Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формальная структура пространстваКаждая картина, независимо от ее содержания, имеет ограниченную рамками структуру своего пространства. Это относится и к тесту «Звезды и Волны». Категории пространственного структурирования разработаны опытным путем и имеют в графологии давнюю традицию. В рукописи пространство задано листом писчей бумаги, что учит ребенка «однообразию» в заполнении его. Со временем ребенок начинает индивидуально варьировать способы структурирования, что и обеспечивает возможность диагностики. В тесте «ЗВ» используются четыре графологические категории для оценки структуры пространства: - гармоничность или пропорциональность; - равномерность распределения деталей рисунка; - правильность (соответствие каким-либо правилам организации пространства); - дисгармоничность. Воспринимая произведения искусства, мы привыкли оценивать пропорциональность, гармоничность картины по формальным признакам, часто не обращая внимания на возможную противоречивость ее содержания. К настоящей гармоничности в искусстве можно только стремиться, так как она чаще всего не может быть полностью достигнута. Подлинная гармоничность (рис. 9) выглядит как органично развивающееся в природе образование. При восприятии' произведения искусства впечатление органичности возникает благодаря тому, что источником вдохновения для талантливого художника служит его душа, т.е. вдохновение как бы «произрастает» из глубины его внутреннего мира. Итак, если человек внутренне спокоен, гармоничен и духовно полон, то и его произведения обычно бывают гармоничными. Такое душевное равновесие способен иметь как ребенок, так и взрослый. Временами оно может нарушаться под влиянием неблагоприятных обстоятельств, может приобретаться со зрелостью личности. Обнаружив его в тесте «ЗВ», мы вправе сделать вывод о душевной уравновешенности рисующего, которая наблюдается или на момент рисования, или в данный период его жизни, либо может рассматриваться как конституционная особенность личности.
Равномерность распределения деталей или однообразность (р.10), напротив, является таким принципом организации пространства, который определяется по внешним признаем. Здесь присутствует стремление к формальной сбалансированности изображения, как это бывает, когда первоклассник старается аккуратно писать буквы и строчки, но при этом всегда имеет возможность немного отклониться от образца. То есть допускается некоторая неточность в написании строк и соблюдении интервалов между буквами. В рисуночных тестах этот принцип проявляется так же, как и в рукописи. Равномерность приближается к гармоничности, но не достигает ее. Она приближается к правильности, однако лишена ее жесткости. Равномерная структура рисунка позволяет сделать вывод о готовности автора соблюдать установленный порядок и желании приспосабливаться. Он обозревает все пространство рисунка и бессознательно стремится к успешному выполнению задания. Таким образом, «однообразность» в рисунке можно интерпретировать, прежде всего, как выражение стремление приспособиться. Так мы следуем естественному желанию жить вместе, понимать друг друга, избегать разногласий. Равномерность как признак приспособленности является нейтральным критерием, так как этот вид приспособления может иметь и позитивные, и негативные мотивы, или вовсе возникает только по привычке. Правильность (Рис. 11) — это следование предписанному или установленному самостоятельно правилу оформления рисунка. Лучший пример этого — правильный школьный почерк. В тесте «ЗВ» правильность распознается по почти равным Интервалам между элементами. Рисующий человек пресекает всякое индивидуальное отступление от соответствующего правилу образца. Поэтому чаще всего кажется, что рисунок создавался медленно и без воодушевления.
Правильность есть выражение подчиненности авторитету других или, напротив, самому себе. Самоконтроль вплоть до самонадзора во исполнение предписания; а в графологии во исполнение образца правописания. Для того чтобы выполнить эту задачу, индивидуальные бессознательные импульсы, независимо от их силы, должны быть подавлены или вытеснены. По сравнению с гармоничным правильный рисунок почти не отражает эмоциональный мир автора. Последний скорее нацелен на рациональное выполнение задачи. Дисгармоничность изображения заключается в нарушении пропорций между элементами (рис. 12). При дисгармоничности нет ни пропорциональности, ни правильности, ни даже однообразности, хотя последняя обычно прививается воспитанием и потому является привычным способом оформления. Содержательная интерпретация дисгармоничной структуры может быть неоднозначной, так как существуют разные причины для ее возникновения. Например, интеллектуальные или биологические. Гармоничность картины могла быть нарушена из-за психического расстройства, возможно появившегося в пубертатный период. Пропорциональность, гармоничность может быть отвергнута по причине того, что рисующий человек хочет достичь именно дисгармоничности изображения. Это может быть проявлением протеста против правил. С образцами таких дисгармоничных рисунков и почерков мы часто встречаемся во время подросткового кризиса, в период юношеского неприятия существующего порядка.
|