Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Объект, предмет и функции социологии образования





Содержание

Введение.........................................................................................................3

Глава 1. Объект, предмет и функции социологии образования...............4

Заключение..................................................................................................14

Список использованной литературы........................................................16

 

Введение

В последнее десятилетие завоевывает «права гражданства» социология образования. Анализ точек зрения ученых разных стран мира показывает, что они по-разному трактуют предмет социологии образования, и пытаются выяснить:

- насколько существующая модель образования удовлетворяет потребностям общества, в частности, в подготовке специалистов для различных сфер жизни;

- устойчиво функционируют национальные системы, ступени и типы образования (и здесь интересы социологии образования совпадают и пересекаются с интересами сравнительной педагогики);

- качество профессиональной подготовки специалистов и уровень их конкурентоспособности;

- закономерности взаимодействия образования, обучения и воспитания с гражданским обществом.

Словом, социология образования становится той областью науки, обеспечивает взаимодействие всех причастных к образованию научных дисциплин: педагогики, психологии, этики, культурологии, политологии и др. Она изучает не только институты и организации сферы образования, но и конкретный механизм их функционирования и способы регулирования. Интегральная роль социологии образования объективная и понятная: социология как многоуровневая наука воплощает в себе практическое знание и его теоретическое обобщение [5, С. 42].

Целью данной работы является изучение понятия «социология образования».

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть предмет и объект социологии образования;

- исследовать функции социологии образования.

Данная работа может быть использована в качестве учебного пособия на лекционных и семинарских занятиях по социологии социально работы.

Глава 1. Объект, предмет и функции социологии образования

Научный интерес к образованию в последние годы постоянно растет. И это не случайно. Ведь в современном обществе образование приобретает все больший вес: именно на нее возлагает надежды человечество в решении глобальных проблем своего существования и развития, построения общественной жизни, достойного человека в высоком смысле этого слова. Обеспечить подготовку такого человека, вооружить его совокупностью знаний и умений для реализации своей гуманной миссии, передать ему богатство знаний и культуры предыдущих поколений, превратить обучение в непременный атрибут жизнедеятельности на протяжении всей жизни - задачи, которые ставит перед современным образованием общество и которые определяют приоритетную роль образования в обществе, повышенное внимание к нему со стороны ученых.

Образование сегодня - это сложное и многоуровневое явление социальной жизни, сфера передачи, усвоения и обработки знаний и социального опыта. Это система учебных и воспитательных форм деятельности, основным содержанием которых является обучение. Она интегрирует различные виды учебной деятельности, ее содержание, организует взаимодействие между участниками учебного процесса, ориентируя их на социальные нужды общества, на его социальный заказ. Итак, образование как социальное явление не может не вызывать к себе первоочередной и целенаправленного внимания со стороны социологической науки.

Социология образования - отрасль социологического знания, которая изучает закономерности развития и функционирования образования как социального института и его взаимодействия с обществом. Институт образования имеет относительную самостоятельность по своим социальным функциям, обладает преемственностью исторических систем образования, способностью активно влиять на функционирование и развитие общества. Состояние этой системы определяется господствующими в данном обществе способом производства и экономическими отношениями, порожденными им, структурой социальных связей и отношений, а следовательно, и социальной (прежде всего социально-классовой) структурой, особенностями политических и идеологических отношений. Вместе с тем социальные функции образования обусловлены общечеловеческими потребностями в социальном воспроизводстве и передаче накопленных человеческих знаний и навыков от поколения к поколению, тенденциями перехода новых поколений к более высокому уровню образованности и культуры [10, С. 65].

В социологии образования, изучает образование как социальный институт, выделяют два диалектически взаимосвязанных направления исследования проблем образования - внутренний и внеинституционных. Первый рассматривает социальные аспекты деятельности работников образования, педагогических и ученических коллективов, социальную структуру и функционирование учреждений системы образования, проблемы планирования и управления, взаимоотношений педагогов и учеников, закономерности социализации личности в учебном процессе, социальное положение и общественную роль учителей и преподавателей, их профессиональный статус. Второе направление исследует социальные аспекты взаимодействия образования и других институтов общества - производства, науки, культуры, политики, связь образовательного процесса с другими социальными процессами, влияние образования на развитие общественных отношений, эффективность трудовой и других видов социальной деятельности.

Изучение роли системы образования как одного из условий социального прогресса в современном мире, канала социальной мобильности, что определяет прогрессивные изменения в социальной структуре общества, является одним из основных направлений в социологии образования.

 

Различные аспекты социологии образования освещены в работах М. Антонова, М. Титмы, В. Турченко, В. Шубкина и др. Попытку систематизированного изложения этой науки сделано в трудах Ф. Филиппова и В. Нечаева, М. Лукашевича, В. Солодкова, Г. Гавриленко, А. Якубы [3, С. 29].

Основы западной социологии образования были заложены Э. Дюркгеймом и М. Вебером, которые исследовали социальные функции образования, его связь с экономическими и политическими процессами, а также педагогические социальные процессы. Позже Т. Парсонс предложил исследовать образование как институт социализации в современном обществе, рассматривать учебные учреждения и их элементы как социальные системы (системы ролей, норм и др.). Широкие разработки этих проблем осуществляются в Польше (Я. Щепанский, В. Адамский, К. Загурский), в Венгрии (Ж. Ферги). Большую исследовательскую работу в области социологии образования провели также французские исследователи (А. Жерар, Р. Будон, Р. Жиро, Д. Зерто). Известные в социологии фундаментальные положения теории «постиндустриального общества» Д. Беяла распространяются и на образование. Монография А. Турена «Университет и общество в Соединенных Штатах» приводит определенную аргументацию в пользу роста роли образования как фактора социальных изменений. В целом, структурный функционализм, который был популярен на Западе, рассматривал любой процесс, в том числе и связанный с функционированием школы, только в связи с категорией «социальная система».

Представители феноменологической социологии, теоретические истоки которой идут от С. Гуссерля, прямо связывают методологические принципы своей концепции с социологией образования. В современной социологии образования нормализующие концепции, источниками которых являются взгляды Э. Дюркгейма, утверждают равенство в образовании, что «диктуется моральными принципами», но равенство принципиально невозможно в современном обществе с его разделением труда. Что касается образования, то Дюркгейм требовал, чтобы действия педагогов были плодотворными и способствовали надежности и стабильности в обществе [9, С. 85].

Американские социологи Д. Нельсон и Ф. Безаг интерпретируют систему образования как таковой, сохраняет и передает систему ценностей. Сторонники левоэкстремистских взглядов, методологически связанные преимущественно из социально-философских взглядов Франкфуртской школы (Г. Маркузе, Д. Кон-Бендит, Р. Дучке), отстаивали теорию «культурной революции», что распространяется и на проблемы. По их мнению, только студенческая молодежь высокого уровня своей образованности и культуры, а также благодаря тому, что она не интегрированная «в капиталистическом обществе, является его революционным авангардом», противостоит консервативным силам и пассивности рабочего класса.

Следует также отметить, что в западной социологии объектом исследования была и советская система образования. Часто она подвергалась нападениям, клевете, но также объективно освещала черты советской школы.

Исследователи-марксисты на Западе рассматривали сферу образования как поле классовой борьбы, где демократические силы, возглавляемые рабочим классом, должны противостоять господству монополистического капитала.

Исходя из приведенного краткого исторического обзора следует констатировать, что границы этой области социологии не определены достаточно четко, ее структура, содержание в значительной степени дискуссионные, но в целом социология образования получила право на существование.

Объективным условием существования и развития социологии образования как самостоятельной научной дисциплины является относительная самостоятельность системы образования как социального института. Такой социальный институт детерминируется объективной потребностью человечества в воспроизведении и передаче следующим поколениям накопленных знаний и социального опыта. Он характеризуется относительной самостоятельностью, стабильностью и преемственностью. И дело здесь не в консерватизме системы образования, а в том, что этот социальный институт имеет свои собственные закономерности функционирования и развития и является относительно независимым от социальных сдвигов. Эта автономность приводит к противоречиям между самой системой образования и потребностями общества [12, С. 91].

Мало того, в системе образования, когда она не успевает за насущными потребностями производства и общества в целом, возникает кризис. Удовлетворяя потребности общества, образование как социальный институт выполняет, так сказать, крайней текущую социальную функцию. Кроме этого, готовя молодых людей к будущему (а период активной трудовой деятельности человека составляет 40-50 лет), образование выполняет еще и перспективную социальную функцию.

Таким образом, об объект социологии образования достаточно очевиден. Это сфера образования, то социальная среда, которая образуют люди, привлеченные к передаче знаний, в котором происходит процесс обучения в форме разнообразных учебных занятий, в ситуациях, которые складываются в ходе таких занятий, с определенной системой взаимоотношений людей, с их институциональной и неинституциональной организацией.

Что касается предмета социологии образования, то есть той существенной черты, представляет собой основу исследования, указывает на ее специфичность, особенность, то можно привести несколько определений. Каждое из них имеет свои нюансы, аспекты, научные особенности, что может привести к определенным дискуссиям, но, на наш взгляд, они не имеют принципиального характера [6, С. 72].

Ф. Филиппов концентрирует предметное содержание социологии образования вокруг проблемы взаимодействия образования социальной структуры общества. В. Нечаев отмечает связи социологии образования с особым проявлением социального - социокультурным. Он вводит в предмет социологии образования следующее:

- состояние и динамику социокультурных процессов в сфере образования;

- законы, принципы, механизмы, технологии обучения социокультурной деятельности;

- взаимодействие сферы образования с другими сферами общественной жизни, процессы, образуются в таком взаимодействии, влияние образования на целостный, гармоничное развитие социального субъекта, на его готовность включиться в той деятельности, составляет его целостное общественное бытие [7, С. 86].

Социологи М. Лукашевич и В. Солодков считают, что предметом социологии образования является социально-образовательные отношения, в социальные субъекты вступают в процессе обучения. Такое определение обобщает существующие взгляды, опираясь на методику определения предметной области социологии в целом.

Именно с определения предмета социологии образования следует ее особенность, специфика. Это отличает ее от смежных дисциплин. В педагогике, например, предметом является педагогический процесс, т.е. явление, освещает следующие проблемы: как обеспечивается эффективность действий педагога, как воспринимаются и насколько производительные его действия, средства привлечения к обучению. Задача психологии образования связаны с раскрытием физиологических и социально-психологических механизмов учебной деятельности, с выявлением возможностей человека в усвоении и реализации учебного материала.

Следует отметить и связи со смежными дисциплинами. Психологи постоянно обращаются к социологам, которые, в свою очередь, используют результаты психологических исследований. Существенными являются связи социологии и философии образования. Гносеологические и мировоззренческие проблемы давно уже беспокоят философов. Объектом исследования многих гуманитарных наук проблемы ценностных ориентаций в образовании, идеала, средств, механизмов их реализации. В последнее время все больше заявляет о себе информатика, изучающая основы овладения языковыми системами, без чего невозможен социокультурный фактор образования. Все науки, любая область человеческой деятельности связаны с образованием, ее проблемами [1, С. 62].

Основные методы социологических исследований в области образования вытекают из общей методики конкретно-социологических исследований. Каждая отраслевая социология в полном объеме использует все методы социологической науки. Чтобы достичь объективного отражения образовательной жизни, надо привлечь к исследованию все методы, средства, критерии, необходимые для правильного освещения проблемы. Тот, кто исследует - социолог, педагог, журналист, управленец, - должен применять одинаковые критерии для изучения социальной проблемы в различных социальных группах. Исследователь должен учитывать специфику той или иной группы учащихся. Конечно, методы исследования среди студентов или аспирантов должны отличаться от работы среди учащихся начальной школы или профессионально-технического училища.

Модификация общих методов социологических исследований в социологии образования характеризуется тем, что они (методы исследований, опросов, анкетирования) преимущественно проводятся среди «организованных респондентов» в учебном коллективе (студенческой группе, классе, на курсе). Игнорирование возрастных и психологических особенностей может привести к значительным искажениям информации, определенных просчетов. Подчеркивая специфику объекта исследования в социологии образования, его предмета, следует отметить всестороннее привлечении общих методов.

С другой стороны, методы, используемые в социологии образования, показатели, индикаторы, шкалы широко применяют и в других отраслях социологии. Показатели уровня образования, т.е. образовательный индикатор, применяются в исследованиях социальной структуры общества. Между прочим, в популярной на Западе концепции социальной стратификации уровень образования играет одну из главных ролей среди критериев социального статуса человека. Именно эти образовательные показатели в социальной структуре является отражением того объективного связи, существующей между системой образования как социальным институтом и обществом как социальной структуры. Методы социологии образования не являются изолированными от методов других отраслей социологии, от любых других проблем человеческого бытия [11, С. 75].

В социологических исследованиях образования используется социометрический анализ основном как предыдущее средство отбора эталонных групп учащихся, студентов. Определяют следующие группы по критериям внутренней сплоченности, общностью ценностных ориентаций, идеалов и т. Следует заметить, что данные социометрического анализа дополняют и показатели, признаки социолого-статистического характера: социальный и демографический состав, уровень успеваемости, положение в образовательной административной и общественной иерархии и т. д.

Особое значение в социологии образования имеет метод сопоставимости данных. Здесь могут быть разные сравнения: сравниваются данные, полученные в одном исследовании, в различных исследованиях, по одной тематике, или изучаются близкие проблемы. Сложнее, когда сравниваются факты разного исторического времени, отличные по социальным и экономическим условиям, психологическим состоянием респондентов, данные из разных регионов. Общенаучные принципы историзма и объективности приобретают огромное значение.

Источником социологических исследований в образовании могут быть данные государственной статистики, переписи населения, результаты опроса различных групп населения (учащихся, учителей, студентов, родителей). Разнообразную информацию дает первичная документация: в школах - классные журналы, книги учета учащихся, в вузах - журналы, книги учета деканатов, карточки отдела кадров. Анализ школьной документации имеет определенные преимущества, поскольку при опросе детей можно допустить ошибок, например, по социальному происхождению, работы родителей, их должностей, имеет определенную связь с образованием [2, С. 48].

Следовательно, основная задача социологии образования заключается в том, чтобы своевременно выявить (на соответствующем уровне) насущные потребности или проблемы образовательной жизни общества, которые только зарождаются, и научно обосновать рекомендации по их решению. Эта поточно-прогностическая функция социологии образования тесно связана с социальным управления, планированием, прогнозированием. Здесь выступает не столько теоретический интерес, сколько потребность в обоснованных практических рекомендациях.

Среди задач социологии образования, на наш взгляд, могут быть и такие:

- изучение социальных функций образования (общего, высшего, профессионального) в условиях становления образования как национальной и, в частности, в условиях украинского духовного возрождения;

- то же, но в условиях развития рыночных отношений;

- то же, только в условиях развития украинской государственности, демократии. Реализация задач социологии образования, как показывает анализ, осуществляется через ее функции [8, С. 21].

Теоретико-познавательная функция социологии образования изучает глубинные, существенные черты образовательной жизни, сама система образования как социального института, ее тенденции и закономерности.

Методологическая функция связана с разработкой средств познания общественных процессов, которые касаются образования.

Прогностическая функция направлена ​​на предвидение последствий соответствующих образовательных концепций, решений, идей, теорий, замыслов.

Прикладная функция связана с практикой образования, использованием достижений педагогики, психологии в образовательной жизни общества, с разработкой критериев социальной эффективности деятельности школы, техникумов, вузов, лицеев, академий и т. д.

Гуманистическая функция исследует процессы гуманизации образования, выделяет как приоритетные те направления социологических исследований, связанных с гуманитарными проблемами образования [4, С. 73].

 

Заключение

Социологическое познание проблем образования может быть двояким. Первый подход - использование социологических методов в процессе исследований, проводимых в рамках специальных дисциплин: в педагогике, психологии, этики, антропологии или любой другой науки. При таком подходе социология есть средство или инструмент для решения задач вышеперечисленных дисциплин и носит «вторичный», подчиненный характер, ибо непосредственный предмет исследования остается в рамках какой-либо из обозначенных наук и не выходит за ее пределы. При втором подходе изучения объектов системы образования ведется с точки зрения предмета социологии, и ее метода, а психолого-педагогические аспекты рассматриваются постольку, поскольку это необходимо для теоретического представления о данных объектах и отношениях между ними. Именно данный подход, «первичный», является основополагающим для социологии образования. Социология образования решает конкретные, специфические для своего предмета и метода задачи. В конечном счете, она выходит из антропоцентристской парадигмы - человек центр вселенной, где во главу угла ставятся его потребности и интересы, его воспитание, обучение и образование.

Интеграция научного знания - категорический императив времени. Вместе с тем, при прочих равных условиях большую ценность имеет и область науки, которая наиболее ярко освещает проблемы смежных с ней дисциплин и наиболее активно способствует их разработке. И в этом смысле такую ​​роль выполняет социология. Социологические работы, направленные на изучение проблем образования, чрезвычайно важны для успешного развития психологии, социальной психологии, философии, экономики образования и, особенно, педагогики. Недаром Эмиль Дюркгейм утверждал, что педагогика зависит от социологии больше, чем от других наук. Интегративная роль социологии образования заключается, во-первых, в том, что, оставаясь философской наукой теоретически, она выполняет методологическую функцию при проведении исследований проблем образования как в рамках узкоспециальных дисциплин, так и в конкретно-практического решения. Во-вторых, социология как теория среднего уровня, дает целостное видение любых явлений образования, позволяет их решать не только «по – вертикали», но и «по – горизонтали» в рамках действующих социальных объектов. В-третьих, обеспечивая взаимодействие различных наук на прикладном уровне, с позиций которых изучаются проблемы обучения, воспитания и становления личности, социология сама обогащается, развивается и дифференцируется как теоретическая и практическая наука, проявляется во все более четком выделении социологии образования в качестве особого и самостоятельной дисциплины. Именно в этой универсальности заключена не только ее актуальность и специфичность, но и ее уникальность.

 

Список использованной литературы

1. Дюркгейм Э. Социология образования / Под ред. В. С. Собкина и В. Я. Нечаева. М.: ЭКСМО, 2006. – 80 с.

2. Заборовский Г. Е. Социология образования. – Екатеринбург: Сказка, 2004. - 384 с.

3. Коваль А. Т. Социальная педагогика / Социальная робота: Учебное пособие. - К.: Лебедь, 2007. – 392 с.

4. Курилович Н. В. Становление и развитие социологии образования / Н. В. Курилович // Кафедре социологии БГУ – 20 лет: Сборник научных трудов / под науч. ред. А. Н. Данилова, А. Н. Елсукова, Д. К. Безнюка; Белгосуниверситет. – Минск: Право и экономика, 2009. – 327 с.

5. Лукашевич, Н. П., Солодков В. Т. Социология образования: Конспект лекций / Под ред. Н. П. Лукашевича. – К.: МАУП, 2007. – 224 с.

6. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: Курс лекций - М.: Центр, 2007, - 160 с.

7. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс, 2004, - 688с.

8. Смирнова Е. Э. Социология образования. – СПб.: Интерсоцис, 2006, - 192 с.

9. Социологический словарь / сост. А. Н. Елсуков, К. В. Шульгина. - 2-е изд. перераб. и доп. – Минск: Развитие 2011, - 528с.

10. Социология: Учеб. пособие /Под ред. А. Н. Елсукова - Минск: Тетра-Системс, 2008, - 560 с.

11. Тищенко Ж. Т. Социология: Общий курс. — 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ЮРАЙТ, 2014, - 527 с.

12. Филиппов Ф. Р. Социология образования. – М.: Центр, 2005. – 139 с.

 

Date: 2016-05-17; view: 2540; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию