Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пространственная символика





 

Рисунок оценивается не только по формальным характери­стикам пространства, но, прежде всего по тому, как рас­ставлены смысловые акценты. С рассмотрения простран­ственной символики начинается важная содержательная оценка теста.

Как в изобразительном искусстве вообще, так и в любом рисунке, каждое пространственное направление имеет свое специфическое значение. Верх характеризует содержание иных переживаний, нежели низ, право — иных, нежели лево. То же присуще и рукописям, что и дает графологам возмож­ность интерпретировать почерк автора рукописи. Значения переживаются интерсубъектно и поэтому их можно пони­мать. Сегодня это стало хорошо известно благодаря психо­аналитическому методу толкования сновидений, которое на этом и основывается. Для него вовсе не безразлично, разыг­рывается ли увиденная во сне сцена на чердаке или в подва­ле дома, летает ли приснившееся существо в небе или пол­зает по земле. Верх — это легкость, духовность и вместе с тем символ познания и знаний, которые могут, как освобож­дать, но и угнетать. Низ — это что-то тяжелое, но одновре­менно это «почва под ногами», солидность, которая может и спасти, и посадить на цепь. Также по-разному переживают­ся значения левого и правого направлений. Правое направ­ление — это будущее, представленное поступком или окру­жением. Это то, что нас ожидает. Это будущие размолвки соответствующий им успех или провал. Левое направление представляет прошлое, пережитое, интимное окружение и близкие отношения, или даже разногласия с самим собой, проблемы идентичности, может означать также уход в себя.

В тесте «ЗВ» верх представлен звездами и небом, низ — волнами и водой. Остается открытым вопрос, нужно ли выделять в тесте правое и левое направление, т.к. изобра­жение звездного неба и морских волн хотя и приводит к горизонтальному членению пространства, но нет особого требования к оформлению правой и левой части картины. Тем не менее, правая и левая стороны тестового рисунка неравнозначны. Для интерпретации теста существенно, теснятся ли звезды в правой или левой части простран­ства, разбивает ли скала подкатывающиеся волны у право­го или левого края изображения. Середина же служит местом проявления или центром интеграции «Я-репрезентаций». В тесте «Дерево» середина означает источник раз­вития, ибо все органическое живое развивается из сердцевины наружу. В тесте «ЗВ» середина — цель простран­ственной интеграции, так как небо и вода принадлежат к противоположным направлениям. В соответствии с этими характеристиками пространства при обработке теста «ЗВ» нужно учитывать особенности вертикального и горизон­тального строения рисунка, а, при необходимости, и цент­ра. При этом с одной стороны, имеет значение соотноше­ние пространственных зон, а с другой — их содержатель­ный акцент. Как уже мы отмечали, каждое такое акценти­рование может, но необязательно, иметь символическое значение.

Вертикальное построение изображения

Уже сама тематика рисунка (звездное небо над волнами моря) предполагает его вертикальное построение. Противо­поставление верха и низа всегда рассматриваются в тесте «ЗВ» иначе, чем противопоставление лева и права. Для ин­терпретации вертикального построения каждого отдельного теста большое значение имеет соотношение пространствен­ных зон, занятых изображением неба и моря. При обработ­ке теста можно руководствоваться пространственным соот­ношением и содержательным доминированием областей неба моря на рисунке.

Сбалансированное соотношение пространств занятых небом и морем представлено как видимое равновесие этих стихий. Оно без труда определяется. Это особенно хорошо видно на рис. 13, а также на рис. 2, 3 и 4. Доминирование небесного пространства, как на рис. 14, указывает на пре­обладание духовной, интеллектуальной сферы. В предлага­емом примере это может быть следствием интеллектуаль­ной перегрузки у 11-летнего автора во время перевода его в другую школу. Преобладание воды говорит о повышенной эмоциональности. На рис. 15 она выступает как тонкая ду­шевная восприимчивость, которая все же здесь ограничива­ется некоторой рациональностью (об этом свидетельствуют хорошо очерченные звезды). При пространственной сбалан­сированности ни одна из анализируемых областей не ста­новится доминирующим содержанием переживаний.

При наличии доминанты в содержании какая-то тема превращается в проблему или даже в конфликт. Рисунок 16 пространственно сбалансирован, однако содержательно ак­центирован на звездах. Рисунок принадлежит 29-летней женщине, занимающейся умственным трудом, которая из-за природной неуверенности и робости в общении совершенно погружена в себя, но страдает от своего одиночества. В дру­гом тесте (рис. 17), где пространственные пропорции также сбалансированы, доминирует впечатление от воды, которая выглядит бурной и создает гнетущую атмосферу. Рисующий — 15-летний подросток, который не определил ещё свои цен­ностные ориентации и колеблется между проявлением застен­чивости и вспышками аффекта. Рис.13 гармоничен как про­странственно, так и содержательно. Его автор — 15-летняя девушка, способная на сильные интенсивные переживания, но без проявления какого-либо психического расстройства.

Кроме того, на рис. 13, также как и на рис. 5 ясно видно соприкосновение моря и неба на линии горизонта. Оба ав­тора передают целостность переживаний посредством раз­личных оттенков. Эта целостность переживания отсутству­ет в тех рисунках, где море отделено от неба промежуточ­ным пространством (рис.18, а также 10 и 11). Но уже по первому впечатлению здесь можно сказать, что причины для этого у каждого из авторов разные. На рис. 10 промежу­ток возникает потому, что дано предметное решение: рису­ющий просто поочередно изображает небо и волны. При этом наличие пустого пространства на рисунке как бы скра­дывается тем, что движение волн воспроизводится при изоб­ражении звезд. Рис. 18, где промежуточное пространство выглядит неким слоем, разъединяющим воду и небо, произ­водит другое впечатление, которое к тому же ещё усилива­ется тонированием, воды и неба. На рис. 11 представлена полная обособленность сфер: звезды плотно выстраиваются у верхнего края, вода тесно прижата к нижнему краю. Рису­нок кажется скупым и жестким. Здесь при раскрытии темы не чувствуется переживаний автора.

Барьеры между водой и небом противопоставляют обе стихии друг другу, что, пожалуй, всегда свидетельствует о психических проблемах. Это видно по тесту ученика спец­школы с очевидными эмоциональными отклонениями (рис. 19). Аффективно затененная поверхность воды кажется сим­волическим барьером, стеной.

 

 

 

 

 

 

Не менее акцентировано и жестко прорисованы звезды. Судя по тесту, можно предпо­ложить, что умственная отсталость этого 12-летнего маль­чика обусловлена особенностями его личной судьбы. На­против, свободное пересечение неба и воды в тесте его ро­весницы из обычной школы (рис. 20) позволяет сделать вы­вод об избытке впечатлений, от которых ребенок пытается неосознанно (черная луна!) защититься. Такое пересечение неба и воды, может быть, возникать при недостаточном раз­граничении мыслей и чувств.

Горизонтальное построение изображения

 

Задание теста «ЗВ» не предполагает необходимость гори­зонтального членения изображения. Человек рисует снача­ла небо, а затем под ним море, или наоборот. Для него важно проработать верх и низ картины, и он может не ак­центировать свое внимание на левой и правой стороне ри­сунка. Это касается как пространственной разработки сю­жета, так и её содержательной стороны. Но все же обе

характеристики могут иметь значение и для данного теста. Поэтому детали рисунка должны быть проанализированы и с позиции их горизонтального расположения. При этом име­ются следующие возможности:

не акцентированы акцент на левой стороне акцент на правой стороне акцент на середине

Вариант выполнения теста без акцента на горизонталь­ном расположении деталей рисунка является, так сказать, нормальным случаем. Примеры — рис. 4 и 6. Здесь не про­являются какие-либо особенности переживаний автора.

Если есть акцент на левой стороне картины, то это значит, что проецируются внутренние переживания рису­ющего. Левая сторона картины чаще выделяется содер­жательно и реже выделяется пространственно. На рисун­ке 21 слева вздыбился вал, в то время как справа вода гладкая и спокойная. Этим могут быть выражены какие-то бессознательные импульсы переживаний, которые угас­ли прежде, чем смогли реализоваться. При этом они, ви­димо, тормозятся не за счет сопротивления, так как от­сутствуют какие-либо признаки противодействия. Нет, это просто не в характере испытуемой быть одновременно и инициативной и исполнительной. На такую мысль наво­дит легкий нажим карандаша и вместе с тем тускло вы­полненный тест. Очень похожий рисунок (рис. 22) при­надлежит 16-летнему негру, который не смог реализовать довольно сильные желания из-за своей пассивности. Иног­да звезды сгущаются на левой стороне неба, или слева рисуется скала. В таком случае внутренние переживания рисующего человека неосознанно выступают как проблем -ные или даже конфликтные. Наглядный пример тому — рисунок 97а.

 

Если в картине акцентируется правая сторона, то это может указывать на ставшую актуальной экстравертную тематику. При этом если правая половина рисунка выделе­на содержательно, то мы можем предположить, что рисую­щий имеет трудности в общении с окружающими людьми, а также проблемы, связанные с будущим, с вопросами выбора профессии. Они могут усиливаться вплоть до конфликта, что довольно типично для подростков. Это особенно вероят­но, если в рисунках имеется еще и акцентированное зачер-нение. Пример этому — рисунок 23. Рисующий с самого детства испытывал давление со стороны большой семьи и в юные годы имел с ней крупный конфликт. Это не только неблагоприятно отражается на его эмоциональном состоя­нии, но и мешает его профессиональному самоопределению. Бросающаяся в глаза черная линия, ограничивающая берег, указывает на наличие конфликта.

Акцентирование середины рисунка появляется тогда, когда каким-то образом выделяется срединное пространство между обеими половинами картины и здесь либо оставляет­ся пробел (ничего не нарисовано), либо имеется особое со­держание. Акцент на середине предполагает проекцию эмо­циональной личностной тематики. Признаком наличия со­ответствующих актуальных проблем может быть особое со­держание картины, выстроенное, например, вертикально в центре рисунка.

Центр рисунка.

 

Одной из очень важных характеристик теста является осо­бенность разработки центра изображения. Она дает вполне очевидные указания на тему «самости», на тему экзистенци­ального отношения к собственной личности. Центр изобра­жения бывает:

- не акцентирован;

- выделен пространственно;

- выделен содержательно.

Центр может быть не акцентированным. Таких случаев много, особенно при предметном, образном и формалистс­ком решении. При эмоциональных и при смысловых реше­ниях центр, напротив, часто выделяется.

Если середина рисунка просто выделяется как таковая, неважно, пробелом или особенностями штриха, то это зна­чит, что тема репрезентации «Я» актуальна в общих чертах. Однако, особое экзистенциальное значение «переживания себя» проявляется лишь при наличии особого содержания середины рисунка. Это может иметь различное значение, что может быть проиллюстрировано следующими примера­ми.

Центр рисунков в тесте «ЗВ» часто выделяется за счет расположения в середине рисунка небесного тела. На рис. 84 такое небесное тело символизирует самоуверенного, из­балованного семьей мальчика, который рисует вокруг этого символа «Я» корону из звезд. В середине рис. 97а небесное тело представлено по-детски нарисованным месяцем, чей акцентировано зачерненный контур может означать нали­чие внутри личностного конфликта, вызывающего аффект у 13-летнего автора. Последнее подтверждается волнением на воде. Мягко прочерченная, но в тоже время отчетливо выде­ленная звезда в середине небесного пространства на рис. 94 (стр.168) означает наличие у 18-летней девушки проблем в отношениях с матерью.

Четыре следующих примера должны показать, какое раз­личное значение может иметь помещенное в середине ри­сунка светило. На рис. 24 демонстрируется юношеское са­моутверждение. Звезда, расположенная в центре верхней части и освещающая середину рисунка, одновременно как магнит притягивает к этой середине все водное простран­ство. Совсем иначе выглядит на рис. 14 акцентировано за­черненная похожая на кляксу центральная звезда неуверен­ного в себе 11-летнего мальчика. Напротив, беспристраст­ную уверенность в своих силах выражает гигантское небес­ное тело в эмоционально закрашенном рисунке одаренной 33-летней женщины с сильным характером, домохозяйки и матери рис.25). Наконец, скромная и одинокая центральная звезда в экономном, но весьма выразительном рисунке 73-летнего мужчины позволяет установить, что тема «Я» имеет здесь особое значение. Проблема «Я» стала для уче­ного теоретической жизненно важной темой. Несущие осо­бый смысл линии волн в форме изгороди позволяют сделать вывод о наличии страха принятия решений, который в дан­ном случае может быть понятен, так как автор много лет страдает потерей зрения (рис. 26).

 

 

Date: 2016-05-18; view: 1203; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию