Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стадия 4; Оценка (успешности) результатов
Рис. 3.6. Оценка компетентности В главе 1 мы говорили о том, что область коучинга и наставничества все еще лишена терминологического единообразия и что употребляемые сейчас термины и определения могут изменяться по мере развития «революции представлений о...». Мы также отмечали, что теоретические модели полезны лишь в том случае, если их использование помогает нам сформулировать новые идеи или концепции и разработать иные модели, подходящие к определенной специфической ситуации. Практические методы коучинга и наставничества, а также опыт, полученный в результате прохождения этих процедур, вероятно, разнятся в различных национальных или культурных контекстах, но мы все еще учимся. В этой главе мы рассмотрим, насколько близки традиционная теория наставничества и его практика, а также поговорим о том, чем обусловлена потребность в новом мышлении и новой терминологии. Так как наставничество реализуется в основном в индивидуальном порядке, оно может осуществляться в различных контекстах и условиях: • «Бизнес — бизнес», когда основной упор делается на экономическую регенерацию, а наставник из крупной организации работает с наставником некоторого малого или среднего предприятия. • «Бизнес — предпринимательство»; например, некий фонд, наподобие Prince's Youth Business Trust, прибегает к помощи наставников, которые руководят «новичками» в бизнесе, получающими гранты этого фонда. • Деятельность государственной программы «Честный бизнес» напоминает работу фонда из предыдущего пункта, но обучающийся в ее рамках человек может иметь особые потребности в трудоустройстве. • Специальные предложения и общественные проекты, в рамках которых наставничество часто приобретает персональный характер и предназначается для удовлетворения индивидуальных нужд, Определения наставничества Л 89 а вопрос совместимости наставника и ученика может оказаться решающим. • «Бизнес — образование», когда бизнесмены добровольно работают с преподавателями, учителями и студентами. • Научное руководство магистерской работой или другой диссертацией соискателя ученой степени, когда более опытные люди руководят студентами на протяжении различных этапов их исследований и консультируют их по возникающим вопросам. Роль корпоративного наставника часто вводится для поддержки специфических групп сотрудников, среди которых: • Новички. • Люди, только что закончившие обучение. • Женщины. • Представители этнических меньшинств. • Люди, обладающие специальными потребностями (инвалиды), и люди, находящиеся в невыгодном положении. • Люди, перед которыми открываются перспективы изменения карьеры, возможность попасть под сокращение штатов или увольнения на пенсию. • Люди, стремящиеся самостоятельно управлять собственным обучением и развитием. Вряд ли вызовет удивление тот факт, что не существует простых определений или моделей, которые универсально подходили бы ко всем вышеперечисленным условиям. Нам нужно попытаться понять как их различия, так и сходства. Определения наставничества Ментором (англ. mentor — «наставник») звали героя древнегреческой мифологии, который был мудрым советчиком, пользовавшимся всеобщим доверием. До недавнего времени это слово сохраняло свое значение. Именно его часто использовали политики, спортсмены, актеры и другие люди для описания человека, которого они выбрали в качестве ролевой модели, или человека, оказавшего на них значительное влияние на ранних этапах карьеры. Вероятно, все мы можем назвать людей, повлиявших на ход нашего развития. Эрик Парслоу вспоминает своего дядю, своего друга, успешного в бизнесе, и некоего члена совета директоров одной компании, 90 Глава 4. Наставничество: слияние теории и практики не выполнявшего, правда, управленческих функций, каждый из которых был для него наставником. Все они играли эту роль в разное время, в разной степени и в течение различных промежутков времени. Двоих из них он выбрал, можно сказать, неосознанно, а третьего ему вежливо предложили. Все трое очень помогли ему, но они ни разу не использовали термин «наставник» («ментор»); они просто делали свою работу. Мы предполагаем, что опыт Парслоу отражает опыт многих других людей и остается при этом вещью в себе, а наставничество должно и далее следовать этим путем, как это и продолжалось в течение сотен лет. Однако времена изменились. Наставничество стало бизнесом и популярным выражением в лексиконе людей, делающих политику. Поначалу новое значение этого слова, импортированное в конце 80-х годов XX века из США, было встречено в Великобритании с некоторым подозрением; его считали «еще одним модным поветрием». И, что еще хуже, его употребление в профессиональном сленге в форме глагола — to mentor — вызвало негодование у некоторых блюстителей традиций, заявлявших, что это еще один пример американизации британского английского языка. Как и в случае с коучингом, существует почти столько же определений наставничества, сколько индивидуальных коучей, наставников или учителей. Часто используются взаимозаменяемые термины. Следующие примеры позволяют представить широкое многообразие интерпретаций наставничества в сфере бизнеса, образования и в обществе в целом: • Одним из самых первых английских авторов, пытавшихся дать определение наставничеству, был Дэвид Мэггинсон (Megginson, 1979), который писал: Наставничество — существенная помощь персоналу... который нуждается в перспективе, в видении будущих возможностей. Наставничество требует некоторого уровня доверия, потерянного в отношениях «судейского» линейного менеджмента, требующего поддержания дисциплины и оценки уровня мастерства и профессионализма. • Доклад, опубликованный в 1989 году Советом национальных академических наград (Council for National Academic Awards) и Государственной службой обучения (Government Training Agency), трактует наставничество следующим образом: Существует множество определений и точек зрения на роль наставника, и все они содержат в себе глаголы «поддерживать», «руководить», «содействовать» Определения наставничества 91 и т. п. Их важнейшие аспекты связаны со слушанием, задаванием вопросов и открытием перспектив, а не с инструктажем, приказанием и ограничением. Для успешного развития управления наставники просто необходимы, так как они могут оказывать огромное влияние на формирование установок и поощрение хорошей управленческой практики... Высококачественное наставничество связано с компетентностью, опытом и четким определением ролей, но, кроме этого, оно в самой значительной степени определяется верным балансом личностных качеств. Дэвид Клаттербак в 1991 году писал в своей книге «Каждый нуждается в наставнике» (Everyone Needs a Mentor, Clutterbuck, 1991): Наставник— это человек, обладающий опытом, готовый делиться своими знаниями с менее опытными людьми в обстановке взаимного доверия. Первейшей характеристикой наставника должно быть совмещение в одном лице ролей родителя и сверстника, он должен быть своего рода переходной фигурой в развитии индивида. Наставничество включает в себя коучинг, фасилитацию, консультирование и создание сети контактов. Не нужно поражать своего протеже знаниями и опытом. Наставник просто должен поднимать дух и поощрять ученика, делясь с ним своим энтузиазмом по отношению к своей работе. Постоянно появлялись и другие определения, в том числе следующие: В условиях современного бизнеса наставничество всегда удалено по меньшей мере на один порядок (от ответственности непосредственного линейного руководства); оно направлено на долговременное приобретение и применение навыков в процессе развития карьеры и осуществляется в форме консультирования и предоставления совета {Coaching, Mentoring and Assessing; Parsloe, 1992). Наставники — это люди, которые посредством своих действий и своей работы помогают другим людям реализовывать свой потенциал (Mentoring: a guide to the basics; Shea, 1992). Назовем мы это коучингом, помощью, советом, консультированием или наставничеством, если оно проводится качественно, его эффективность будет зависеть главным образом от веры осуществляющего этот процесс менеджера в человеческий потенциал (Coaching for Performance; Whitmore, 1997). Наставничество — это процесс, в который входит не только коучинг, но и более широкое консультирование и поддержка, например карьерное консультирование, привилегированный доступ к информации и т. д. (The Too of Coaching; Landsberg, 1996). Позади каждого добившегося успеха человека стоит одна элементарная истина: кто-то, где-то, каким-то образом заботился о его росте и развитии. Этим человеком был их наставник (Up is Not the Only Way; Kaye B. L). 92 • Глава 4. Наставничество: слияние теории и практики • В 1998 году Клаттербак в книге «Обучающие союзы — проникновение в талант» описал наставничество в виде интегрирующей функции: Наставничество — один из наиболее мощных развивающих подходов, доступных индивидам и организациям. Распространение структурированных наставнических программ сначала в США, а затем в Европе и Азиатско-тихоокеанском регионе, несомненно, было очень быстрым. Большая часть широко распространенных заблуждений, касающихся того, что такое наставничество и чем оно не является, возникает главным образом вследствие существования двух различных теоретических школ. Традиционная, североамериканская, концепция наставничества воплощается в образе некоего старшего по возрасту и более влиятельного человека, ожидающего преданности в ответ на мудрые советы, руководство и руку помощи. В рамках данной персонификации наставником можетявляться линейный менеджер, прямой начальник некоторого человека. Для описания такого типа отношений обычно используется термин «протеже», который относительно мало указывает на наличие в этих отношениях обучения (с любой стороны) и много внимания переводит на помощь и совершение правильных с точки зрения карьерного роста действий. Европейское понимание наставничества, напротив, предполагает, что наставник обладает скорее большим опытом, чем большим влиянием. На самом деле одной из характеристик эффективных отношений наставничества является «упаковка и отодвигание в сторону» любых значимых различий, чтобы обе стороны могли вести себя на равных. В результате европейские наставники почти всегда независимы, главным образом потому, что любому человеку очень сложно открыться перед кем-то, в чьей власти повлиять на размер его заработной платы, статус и общее благополучие. Главная цель данных отношений — обучение и развитие, хотя результатом обучения может стать развитие способностей ученика управлять своей карьерой. • Европейский центр наставничества, аккумулирующий согласованность (неамериканских) мнений, предлагает следующее всеобъемлющее определение наставничества: как автономной помощи одного человека другому в совершении значимых качественных переходов на иной уровень знаний, профессиональных навыков или мышления и сознания. При столкновении с этим достаточно запутанным набором описаний и языков может возникнуть искушение разработать определение и программу наставничества, подразумевающие, что наставничество на рабочем месте и в социальном контексте может означать все что угодно и выглядеть так, как вам заблагорассудится. Типы наставничества (попытка тысячелетия) 93 В некотором смысле это не должно нас удивлять. Мы находимся в эпицентре «революции представлений» об образовании, обучении и развитии с озвучиванием и применением ее новых практик и процессов. Для выработки четких определений и стабилизации употребляемой терминологии понадобится время. Типы наставничества (попытка тысячелетия) Наше исследование наставничества как управленческой и социальной деятельности, проводимое в Великобритании в течение последних лет, показывает, что в поиске однозначных определений наиболее полезным может оказаться различение существительного, прилагательного и глагола. Вопрос «Кто такой наставник?» (имя существительное) приводит нас к рассмотрению трех первичных типов (прилагательное плюс существительное), которые, правда, носят иные названия, чем мы предполагали в 1990 году. Внутри каждого первичного типа наставничества заключены несколько вспомогательных ролей наставника (существительные), каждая из которых также может нуждаться в прилагательном для точного ее описания. Например: Первичный тип «социальный наставник» включает как роль «руководитель», так и роль «хороший родитель» (различные роли, которые может исполнять социальный наставник). Три более широких первичных типа наставника, это: • «корпоративный наставник», действующий как руководитель, советчик и консультант на различных стадиях развития карьеры наставляемого: от поступления на работу, через этап формальной подготовки до позиции топ-менеджера и, возможно, вплоть до выхода на пенсию; • «квалификационный наставник», назначения которого требует профессиональная ассоциация или спонсируемое правительством агентство; он должен сопровождать соискателя при прохождении им программы обучения, выводя его к экзамену на получение профессиональной квалификации или на Национальный профессиональный экзамен (NVQ); • «социальный наставник» выступает в роли друга, эксперта-советчика или консультанта и работает с людьми в широком спектре ситуаций, где они могут находиться в затруднительном положении либо в потенциально или реально бедственном положении. 94 Глава 4. Наставничество: слияние теории и практики Примеры этих трех типов наставников, конечно же, можно обнаружить во многих организациях, причем в одной крупной организации иногда могут присутствовать все три типа одновременно. В данной главе мы будем обсуждать как «корпоративных», так и «квалификационных» наставников. «Социальный» наставник — настолько важная разработка последнего времени, что мы обсудим ее отдельно в главе 5. Двигаясь к определению Вопрос: «Что такое наставничество?» требует определений, описывающих действия, выполняемые наставниками на практике. При условии, что поведение наставника определяется или, как мы считаем, должно определяться специфическим контекстом, в котором он в данный момент работает, мы полагаем, что для начала лучшим ответом на поставленный вопрос будет описание наставничества главным образом как процесса, поддерживающего и поощряющего осуществление обучения. В дальнейшем мы приходим к описанию наставничества с позиций роли, стиля, техник, навыков и качества отношений, как это уже было с коучингом. Понятно, что термины «коучинг» и «наставничество» используются для описания широкого спектра деятельности. Однако небрежное употребление слов позволит им в устах разных людей даже в одной и той же организации или в одном и том же социальном окружении приобретать различные смыслы, что в лучшем случае приводит к ненужной терминологической путанице, а в худшем — к опасным ошибкам. Потребность в ясности очевидна, и однозначность терминов должна стать первой задачей любой практики внедрения программы или схемы коучинга или наставничества. Мы предполагаем, что следующее определение поможет провести разделительную черту между «коучингом» и «наставничеством»: Различия между коучингом и наставничеством лежат в области контекстуальных ролей, ответственности и отношений, тогда как оба эти процесса обеспечивают (или поддерживают, или поощряют) осуществление обучения. «Корпоративный наставник» редко является непосредственным начальником ученика. «Квалификационный наставник» почти всегда является более опытным, чем ученик, и обладает более высокой квалификацией. Роль «социального наставника» может исполнять любой человек, обладающий способностью и готовностью помочь другому. Наставничество как процесс 95 Все наставники стремятся развивать особые отношения, максимально приближенные к традиционной концепции доверенного советника и консультанта. Они могут быть более заинтересованными в повышении профессионализма и усовершенствовании поведенческих навыков в долговременной перспективе, а возмож-но, и в ходе всей карьеры, в отличие от непосредственного начальника, супервизора, наблюдающего за соответствием действий работников их квалификации, или коуча, тренирующего личные навыки, постоянно делающих акцент «на немедленных результатах». Это широкое определение нацелено на проведение различий между коучингом и наставничеством в организациях с типичной структурой линейного менеджмента. В небольших или добровольных организациях эти различия могут быть не столь заметными. Например, в некоторых видах творческого бизнеса, где не существует настоящей структуры линейного менеджмента, коучинг может определяться как ответственность за каждого сотрудника организации. В таких случаях наставничество может исполнять вспомогательную роль, осуществляемую только топ-менеджерами, несущими ответственность за поощрение разработки Плана личного развития индивидов, его поддержку и согласование. Однако запомните, что «наставничество всегда определяется специфическим контекстом организации, в которой применяется данный метод». Таким образом, хотя существует такое же количество определений наставничества, сколько и программ, и каждое из них валидно в своем контексте, будет полезным определить наставничество как процесс поддержки обучения и развития, а также, опосредованно, повышения профессионализма отдельного сотрудника, команды или бизнеса. Наставничество можно также понимать как особый тип отношений, в которых особую важность имеют объективность, доверие, честность, надежность и конфиденциальность. Однако если снять все теоретические покровы, наставничество все равно останется просто методом регулярных индивидуальных встреч в целях поддержки учеников в их стремлении улучшать существующее положение вещей или свое место в бизнесе. Наставничество как процесс Подобно коучингу, наставничество является процессом. Однако тогда как коучинг — это процесс помощи и раскрытия возможностей, наставничество, по своей сути, это процесс, обеспечивающий поддержку. Было бы очень удобно, если бы наставничество можно было све- 96 Глава 4. Наставничество: слияние теории и практики сти к такому же единообразию, как и коучинг. К сожалению, это невозможно, так как процесс «социального наставничества» имеет несколько значимых отличий от «корпоративного» и «квалификационного». Сначала давайте разберем и опишем процессы корпоративного и квалификационного наставничества. Процессы корпоративного и квалификационного наставничества Слова, используемые для описания каждой стадии этого процесса и каждой из этих ролей, отражают различия между ними и процессом социального наставничества. Ключевыми стадиями этого процесса считаются следующие: Стадия 1. Утверждение Плана личного развития (ПЛР). Стадия 2. Поощрение самостоятельного управления обучением. Стадия 3. Обеспечение поддержки в течение проработки ПЛР. Стадия 4. Помощь в оценке результатов. Использование этих слов также отражает роли, обязанности и степень ответственности наставника, отличающиеся от тех же аспектов деятельности коуча. Наставники, действующие на рабочем месте, редко являются прямыми начальниками учеников, тогда как коучи обычно входят в их число. Процесс наставничества можно изобразить графически, что и можно видеть на рис. 4.1: Рис. 4.1. Процесс наставничества Наставничество как процесс 97 Теперь мы обратим внимание на некоторые ключевые задачи наставника, возникающие на каждой стадии данного процесса. Стадия 1. Утверждение Плана личного развития • Окончательная ответственность за разработку Плана личного развития лежит на ученике и его «(менеджере) коуче». Наставник может включаться в работу на любой стадии в период подготовки ПЛР, но его роль ограничивается помощью в утверждении плана, осуществляемой в виде руководства, обеспечения информацией и исполнении роли «экрана». Наставник не несет прямой ответственности за профессионализм ученика, хотя в контексте квалификационного наставничества от него часто требуется следовать установленным инструкциям. • Наставник должен готовиться к своей роли, анализируя, определяя и предвидя вероятные потребности, которые появятся у ученика в ходе достижения целей обучения и развития. Наставник должен проявлять внимание к любым условиям жизни и работы ученика, включая личные убеждения, способности, стремления и предпочитаемые стили обучения. • Наставник должен содействовать развитию самосознания ученика, показывая ему, как самооценка и честная постановка прямых вопросов помогают достижению этой цели. • Одна из ключевых областей, в которых помощь наставника может быть особенно ценна, это проверка соответствия целей обучения и развития системе критериев SMART. (Цели должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, уместными в данных условиях и рассчитанными по срокам достижения.) Также наставник может с большой пользой привлекать внимание ученика к необходимости ставить реалистичные цели на короткий срок. Даже продолжительную квалификационную программу проще и эффективнее проходить в несколько коротких, поддающихся управлению стадий.
|