Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Графомоторные методики





1. Тематический рисунок «Дом-дерево-человек» Данное за-
дание является адекватный для детей 5 лет и старше. Интер-
претация производится как с позиций степени зрелости гра-
фического символизма в рисунке (насыщенность существен-
ными деталями, композиционная сложность), так и в плане
оценки сформированности графомоторных навыков и формо-
образующих движений, способности передать пространствен-
ные признаки предметов и их пропорции. Грубые нарушения
пространственных взаимоотношений элементов изображения,
распад целостной структуры изображения у ребенка 6 лет и
старше с сохранным интеллектом обычно свидетельствует о
выраженных оптико-пространственных нарушениях, нередко
сочетающихся с расстройствами праксиса‚ Данная картина ча-
ще свойственна прогрессирующим или острым церебральным
повреждениям. По данным О. А. Красовской (1980), при ост-
рой церебралыюй недостаточности такая симптоматика у детей
чаще наблюдается при очаговом поражений (опухоль, абсцесс,
кровоизлияние) правой гемисферы. Для левополушарных по-
ражений более характерны бедные деталями схематичные ри-
сунки. Ниже приводятся балльные критерии оценки зрелости
рисунка «Дом-дерево-человек». Каждый элемснт предметного
изображения оценивается по наличию или отсутствию значи-
мых признаков, а затем полученные оценки суммируются.
При наличии тех или иных погрешностей определенное число
баллов вычитается из полученной суммы.

а) Оценка изображения человека. Возможность узнать в
изображений фигуру человека — 0,5 балла. Наличие головы,
ног, рук, туловища, глаз, носа, рта, одежды оцениваются по 1
баллу за каждую деталь (парный орган оценивается в 1 балл).
Наличие пальцев, ушей, волос — по 2 балла. Наличие бровей,
ресниц или шеи — по 3 балла. Если конечности имеют тол-
щину (изображены двумя липиями), начисляется 2 балла.
Изображение человека в профиль оценивается в 2 дополни-
тельных балла. Правильное «прикрепление» рук и ног — по 1
баллу.

б) Оценка изображения дома. Наличие хотя бы отдаленного
сходства с домом —0,5 балла. Наличие окон, дверей и крыши —
по 1 баллу. Изображение с элементами перспсктивы — 0,5 балла
(рис. 8).



в) Оценка изображения дерева. Наличие крупных магист-
ральных ветвей— 1 балл. Наличие мелких ветвей, листьев —по
2 балла. Изображение рисунка коры — 1 балл. Конусовидный
ствол — 1 балл. Ствол в виде прямоугольника — 0,5 балла. Раз-
ветвленный ствол — 2 балла. Схематичное изображение дерева
(«образ-клише») — 5 баллов.

При нарушений параллельности линии в каком-либо изо-
бражений вычитается по 0,5 балла за каждое нарушение.

Кроме содержательной характеристики, в рисунках оцени-
вается и техническое исполнение. И. Шванцара (1978) описы-
вает 5 признаков «органичности» в рисунках детей: наклон фи-
гуры более, чем на 15° от вертикальной оси, наличие двойных
линии, прерывистых линии, дрожащие («трясущиеся») линии,
неприсоединенные линии. Наличие в рисунке 2-х и более при-
знаков «органичности» является патогномоничным для рези-
дуально-органических церсбральных поражений у детей.

По нашим наблюдениям, низкие результаты в данном за-
дании наблюдаются у большинства детей с дислексией и детей
с первичным недоразвитием устной речи. При этом наиболее
часто встречаются такие недостатки, как бедность деталями,
чрезмерный схематизм рисунков, «фризовое» отдельных изо-
бражений на листе бумаги (т. е. без признаков перспективных
отношений) нарушение пропорций, микрорисунки. Большин-
ство перечисленных недостатков можно интерпретировать как
проявления левополушарной недостаточности.

2. Срисовывание фигур. Задание обладает довольно высо-
кой диагностическом способностью в отношений нарушений
пространственного праксиса, недостаточной сформированности
формообразующих движений, неполноценности зрительно-мо-
торной координации. Е. Taylor (1959) предложила набор фигур
для копирования, отобранный ею из существующих психомет-
рических методик, наиболее адекватный, по ее мнению, для
решения вышеуказанных задач (рис. 34 приложения). Без гру-
бых погрешностей большинство детей воспроизводят по образ-
цу фигуру 1 с 3-летнего возраста, фигуру 2 — с 5 лет, фигуру 3 —
с 5,5 лет, фигуру 4 — с 6 лет и фигуру 5 — с 7 лет. Следова-
тельно, в соответствии с вышеуказанными критериями данный
набор фигур адекватен для нейропсихологической диагностики
у детей 4 лет и старше. В этом случае возрастные нормативы
выполнении вышеперечисленных фигур будут соответствовать
вышеназванным с поправкой иа 1 год у детей с сохранным
интелектом, на 2 года — у детей с задержкой психического раз-
вития, на 3 года — у детей с умственнои отсталостыо в степени
дебильности.




 



3. Для детей старше 8 лет целесообразно использовать на-
бор 10 фигур из графического теста Эллис
(рис. 9). Фигуры
воспроизводятся ребенком по памяти. В зависимости от сте-
пени погрешностей при воспроизведении фигур каждая оце-
нивается в 1, 0,5 или 0 баллов. (рис. 10). Затем оценки сум-
мируются. Причинами снижения результатов в данном зада-
нии могут быть как диспраксия, конструктивная апраксия, так
и зрительная агнозия. Для дифференциации расстройств зри-
тельного гнозиса от диспраксий следует результаты выполне-
ния данного задания сопоставить с результатами, полученны-
ми в палочковом тесте Гольдштейн-Ширера, менее чувстви-
тельном к нарушениям пальцевого праксиса. Графический тест
Эллис является диагностически довольно чувствительным к
резидуально-органическим энцефалопатиям у детей.

Date: 2016-05-13; view: 507; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию