа изображения предметов в прямом положении узнавались в трехлетнем возрасте в 72% случаев, а под углом 180° – только в 32% случаев. С возрастом эти затруднения уменьшались: у пятилеток правильное узнавание при показе в прямом положении составляет 80% случаев и под углом 180° – 54%.

Действительно, при узнавании предмета в измененном положении дети сталкиваются с дополнительными трудностями. Когда предмет находится в обычном прямом положении, то пространственный верх и низ соответствуют верху и низу предмета. Если же предмет дается в перевернутом (под углом 180°) положении, то пространственные координаты расходятся с верхом и низом предмета. Для правильного узнавания нужно различить не только сам предмет, но и его положение.

Вопрос о том, как изменяется узнавание изображений предметов при изменении положения их в пространстве у учащихся I, II, V и VI классов вспомогательной школы, был подвергнут экспериментальному изучению. Детям на ограниченное время предъявляли изображения простых, хорошо знакомых им предметов (таких, как чашка, графин, настольная лампа, шляпа, ведро, урна, стол, птица, автомобиль и др.) в прямом положении и под углом 90° и 180°. Эксперимент был поставлен так, что дети не могли предвидеть последовательности предъявления рисунков. Результаты исследования показывают, что узнавание учащимися вспомогательной школы изображенного предмета еще больше зависит от положения этого предмета в пространстве, чем у учащихся массовой школы. По мере удаления предмета от обычного положения узнавание становится труднее; наибольшие затруднения возникают, когда предмет показан под углом 180°.

В младших классах различие в узнавании предметов в прямом и перевернутом положении больше, чем в старших. Как видно из предлагаемой таблицы, количество случаев правильного узнавания предметов при предъявлении их в любом положении (всего предъявлялось 15 изображений) возрастает от класса к классу. В старших классах узнавание объектов в необычном положении встречает значительно меньшие трудности, чем в младших.

Таблица 1

Правильное узнавание изображений предметов, предъявляемых в различном положении

Классы вспомогательной школы Количество детей Изменение положения (от обратного к прямому)
  90° Прямо
Среднее арифметическое Среднее арифметическое Среднее арифметическое
I   4,3 6,1 10,1
II   6,7 7.8 10,9
V   7.9 10.8 12,3
VI   8,0 11,1 12,9

Для того чтобы правильно узнать объекты, находящиеся в измененном пространственном положении, умственно отсталым детям нужно зачастую в 8–10 раз дольше их рассматривать, чем для того, чтобы узнать те же объекты в обычном положении.

Затруднения при узнавании перевернутых изображений зависят от такой объективной особенности предметов, как их ориентированность, в пространстве. Наряду с предметами, твердо ориентированными в пространстве, обладающими четко выраженным верхом и низом (например, елка, человек, автомобиль и др.), имеются также предметы, не имеющие выраженного верха и низа (например, мяч, шар, куб, барабан и др.), которые одинаково узнаются в любом положении.

Своеобразие восприятия учащихся вспомогательной школы проявляется в ошибках при узнавании предметов, «твердо» ориентированных в пространстве. Предмет, данный в необычном положении (под углом 90 и 180°), воспринимается умственно отсталыми детьми как другой сходный предмет. Например, изображение перевернутого на 180° графина воспринимается как изображение рюмки; блюдце с чашкой, повернутые на 180°,– как гриб, урна – как уличный фонарь, перевернутая шляпа - как тарелка и т. п.

Узнавание перевернутых предметов, как других, стоящих в обычном положении, представляет собой несомненное упрощение объектов при их узнавании. Так,например, чтобы узнать в перевернутой чашке с блюдцем гриб, надо не заметить ручку чашки. У учащихся вспомогательной школы 77% всех ошибочных ответов при узнавании изображений предметов, перевернутых под углом 180°, представляет собой их восприятие как изображений других предметов, стоящих прямо. У нормальных школьников ошибочное восприятие такого рода составляет только 23 %.

Это говорит о том, что узнавание умственно отсталых школьников оказывается связанным привычной точкой зрения, «верха - низа». Верх и низ предмета прочно совпали у них с основными пространственными координатами, ведь в данном случае верх и низ другого прямо стоящего предмета, который они ошибочно воспринимали, совпадал с пространственным верхом и низом.

Затруднения в узнавании, характеризующие умственно отсталых школьников, можно поставить в связь с особенностями их представлений. При узнавании объекта всегда участвуют представления, образы ранее виденного. Узнавание, как известно, представляет собой результат взаимодействия непосредственного раздражения и сохранившегося в виде образа«следа» от прежнего знакомства с объектом. При повороте предмета на 180° нарушается сходство предъявляемого изображения с обычным, наиболее часто закрепляемым «следом» образа этого предмета. Поэтому дети не узнают предмета. Исследования И. М. Соловьева и М. М. Нудельмана показывают, что представления умственно отсталых детей отличаются от представлений нормальных детей большой упрощенностью, схематичностью. Образы ранее виденных предметов с течением времени утрачивают у умственно отсталых детей свои своеобразные черты, становятся менее дифференцированными, уподобляются один другому. В результате этого огрубленные схемы, оставшиеся от ранее виденных предметов, часто подходят к иному объекту, показанному в необычном положении…

Date: 2016-05-18; view: 316; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию