Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел I. Теоретические основы возрастных кризисов личностиСтр 1 из 4Следующая ⇒ УТВЕРЖДАЮ Проректор по образовательной политике ____________В.Я. Шевченко «___»______________2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ ЛИЧНОСТИ»
для студентов всех форм обучения направления подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование профиля подготовки «Психология образования»
Екатеринбург РГППУ Рабочая программа дисциплины «Возрастные кризисы личности». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2013. 26 с. Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование.
Одобрена на заседании кафедры педагогической психологии. Протокол от 21 февраля 2013 г. № 7.
Рекомендована к печати методической комиссией Института психологии РГППУ. Протокол от 26 февраля 2013 г. № 6.
© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2013
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Цель освоения дисциплины – развитие профессиональной компетентности будущих специалистов – педагогов-психологов на основе освоения студентами системы теоретических знаний о возрастных кризисах личности, общих представлений о кризисных ситуациях и состояниях, овладение навыками практической психологической помощи в ситуациях психологического кризиса. Задачи дисциплины: • дать представления об общих методологических вопросах возрастных кризисов личности; • сформировать прочные навыки и умения использования знаний о возрастных кризисах личности в будущей профессиональной деятельности; • ознакомить с необходимой учебно-методической литературой по изучаемой в рамках курса тематике; • сформировать мотивацию будущих специалистов на использование в практической деятельности знаний о возрастных кризисах личности; • сформировать мотивацию будущих специалистов на самообразование. 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Дисциплина «Возрастные кризисы личности» тесно связана с такими учебными курсами, как «Психология развития», «Основы гендерной психологии», а также с дисциплинами базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла – философией, общей, возрастной и социальной психологией, педагогической и социальной педагогикой, социологией. Воспитательной целью дисциплины является формирование профессиональной позиции студентов и развитие психолого-педагогической культуры будущих специалистов – педагогов-психологов, базирующейся на гуманистической позиции и нравственно-этических нормах. Место и роль дисциплины «Возрастные кризисы личности» в системе воспитательной деятельности университета заключается в развитии профессиональной компетентности студентов как преподавателей психологии и практических психологов. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: 2.1. Из курса «Психология развития»: Знания: теоретических и практических задач психологии развития; Умения: применять теоретические знания в практической деятельности; Владения: практическим использованием приобретенных знаний в условиях профессиональной деятельности. 2.2. Из курса «Основы гендерной психологии»: Знания: теоретических и практических задач гендерной психологии; Умения: применять теоретические знания в практической деятельности; Владения: практическим использованием приобретенных знаний в условиях профессиональной деятельности. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной: – дисциплина «Психолого-педагогическая коррекция»; – дисциплина «Психологическое консультирование»; – дисциплина «Акмеология». 3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина ориентирована на формирование у студентов следующих компетенций, предложенных в ФГОС: а) общекультурные (ОК): · способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1); · готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4); б) профессиональные (ПК): · способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОКП-1); · готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОКП-3); · способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6); в) психолого-педагогическое сопровождение (ПКПП): · способен организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1). · способен осуществлять психологической просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5).
По окончании изучения курса студент должен: Знать: · методологию психологии возрастных кризисов личности; · методы исследования возрастных кризисов личности; · теории возрастных кризисов личности в отечественной и зарубежной психологии; · источники и условия протекания возрастных кризисов личности; · особенности протекания возрастных кризисов личности на каждой возрастной ступени развития. Уметь: · применять теоретические знания в практической деятельности; · использовать методы изучения возрастных кризисов личности в практической деятельности. Владеть / быть в состоянии продемонстрировать: · психологическими характеристики возрастных кризисов личности на разных возрастных ступенях развития; · методами исследования возрастных кризисов личности на каждом возрастном этапе; · практическим использованием приобретенных знаний в условиях профессиональной деятельности. 4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов. 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Содержание и тематическое планирование дисциплины Таблица 2
4.3Содержание дисциплины Раздел I. Теоретические основы возрастных кризисов личности Тема 1. Введение в возрастные кризисы личности: основные понятия Стереотипное представление о явлении кризиса. Научное представление кризиса. Кризис как этап развития. Универсальность составляющих кризиса. Кризис возрастного развития. Соотношение понятий возрастной и личностный кризис. Тема 2. Возрастные кризисы как закономерные этапы психологического развития личности Возрастные кризисы в развитии личности. Концепция возрастного кризиса. Когда наступает кризис. Стадии кризиса: начало; стадия разрушения; промежуточная стадия; стадия созидания.
Тема 3. Возрастные кризисы: причины возникновения, сущность, структура и содержание Общая типология кризисных ситуаций. Кризисные и критические жизненные ситуации – соотношение понятий. Кризис развития и психологический кризис. Кризис как угроза для удовлетворения базисных потребностей личности. Кризис как ситуация прямой и потенциальной угрозы для психического и физического здоровья или самой жизни личности. Возрастной кризис и критические ситуации – общее и специфическое.
|