Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 4. Формирование социально-психологической устойчивости пожарного подразделения





Боевая работа личного состава пожарных подразделений является коллективной деятельностью. Она обусловливает необходимость высокий.сплоченности коллектива, формирования у пожарных чувства коллективизма, готовности к активным совместным боевым действиям.

В условиях выполнения боевой задачи на пожаре принцип коллективизма личного состава пожарного подразделения проявляется прежде всего в солидарности с коллективом, в преданности интересам службы, в дружеских взаимоотношениях и взаимной помощи, во взаимовыручке в период выполнения боевой задачи.

Основными показателями боевой готовности частей и гарнизонов пожарной охраны являются высокая морально-политичес кая подготовка личного состава, его психологическая настроенность на преодоление трудностей и опасностей боевых действий по тушению пожаров, образцовый уставной порядок несения дежурной службы, дисциплина и организованность, высокий

уровень профессиональной подготовки, тактическая выучка и слаженность пожарных подразделений, отличное состояние пожарной техники II технического вооружения, средств связи г. управления, т. е. т.чкое'состояние, при котором каждо,е отделение, караул, част,, г.чришон и пожарная охрана области (края, республики) в щлом способны немедленно приступить к выполнению боевой зад:;ч|1 I; 1; любой обстановке в кратчайшее время.активными и решнтольиыми действиями ликвидировать пожар >с наименьшим ущербом [II].

Выполнение этой задачи во многом зависит от сплоченности.личного состава. Она активизирует боевые действия пожарных, помогает каждому бойцу и командиру преодолеть трудности. Сплочение личного состава отделений, караулов, пожарных частей—одна из главных задач начальствующего состава по-

Рис. 15. Огневая полоса

жарнои охраны в осуществлении психологической подготовки пожарных.. ^"

Сближению членов коллектива способствуют, многие обстоятельства: совместное выполнение ответственных заданий на по-жарно-тактических занятиях и учениях, на занятиях по пожар-но-строевой и физической подготовке; понимание' зависимости результатов труда каждого от успехов всего коллектива отделения, караула; коллективные поощрения за успехи в боевой подготовке; активное участие в общественной работе; взаимная помощь в ходе социалистического соревнования, совместное проведение досуга и т. д. —•

Важным условием сплочения личного состава отделения, караула является взаимозаменяемость. Если она достигнута, пожарные и командиры понимают друг друга с полуслова, каждый из них чувствует локоть товарища.

Устойчивость пожарных подразделений зависит от согласованности работы 'отделений, караулов, которая достигается в процессе отработки навыков совместных действий на занятиях, особенно когда они проводятся в условиях, максимально приближенных к реальной обстановке на пожаре.

В Березниковском гарнизоне пожарной охраны Пермской области отрабо--ка упражнении в составе отделения производится на огневой полосе (рис. 15). Преодолевая полосу, отделение прокладывает две магистральные рукавнко линии диаметром по 66 мм. Первый этап—огневой барьер, имитирующий прео-

деление проемов в усложненных условиях. В 10 м от старта установлен металлический барьер высотой 1,6 м. Верхняя его часть полая, сваренная в виде корыта из двух швеллеров длиной по 3 м, с полкой шириной 300 мм. Перед стартом в полость барьера наливается и поджигается легковоспламеняющаяся жидкость.

На расстоянии 5 м от границы первого этапа установлена на стойках металлическая эстакада высотой 2 м. К ее дальнему концу примыкает металлическая емкость высотой 2 м с горловиной диаметром 1 м. Под эстакадой расположен металлический противень размером 3х2 м. Емкость заполняется легковоспламеняющейся жидкостью, противень — горючей жидкостью. Задача личного состава на втором этапе сводится к тому, чтобы подняться по лестнице, преодолеть зону высокой температуры и задымления, создаваемую горящей жидкостью в противне, ликвидировать горение в емкости, закрыв горловину асбестовым покрывалом, и продолжать прокладку магистральной линии.

На расстоянии 7 м от границы второго этапа расположен заглубленный на 1 м бетонированный приямок размером 6Х2 м, над которым устроен металлический трап с поручнями. В 0,5 м от наружных сторон стенок приямка проложены два металлических сухотруба диаметром 66 мм. В приямок на водяную подушку заливается горючая жидкость. Когда она поджигается,. создается зона огня, задымления и высокой температуры. Задача отделения на третьем этапе, — преодолевая препятствие, подсоединить рукавные линии к сухотрубам. В результате совместных действий у пожарных вырабатывается • уверенность в возможности кратковременного пребывания непосредственно в зоне огня при использовании простейших защитных средств.

На четвертом этане расположен еще один бетонированный приямок, в который заливается легковоспламеняющаяся жидкость. Задача отделения на этом этапе — проложить рукавную линию от разветвления, подать пену из ГВП-600 и потушить горящую жидкость. Пожарные работают с пеногенерато-ром в непосредственной близости от зоны горения, находясь под воздействием теплоты лучистой энергии.

На пятом этапе отрабатываются различные упражнения и приемы тушения пожаров на эстакаде. Она представляет собой металлическую площадку размером в плане 2х10^м, укрепленную на высоте 5 м. На площадку ведет металлическая наклонная лестница. На одной стороне площадки смонтирован технологический трубопровод диа'метром 100 мм с задвижками, на второй устроена наклонная поверхность, имитирующая скат крыши с карнизом. В конце эстакады стационарно установлены лафетный ствол и оконная рама.

Преодолев четвертый этап, личный состав отделения продолжает прокладку двух магистральных линий в направлении эстакады. Поднявшись на эстакаду, отделение проходит через зону горения легковоспламеняющейся жидкости, выходящей под давлением 2—3 атм из фланцевого соединения трубопроводов, идет по карнизу вдоль наклонного ската крыши и перекрывает задвижки.. Тушение разлившейся по площадке эстакады легковоспламеняющейся жидкости производится ГВП-600.

С окончанием тушения по карнизу эстакады прокладываются две магистральные линии к лафетному стволу. По сигналу командира отделения водитель пожарного автомобиля подает воду к лафетному стволу. Ствольщик струёй поражает мишень, расположенную на расстоянии 15 и высоте 10 м.

Выполнив задачу, личный состав через оконный проем производит самоспасение с эстакады, применяя спасательную веревку. Окончание самоспасения считается финишем преодоления полосы психологической подготовки.

Занятия проводят начальник отряда или его заместители, обладающие опытом и методикой проведения занятий в сложных условиях.

Формирование устойчивости пожарных подразделений и различных служб объекта, города необходимо осуществлять в масштабе гарнизона путем проведения пожарно-тактических учений. Тактические учения как высшая форма тактической

подготовки обеспечивают слаженность подразделений, отработку взаимодействия подразделений со службами города и объектов [11].

Очень важно при этом, чтобы на разборе пожарно-тактичес-ких учений обращалось особое внимание на сплоченность личного состава и взаимодействие пожарных подразделений как между собой, так и с другими службами: водоснабжения, энергослужбой, газоспасательной, медицинской и т. д.

На формирование социально-психологической устойчивости пожарного подразделения оказывают влияние оценочные показатели службы личного состава в дежурном карауле. Такие оценочные показатели (балльная система подведения итогов службы за истекшие сутки) разработаны в некоторых пожарных подразделениях Пермской области. Индивидуальная оценка деятельности пожарного стимулирует его боевую активность, ведет к сплочению личного состава в отделении, карауле, так как результаты работы каждого бойца сказываются да результатах работы всего коллектива. При этом усиливается стремление подражать лучшим пожарным, товарищам по службе, проявившим высокую боевую активность. Выставляя оценки, начальники подразделений должны учитывать проявления пожарными инициативы, находчивости, активности на службе и в боевой работе.

Для сплоченности коллектива большое значение имеет систематическое подведение итогов боевой и политической подготовки. Они могут подводиться по караулам—ежемесячно, в части — ежеквартально. На общем собрании коллектива дается оценка деятельности личного состава, объявляется место, которое заняли отделение и караул в части. Руководствуясь этим, начальник части издает приказ, где отмечает положительное и отрицательное в работе личного состава дежурных караулов и отделений, а также поощряет наиболее отличившихся пожарных и командиров.

В формировании социально-психологической устойчивости пожарного подразделения особую роль играет социалистическое соревнование. Оно было и остается могучим средством развития творческой инициативы масс, одним из путей формирования социалистического коллективизма. Социалистическое соревнование способствует повышению боевой готовности подразделений, воспитанию у личного состава высоких моральных качеств и коммунистического отношения к труду, товарищеской взаимопомощи, дисциплины и организованности, росту числа отличников боевой и политической подготовки, отличных отделений, караулов, частей пожарной охраны. Например, составной частью социалистического соревнования среди личного состава подразделений пожарной охраны Пермской области является борьба за снижение времени выполнения нормативов пожарно-строевой подготовки, за повышение эффективности тушения пожаров, заприобретение классной квалификации, за звание лучшего по профессии (ствольщика, водителя, командира отделения, диспетчера, начальника караула, начальника части). Условиями Положения о смотре-конкурсе на звание лучшего по профессии предусматривается формирование не только профессионального мастерства, но и чувства коллективной ответственности за порученное дело.

Немаловажное значение для,укрепления сплоченности и повышения боевой активности личного состава пожарного подразделения имеет система поощрений. Пожарные поощряются, например, за успешное несение службы в дежурном карауле, эффективно потушенный пожар, мужество и отвагу на пожаре. Поощрения объявляются личному составу в торжественной обстановке перед строем или на собраниях. Это положительно влияет на настроение пожарных, а также мобилизует весь личный состав пожарного подразделения на успешное несение службы и добросовестное выполнение служебного долга.

На формирование социально-психологической устойчивости отделения или караула оказывает влияние коллективные поощрения: благодарность всему коллективу, объявляемая па построениях личного состава в период заступления на службу;

награждение всего личного состава отделения или караула грамотой или вымпелом. Такие поощрения формируют у пожарных чувство гордости за общий успех, чувство коллективизма. Например, для награждения коллективов пожарных частей—победителей социалистического соревнования за полугодие (год) в Пермской области приказом начальника УВД учреждено Квасное знамя, которое вручается начальнику пожарной части в торжественной обстановке на областном совещании начальствующего состава и актива подразделений пожарной охраны. Для поощрения личного состава части выделяется денежная премия. Сочетание морального и материального поощрений стимулирует пожарных и начальствующий состав к повышению коллективной активности в служебной деятельности.

Социально-психологическая устойчивость пожарного подразделения во многом зависит от боевого настроя личного состава. Боевой настрой складывается из политических, нравственных, моральных и психологических установок каждой составляющей коллектив личности в конкретный период времени.

Важнейшим средством повышения боевого настроя являются ритуалы смены караулов. Вот почему начальникам пожарных подразделений необходимо особое внимание обращать на четкость их организации и проведения. Смена Караула должна проводиться в обстановке эмоциональной приподнятости, чтобы по команде начальника заступающего караула «На смену!» личный состав проникался чувством ответственности за судьбу охраняемого объекта, района, города. Огромное психологическое воздействие, на пожарного имеет инструктаж боевого расчета. Инструктаж не только создает благоприятные предпосылки для соответствующего индивидуального настроя пожарного, но и формирует коллективные установки (взгляды, мнения) у всего личного состава дежурного караула на качество несения службы. Именно инструктаж боевых расчетов является началом совместных действий личного состава дежурного караула, в этот момент проявляются чувства групповой солидарности и товарищества, возникает общая коллективная установка на решение боевых задач на пожаре.

В пожарных частях регламентация приема и сдачи смены включает в себя и меры по психологической разминке личного состава заступающего караула. Сущность психологической разминки заключается в том, что командир отделения или начальник караула проверяет у пожарных, водителей пожарных машин знание обязанностей по табелю боевого'расчета, место дислокации того или иного объекта, здания, сооружения, их пожарно-тактическую характеристику, нахождение водоисточников, кратчайший путь следования и т. д. Такой беглый опрос личного состава заступающего караула позволяет мобилизовать его на успешное выполнение боевой задачи в случае возникновения пожара в районе выезда части.

Большое значение для боевой готовности караула имеет настроение личного состава. Оно зависит от многих факторов, например от благополучия в семье, отношения с товарищами, успехов в службе, стиля руководства начальствующего состава, эстетического оформления служебно-бытовых помещений части к т. д. Начальник подразделения должен уметь чувствовать настроение подчиненных и направлять его в нужное русло. В. И. Ленин говорил, что нужно «жить в гуще рабочей жизни, знать се вдоль и поперек, безошибочно определить по любому вопросу, в любой момент настроения массы, ее действительные потребности, стремления, мысли, уметь определить, без тени фальшивой идеализации, степень ее сознательности,.. уметь завоевать себе безграничное доверие массы товарищеским отношением к ней, заботливым удовлетворением ее нужд» '.

Настроение личного состава во многом зависит от взаимоотношений, степени симпатии и антипатии членов коллектива друг к другу. Психиатр Л. Земсков писал, что даже в здоровом коллективе могут существовать такие сложнейшие и тончайшие взаимоотношения между отдельными маленькими группами, а особенно внутри этих маленьких групп—в бригаде, в.квартире, п семье, наконец, которые отнюдь не способствуют укреплению нервно-психического здоровья людей. Оказывается, бывают люди, которые несовместимы друг с другом. Появляется один та-

кой «несовместимый» в коллективе и что-то начинает происходить с окружающими. Они нервничают, возникает атмосфера взаимной неприязни и раздражения, резко падает производительность труда. Понятно, что в подразделениях пожарной охраны далеко" не всегда удается избежать наличия сотрудников, питающих взаимную антипатию, но можно по крайней мере не допускать тесного общения таких людей.

Психологическая совместимость людей важна для формирования любого коллектива, но особенно необходима для коллектива пожарной охраны, деятельность которого в большинстве случаев протекает в экстремальных условиях. Не учитывать фактора психологической совместимости при формировании социально-психологической устойчивости пожарного подразделения нельзя. Иначе это может привести к непоправимым последствиям на пожаре и даже гибели людей.

Примером тому, к каким последствиям может привести пренебрежительное отношение к психологии людей при формировании группы для выполнения сложной задачи, может быть случай, описанный А. Ефремовым в газете «Комсомольская правда» от 25 мая 1971 г.

Начальник экспедиции Норман Дирепфурт сумел привлечь выдающихся альпинистов из 12 стран, которые должны были подняться на Джомолунгму по самому трудному юго-западному ее склону. Но случайно оказавшиеся вместе, опытные горновосходители преследовали в основном эгоистические цели и не смогли составить единой команды. С первых часов восхождения каждый из них старался максимально беречь собственные силы, чтобы иметь возможность лично достичь вершины горы. А после того как было обнаружено, что один из альпинистов идет с практически пустым рюкзаком, между участниками экспедиции обострилось недоверие, недоброжелательность друг к другу, и при этом резко пошатнулась дисциплина. В результате были нарушены элементарные правила альпинистской техники и, лишенный поддержки напарника, один из участников экспедиции трагически погиб. После этого взаимное раздражение достигло своего апогея, несколько альпинистов, отказавшись от выполнения указаний начальника группы, дезертировали из лагеря. Экспедиция распалась, и ее цель не была достигнута.

Разумеется, есть и иные примеры. В июне 1979 г. мир был потрясен выдержкой и сплоченностью семерки советских людей— покорителей Северного полюса на лыжах.

На вопрос «Что более всего угрожало в походе?», заданный специальным корреспондентом газегы «Комсомольская правда» В. Песковым покорителям полюса, все единодушно ответили: «Мороз изнурял. В палатке ночью слышишь, как у соседа зуб на зуб не попадает. Трещины были очень опасны. Нс один раз поочередно мы попадали в ледяную купель, а с лыжами и тяжелыми рюкзаками до беды в этом случае — лишь мгновение. Выручали опыт, находчивость, слаженность группы». И далее В. Песков пишет: «Никто не был тормозом в группе, все заботы, невзгоды и радости делились поровну. Не было и проблемы так называемой психологической совместимости».

Психологическая несовместимость — это не просто различие ценностных установок, отсутствие дружеских связей, неуважение или неприязнь друг к другу. Ученые установили, что это

неспособность в критических ситуациях понять друг друга, несинхронность психомоторных реакций, различия во внимании, мышлении и другие врожденные или приобретенные свойства личности, которые препятствуют совместной деятельности.

Различают три нид;) психологической совместимости: психофизиологическая, социально-психологическая и социально-идеологическая совместимость.

Психофизиологическая совместимость основана на сходстве темпераментов. Она обусловлена синхронизацией темпа совместно выполняемой работы, т. е. той совместной деятельностью, где необходима четкая согласованность движений работников. Например, работа водителя и пожарного по установке автомобиля на пожарный гидрант, водоем, установка пожарными выдвижной лестницы и т. д.

Социальн о-п сихологическая совместимость — явление более сложное. Она включает в себя известные личностные различия, делающие возможной «взаимодополняемость» характеров, пригодность личностей для исполнения различных социальных ролей. Например, выполнение социальных ролей начальника части и его заместителя. При отборе и назначении лиц на должности начальника части, заместителя начальника части желательно учитывать следующее правило. У «горячего» начальника должен быть спокойный, уравновешенный заместитель, и, наоборот, у очень рационального, спокойного начальника части—эмоционально увлекающийся заместитель, обладающий фантазией.

Социальн о-и деолргическая совместимость основана на общности идеологических ценностей, на сходстве социальных установок—по интенсивности и направленности—относительно важнейших фактов деятельности, связанных с реализацией классовых интересов.

Наиболее удачно составленные психофизиологически совместимые группы (отделения, караулы пожарных частей) состоят из людей, имеющих не только определенную общность целей, но и совместимость нервно-эмоциональных и поведенческих реакций. Практика показывает, что в таких отделениях существует тенденция к уравновешиванию характеров, вкусов и привычек людей. Если же в отделении, карауле окажутся лица, психологически несовместимые, то они будут раздражать друг друга своим внешним видом, манерами, поступками, словами, и в конце концов могут стать ненавистны друг другу. Любая отрицательная эмоция при выполнении на пожаре совместной боевой задачи может перерасти в состояние аффекта и привести к необдуманным поступкам.

- Социально-психологическая устойчивость пожарного подразделения зависит не только от психологической совместимости, но и от сложившегося морально-психологического климата в коллективе.

Под морально-психологическим климатом коллектива понимают характер взаимоотношений между членами этого коллектива, преобладающее в коллективе настроение. У каждого пожарного или другого сотрудника пожарной части есть свое внутреннее отношение к своей профессии, выполнению служебных обязанностей, свое отношение к товарищам по службе, т. е. своя установка на этот счет. Сумма установок всех членов коллектива (отношения дружелюбия и сотрудничества, так же как и враждебность, неприязнь, самоизоляция и т. д.) создает общий психологический климат, или психологическую атмосферу, в подразделении.

Роль морально-психологического климата в подразделениях пожарной охраны особенно велика. От того, какова психологическая атмосфера в подразделении, во многом зависят эффективность выполнения боевой задачи на пожаре, слаженность боевых расчетов, согласованность, взаимовыручка и состояние дисциплины. Недисциплинированность даже одного члена пожарного подразделения отрицательно влияет на остальных. А это может привести к значительному снижению боевой готовности всего подразделения, отрицательно сказаться на эффективности выполнения им своих задач. Вот почему необходимо нетерпимо относиться к нарушителям дисциплины, лодырям, дезорганизаторам. Но в этом случае, так же как и при обучении пожарных, необходим индивидуальный подход. Одни могут халатно относиться к своим обязанностям из-за ложной обиды (считают, что их несправедливо обошли, не поощрили или не уделили им необходимого внимания), другие лишь разыгрывают из себя дезорганизаторов, чтобы выделиться на фоне остальных, третьи заражены дезорганизаторской психологией и т. д. Всегда надо разбираться в индивидуальных мотивах поведения и определять оптимальное педагогическое воздействие на них. Одного достаточно поощрить или хотя бы отметить похвалой, и он будет с усердием относиться к службе, второго переместить на Другую должность, а третьего перевести в другой караул, часть, так как он оказался несовместимым в группе товарищей по службе, с четвертым требуется провести индивидуальную беседу, пятого следует подвергнуть жесткому коллективному обсуждению, шестого уволить из подразделения. Вся эта работа должна быть направлена на воспитание отношения высокой сознательности личного состава к выполнению служебного долга.

Таким образом, тактика руководства пожарным подразде-' лением должна быть динамичной, изменяться в зависимости от роста сознательности личного состава, дисциплины, ответственности и коллективизма. В. И. Ленин отмечал, что «...при идеальной сознательности и дисциплинированности участников общей работы руководство может напоминать больше мягкое руководство дирижера. Оно может принимать резкие формы

диктаторства, если нет идеальной дисциплинированности и сознательности» '. В(';1ущ:1я роль в формировании коллективов подразделений пожарпоп охраны принадлежит начальствующему составу.

КПСС предьян.чяет вычжие требования к нач;1.1ьствующе-му составу орг.чшж инутр^ппн.х дел, к их политическим и.деловым качествам, стилю руководства. В Отчетном докладе ЦК КПСС XXV съезду партии Л. И. Брежнев говорил, что «...современный руководитель должен органически соединять в себе партийность с глубокой компетентностью, дисциплинированность с инициативой и творческим подходом к делу. Вместе с тем на любом участке руководитель обязан учитывать и социально-политические, воспитательные аспекты, быть чутким к людям, к их нуждам и запросам, служить примером в работе и в быту» 2.

Неумелое руководство пожарными подразделениями, как показывает практика, приводит к острым конфликтам, которые отрицательно влияют не только на эффективность боевой работы личного состава, но и на его нервно-психическое состояние, здоровье.

Причин возникновения конфликтов в пожарных подразделениях много, но наиболее распространенными из них являются:

неопытность начальника части (караула) в работе с подчиненными, в руководстве коллективом; недостатки в характере начальника части, и прежде всего резкость его обращения с подчиненными, грубость, невоспитанность; низкая дисциплина и сознательность у личного состава части; наличие в коллективе дезорганизаторов службы, эгоистов.

Конфликты не неизбежны, их можно предупредить. «В профилактике психологических конфликтов в коллективе, — пишет проф. А. И. Китов, — велика роль руководителя. Его личный пример тактичности, предупредительности создает атмосферу взаимного понимания, доверия. Отсутствие выдержки у руководителя порождает обстановку нервозности, в которой нередко возникают беспричинные, немотивированные психологические конфликты». «Необходим большой такт, конфликты будут невозможны3,—учил В. И. Ленин.

Очень важно, чтобы у начальника части и его заместителя была согласованность действий. Между ними недопустимы конфликты, так как эти конфликты быстро переносятся на коллектив. А поскольку каждый из конфликтующих ищет опору в той или иной группе коллектива, то в подразделении быстро возникают конфликтующие лагери. В этих случаях необходимо «хирургическое» вмешательство со стороны руководства управле-

ния пожарной охраны. Инициаторов конфликта необходимо удалить из состава данного коллектива и перевести в другое подразделение. Удаление конфликтующих из коллектива нормализует обстановку в части, подразделении.

• Если конфликт возник в карауле, отделении, начальнику части необходимо немедленно вмешаться в противоборство подчиненных. Даже если он не в состоянии своими силами ликвидировать причину конфликта, сам факт его вмешательства способствует снятию отрицательных эмоций конфликтующих, повышает авторитет начальника.

В нормализации отношений большая роль принадлежит коллективу, поэтому целесообразно противоречия конфликтующих сторон выносить на обсуждение всего коллектива или конфликт выносить на товарищеский суд. Общественное мнение коллектива положительно влияет на позицию конфликтующих, на преодоление противоречий.

При обсуждении конфликта необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности инициаторов конфликта К одному целесообразно применить убеждение, от другого по требовать немедленного прекращения недостойного поведения, а иногда и предупредить его о возможных административных последствиях.

Одним из основных путей профилактики конфликта являются четкая организация службы и принципиальность в отношении к подчиненным. Начальнику или другому руководителю части необходимо знать, что конфликт может возникнуть в результате недооценки труда подчиненных. В профилактике таких конфликтов руководителям необходимо чаще применять похвалу, чем порицание. Порицание следует применять только тогда, когда убедишься в неправоте подчиненных.

Начальник части, руководитель подразделения, аппарата пожарной охраны должен быть очень гибким в преодолении конфликта и учитывать психическое состояние подчиненных. Нужно помнить, что конфликтующие очень возбуждены. В этих случаях возможно оскорбление друг друга и даже игнорирование деловых служебных распоряжений, если одним из инициаторов конфликта является старший по должности. Начальнику части-при выслушивании сторон нужно быть очень внимательным, максимально тактичным, чтобы невольно не разжечь страсти. Ни в коем случае нельзя с ходу кого-то обвинить, а кого-то защитить. Нужно постараться вспомнить и высказать, что когда-то обе конфликтующие стороны были очень дружны, работа спорилась, являлись отличниками службы и т. д. Этим можно снять психологическую напряженность, возбудимость, и только после этого следует приступить к анализу конфликта. В разборе конфликта не следует идти по ложному пути, на который могут подталкивать конфликтующие. Нужно заранее собрать необходимые объективные данные о личности конфликтующих,

постараться установить первопричину конфликта, может, даже похвалить конфликтующие стороны за проявленное какое-либо

усердие по службе.

Конфликты преодолеваются различными путями, важно -при этом руководствоваться интересами службы, принципами социалистического гуманизма, морального кодекса строителя коммунизма.

Таким образом, для формирования социально-психологической устойчивости пожарного подразделения необходимо: разъяснить личному составу общественно значимую ценность службы в органах пожарной охраны,', стимулировать работу партийной, профсоюзной, комсомольской организации по сплочению коллектива; { развивать сознательность, товарищество и дружбу, укреплять авторитет начальствующего состава; строго соблюдать уставные требования боевой и служебной деятельности: комплектовать отделения, караулы с учетом индивидуально-психологических особенностей и психологической совместимости личного состава; постоянно заботиться о нуждах подчиненных, удовлетворять их разумные запросы, интересы; создавать условия для благоприятного психологического климата в подразделении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., Наука, 1977.

2. Барабанщиков А. В. и др. Проблемы психологии воинского коллектива. М., Воениздат, 1973.

3. Брандис С. А. Очерки по физиологии и гигиене труда горноспасателей. М., Медицина, 1970.

4. Военная психология /Под ред. В. В. Шеляга, А. Д. Глоточкина, К. К. Платонова. М., Воениздат, 1972.

5. Вяткин Б. А. Диагностика и регулирование психического состояния спортсмена в соревнованиях. Пермь, 1974.

6. Гримак Л. П. Психологическая подготовка парашютиста. М., ДОСААФ,

1971.

7. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., Наука, 1970.

8. Дьяченко М. И. и др. Пеихолого-педагогические основы деятельности командира. М., Воениздат, 1978.

9. Епишев А. А. К вопросу о марольно-политической и психологической подготовке войск. — В кн.: Важный фактор боеготовности. М., Воениздат,

1972.

10. Зотова О. И. Проблемы отклоняющегося поведения.—В кн.: Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., Наука, 1976.

11. Кимстач И. Ф. Организация тушения пожаров в городах и населенных пунктах. М., Стройиздат, 1977.

12. Ковалев В. И. Психология боевой активности оператора М., Воениздат, 1974.

13. Коробейников М, П. Современный бой и проблемы психологии. М., Воениздат,1972.

14. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М., Просвещение, 1964.

15. Марищук В. Л., Платонов К. К., Плотницкий Е. А. Напряженность в полете. М., Воениздат, 1969.

16. Обухов Ф. В. Работать целеустремленно.—Пожарное дело, 1979, № 1,

17. Павлов И. П. Полн. собр. соч., изд. 2-е Т. 3, кн. 2, М.—Л., АН СССР, 1951.

18. Петровский А. В. О психологии личности. М., Знание 1971.

19. Петровский А. В. Общая психология. М., Просвещение, 1977.'

20. Петровский В. А. Поведение человека в ситуации опасности (к психологии риска) —В кн.: Новые исследования в психологии, 1974, № 1.

21. Петровский В. А. К психологии активности личности.—В кн.: Вопросы психологии, 1975, № 3.

22. Платонов К. К. Вопросы психологии труда. М., Медицина, 1970.

23. Платонов К. К., Голубев Г. Г. Психология. М., Высшая школа, 1977.

24. Самонов А. П., Вяткин Б. А. Психологическая подготовка пожарных. Пермь, 1975.

25. Самонов А. П. Методика изучения индивидуально-психологических особенностей личности пожарного. Пермь, 1975.

26. Самонов А. П. Методические рекомендации по психологической подготовке ИТР, пожарных, членов ДПД промышленных предприятий к действиям в экстремальных условиях. Пермь, 1978.

27. Самонов А. П. Формирование социально-психологической устойчивости пожарного подразделения. Пермь, 1979.

28. Самонов А. П. Пожарный. — В кн.: Человек и профессия. Лениздат, 1980.

29. Столяренко А. М. Психология боевого дежурства и корабельной вахты. М., Воениздат, 1972.

30. Столяренко А. М. Основы военно-морской психологии. М., Воениздат, 1977.

31. Теплев Б. М. Ум полководца.—В кн.: Проблемы индивидуальных различий. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

1 1реД11С.'1|)[1[Ц-................... 3

[ л;| 11;| 1 Психологический.ишлиз боевой деятельности пожарных.. 4

1. ОГ)Щ;1я |ц'11.\ш1<1|[]чсс11:г,|.\;|[):1ки'рисгика боевой работы пожарных 4

2. Влияние (•1|>гг1ч||:11ч()||()и боснои обстановки на психику пожарного 6

I лава 2 Пснхилою-псдагогичсскис рекомендации по психологической

подготовке пож:|р|ц,|х................ 8

1. Понятие о психологической подготовке пожарных...... 8 •

2. Общая психологическая подготовка............. 9

3. Непосредственная психологическая подготовка.. ..... 34

4. Индивидуальный подход к психологической подготовке пожарных 37

5. Планирование психологической подготовки пожарных..... 47 Глава 3. Особенности психологической подготовки личного состава

пожарных подразделений по роду выполнения боевых функций... 48

1. Психологическая подготовка руководителя тушения пожара.. 48

2. Психологическая подготовка газодымозащитника...... 53

3. Психологическая подготовка диспетчера ЦППС (ПСЧ).... 58

1 л а в а 4. Формирование социально-психологической устойчивости пожарного подразделения.............. 55

Список литературы............. 78

Комментарии

Смотрите также

 

Date: 2016-05-17; view: 2806; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию