Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы социологического исследования





Все этапы социологического исследования требуют специальной подготовки и решают различные задачи. Наиболее сложным из них является процесс сбора социологической информации, поскольку именно на этом этапе добываются новые знания, столь необходимые для обогащения и нормального развития науки. Качество новой информации зависит, прежде всего, от методов сбора данных в социологическом исследовании.

Метод социологического исследования – это способ построения и обоснования системы знания.

В социологической науке используются многочисленные методы, основными из которых являются: наблюдение, анализ документов, опросные методы.

Наблюдение – метод сбора первичной социологической информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий, в которых они имеют место. Наблюдение в социологии – это простейший метод сбора информации. Однако научное наблюдение отличается от наблюдения в обыденной жизни планомерностью, систематичностью, последующей проверкой результата.

Наблюдение проводится по определенной программе: либо со «стороны» (невключенное наблюдение), либо способом активного включения в изучаемые общности и действия (включенное наблюдение). Прямое же инициирование социальных действий называется стимулирующим наблюдением.

Наблюдение – хороший метод при осуществлении разведывательного плана исследования, целью которого является формулировка гипотез для дальнейшей, более систематической проверки другими методами (анализом документов и опросами).

Анализ документов предусматривает проработку официальных и неофициальных источников, содержащих информацию о социальных фактах и явлениях общественной жизни, о тех ли иных социальных субъектах, функционирующих и развивающихся в обществе.

Для того чтобы исследование было объективным, необходимо предварительно изучить официальные статистические данные, как центральные, так и местные, изучить прошлые и настоящие исследования по данной теме, материалы книг и журналов, отчеты различных
ведомств и т.д.

Процедура анализа документов включает следующие аспекты:

- классификацию документов;

- традиционный анализ;

- контент-анализ.

Классификация документов предполагает их распределение по степени важности или тематике содержащейся в них информации. От формы, в которой зафиксирована информация, зависит то, для каких целей может быть использован этот вид документа и каким методом он наиболее успешно может быть проанализирован. По форме фиксации информация делится:

- на письменные документы (текстовая форма изложения);

- статистические данные (цифровая форма изложения);

- иконографическая документация (кино-, фотодокументация);

- фонетические документы.

Под традиционным (классическим) анализом документов понимается все многообразие умственных операций, направленных на интеграцию сведений, содержащихся в документе с определенной точки зрения, принятой исследователем в каждом конкретном случае (Рабочая книга социолога, 1989).

Традиционный анализ документов дает возможность социологу проникнуть в глубь изучаемых явлений, выявить логические связи и противоречия между ними, оценить эти явления и факты с определенных нравственных, политических, эстетических и иных позиций.

Контент-анализ (научный анализ содержания документа) – это метод исследования, применяемый в самых различных дисциплинах, областях гуманитарного знания: в социальной и общей психологии, социологии и криминологии, исторической науке, литературоведении и др.

Развитие контент-анализа преимущественно связано с социологическими исследованиями. Он применяется всюду, где решаются те или иные исследовательские задачи, связанные с углубленным пониманием содержания текста, способов его подготовки и ретрансляции, обращения в обществе, восприятия читательской, слушательской, зрительской аудитории.

Опросные методы универсальны, так как позволяют регистрировать условия деятельности, потребности и мотивы субъектов деятельности. Наиболее распространенными является устный опрос (интервью) и письменный опрос (анкетирование).

Интервью – целенаправленная, заранее запрограммированная беседа с респондентом. При этом характер общения, степень контакта, взаимопонимание интервьюера и опрашиваемого во многом определяют глубину и качество получаемой информации о том или ином социальном факте или явлении.

В интервью допускается достаточно свободное развитие опроса по некоторому плану с уточнением и модифицированными формулировками вопросов, причем реакции опрашиваемого не ограничиваются рамками заранее предусмотренных вариантов ответа. Вопросы в анкетах чаще всего предусматривают несколько вариантов ответов, которые выявляются при проведении пробного опроса на небольших группах, представляющих типичную аудиторию опрашиваемых. Опросы-молнии (зондажные) содержат несколько относительно простых пунктов, а глубокие интервью или аналитические анкетные опросы могут быть достаточно объемными по содержанию и длительности.

Анкетирование – важнейший источник информации о реально существующих социальных фактах, социальной деятельности. Он начинается с формулировки программных вопросов, с «перевода» поставленных в программе исследования проблем в вопросы, исключающие различные толкования и доступные пониманию опрашиваемых.

Основные требования к анкетированию:

- длительность анкетирования не должна превышать 30–40 мин;

- четкость предлагаемых вопросов;

- постепенное нарастание интереса к предмету опроса;

- первый вопрос не должен быть ни дискуссионным, ни настораживающим, а лучше всего – нейтральным;

- трудные вопросы целесообразно располагать в середине анкеты, чтобы «подвести» респондента к теме;

- логико-психологическая комфортность опроса, т.е. понятная опрашиваемому их последо-вательность, смысл и форма выражения ответа.

В опросе используют различные виды контроля надежности получаемых сведений: контрольные вопросы, вопросы на компетентность (знание предмета), «ловушки», например, просьба выразить свое отношение к ряду событий, в числе которых вымышленные факты. Анкеты тех, кто попадает в «ловушки», бракуются.

В целях получения достоверных данных, подтверждающих гипотезы исследования, в социологии очень часто используют эксперимент. Эксперимент – это общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях нового знания. Различают натурный (лабораторный, полевой) и мысленный (модельный) эксперименты. Каждый из них по-разному решает те или иные задачи.

Проведение натуральных экспериментов в общественной жизни ограничено природой социальных объектов исследования, состоящих из людей и требующих от исследователя строгого соблюдения моральных и юридических принципов и норм, суть которых сводится к тому, чтобы не навредить объекту исследования. Поэтому большинство натурных социологических экспериментов проводится на малых группах и имеет много общего с социально-психологическими экспериментами.

Мысленные социологические эксперименты распространены довольно широко. Практически они применяются в каждом социологическом исследовании, где есть методы статистического анализа. Мысленные эксперименты являются основными при моделировании социальных процессов на ЭВМ. Они позволяют более точно определить стратегию натурного социального эксперимента, но полностью его заменить никогда не смогут.

Для выявления эффективности эксперимента целесообразны его многократные проведения, в ходе которых отрабатываются чистота эксперимента и проверяются основные варианты решения одной социальной проблемы.

Любая методика, использующая тот или иной метод, должна быть обоснована со стороны надежности получаемой с ее помощью информации и объективно отражать результаты исследования.

Оглавление
Современные социологические проблемы физической культуры и спорта
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРЕДИСЛОВИЕ
Социологические проблемы физической культуры и спорта
Массовость как закономерность функционирования и развития физической культуры
Социальные функции спорта высших достижений и современного олимпийского движения
Коммерциализация современного спорта
Ценности современного спорта в условиях различных социальных систем
Универсальность спорта как фактора общения
Тенденции развития современного олимпийского движения
Социализация личности в спорте
Социальная ответственность спортсмена
Отношение различных социально-демографических групп населения к физической культуре и спорту
Сущность понятия «общественное мнение»
Физическая культура и спорт в образе жизни человека
Физическая культура и спорт как фактор формирования здорового образа жизни
Здоровье как компонент образа жизни
Содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни
Социологические исследования как инструмент познания и преобразования в сфере физической культуры и спорта
Социологические исследования – важнейший источник социальной информации
Виды социологического исследования
Программа комплексного социологического исследования
Обоснование проблемной ситуации, целей и задач исследования
Обоснование статистического объекта исследования
Методы социологического исследования
Все страницы

 

Date: 2016-05-17; view: 531; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию