Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пространственная символика
Рисунок оценивается не только по формальным характеристикам пространства, но, прежде всего по тому, как расставлены смысловые акценты. С рассмотрения пространственной символики начинается важная содержательная оценка теста. Как в изобразительном искусстве вообще, так и в любом рисунке, каждое пространственное направление имеет свое специфическое значение. Верх характеризует содержание иных переживаний, нежели низ, право — иных, нежели лево. То же присуще и рукописям, что и дает графологам возможность интерпретировать почерк автора рукописи. Значения переживаются интерсубъектно и поэтому их можно понимать. Сегодня это стало хорошо известно благодаря психоаналитическому методу толкования сновидений, которое на этом и основывается. Для него вовсе не безразлично, разыгрывается ли увиденная во сне сцена на чердаке или в подвале дома, летает ли приснившееся существо в небе или ползает по земле. Верх — это легкость, духовность и вместе с тем символ познания и знаний, которые могут, как освобождать, но и угнетать. Низ — это что-то тяжелое, но одновременно это «почва под ногами», солидность, которая может и спасти, и посадить на цепь. Также по-разному переживаются значения левого и правого направлений. Правое направление — это будущее, представленное поступком или окружением. Это то, что нас ожидает. Это будущие размолвки соответствующий им успех или провал. Левое направление представляет прошлое, пережитое, интимное окружение и близкие отношения, или даже разногласия с самим собой, проблемы идентичности, может означать также уход в себя. В тесте «ЗВ» верх представлен звездами и небом, низ — волнами и водой. Остается открытым вопрос, нужно ли выделять в тесте правое и левое направление, т.к. изображение звездного неба и морских волн хотя и приводит к горизонтальному членению пространства, но нет особого требования к оформлению правой и левой части картины. Тем не менее, правая и левая стороны тестового рисунка неравнозначны. Для интерпретации теста существенно, теснятся ли звезды в правой или левой части пространства, разбивает ли скала подкатывающиеся волны у правого или левого края изображения. Середина же служит местом проявления или центром интеграции «Я-репрезентаций». В тесте «Дерево» середина означает источник развития, ибо все органическое живое развивается из сердцевины наружу. В тесте «ЗВ» середина — цель пространственной интеграции, так как небо и вода принадлежат к противоположным направлениям. В соответствии с этими характеристиками пространства при обработке теста «ЗВ» нужно учитывать особенности вертикального и горизонтального строения рисунка, а, при необходимости, и центра. При этом с одной стороны, имеет значение соотношение пространственных зон, а с другой — их содержательный акцент. Как уже мы отмечали, каждое такое акцентирование может, но необязательно, иметь символическое значение. Вертикальное построение изображения Уже сама тематика рисунка (звездное небо над волнами моря) предполагает его вертикальное построение. Противопоставление верха и низа всегда рассматриваются в тесте «ЗВ» иначе, чем противопоставление лева и права. Для интерпретации вертикального построения каждого отдельного теста большое значение имеет соотношение пространственных зон, занятых изображением неба и моря. При обработке теста можно руководствоваться пространственным соотношением и содержательным доминированием областей неба моря на рисунке. Сбалансированное соотношение пространств занятых небом и морем представлено как видимое равновесие этих стихий. Оно без труда определяется. Это особенно хорошо видно на рис. 13, а также на рис. 2, 3 и 4. Доминирование небесного пространства, как на рис. 14, указывает на преобладание духовной, интеллектуальной сферы. В предлагаемом примере это может быть следствием интеллектуальной перегрузки у 11-летнего автора во время перевода его в другую школу. Преобладание воды говорит о повышенной эмоциональности. На рис. 15 она выступает как тонкая душевная восприимчивость, которая все же здесь ограничивается некоторой рациональностью (об этом свидетельствуют хорошо очерченные звезды). При пространственной сбалансированности ни одна из анализируемых областей не становится доминирующим содержанием переживаний. При наличии доминанты в содержании какая-то тема превращается в проблему или даже в конфликт. Рисунок 16 пространственно сбалансирован, однако содержательно акцентирован на звездах. Рисунок принадлежит 29-летней женщине, занимающейся умственным трудом, которая из-за природной неуверенности и робости в общении совершенно погружена в себя, но страдает от своего одиночества. В другом тесте (рис. 17), где пространственные пропорции также сбалансированы, доминирует впечатление от воды, которая выглядит бурной и создает гнетущую атмосферу. Рисующий — 15-летний подросток, который не определил ещё свои ценностные ориентации и колеблется между проявлением застенчивости и вспышками аффекта. Рис.13 гармоничен как пространственно, так и содержательно. Его автор — 15-летняя девушка, способная на сильные интенсивные переживания, но без проявления какого-либо психического расстройства. Кроме того, на рис. 13, также как и на рис. 5 ясно видно соприкосновение моря и неба на линии горизонта. Оба автора передают целостность переживаний посредством различных оттенков. Эта целостность переживания отсутствует в тех рисунках, где море отделено от неба промежуточным пространством (рис.18, а также 10 и 11). Но уже по первому впечатлению здесь можно сказать, что причины для этого у каждого из авторов разные. На рис. 10 промежуток возникает потому, что дано предметное решение: рисующий просто поочередно изображает небо и волны. При этом наличие пустого пространства на рисунке как бы скрадывается тем, что движение волн воспроизводится при изображении звезд. Рис. 18, где промежуточное пространство выглядит неким слоем, разъединяющим воду и небо, производит другое впечатление, которое к тому же ещё усиливается тонированием, воды и неба. На рис. 11 представлена полная обособленность сфер: звезды плотно выстраиваются у верхнего края, вода тесно прижата к нижнему краю. Рисунок кажется скупым и жестким. Здесь при раскрытии темы не чувствуется переживаний автора. Барьеры между водой и небом противопоставляют обе стихии друг другу, что, пожалуй, всегда свидетельствует о психических проблемах. Это видно по тесту ученика спецшколы с очевидными эмоциональными отклонениями (рис. 19). Аффективно затененная поверхность воды кажется символическим барьером, стеной.
Не менее акцентировано и жестко прорисованы звезды. Судя по тесту, можно предположить, что умственная отсталость этого 12-летнего мальчика обусловлена особенностями его личной судьбы. Напротив, свободное пересечение неба и воды в тесте его ровесницы из обычной школы (рис. 20) позволяет сделать вывод об избытке впечатлений, от которых ребенок пытается неосознанно (черная луна!) защититься. Такое пересечение неба и воды, может быть, возникать при недостаточном разграничении мыслей и чувств. Горизонтальное построение изображения
Задание теста «ЗВ» не предполагает необходимость горизонтального членения изображения. Человек рисует сначала небо, а затем под ним море, или наоборот. Для него важно проработать верх и низ картины, и он может не акцентировать свое внимание на левой и правой стороне рисунка. Это касается как пространственной разработки сюжета, так и её содержательной стороны. Но все же обе характеристики могут иметь значение и для данного теста. Поэтому детали рисунка должны быть проанализированы и с позиции их горизонтального расположения. При этом имеются следующие возможности: не акцентированы акцент на левой стороне акцент на правой стороне акцент на середине Вариант выполнения теста без акцента на горизонтальном расположении деталей рисунка является, так сказать, нормальным случаем. Примеры — рис. 4 и 6. Здесь не проявляются какие-либо особенности переживаний автора. Если есть акцент на левой стороне картины, то это значит, что проецируются внутренние переживания рисующего. Левая сторона картины чаще выделяется содержательно и реже выделяется пространственно. На рисунке 21 слева вздыбился вал, в то время как справа вода гладкая и спокойная. Этим могут быть выражены какие-то бессознательные импульсы переживаний, которые угасли прежде, чем смогли реализоваться. При этом они, видимо, тормозятся не за счет сопротивления, так как отсутствуют какие-либо признаки противодействия. Нет, это просто не в характере испытуемой быть одновременно и инициативной и исполнительной. На такую мысль наводит легкий нажим карандаша и вместе с тем тускло выполненный тест. Очень похожий рисунок (рис. 22) принадлежит 16-летнему негру, который не смог реализовать довольно сильные желания из-за своей пассивности. Иногда звезды сгущаются на левой стороне неба, или слева рисуется скала. В таком случае внутренние переживания рисующего человека неосознанно выступают как проблем -ные или даже конфликтные. Наглядный пример тому — рисунок 97а.
Если в картине акцентируется правая сторона, то это может указывать на ставшую актуальной экстравертную тематику. При этом если правая половина рисунка выделена содержательно, то мы можем предположить, что рисующий имеет трудности в общении с окружающими людьми, а также проблемы, связанные с будущим, с вопросами выбора профессии. Они могут усиливаться вплоть до конфликта, что довольно типично для подростков. Это особенно вероятно, если в рисунках имеется еще и акцентированное зачер-нение. Пример этому — рисунок 23. Рисующий с самого детства испытывал давление со стороны большой семьи и в юные годы имел с ней крупный конфликт. Это не только неблагоприятно отражается на его эмоциональном состоянии, но и мешает его профессиональному самоопределению. Бросающаяся в глаза черная линия, ограничивающая берег, указывает на наличие конфликта. Акцентирование середины рисунка появляется тогда, когда каким-то образом выделяется срединное пространство между обеими половинами картины и здесь либо оставляется пробел (ничего не нарисовано), либо имеется особое содержание. Акцент на середине предполагает проекцию эмоциональной личностной тематики. Признаком наличия соответствующих актуальных проблем может быть особое содержание картины, выстроенное, например, вертикально в центре рисунка. Центр рисунка.
Одной из очень важных характеристик теста является особенность разработки центра изображения. Она дает вполне очевидные указания на тему «самости», на тему экзистенциального отношения к собственной личности. Центр изображения бывает: - не акцентирован; - выделен пространственно; - выделен содержательно. Центр может быть не акцентированным. Таких случаев много, особенно при предметном, образном и формалистском решении. При эмоциональных и при смысловых решениях центр, напротив, часто выделяется. Если середина рисунка просто выделяется как таковая, неважно, пробелом или особенностями штриха, то это значит, что тема репрезентации «Я» актуальна в общих чертах. Однако, особое экзистенциальное значение «переживания себя» проявляется лишь при наличии особого содержания середины рисунка. Это может иметь различное значение, что может быть проиллюстрировано следующими примерами. Центр рисунков в тесте «ЗВ» часто выделяется за счет расположения в середине рисунка небесного тела. На рис. 84 такое небесное тело символизирует самоуверенного, избалованного семьей мальчика, который рисует вокруг этого символа «Я» корону из звезд. В середине рис. 97а небесное тело представлено по-детски нарисованным месяцем, чей акцентировано зачерненный контур может означать наличие внутри личностного конфликта, вызывающего аффект у 13-летнего автора. Последнее подтверждается волнением на воде. Мягко прочерченная, но в тоже время отчетливо выделенная звезда в середине небесного пространства на рис. 94 (стр.168) означает наличие у 18-летней девушки проблем в отношениях с матерью. Четыре следующих примера должны показать, какое различное значение может иметь помещенное в середине рисунка светило. На рис. 24 демонстрируется юношеское самоутверждение. Звезда, расположенная в центре верхней части и освещающая середину рисунка, одновременно как магнит притягивает к этой середине все водное пространство. Совсем иначе выглядит на рис. 14 акцентировано зачерненная похожая на кляксу центральная звезда неуверенного в себе 11-летнего мальчика. Напротив, беспристрастную уверенность в своих силах выражает гигантское небесное тело в эмоционально закрашенном рисунке одаренной 33-летней женщины с сильным характером, домохозяйки и матери рис.25). Наконец, скромная и одинокая центральная звезда в экономном, но весьма выразительном рисунке 73-летнего мужчины позволяет установить, что тема «Я» имеет здесь особое значение. Проблема «Я» стала для ученого теоретической жизненно важной темой. Несущие особый смысл линии волн в форме изгороди позволяют сделать вывод о наличии страха принятия решений, который в данном случае может быть понятен, так как автор много лет страдает потерей зрения (рис. 26).
|