Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4Пояснение. Получение, обоснование и систематизация объективных знаний о мире свойственно науке.
Ответ: наука. Ответ: наука
2. Задание 2 № 2568. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Пояснение. Компоненты любой деятельности - это мотив, цель, метод, процесс и результат.
Ответ: компонент деятельности. Ответ: компонентдеятельности
3. Задание 3 № 22. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную динамику. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Пояснение. Динамика — это изменения. Структура и стратификация не являются таковыми. Эти термины описывают общество, а не его изменения.
Ответ: 2, 6. Ответ: 26|62 4. Задание 4 № 8059. Выберите верные суждения о коммуникативной деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Одним из барьеров в процессе коммуникации людей выступает их личная взаимная неприязнь. 2) Средством вербального общения является мимика. 3) Информационное общество создало новые формы общения. 4) Речь является самым продуктивным инструментом человеческого общения. 5) Основной целью коммуникации является обмен эмоциями. Пояснение. 1) Одним из барьеров в процессе коммуникации людей выступает их личная взаимная неприязнь — да, верно. 2) Средством вербального общения является мимика — нет, неверно. 3) Информационное общество создало новые формы общения — да, верно. Интернет, к примеру. 4) Речь является самым продуктивным инструментом человеческого общения — да, верно. 5) Основной целью коммуникации является обмен эмоциями — нет, неверно.
Ответ: 1, 3, 4. Ответ: 134 Задание 5 № 2563.
Установите соответствие между социальными лифтами и конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго. В таблице под каждым номером впишите необходимую букву. Пояснение. Рассмотрим эти случаи.
В первом случае учительница подала заявление об аттестации на высшую категорию. Это профессиональный рост, значит, ответ Б.
В втором случае молодой клерк женился на дочери владельца компании, и благодаря этому получил должность начальника филиала. Его благосостояние поднялось из-за женитьбы, следовательно, ответ А.
В третьем примере выпускник престижного юридического вуза был приглашен на должность юрисконсульта. Его образование помогло ему устроиться на работу, значит, ответ В.
В четвертом солдат-срочник поднялся по карьерной лестнице в армии. Ответ Г.
В пятом случае завершение обучения и получение специальности позволило устроиться работать. Ответ В.
И, наконец, в шестом - врач благодаря своим исследованиям защитил диссертацию и стал главным врачом отделения. Ответ Б.
Ответ: б, а, в, г, в, б. Ответ: БАВГВБ
6. Задание 6 № 5697. Какие из перечисленных мер направлены на преодоление проблемы «Север-Юг»? Запишите цифры, под которыми они указаны.
Пояснение. На преодоление проблемы Север-Юг, появившуюся из-за разрыва в развитии стран и процесса глобализации направлены 1, 3.
Ответ: 1, 3. Ответ: 13|31 7. Задание 7 № 3502. Найдите в списке ценные бумаги и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) привилегированные акции 2) квитанции 3) облигации 4) векселя 5) авторские договоры 6) трудовые книжки Пояснение. Ценная бумага — документ, удостоверяющий, с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов, имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Ценные бумаги: акции, облигации, векселя, фьючерсы.
Ответ: 1, 3, 4. Ответ: 134
8. Задание 8 № 7926. Установите соответствие между функциями и осуществляющими их банками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение. Задачи Центробанка: − обеспечить устойчивость национальной денежной единицы − содействие развитию экономики − проведение кредитно-денежной политики а) эмиссия б) изменение учётной ставки в) изменение норм обязательных резервов г) операции на открытых рынках (продажа ц. б.)
Задачи коммерческих банков: − привлечение денежных средств − ведение банковских счетов − инкассация векселей и платёжных документов − купля-продажа валюты − консультационные услуги − выдача кредитов − лизинговые операции
Ответ: 2, 1, 1, 1, 2. Ответ: 21112 9. Задание 9 № 212. Найдите в приведенном списке виды безработицы. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) естественная 2) фрикционная 3) производственная 4) циклическая 5) структурная Пояснение. 3 — лишний. Такого вида безработицы не существует. 1 — это уровень безработицы, а не вид.
Ответ: 2, 4, 5. Ответ: 245 10. Задание 10 № 2584. На рисунке отражена ситуация на рынке рыбы и морепродуктов: линия предложения С переместилась в положение С1. (P – цена товара, Q – объем предложения товара)
Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)
1) существенным ростом доходов населения 2) спуском на воду новых траулеров для рыболовного флота страны 3) повышением импортных пошлин на ввоз морепродуктов и рыбы 4) увеличением количества продавцов рыбы и морепродуктов Пояснение. По графику видно, что при одном и том же объеме предложения цена на продукт возросла. Это могло произойти из-за повышения пошлин.
Ответ: 3. Ответ: 3
11. Задание 11 № 3692. Найдите в приведённом ниже списке социальные роли, которые может выполнять гражданин РФ 18-20-летнего возраста. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) член неформальной молодёжной группы 2) военнослужащий срочной службы 3) губернатор 4) Президент РФ 5) избиратель 6) мировой судья Пояснение. Социальные роли, которые может выполнять гражданин РФ 18-20 лет: член неформальной молодёжной группы, военнослужащий срочной службы, избиратель. Для выполнения остальных ролей есть возрастной ценз: губернатор — 30 лет (Федеральный закон Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) Президент РФ — 35 лет (Конституция РФ) мировой судья — 25 лет (Конституций РФ)
Ответ: 1, 2, 5. Ответ: 125
12. Задание 12 № 5890. Классные руководители задавали обучающимся в 11 классе и их родителям вопрос: «Как Вы считаете, какое из следующих высказываний наиболее точно описывает отношения родителей и детей?». Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в диаграмме.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Среди родителей мнение о том, что родители и дети никогда не смогут понять друг друга, более популярно, чем мнение, что родители и дети понимают друг друга, нет оснований для противоречий. 2) Половина опрошенных родителей считают, что родители и дети понимают друг друга, нет оснований для противоречий. 3) Среди обучающихся мнение о том, что для взаимного понимания требуются совместные усилия и родителей, и детей, более популярно, чем мнение о том, что родители и дети никогда не смогут понять друг друга. 4) Равные доли опрошенных испытали затруднения при ответе. 5) Равные доли обучающихся и родителей считают, что для взаимного понимания требуются совместные усилия и родителей, и детей. Пояснение. Согласно схеме: Второе верно — 50%, третье верно, 40 больше 30. Четвертое верно: по 5 %. Остальные неверны.
Ответ: 2, 3, 4. Ответ: 234 13. Задание 13 № 5014. В стране Z идёт формирование гражданского общества. Какие из приведённых примеров подтверждают данный вывод?
1) Прошла реформа системы органов центрального управления. 2) Увеличилось количество независимых средств массовой информации. 3) При многих школах создаются попечительские советы. 4) Внедрена электронная система оказания государственных услуг. 5) Выросло число граждан, принимающих участие в деятельности политических партий. 6) Произведены закупки современного оборудования для детских больниц. Пояснение. Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.
Ответ: 2, 3, 5. Ответ: 235
14. Задание 14 № 3427. Установите соответствие между компонентами политической системы и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение. Политическая система — многофункциональных механизм, включающий государственные и негосударственные социальные институты, которые осуществляют политические функции. Компоненты (подсистемы политической системы) −институциональная (государство, политические партии, общественные движения, СМИ). −нормативная (политические принципы, традиции, нормы морали, воплощенные в конституциях, законах, партийных программах, уставах, процедурах, определяющих права поведения в политике) −функциональная (формы и методы осуществления власти) −коммуникативная (совокупность связей и взаимодействий между подсистемами политической системы, между политической системой и другими подсистемами, между политическими системами различных стран) −культурная Культурная охватывает политическую психологию (совокупность представлений, чувств, эмоций, психологических стереотипов, отражающих отношение людей к сложившейся политической системе.) политическую идеология (совокупность идей, ценностей, взглядов, способов объяснения мира политики, в основе которых лежит ориентация на те или иные цели, процессы) политическую культуру (система сложившихся в обществе норм политического поведения на основе представлений о политических идеалах, справедливом государстве, смысле политической жизни, значимости политической борьбы.)
Ответ: 1, 2, 1, 4, 4, 3. Ответ: 121443
15. Задание 15 № 8459. Государство N является парламентской республикой. Какие из приведённых признаков характеризуют форму правления в государстве N? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Президент государства определяется процедурой всенародного голосования. 2) Формирует правительство глава фракции, имеющей парламентское большинство. 3) Правительство несёт ответственность перед парламентом. 4) Президент сохраняет за собой представительские функции, имеет право формального утверждения состава кабинета министров. 5) Президент имеет право роспуска парламента. 6) Парламент может вынести вотум недоверия правительству. Пояснение. Парламентская республика — форма государства, главными отличительными чертами которой являются образование правительства на парламентской основе парламентским большинством и его формальная ответственность перед парламентом. В парламентских республиках правительства формируются из представителей одной или нескольких партий, располагающих большинством в парламенте, и несут по конституции ответственность перед ним. Президент избирается либо парламентом, либо расширенной коллегией, в состав которой входят и члены парламента. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра.
Ответ: 2, 3, 4, 6. Ответ: 2346 16. Задание 16 № 7879. Что из перечисленного ниже относится к социально-экономическим правам человека и гражданина, закрепленным в Конституции РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) право на охрану здоровья 2) право избирать и быть избранным 3) право на социальное обеспечение по возрасту 4) гарантии судебной защиты 5) право выбирать язык общения Пояснение. Социально-экономические и культурные права — конституционные права человека в социально-экономической и духовной сферах, призванные гарантировать свободу развития личности и достойный уровень жизни. Их можно объединить общим названием «социальные права». В более узком или специальном значении выделяются три относительно обособленные группы прав — экономические, социальные и культурные права.
Ответ: 1,3. Ответ: 13|31 17. Задание 17 № 8205. Установите соответствие между видами правонарушений и признаками, которые их характеризуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение. A) противоправность — проступок и преступление. Б) наличие деяния, выражающегося в действии или бездействии — проступок и преступление. B) присутствие вины — проступок и преступление. Г) запрещается уголовным законом — только преступление. Д) наличие опасности для всего общества — только преступление.
Ответ: 1, 1, 1, 2, 2. Ответ: 11122 18. Задание 18 № 463. Гражданин и гражданка П., состоящие в браке, решили обвенчаться. Обряд венчания
1) регулируется семейными правоотношениями 2) регулируется гражданскими правоотношениями 3) регулируется конституционными правоотношениями 4) не регулируется правоотношениями Пояснение. Ответ: 4. Ответ: 4 19. Задание 19 № 395. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А) И человек, и животное обладают нервной системой, способны ощущать и воспринимать окружающую действительность. (Б) Но в отличие от животных человек обладает абстрактным мышлением и способен осознавать цели своей деятельности и предвидеть ее результаты. (В) Можно констатировать, что благодаря этому человек возвысился над всеми живыми организмами и подчинил себе природу. (Г) Все действия человека продуманы и направлены на дальнейшее укрепление его положения как «царя природы».
Определите, какие положения текста носят 1) фактический характер 2) характер оценочных суждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
Пояснение. 1 — факт, т. к. это достоверные знания 2 — факт, т. к. это достоверные знания 3 — оценка, т. к. это предположение автора 4 — оценка, т. к. этог мнение автора
Ответ: 1, 1, 2, 2. Ответ: 1122 20. Задание 20 № 1025. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Семья — это основанная на ________(А) и/или кровном родстве малая ________(Б), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными ________(В) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный ________(Г), т. е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей, т. е. сексуальные отношения, деторождение и первичная ________(Д) детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к ________(Е) и лицам пожилого возраста».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
Пояснение. Исходя из контекста, последовательность 285631 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.
Ответ: 2, 8, 5, 6, 3, 1. Ответ: 285631 21. Задание 21 № 5391. Какие две сферы (области, направления) общественной жизни, на которые социология оказывает практическое воздействие, упомянуты автором текста? Как, по мнению автора, обеспечивается более ясное (более верное) понимание социальной ситуации?
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.
Социология оказывает множество практических воздействий на наши жизни. Вклад социологического мышления и исследований в практическую политику и социальные реформы осуществляется несколькими путями. Наиболее прямой способ — обеспечение более ясного или более верного понимания социальной ситуации. Это может быть сделано или на уровне фактических знаний, или путём приобретения более верного понимания, почему что-либо происходит (другими словами, путём теоретического обоснования). Например, исследование может показать, что в бедности живёт гораздо большая часть населения, чем принято считать. Любая попытка улучшить жизненные стандарты имеет большую вероятность успеха, если она основана на точной, а не на ошибочной информации. Чем больше мы знаем о том, почему бедность остаётся распространённым явлением, тем больше вероятность, что против неё будут предприняты эффективные действия. Второй способ, которым социология может способствовать практической политике, — это помощь в воспитании большей культурной восприимчивости по отношению к различным группам в обществе. Социологическое исследование позволяет взглянуть на социальный мир как на многообразие культурных перспектив, и это помогает устранить предрассудки различных групп по отношению друг к другу. Нельзя считаться просвещённым политиком, не имея развитого представления о различиях в культурных ценностях. Практическая политика, в основе которой не лежит осознание образа жизни тех, на кого она ориентирована, имеет мало шансов на успех… В-третьих, социологическое исследование имеет практическое значение при оценке результатов политических инициатив. Программа практических преобразований может не достичь тех целей, которые ставили её создатели, либо повлечь серию непредвиденных последствий нежелательного характера… В-четвёртых, — и, пожалуй, это самое главное, — социология может дать общественным группам более просвещённое представление о себе, увеличить их самопонимание. Чем больше люди знают об условиях собственной деятельности, о том, как функционирует общество, тем больше вероятность, что они смогут повлиять на обстоятельства своей собственной жизни. Было бы неверно представлять практическую роль социологии только как помощь политикам или властным группам в принятии обоснованных решений… Группы, обладающие высоким самосознанием, могут эффективно реагировать на действия правительственных чиновников и других влиятельных лиц, а также могут выдвигать собственные политические инициативы.
Э. Гидденс Пояснение. В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1) две сферы (области, направления): – практическая политика; – социальные реформы; 2) ответ на второй вопрос: это может быть сделано или на уровне фактических знаний, или путём приобретения более верного понимания, почему что-либо происходит (другими словами, путём теоретического обоснования). (Ответ на второй вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.)
22. Задание 22 № 5392. Как, по мнению автора, при помощи социологического исследования можно устранить предрассудки различных социальных групп по отношению друг к другу? Объясните эту мысль автора.
Пояснение. В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1) ответ на вопрос, например: воспитание большей культурной восприимчивости по отношению к различным группам в обществе (или: социологическое исследование позволяет взглянуть на социальный мир как на многообразие культурных перспектив); 2) объяснение, допустим: в полиэтническом государстве социологические исследования о традициях, обычаях, культуре того или иного этноса позволят выявить проблемы межнационального взаимодействия и формировать толерантность. Элементы ответ могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
23. Задание 23 № 5393. В стране Z оппозиционная партия привлекла ведущих социологов для комплексного исследования социально-экономической ситуации и затем на его основе предложила правительству свою программу выхода из кризиса. В ходе данного исследования были опрошены различные категории совершеннолетних граждан. С опорой на текст объясните, зачем нужно было предварительное социологическое исследование. Привлекая обществоведческие знания и факты общественной жизни, предположите, по каким критериям осуществлялся отбор респондентов для получения наиболее достоверной информации. (Назовите любые четыре критерия.)
Пояснение. В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1) объяснение, например: это было нужно для того, чтобы оценить возможные результаты политических инициатив; (Может быть дано другое объяснение.) 2) четыре критерия, допустим: – возраст; – уровень дохода; – уровень образования; – профессиональная принадлежность; – этническая принадлежность. (Могут быть названы другие критерии.) 24. Задание 24 № 5394. Э. Гидденс отмечает, что «чем больше люди знают об условиях собственной деятельности, о том, как функционирует общество, тем больше вероятность, что они смогут повлиять на обстоятельства своей собственной жизни». Приведите любые три аргумента, подтверждающие эту мысль автора.
Пояснение. В правильном ответе могут быть приведены следующие аргументы: 1) знания о наиболее востребованных видах деятельности помогут человеку в его профессиональном самоопределении; 2) анализ информации о состоянии экономической жизни общества, общих тенденциях экономической жизни будет способствовать более эффективному распоряжению полученным доходом; 3) маркетинговые исследования позволяют предпринимателям выбирать наиболее перспективный сегмент рынка. Могут быть приведены другие аргументы 25. Задание 25 № 255. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «научное знание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о научном знании. Пояснение. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: «Научные знания — это знания, установленные и проверенные с помощью специальных методов науки, включенные в общую систему обоснованных знаний»; Может быть дано другое, близкое по значению определение. 2) два предложения, содержащие информацию о пнаучном знании, например: — «Научные знания наряду с твердо установленным знанием включают и гипотезы»; — «Одним из методов выявления научных знаний является эксперимент». Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о научных знаниях. 26. Задание 26 № 1070. Назовите любые три функции государства и раскройте каждую из них на примере. Пояснение. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). Могут быть названы любые три функции государства и приведены соответствующие им примеры, например: 1) экономическая функция (принятие Государственной Думой государственного бюджета); 2) социальная функция (принятие закона о реформе пенсионной системы); 3) правовая функция (принятие Уголовного кодекса); 4) культурно-воспитательная функция (государственная поддержка народных музеев); 5) функция обороны страны (определение военно-политической доктрины); 6) функция защиты интересов страны на международной арене (участие в деятельности ООН). 27. Задание 27 № 1219. В стране Z основными отраслями экономики являются массовое промышленное производство и сфера услуг. Какая дополнительная информация позволит установить тип экономической системы страны Z? Сформулируйте три вопроса для получения необходимой дополнительной информации. Пояснение. Могут быть сформулированы следующие вопросы:
1) Как решаются основные вопросы экономики? 2) Какие формы собственности являются преобладающими? Равноправны ли они? 3) Какова роль государства в экономической жизни страны?
Могут быть сформулированы другие вопросы. 28. Задание 28 № 2441. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Уголовный процесс». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Пояснение. При анализе ответа учитываются: - наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы; - корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; - соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании. Один из вариантов плана раскрытия данной темы. 1. Уголовный процесс - деятельность по расследованию и разрешению уголовных дел. 2. Основные принципы уголовного судопроизводства а) законность б) правосудие осуществляется только судом в) уважение чести и достоинства г) неприкосновенность личности д) неприкосновенность жилища е) презумпция невиновности ж) состязательность сторон 3. Субъекты уголовного процесса а) суд б) участники со стороны обвинения в) участники со стороны защиты 4. Меры процессуального принуждения 5. Досудебное разбирательство 6. Прохождение дела в суде а) подготовительный этап б) судебное заседание в) порядок обжалования
Возможное другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме. 29. Задание 29 № 2257. Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных ниже высказываний (С9.1—С9.3). Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
С9.1 Политология: «Я не занимаюсь политикой». — А знаете, это все равно, что сказать: «Не занимаюсь жизнью».(Ж. Ренар) С9.2 Политология: «Страна, лишенная законов и свободы, не царство, но тюрьма; в ней пленники — народы». (Ф. Глинка) С9.3 Политология: «Я должен вне государства гоняться за отважным неприятелем, а в государстве моем укрощать диких и упорных подданных». (Петр I)
|