Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел I. Теоретические основы возрастных кризисов личности





УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образовательной политике

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2013 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ ЛИЧНОСТИ»

 

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование

профиля подготовки «Психология образования»

 

 

Екатеринбург

РГППУ


Рабочая программа дисциплины «Возрастные кризисы личности». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2013. 26 с.

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование.

 

Автор: кандидат философских наук, доцент кафедры педагогической психологии Н.С. Бастракова
     
Рецензент: кандидат психологических наук, доцент кафедры акмеологии и психологии управления УрГПУ   Н.О. Садовникова

Одобрена на заседании кафедры педагогической психологии. Протокол от 21 февраля 2013 г. № 7.

Заведующая кафедрой педагогической психологии   О. Н. Шахматова

 

Рекомендована к печати методической комиссией Института психологии РГППУ. Протокол от 26 февраля 2013 г. № 6.

 

Председатель методической комиссии ИПс   О. В. Мухлынина
     
СОГЛАСОВАНО Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ   С. В. Пеннер
     
Директор ИПс   И. И. Хасанова

 

 

© ФГАОУ ВПО «Российский

государственный профессионально-педагогический университет», 2013

© Бастракова Н.С., 2013

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель освоения дисциплины – развитие профессиональной компетентности будущих специалистов – педагогов-психологов на основе освоения студентами системы теоретических знаний о возрастных кризисах личности, общих представлений о кризисных ситуациях и состояниях, овладение навыками практической психологической помощи в ситуациях психологического кризиса.

Задачи дисциплины:

• дать представления об общих методологических вопросах возрастных кризисов личности;

• сформировать прочные навыки и умения использования знаний о возрастных кризисах личности в будущей профессиональной деятельности;

• ознакомить с необходимой учебно-методической литературой по изучаемой в рамках курса тематике;

• сформировать мотивацию будущих специалистов на использование в практической деятельности знаний о возрастных кризисах личности;

• сформировать мотивацию будущих специалистов на самообразование.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Возрастные кризисы личности» тесно связана с такими учебными курсами, как «Психология развития», «Основы гендерной психологии», а также с дисциплинами базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла – философией, общей, возрастной и социальной психологией, педагогической и социальной педагогикой, социологией.

Воспитательной целью дисциплины является формирование профессиональной позиции студентов и развитие психолого-педагогической культуры будущих специалистов – педагогов-психологов, базирующейся на гуманистической позиции и нравственно-этических нормах.

Место и роль дисциплины «Возрастные кризисы личности» в системе воспитательной деятельности университета заключается в развитии профессиональной компетентности студентов как преподавателей психологии и практических психологов.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

2.1. Из курса «Психология развития»:

Знания: теоретических и практических задач психологии развития;

Умения: применять теоретические знания в практической деятельности;

Владения: практическим использованием приобретенных знаний в условиях профессиональной деятельности.

2.2. Из курса «Основы гендерной психологии»:

Знания: теоретических и практических задач гендерной психологии;

Умения: применять теоретические знания в практической деятельности;

Владения: практическим использованием приобретенных знаний в условиях профессиональной деятельности.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

– дисциплина «Психолого-педагогическая коррекция»;

– дисциплина «Психологическое консультирование»;

– дисциплина «Акмеология».

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина ориентирована на формирование у студентов следующих компетенций, предложенных в ФГОС:

а) общекультурные (ОК):

· способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);

· готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);

б) профессиональные (ПК):

· способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОКП-1);

· готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОКП-3);

· способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);

в) психолого-педагогическое сопровождение (ПКПП):

· способен организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1).

· способен осуществлять психологической просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5).

 

По окончании изучения курса студент должен:

Знать:

· методологию психологии возрастных кризисов личности;

· методы исследования возрастных кризисов личности;

· теории возрастных кризисов личности в отечественной и зарубежной психологии;

· источники и условия протекания возрастных кризисов личности;

· особенности протекания возрастных кризисов личности на каждой возрастной ступени развития.

Уметь:

· применять теоретические знания в практической деятельности;

· использовать методы изучения возрастных кризисов личности в практической деятельности.

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

· психологическими характеристики возрастных кризисов личности на разных возрастных ступенях развития;

· методами исследования возрастных кризисов личности на каждом возрастном этапе;

· практическим использованием приобретенных знаний в условиях профессиональной деятельности.

4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий Формы обучения
Очная Заочная с полным сроком Заочная с сокращенным сроком Заочная с применением дистанционных технологий с сокращенным сроком
1. Виды и объем учебной работы, в ч.  
1. 1.1. Общая трудоемкость дисциплины 3 (108) 3 (108) 3 (108) 3 (108)
1.2. Аудиторные занятия:        
1.2.1. Лекции        
1.2.2. Практические (семинарские) занятия        
1.2.3. Лабораторные работы - - - -
1.2.4. Текущие консультации - - -  
1.2.5. Другие виды аудиторных занятий - - 36* 36*
1.3. Самостоятельная работа:        
1.3.1. Курсовой проект (работа) - - - -
1.3.2. Контрольная работа -      
1.3.3. Расчетно-графическая работа - - - -
1.3.4. Другие виды самостоятельной работы: подготовка к семинарским занятиям, выполнение домашних работ, самостоятельная подготовка по дополнительному материалу и др.        
2. График изучения дисциплины  
2.1. Курс        
2.2. Семестр        
2.3. Экзамен (семестр)        
2.4. Зачет (семестр) - - - -
2.5. Курсовой проект (работа) - - - -
2.6. Контрольная работа -      

 

Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
I. Раздел I. Теоретические основы возрастных кризисов личности 5-й 1-4          
1. Тема 1. Введение в возрастные кризисы личности: основные понятия           Еженед. Работа с терминологическим аппаратом: теоретический анализ основных понятий
2. Тема 2. Возрастные кризисы как закономерные этапы психологического развития личности           Еженед. Анализ публикаций научных журналов по изучаемой тематике
3. Тема 3. Возрастные кризисы: причины возникновения, сущность, структура и содержание           Еженед. Анализ публикаций научных журналов по изучаемой тематике
4. Тема 4. Психодиагностика и тестирование возрастных кризисов личности           Еженед. Подбор методов исследования возрастные кризисы личности
II. Раздел II. Возрастные кризисы личности в отечественной и зарубежной психологии 5-й 5-6          
1. Тема 1. Основные теории возрастных кризисов личности в отечественной психологии           Еженед. Конспектирование научных трудов отечественных психологов
2. Тема 2. Основные теории возрастных кризисов личности в зарубежной психологии           Еженед. Конспектирование научных трудов зарубежных психологов
III Раздел III. Характеристика кризисов личности на разных возрастных ступенях развития 5-й 7-11          
1. Тема 1. Возрастные кризисы детства           Еженед. Доклад об особенностях возрастных кризисах детства
2. Тема 2. Кризис подросткового и юношеского возраста   8-9       Еженед. Доклад об особенностях кризиса подросткового и юношеского возраста
3. Тема 3. Возрастные кризисы взрослости           Еженед. Доклад об особенностях возрастных кризисов взрослости
4. Тема 4. Кризис поздней взрослости и старости           Еженед. Доклад об особенностях кризиса поздней взрослости и старости
IV Раздел IV. Психологическая работа с возрастными кризисами личности 5-й 12-15          
1. Тема 1. Особенности психологической работы с кризисом периода детства           Еженед. Разработка системы психологической работы с кризисом периода детства
2. Тема 2. Особенности психологической работы с кризисом в подростковом и юношеском возрасте           Еженед. Разработка системы психологической работы с кризисом подросткового и юношеского возраста
3. Тема 3. Особенности психологической работы с кризисом в период взрослости           Еженед. Разработка системы психологической работы с кризисом периода взрослости
4. Тема 4. Особенности психологической работы с кризисом в период поздней взрослости и старости           Еженед. Разработка системы психологической работы с кризисом периода поздней взрослости и старости
  Итого: 4-й 1-15         Экзамен

 

4.3Содержание дисциплины

Раздел I. Теоретические основы возрастных кризисов личности

Тема 1. Введение в возрастные кризисы личности: основные понятия

Стереотипное представление о явлении кризиса. Научное представление кризиса. Кризис как этап развития. Универсальность составляющих кризиса. Кризис возрастного развития. Соотношение понятий возрастной и личностный кризис.

Тема 2. Возрастные кризисы как закономерные этапы психологического развития личности

Возрастные кризисы в развитии личности. Концепция возрастного кризиса. Когда наступает кризис. Стадии кризиса: начало; стадия разрушения; промежуточная стадия; стадия созидания.

 

Тема 3. Возрастные кризисы: причины возникновения, сущность, структура и содержание

Общая типология кризисных ситуаций. Кризисные и критические жизненные ситуации – соотношение понятий. Кризис развития и психологический кризис.

Кризис как угроза для удовлетворения базисных потребностей личности. Кризис как ситуация прямой и потенциальной угрозы для психического и физического здоровья или самой жизни личности.

Возрастной кризис и критические ситуации – общее и специфическое.

Date: 2016-05-17; view: 544; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию