Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Диагностика познавательной активности учащихся в процессе обучения химии

 

Нетрадиционные уроки - это новый шаг в образовании, помогающий отойти от формализма знаний, развить творческий потенциал школьников, заинтересовать их изучаемым материалом и тем самым повысить их познавательную активность. Развитие познавательной активности школьников с помощью нетрадиционных уроков, рассмотренные в первой главе, указали на необходимость экспериментальной проверки.

Целью нашей экспериментальной работы стало выявление возможностей использования нетрадиционных уроков для формирования интереса учащихся к изучению предмета «Химия» в школе и развития их познавательной активности.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

1. Выявить уровень познавательной активности школьников на уроках химии;

2. Разработать и апробировать цикл нетрадиционных уроков по теме «Сера и её соединения».

3. Провести итоговую диагностику и проанализировать результаты исследования.

Выполнение поставленных задач может быть достигнуто путём совместного использования таких методов исследования как анкетирование, наблюдение, опрос, беседа, формирующий эксперимент.

Для решения поставленной цели был отобран определённый диагностический инструментарий:

1. Диагностика познавательной активности учащихся в процессе обучения химии (разработана Паневым Б. К. [77]).

2. Анкета «Мои любимые учебные предметы».

3. Методика оценки познавательной активности (по Ю.А. Конаржевскому [78]).

4. Анкета «Определение уровня познавательной активности на уроке».

Экспериментальная работа по выполнению поставленных задач проводилось на базе МОБУ «Люльпанская среднеобразовательная школа» (д. Люльпаны, Медведевский район, Республика Марий Эл) с января по апрель 2013 года. В исследовании приняли участие 32 человека - учащиеся девятых классов.

Для изучения уровня познавательной активности школьников на уроках химии было проведено исследование двух девятых классов, один из которых (9 «А» - 15 учащихся) стал контрольным 9 (КГ), а другой (9 «Б» - 17 учащихся) – экспериментальным (ЭГ). В обоих классах предмет «Химия» преподавался в рамках учебной программы ДАТЬ НАЗВАНИЕ И АВТРОВ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ (2 часа в неделю, 68 часов в год).

Для выявления начального уровня познавательной активности был проведён традиционный урок в обоих классах. По результатам урока учащиеся должны были заполнить две анкеты на выявление уровня познавательной активности и определения любимого/нелюбимого предмета в школе (приложения 1 и 2). Также на этом уроке независимым наблюдателем (учителем физики) была проведена оценка познавательной активности учащихся (формы заполнения анкет представлены в приложениях 3 и 4).

Анкета оценки познавательной активности учащихся содержит 52 тестовых вопроса с единичным ответом. Исследование проводилось путём письменного анкетирования, в ходу которого выявлялось отношение респондентов к химии, к учебе, определялась степень их заинтересованности учебным процессом, желание изучать что-то новое. Результаты оценивались по следующей шкале: 0-12 (0-11) баллов – низкая; 13-25 (12-24) – средняя; 26-42 (25-42) – высокая.

В результате обработки полученных ответов были выявлены следующие показатели, представленные в таблице 1.

Табл. 1. Диагностика познавательной активности учащихся контрольной и экспериментальной групп (по Пашневу Б. К.)

Уровень познавательной активности Количество учащихся, чел. Процент, %
КГ ЭГ КГ ЭГ
Низкий (от 0 до 12 баллов)
Средний (от 13 до 25)
Высокий (от 26 до 42)

 

Полученные данные показывают, что 4 человека (27 %) из КГ и 5 человек (29 %) из ЭГ имеют низкий уровень познавательной активности, характеризующийся низким и неустойчивым познавательным интересом к фактам, низкой коммуникативной активностью, непониманием целей, выдвинутых учителем, и отсутствием стремления следовать им. Волевая сфера характеризуется инертностью и пассивностью. Самоконтроль эпизодический по эталону или отсутствует. Вся учебно-познавательная активность учащихся проходит на репродуктивном уровне с помощью учителя.

По 7 (46 %) и 8 (47 %) человек КГ и ЭГ соответственно показали средний уровень познавательной активности, что характеризуется заинтересованностью и значимостью в изучении химии. Содержание учебных предметов становится личностной ценностью учащихся. Учащиеся уже более актины на уроке, могут выполнять задания без помощи учителя, но периодическая помощь всё-таки требуется.

Высокий уровень познавательной активности в КГ и ЭГ имеют по 4 человека (27 и 24 % соответственно). Такие школьники характеризуются высоким познавательным интересом к изучаемым фактам, высокой степенью самостоятельности, инициативности на уроке. Учащиеся вовлечены в процесс обучения на уроке, задают вопросы, высказывают и аргументируют свои мнения, работоспособны, стремятся решать более сложные задания. Учитель в основном лишь направляет учеников к истине, знаниям.

Из таблицы 1 видно, что уровень познавательной активности в целом у респондентов находится на среднем и низком уровне, что говорит о необходимости разработки и внедрения в учебный процесс инновационных средств повышения познавательной активности к изучению химии. Результаты диагностики представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Диагностика познавательной активности учащихся 9 «А» и 9 «Б» классов (констатирующий эксперимент)

В ходе исследования также проводилось анкетирование «Любимые предметы в школе», в ходе которого учащимся предлагалось выбрать по 3 любимых и 3 нелюбимых предмета из предоставленного списка изучаемых предметов. Целью этой анкеты было выявить уровень заинтересованности предметом «Химия» (Приложение 2). По результатам была составлена рейтинговая таблица, в которой предметы располагаются, согласно полученным ответам (таблица 2; рисунок 2).

Таблица 2. Результаты анкетирования «Мои любимые учебные предметы»

№ рейтингового места КГ ЭГ
Технология Физкультура
Физкультура Обществознание
Обществознание Биология
Биология История
Химия Технология
История Химия
География История
Алгебра География
Физика Литература
Английский язык Физика

 

Опираясь на полученные данные, можно сделать вывод, что предмет «Химия» как любимый находится примерно на одном уровне и в контрольной, и в экспериментальной группах. В 9 «А» (контрольная группа) его как любимый назвали 4 учащихся (22 %), в 9 «Б» (экспериментальная группа) - 3 (19 %) (рисунок 2). Также стоить отметить, что «Химию» в качестве нелюбимого предмета в обоих классах выбрали по 2 учащихся, что составляет 12 % респондентов каждой группы.

Рисунок 2 - Оценка химии как учебного предмета учащихся 9 «А» и 9 «Б» классов (констатирующий эксперимент)

 

Заполненные учащимися анкеты 1, 2 были обработаны учителем. Главной задачей этих анкет было установление уровня познавательной активности вообще и к предмету «Химия», учащиеся давали оценку своим интересам сами. Учитель же констатировал факты и устанавливал уровень по ключу в методике. Необходимость этих анкет заключается в том, чтобы всесторонне оценить уровень познавательной активности: не только со стороны учителя, но и со стороны учащегося.

Анкеты № 3 и 4 заполнялись наблюдающим учителем. Анкета № 3 была разработана на основе анкеты по оценке познавательной активности, предложенной Ю.А. Конаржевским [78] (Приложение 3), содержащая две градации оценки: высокий и низкий уровни активности по 4 позициям, которые раскрыты в табл. 3.

 

Таблица 3. Характеристика высокого и низкого уровней активности (по Конаржевскому Ю. А.)

Высокий уровень Низкий уровень
1) Быстрая, активная ориентировка в новом материале 1) Учебные действия и операции не связаны друг с другом в целостную учебную деятельность
2) Способность самостоятельно выделить ключевые понятия 2) При выполнении задания необходима помощь учителя
3) Понятие и принятие учебной задачи, выбор способов работы 3) Отсутствие понимания смысла учебной задачи
4) Способность владения мыслительными операциями, активность, инициатива, нахождение нестандартных решений 4) Малое приложение личных усилий в учебной работе

 

В результате наблюдений и оценки наблюдателем работы двух классов, можно прийти к выводу, что практически по всем пунктам уровень познавательной активности в двух классах примерно одинаков (табл. 4; рис. 3). Результаты оценки познавательной активности представлены в табл. 4.

Таблица 4. Результаты оценки познавательной активности учащихся на этапе констатирующего эксперимента (по Ю. А. Конаржевскому)

 

Критерий оценки Оценки
9 «А» (контрольная группа) 9 «Б» (экспериментальная группа)
Ориентировка в учебном материале (низкая / высокая) низкая низкая
Уровень самостоятельности выполнения ключевых понятий (низкая / высокая) высокий низкий
Понимание и принятие учебной задачи (низкое / высокое) высокий высокий
Владение мыслительными операциями (низкий уровень / высокий уровень) высокий высокий

 

Рисунок 3. Познавательная активность учащихся (по Ю. А. Конаржевскому на констатирующем этапе (1 – низкий уровень, 2 – высокий).

 

Объяснения: 1 - Ориентировка в учебном материале (низкая/высокая); 2 - Уровень самостоятельности выполнения ключевых понятий (низкая/высокая); 3 - Понимание и принятие учебной задачи (низкое/высокое); 4 - Владение мыслительными операциями (низкий уровень/высокий уровень).

 

Целью анкеты 3 было выявление отдельных элементов познавательной активности на уроке химии, таких как: ориентировка в учебном материале, уровень самостоятельности выполнения ключевых понятий, понимание и принятие учебной задачи, владение мыслительными операциями. Оценка результатов активности по анкете 4 выявила, что ребята плохо ориентируются в учебном материале и обладают низким уровнем самостоятельности выполнения заданий, но достаточно хорошо владеют мыслительными операциями и принимают учебную задачу.

Анкета № 4 была разработана также для оценки познавательной активности школьников. Анкета содержит 7 позиций, которые также заполняет наблюдатель. Результаты оценивались по трём уровням: низкий (активны менее 50 % учащихся); средний (51-80 %); высокий (более 80 %) (Приложение 4).

Результаты наблюдения показали, что в обоих классах существенных различий не выявлено. И в контрольной, и в экспериментальной группах уровень познавательной активности – средний. Результаты исследования по анкете 4 и распределение по каждому пункту предоставлены в таблице 5 и на рисунке 4.

 

 

Таблица 5. Уровень познавательной активности учащихся на констатирующем этапе эксперимента

Параметры оценки активности Низкий уровень, чел. (%) (1 балл) Средний уровень, чел. (%) (2 балла) Высокий уровень, чел. (%) (3 балла) Средний балл
КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ
1. Включение школьников в ра­боту в начале урока. 1,8 1,82
2. Активность при обсуж­дении вопросов урока. 1,67 1,82
3. Учебные интересы на этапе знакомства с новым учебным материалом (внимание, вклю­чаемость в беседу, выполнение за­даний). 1,93 1,94
4. Активность детей при созда­нии учителем моти­вации. 1,87 2,06
5. Деятельность школьни­ков при работе в группах. 1,87 1,88
6. Самостоятельность учеников, самооценка при выполнении за­даний на повторение (закрепле­ние). 1,8 1,65
7. Активность при прове­дении учителем фрон­тальной проверки выпол­ненных заданий. 1,8 1,71
Общий уровень активности средний средний

Трёхбальная шкала: 1 балл – низкая активность (менее 50%); 2 – средняя (активны 51% - 80% учащихся); 3 – высокая (активны более 81% учащихся).

Рисунок 4. Уровень познавательной активности учащихся на констатирующем этапе

эксперимента

Объяснения: 1 - Включение школьников в работу в начале урока; 2 - Активность при обсуждении вопросов урока; 3 - Учебные интересы на этапе знакомства с новым учебным материалом (внимание, включаемость в беседу, выполнение заданий); 4 - Активность детей при создании учителем мотивации; 5 - Деятельность школьников при работе в группах; 6 - Самостоятельность учеников, самооценка при выполнении заданий на повторение (закрепление); 7 - Активность при проведении учителем фронтальной проверки выполненных заданий.

Следующим этапом исследования было проведение формирующего эксперимента. Его содержание и результаты представлены в параграфе 2.2.

 




<== предыдущая | следующая ==>
Методы запоминания абстрактной информации | 





Date: 2016-05-17; view: 856; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.01 sec.) - Пожаловаться на публикацию