Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогический словарь





Воспитание как социокультурный процесс – (в широком социальном смысле) система воздействий общественных институтов, обеспечивающих передачу молодому поколению накопленного обществом жизненного опыта.

Воспитание как педагогический процесс (в широком педагогическом смысле) – процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого, в ходе которого создаются условия для саморазвития и самоактуализации личности.

Воспитание как педагогический процесс (в узком педагогическом смысле) – целенаправленная профессиональная деятельность педагога, направленная на создание условий для саморазвития и самоактуализации личности.

Движущие силы процесса воспитания – совокупность объективных и субъективных противоречий, присущих процессу воспитания.

Цели воспитания – в широком смысле: идеал совершенного человека; в узком смысле: желаемый результат воспитания.

Закономерности воспитания – объективно существующие, повторяющиеся и существенные связи явлений в области воспитания.

Принципы воспитания – основные положения и правила, основанные на закономерностях воспитания.

Перевоспитание – перестройка сложившихся у личности взглядов, суждений, оценок, не соответствующих в той или иной степени существующим в обществе нормам и правилам.

Самовоспитание – сознательная, целенаправленная и самостоятельная деятельность личности по саморазвитию и самосовершенствованию.

Блок самоконтроля

По итогам изучения данной темы вы должны знать:

  • Сущность понятий «воспитание как социокультурный процесс», «воспитание как педагогический процесс»
  • Сущность и специфику движущих сил воспитания
  • Соотношение содержания понятий «формирование», «социализация» и «воспитание»
  • Сущность и структуру перевоспитания и самовоспитания

По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

  • Анализировать и оценивать условия, в которых протекает воспитательный процесс
  • Выбирать пути и способы разрешения и устранения противоречий в воспитательном процессе
  • Устанавливать взаимосвязь закономерностей, принципов и факторов воспитания

 

 

 

Задание №1 докажите, что цель воспитания носит исторический характер и является социальным заказом общества

Задание №2 реализация принципа личностного подхода требуется, что бы воспитатель:

· Постоянно изучал и знал индивидуальные особенности, привычки, черты характера, особенности темперамента, взгляды воспитанника

·

·

·

· Максимально опирался на собственную активность личности.

·

Задание №3 критерии воспитанности -это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности

Сделайте подборку диагностик направленных на выявление уровня воспитанности.

Задание №4 раскройте понятия:

· Толерантность

· Творчество

· Самостоятельность

· Самоопределение личности

· Самообразование

· Нравственность

· Духовность

· Воспитанность

· Карьера

Задание №5 прочитайте текст, маркируя его на полях, следующим образом. Если содержание вам знакомо ставите «+», если нет «-», если думали иначе «!», если возник вопрос «?».

  Средство воспитания – это педагогически независимый источник социального опыта. Средством воспитания является все то, что оказывает воспитательное воздействие. (Природа, книги, звук, вещь, события, явления, искусство и др.) Средства воспитания воздействуют на воспитуемых как сами по себе, так и возможно использование их для решения поставленных задач. Выбор средств воспитания обусловлен методом воспитания. Средства должны отвечать определенным требованиям:
  • Гигиеническим
  • Эстетическим
  • Экономическим
  • Правовым
  • Этическим
Совокупность методов и средств воспитания определяют форму воспитательной деятельности. Понятие форма имеет множество значений: 1. внешнее выражение процесса воспитания 2. совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы. 3. система целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности воспитанников. таким образом форма воспитания это образ взаимодействия воспитанников с воспитателем в процессе воспитательной деятельности. Формы воспитательной работы выполняю ряд функций:
  • организационную (способ организации)
  • регулирующую (способ взаимодействия)
  • информативную (способы познания)
Существует большое количество классификаций форм воспитательной деятельности. одну форму от другой отличают:
  • продолжительность по времени (кратковременные и длительные)
  • вид деятельности (трудовая, игровая, учебная и т.д.)
  • способ влияния педагога (непосредственно и опосредованно)
  • субъект организации (педагоги, родители, дети…)
  • результат (информационный обмет, принятие решения, совместное творчество, путешествие и т.д.)
  • количество участников (индивидуальная, групповая, массовая, коллективная)
Наиболее часто используемые формы воспитательной деятельности:
  • индивидуальные формы (беседа, консультация, задушевный разговор, поиск решения, обмен мнениями…). Данные формы работы способствуют раскрытию талантов ученика, помогают найти решения, раскрыть индивидуальность.
  • Групповые формы (советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки.) основная задача воспитателя создать условия для раскрытия способности каждым учеником.
  • Коллективные формы (конкурсы, походы, агитбригады, тур слеты, спортивные соревнования, спектакли, концерты) воспитателю важно расположить к себе воспитанников, быть авторитетом, консультантом, помощником…
  Для успеха дела воспитатель должен знать своих воспитанников и на основе этого строить воспитательную деятельность.
 

Тема 6 Методы, приемы и средства воспитания. Формы воспитания

Педагогический словарь

Методы воспитания – это способы взаимодействия воспитателя с воспитанниками с целью формирования у них определенных качеств личности.

Метод воспитания – это способ достижения цели воспитания.

Прием воспитания – это частное выражение метода. (пример: метод поощрение, прием – вручение грамоты)

Классификация методов – это построенная по определенному признаку система методов, способствующая выявлению в них общего и специфичного, теоретического и практического.

Убеждение – это способ влияния на личность, чувства, волю воспитанника с целью развития сознательного отношения к окружающей действительности.

Этическая беседа – вопросно – ответный метод активного взаимодействия воспитателя и воспитанника в ходе обсуждения нравственной проблемы.

Упражнение (приучение) – многократное повторение действия для формирования устойчивого механизма поведения.

Поощрение – способ выражения положительной оценки, закрепление и стимулирование формирования нравственного поведения.

Наказание – способ торможения негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поведения (а не личности), способ предъявления требований и принуждения следовать нормам, формирование чувства вины, раскаяния.

Метод примера – это способ предъявления образца как готовой программы поведения.

Разъяснение – метод эмоционально - словесного воздействия на воспитанников.

Соревнование – это метод направления естественной потребности к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств.

Требование – это метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношения, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявления у него определенных качеств.

К методу требования относятся:

· Совет

· Просьба

· Доверие

· Одобрение

· Намек и т.п.

Блок самоконтроля

По итогам изучения данной темы вы должны знать:

  • Сущность понятий «методы воспитания»
  • Основные классификации методов воспитания.
  • Способы взаимодействия с воспитанниками.
  • Пути и средства выбора методов воспитания опираясь на особенности развития личности.
  • Сущность и структуру перевоспитания и самовоспитания

По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

  • Анализировать и оценивать условия, в которых протекает воспитательный процесс.
  • Адекватно использовать методы воспитательного воздействия.
  • Выбирать пути и способы применения различных методов воспитания для создания условий самореализации личности.
  • Устанавливать доверительные отношения, с воспитанниками используя различные методы воспитания.

 

 

 

 

Задание №1 составьте примерные темы (не менее 5) этической беседы с детьми.

Задание №2 определите педагогические условия эффективности применения метода поощрения.

Задание №3 Решите следующие педагогические ситуации:

Ситуация 1

Воспитателя смущает грубое поведение девочек в группе. Он хотел бы, что бы девочки имели красивые манеры.

Что Вы могли бы посоветовать воспитателю в достижении задуманной цели?

Ситуация 2

Воспитатель намеривается повесить картину на стену, обращается к детям: «нам так нужна эта картина, а я боюсь, что у меня не получится ее ровно повесить»

Оцените обращение воспитателя с точки зрения метода воздействия.

Задание №4 прочитайте текст, выделяя на полях, знаю «+», новое «-», думал иначе «!», возник вопрос «?».

  Семья для ребенка – это первоначальный и наиболее активный источник формирования личности. Семья является хранителем традиций, установок, мировоззрения, образов поведения. семья выполняет ряд функций:
  • Репродуктивную (продолжение рода)
  • Хозяйственно-экономическую (материальное обеспечение)
  • Воспитательную (формирование гражданской позиции)
  • Коммуникативную (взаимодействие с другими социальными институтами)
  • Рекреативную (сохранение здоровья, организация досуга)
Семьи классифицируются по разным признакам: · По количеству членов семьи (однодетные, многодетные, двухдетные, бездетные, полные, не полные, искаженные) · По условиям жизни (благополучные и неблагополучные) · По стилю воспитания (гиперопекой, гиполпекой, авторитарные, либеральные, демократические) Существуют правила эффективного воспитания в семье: · Люби ребенка таким, какой он есть · Знай, особенности возрастных периодов и подбирай соответствующие методы воспитания · Умей выслушать · Быть примером во всем · Наказывать нужно не личность, а поступок (не ребенок плохой, а то что он сделал плохо), объясняй как исправить ситуацию. · Не используй тотальный контроль · Будь заботлив в меру · Не унижай · Помни, от ошибок не застрахован никто · Больше разговаривай о жизни · Помогай решать трудности · Верь, что все получиться · На нарушай территориальных свобод · Оставляй право самому принимать решения. По мнению ученых, развитие и формирование личности может быть реализовано только в системе коллективного воспитания. В современной литературе под коллективом понимают: 1. любая организованная группа людей 2. только высокоорганизованная группа. В педагогике под коллективом понимают, объединение воспитанников, для которого характерны следующие признаки: · общая социально значимая цель · общая совместная деятельность · отношения ответственной зависимости · общий выборный руководящий орган.   т.о. школьный коллектив это – группа воспитанников, объединенная общей социально значимой целью, отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, при выполнении социально значимой деятельности и управляющая выбранным органом, при безусловном равенстве всех членов коллектива. Воспитанник может быть членом учебного, трудового, общественного, спортивного, художественно-творческого, клубного и др. объединений. Проблеме воспитания личности в коллективе посвящены исследования И.П.Иванова, В.М. Короткова, Л.И. Новиковой и др. Одним из разработчиков развития коллектива является А.С. Макаренко. Учение А.С.Макаренко содержит технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение это форма жизни коллектива, остановка – смерть. А.С.Макаренко определил принципы развития коллектива:
  • гласность
  • перспектива
  • ответственность
  • параллельность действия
Стадии развития коллектива (А.С. Макаренко)
  • формирование актива
  • влияние актива
  • высокий уровень организованности всех членов коллектива
Между стадиями развития коллектива нет четких границ. На всех стадиях развития коллектива большую роль играют традиции коллектива,которые направлены на развитие общих норм и правил поведения, развивают общие переживания, развивают эмоционально- нравственные стороны, формирует мотивацию. А.С.Макаренко выделял, необходимость четко выбора практической цели, он назвал ее перспективой(близка, средняя и далекая перспектива): · близкая перспектива («завтрашняя радость» - выдвигается перед коллективом на любой стадии, и должна быть интересной для всех членов) · средняя перспектива (перспектива события) · далекая перспектива (дальняя цель развития) по мере достижения цели надо выдвигать новые перспективы. Признаки сформированности коллектива (А.С.Макаренко)
  • мажор
  • дружеское единение
  • защищенность
  • ощущение собственного достоинства
  • такт
  • социально - психологическая зрелость членов коллектива.
На основе теории А.С.Макаренко, в современной педагогике, сложился другой подход к стадиям развития коллектива, его основателями считают Л.И. Новикову, А.Т.Куракина и др.
  • низкий уровень развития – группа – конгломерат (например дети едущие в лагерь) это номинальная группа, объединенная условиями среды. Необходимо принять меры для сплочения например игры на знакомство. Как только произошло объединение, группа переходит на новую ступень.
  • Группа – ассоциация. Закладываются основы формирования актива. Для этого необходимы игры на выявление лидера. Организация совместной деятельность например составления коллажа. Следующая ступень
  • Группа – кооперация (высокий уровень сотрудничества) межличностные отношения носят деловой характер направленный на достижения высокого результата. Возможна организация КТД.
  • Группа – автономия (внутренне единство) на этом уровне происходит сплоченность группы, которые становятся основой для появления коллектива. Однако следует отметить, что часто на этой стадии происходит расслоение группы на группировки, микрогруппы, по интересам. И появляется группа – корпорация. Это приводит к изолированности. Замкнутости, борьбе внутри группы. Необходима сложная работа по сплочению коллектива.
  • Коллектив
пути сплочения коллектива:
  • Совместная деятельность
  • Традиции
  • Соревнования
  • Самоуправление (совет класса, староста, учком, советы дела, штаб, трудовые советы и т.п.)
  • Осведомленность
  • Выработка общего стиля
  • Тон и такт
  • Игра
  • Викторины
  • КВН
  • Туризм.
 
 

Задание №5 заполни таблицу (кратко)

знал новое думал иначе вопрос
       

 

 

Тема 7 Понятие дидактики.Сущность и движущие силы процесса обучения.

Цели и задачи обучения

Date: 2016-05-17; view: 1385; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию