Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы экономического шпионажа





По мнению западных экспертов, соотношение между наиболее типичными формами и методами современного экономического шпионажа отражается такими данными:

Ø подкуп или шантаж сотрудников фирмы, внедрение в нее своих агентов – 42 %;

Ø снятие информации спецтехникой с персональных ЕВМ – 35%;

Ø копирование или кража документов, экспериментальных и товарных образцов – 13%;

Ø прослушивание и подслушивание – 5%;

Ø прочие средства – 5 %.

Что касается условий, способствующих просачиванию коммерческих секретов фирм, то опрос 3-х тысяч респондентов (1992 г., Московский центр по изучению проблем незаконной конкуренции) дал такие результаты:

Ø болтливость сотрудников, особенно в связи с употреблением алкоголя и в приятельских компаниях – 32 % ответов;

Ø стремление сотрудников заработать деньги любым способом (по принципу «Деньги не пахнут») – 24 %;

Ø отсутствие у фирмы должной службы безопасности – 14 %;

Ø остатки советского стереотипа у некоторых сотрудников фирмы «делиться передовым (и прочим) опытом», давать профессиональные советы посторонним – 12 %;

Ø бесконтрольное использование информационных и копировальных средств не фирме – 10 %;

Ø психологические конфликты между сотрудниками, между сотрудниками и руководством, набор случайных людей, которые только и жаждут «продаться» или «отомстить» – 8 %.

Все методы получения коммерчески важной информации условно можно разделить на две группы: те, которые не требуют доступа к предприятию, намеченного в жертву, и те, которые основываются на непосредственном контакте с предприятием – объектом шпионажа.

Первая группа методов непосредственно не является специальной техникой экономического шпионажа, поскольку предполагает использование только открытой (официально доступной) информации. Эти методы формируют отдельную сферу экономической разведки – конкурентной разведки.

Ко второй группе методов относятся:

1) электронный доступ к секретным данным;

2) подслушивание при помощи подсоединения к кабельным сетям, установление подслушивающей аппаратуры в офисе, в том числе перехват переговоров по мобильному (радио) телефону;

3) несанкционированный доступ компьютерным системам при помощи проникновения в сеть, взлом программного или аппаратного обеспечения;

4) доступ к секретным материалам;

5) применение скрытого визуального наблюдения, фото или видеосъемки;

6) использование личных связей с сотрудниками предприятия;

7) воровство информации, содержащейся в документах, чертежах, на дискетах или дисках;

8) использование услуг проституток с целью последующего шантажа сотрудников предприятия;

9) метод «подсадной утки» (коммуникабельного лица, способного установить контакт с сотрудником фирмы с целью выведывания у него секретной информации);

10) подкуп, взяточничество, предоставление определенных услуг сотруднику с целью получения необходимой информации;

11) компрометация руководящих сотрудников предприятия с целью развала всей системы экономической безопасности конкурирующего предприятия;

12) выведывание секретной информации под видом проверки уровня профессионализма сотрудников предприятия (например, при имитации предложения более выгодных условий работы).

Первые пять из перечисленных методов формируют так называемые технические методы экономического шпионажа, а остальные относятся к группе агентурных методов.

Рассмотрим детально каждую из этих групп методов.

Подкуп

Подкуп – наиболее распространенный и эффективный способ получения конфиденциальной информации! При этом происходит взаимовыгодный обмен, где за реальное содействие или согласие сотрудничать человек получает определенное вознаграждение. Разумеется, этот метод требует некоторой предварительной работы для выяснения степени осведомленности тех или других сотрудников фирмы в ее делах.

Печальная статистика Интерпола! 25% служащих любой фирмы готовы продать ее секреты в любое время, кому угодно, 50% идут на это в зависимости от обстоятельств и только 25% являются патриотами собственной компании.

Подкуп может использоваться ради привлечения человека к сотрудничеству, получения от него информации, создания компромата, склонения к какому-то действию, или к служебной бездеятельности. Зондируя человека на успешность подкупа, прежде всего выискивают моменты, которые свидетельствуют о его готовности взять взятку, а именно:

Ø конкретные черты характера (завистливость, беззаботность, импульсивность, жадность, внушаемость);

Ø рискованность;

Ø намеки и слухи;

Ø имеющиеся прецеденты в прошлом;

Ø домогательства, которые высказываются, и реальные возможности;

Ø значимых лиц в окружении (жена, дети, любовница) и их предвиденные
потребности;

Ø имеющиеся бытовые и материальные условия;

Ø сегодняшнюю ситуацию (карьерные и материальные затруднения, внезапная необходимость в чем-нибудь);

Ø хобби и мании.

Используя полученные данные, искусственно создают (или ловят) момент наиболее острой потребности человека и его близких в деньгах. Это может быть проигрыш в азартной игре, требование возврата старого долга, внезапная возможность приобрести что-то очень желанное, исчезновение или порча взятой на время ценной вещи и т.п. Иногда предлагают, значительно ограничивая срок, какую-то очень интересную для человека вещь. При этом тот, кто предлагает и тот, кто подкупает могут будто и не знать друг друга, или же выступать в одном лице.

Разжигая шаг за шагом аппетит человека, приваживают ее к деньгам (учитывая, что привычку легче создать, чем поломать), а после требуют за новые "инъекции" определенные услуги. Или обостряют зависть человека и его близких к процветающему коллеге, а потом подсовывают ему шанс существенно улучшить собственный материальный уровень. Могут также попросить человека о мелкоц услуге и отблагодарить его в той форме, к которой трудно прицепиться и отказаться (подарок для детей, билеты на концерт, бутылка красивого вина и т.п.). Главное - сломать внутренний барьер и соответственно облегчить возможность следующего подкупа.

В качестве вознаграждения при подкупе, обычно, выступают:

значительные материальные ценности и недвижимость (валюта, деньги, антиквариат, произведения искусства, автомобили, электроника, жилье, земельный участок, бизнес и т.п.);

средства удовлетворения определенных потребностей (коллекционные предметы, наркотики, престижные знакомства, желательная информация и т.п.);

содействие человеку и его близким в решении каких-либо вопросов (выгодное трудоустройство, рабочий контракт, вступление к престижному учебному заведению, продажа дорогого предмета по сравнительно низкой ценой, обеспечение визой, продвижение по службе и т.п.).

Сам процесс передачи взятки зависит от многих обстоятельств и определяется, прежде всего, личными качествами того, кого подкупают. Это может быть передача из рук в руки, через курьера или третье лицо, скрытое подсовывание в стол, или в карман, официальным переводом по контракту за невыполненную работу и т.п. Внешняя окраска передачи взятки зависит от реальной ситуации и места действия - на юбилее, на работе, на отдыхе.

Факт передачи взятки, как правило, обязательно фиксируется (распиской, обозначенными вещами, свидетелями, аудио- или видеозаписями), для того чтобы в случае необходимости иметь дополнительный компромат на лицо, у которого есть возможности добывать необходимую информацию.

Несмотря на то, что подкуп часто осуществляется через посредников, а это требует дополнительных затрат, тем не менее все затраты такого рода с лихвой окупаются одним важным обстоятельством - необходимые секреты доставляются конкуренту в полном объеме, без преодоления физических и технических средств охраны и имеют стойкую тенденцию к следующему поступлению.

Шантаж

Для тех 50% сотрудников, которые идут на сотрудничество с конкурентами в зависимости от обстоятельств, необходимые "обстоятельства" нередко создаются через шантаж.

Под шантажом имеется в виду популярный метод влияния, в процессе которого человека ставят перед выбором: или он выполнит все требования того, кто шантажирует, или нежелательная (позорная) для него информация будет предоставлена определенным лицам или средствам массовой информации. В другом случае, ему просто угрожают средствами физического влияния.

Подготовка и осуществление шантажа, как правило, состоит из таких мероприятий, как:

- поиск наиболее уязвимых сфер жизни. Все, чем человек дорожит и что опасается внезапно потерять (карьера, положение в обществе, любовь женщины (мужчины), счастье детей, свой бизнес, поддержку и уважение конкретных лиц, физическую безопасность, имущественную обеспеченность и т.п.) составляет сферу ее личной уязвимости. Для ее определения очерчивают основные мотивы, привычки, стремления, желания и склонности этого человека, а также оценивают ее психические, моральные и волевые качества (недостатка характера, сообразительность, непредсказуемость, умение хитрить, импульсивность, самолюбие и т.п.);

- выбор конкретного предмета шантажа. Обычно предметами шантажа могут выступать материалы, которые позорят или могут навредить карьере, бизнесу объекта шантажа. К ним относятся: скрываемые факты биографии, ошибки в работе, разворовывание служебной информации, различные злоупотребления и преступления, сомнительные связи, моральная неопрятность и т.п. Также это могут быть компрометирующие данные, которые способны испортить отношения с влиятельными лицами (их очернение или предательство, потеря личной репутации, "грехи" близких людей и т.п.). Или скандальные факты, которые могут разрушить личную жизнь, например, интимные связи и шокирующие поступки, а также определенные материалы, порочащие близких объекту шантажа лиц (родных или друзей), способные испортить им всю жизнь. Иногда в этом качестве выступают реальные или сфабрикованные компрометирующие данные сугубо уголовного характера;

- установление тех людей (организаций), которым по убеждению объекта шантажа крайне нежелательно знать данные, которые его порочат. Может быть так, что это лицо совсем не будет волноваться, если о сведениях, которые его позорят, узнает какое-то постороннее лицо, но в то же время оно будет готово пойти на все, только бы об этих фактах не узнал другой, определенный человек (организация). Поэтому, готовясь к шантажу, определяют, кому, по мнению объекта шантажа, знать данный компромат предельно нежелательно (начальству на работе, парт­неру по бизнесу, определенным влиятельным лицам, скандальным журналистам, жене, друзьям и недругам, потенциальным врагам, налоговым органам или органам внутренних дел и службы безопасности и т.п.) и только потом акцентируют возможность передачи компрометирующего материала именно в те руки;

- подбор и оформление компромата. Факты, которые имеют целью компроментацию объекта, условно можно поделить на группы:

полученные в ходе разработки человека. Эти факты обязательно документируются (фото-, аудио- и видеоматериалы, копии важных бумаг, свидетельства очевидцев (свидетелей) и т.п.);

возможные, но никем не подтвержденные. Возможные факты выводятся на основании косвенных свидетельств, побочных сведений и, как правило, применяются как дополнительные;

частично или полностью сфабрикованные, но в целом правдоподобные. Мастерски сфабрикованные факты создают путем выхватывания из контекста действительных высказываний или поступков индивида с дальнейшей специфической их интерпретацией, которая принципиально смещает акцент в сторону того, кто шантажирует;

умело инспирированные (то есть искусственно созданными). Типичными искусственно созданными ситуациями являются втягивание объекта в деятельность какой-то на первый взгляд совсем невинной неформальной организации (кружка, клуба и т.п.), которая "внезапно" оказывается противозаконной или аморальной. Это также может быть просьба о незначительной услуге (например, зайти куда-то и передать что-нибудь), которое с помощью изменения акцентов уже не будет выглядеть таким невинным. Широко используется изъятие у объекта разными путями (кража, обман и т.п.) важных рабочих документов, исчезновение которых может повлечь за собой большие неприятности для него, с последующим снятием копии или использованием в качестве шантажа. Также может применяться фальсификация разных документов о предательстве объекта, которое якобы имело место. Иногда это может быть подбрасывание объекту (к квартире, офису, в портфель) каких-то компрометирующих вещей (наркотики, дискета с конфиденциальной информацией, орудие убийства и т.п.) и последующим шантажом. Как вариант, может быть использовано "подсовывания" объекту сексуального партнера с следующей фиксацией интимного общения, инсценирование любой уголовной ситуации (аварии, убийства, изнасилования, грабежа, торговли наркотиками, поджога, кражи и т.п.) и дальнейшее развертывание кампании по шантажу последнего (наличие свидетелей, видео- и аудиоматериалов, отсутствие алиби и т.п.);

- определение техники и тактики шантажа. При применении шантажа могут использоваться такие методы: "горячий" (под своим именем), "холодный" (под чужим именем) и "бесконтактный" (полностью анонимный).

Чтобы "прижать объект к стене" демонстрируется серьезность и документированность компромата и уверяется в твердой решимости задействовать этот компромат, если объект будет артачиться. Ему "убедительно" доказывается, что этому сообщению поверят и доступно описываются реальные последствия поспешного неосмотрительного отказа. При этом наглядно демонстрируется невозможность противодействия компромату, то есть "убивается надежда" и предупреждается о возможных дополнительных "свежих данных" определенной направленности. Факты, как правило, предъявляют внезапно (ошеломить объект) или поочередно (по степени нарастания их силы). При предъявлении каких-то документов чаще демонстрируются их копии, чтобы субъект внезапно не изъял (уничтожил) оригиналы. При отсутствии реальных документов возможно «блефование», когда сообщается, что они имеются в наличии, или даже конкретно указывается их местонахождение;

- планирование и проведение эпизодов по подрыву воли объекта шантажа. Чтобы намеченный объект стал более покладистым, проводится предварительная подготовка, которая ориентированна на подавление его воли. Для этого используются разные средства. Например, грубое терроризирование телефонными звонками (и днем, и ночью), частыми анонимками или непосредственным физическим влиянием, или распространение лживых слухов о якобы имеющемся сотрудничестве жертвы с конкурентами.

Иногда это могут быть сфабрикованные послания от деловых партнеров и соратников с угрозами расправиться за какое-то предательство или послания от любимых лиц, в которых сообщается о неожиданном разрыве отношений. Или даже инсценировка случаев, которые будут расцениваться человеком как зловещие приметы.

С целью влияния на слуховую, нервную и зрительную системы человека посылают деморализующие сообщения (смерть или арест близких, кража и изнасилование ребенка, оставление любимой женой и т.п.) или изображения, которые шокируют, например, фото жены в интимном контакте с кем-нибудь. Довольно эффективно подавляется чужая воля с помощью медицинских препаратов, которые скрытно добавляют в питье и пищу, а иногда заменяют ими обычные лекарства, которые необходимы больному человеку;

- выбор удобного момента и места осуществления центральной акции. Наиболее благоприятный момент для проведения шантажа возникает, как правило, при кратком­ частном снижении волевых качеств объекта, которое может быть следствием подготовительных мероприятий, или предельной нежелательности компрометации для человека, например, период продвижения по службе. Место осуществления основного эпизода избирается в зависимости от обстоятельств, но чаще всего там, где отсутствуют лишние люди и нюансы обстановки нисколько не способствуют психологической поддержке шантажируемого. Кроме того, у исполнителя должна быть возможность быстро исчезнуть в случае отрицательной реакции объекта на шантаж или других нежелательных неожиданностей.

Акция шантажа на ярком фоне тонизирующей ритмически-маршевой мелодии нередко вызовает усиление волевого сопротивления объекта, тогда как фон рок-музыки рождает агрессивные тенденции. А проведение мероприятия во время посещения дискотеки, как правило, происходит более эффективно, поскольку громкое звучание и цветомузыка влияют подобно алкоголю и подавляют волю человека, лишая его надлежащей собранности.

Если работают с объектом под чужим именем, то обычно договариваются о свидании по телефону (выступая от лица уважаемого лица), прямо подходят к индивиду на улице, подсаживаются к нему в ресторане, заходят к объекту домой или, разжигая любопытство человека, зовут его на какую-то таинственную встречу письмом, подписанным неизвестным адресантом.

При бесконтактных способах, как правило, используют односторонний канал факса и телефона, включая сотовую и космическую вязь, с обеспечением не засечения своего номера («анти-АОН»...) или с использованием посторонней абонентской линии без ведома ее реального хозяина.

Date: 2016-05-17; view: 957; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию