Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Охрана коммерческой тайны от конкурентов





Отдельной категорией субъектов прав на коммерческую тайну выступают конкуренты. В своем стремлении заполучить коммерческие секреты соперников предприятия могут использовать различные методы конкурентной разведки или промышленного шпионажа, т.е. прибегать как к вполне законным и этичным способам получения информации, так и различного рода формам недобросовестной конкуренции. Поэтому прежде чем перейти к рассмотрению способов охраны коммерческой тайны от действий конкурентов необходимо выяснить, какие из этих действий являются правомерными, а какие нет.

На сегодня в практике хозяйствования существует три основных способа правомерного получения коммерческой тайны конкурентами:

1) независимое открытие;

2) обратный технический анализ;

3) добросовестное приобретение.

Независимое открытие. Ни в одной стране мира коммерческая тайна не имеет охраны от независимых открытий. Введение подобной охраны подорвало бы основы патентной системы, которая обеспечивает защиту прав патентообладателя от независимого открытия в обмен на обнародование им закрытой информации и передачу ее в общественное пользование по истечении срока патентной охраны. Обладатель незапатентованного производственного секрета рискует его утратить в любой момент. Конкурент, который делает независимое изобретение, может его засекретить как коммерческую тайну, и в этом случае возникают два обладателя одного и того же секрета.

Альтернативой этому положению выступает возможность получения так называемого заградительного патента, как способа защиты собственной информации. В некоторых странах получение заградительного патента в подобной ситуации используется для того, чтобы воспрепятствовать использованию изобретения первым из двух субъектов. Конкурент, защитивший себя таким образом, может, если захочет, обнародовать свои секреты, но при этом он полностью утрачивает право на коммерческую тайну. Коммерческая тайна может быть утрачена также в совершенно законной ситуации, когда независимый ученый-исследователь приходит к таким же результатам и публикует информацию о них в научной печати.

Обратный технический анализ. Обратный технический анализ, или «обратная инженерия» – это процесс исследования имеющегося в широкой продаже продукта с целью обнаружения секретов его работы и/или того, как он сделан. В международном праве интеллектуальной собственности не существует защиты против такой «обратной инженерии». До недавнего времени также не существовало защиты от нее и в законодательстве о коммерческой тайне ведущих стран мира. Когда продукт выпущен в продажу, конкуренты могут его приобрести и поставить задачу своим инженерам изучить его, чтобы понять, как он сделан. Компания, которая преуспеет в этом, свободна в использовании результатов «обратной инженерии» в конкурентной борьбе с обладателем оригинального секрета производства. Эта компания может в своем производстве использовать полученный через «обратную инженерию» секрет, но она не может его запатентовать, поскольку никто из ее работников не является автором изобретения.

Однако в некоторых отраслях экономики (например, в сфере производства компьютерных программных продуктов массового распространения) получили распространение два способа охраны от использования «обратной инженерии»:

· обеспечение договорного использования продукции;

· соблюдение авторских прав.

Направление, связанное с договорным использованием программных продуктов, исходит из того, что право на это использование лицензируется, но не продается.

На заре развития компьютерной индустрии использование компьютеров было так ограничено, что продавцы программных продуктов могли ввести переговоры о лицензионных соглашениях практически с каждым пользователем. Компании включали в такие соглашения положения, по которым пользователи принимали на себя обязательство не заниматься «обратной инженерией». В соответствии с общими принципами договорного права эти положения вполне надежно обеспечивали соблюдение договорных обязательств. Однако по мере расширения рынка продаж компьютерной продукции сотням миллионов персональных пользователей стало невозможно заключать адекватное количество лицензионных соглашений. Вместо этого производители стали печатать выдержки из их текстов на упаковке каждого продаваемого продукта. В связи с чем, эти тексты получили название «оберточных договоров». В «оберточных договорах» так же, как и в подписывавшихся раньше индивидуальных лицензионных соглашениях, содержатся положения, запрещающие «обратную инженерию» Но в связи с тем, что в соответствии с принципами договорного права для соблюдения положений договора требуется согласие заключающих его сторон, наступление правовых последствий по «оберточным договорам» более чем сомнительно. Компьютерные компании сейчас ведут борьбу за пересмотр отдельных принципов договорного права с тем, чтобы сделать «оберточные договоры» юридически значимыми.

Производители программного обеспечения примерно таким же образом вставляют аналогичные тексты в свои программы, которые высвечиваются на экране всякий раз при запуске компьютера. Эти стандартные тексты повторяют положения лицензионных договоров, запрещающие «обратную инженерию» и разрешающие установку программ, только если пользователь согласен с этим запретом. В распространении своей продукции эти компании во все большей степени обращаются к возможностям Интернет, как способу заключать лицензионные соглашения, запрещающие «обратную инженерию». Интернет делает технически возможным выведение лицензионных требований на мониторе у получателя программного продукта и получение от него согласия на выраженные условия до того, как начнется передача ему программы (пример, антивирусные программы).

Другой подход в борьбе за запрещение «обратной инженерии» программного обеспечения связан с авторскими правами. Процессы «обратной инженерии» в отношении программного продукта, как правило, требуют адаптации и копирования оригинальной, защищенной авторским правом программы.

3) Последним способом правомерного получения коммерческой тайны конкурентами является добросовестное приобретение. Примером может служить лицензионный договор, в рамках которого оформляются отношения между правообладателем (лицензиаром) и пользователем (лицензиатом). Типичным является договор на передачу готовых научно-технических разработок: технологий, конструкций, содержащих незапатентованные технические решения, дизайн и т. п. Право на коммерческую информацию может передаваться по договору коммерческой концессии (франчайзинга). Элементы лицензионного договора могут включаться в другие гражданско-правовые договоры (например, на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, совместной деятельности, подряда, о создании акционерного общества). Во всех договорах, предусматривающих передачу прав на использование сведений, являющихся КТ, на пользователя должна быть возложена обязанность по соблюдению ее конфиденциальности. И менеджеры должны позаботиться о том, чтобы все необходимые меры по сохранности информации были отражены в соответствующем договоре.

Все три рассмотренные способа приобретения коммерческой тайны конкурентами считаются «честными видами коммерческой практики». Однако в практике конкурентной борьбы для достижения конкурентных преимуществ соперники часто прибегают к незаконным способам поучения информации, т.е. методам экономического шпионажа. В таки случаях правовые меры охраны коммерческой тайны не действуют. Предприятие вынуждено прибегать к другим способам охраны информации – организационным, техническим, психологическим.

Date: 2016-05-17; view: 620; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию