Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






лирике С.А. Есенина»

Тема: «Родная природа в русской поэзии 20 века. А.А. Блок. Слово о поэте. «Летний

Вечер», «О, как безумно за окном». Поэтизация родной природа. Средства создания

поэтических образов. С.А. Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали»,

Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств в

лирике С.А. Есенина».

(Литература. 6 класс по учебнику под редакцией В.Я. Коровиной)

Цель: пробудить интерес учащихся к поэзии – помочь вызвать зрительные образы

при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта; совершенствовать навыки

выразительного чтения; отрабатывать навыки анализа стихотворений; развивать

воображение учащихся; прививать любовь к родной природе и родине.

Тип урока: урок-беседа.

Оборудование: учебники, тетради по литературе.

План урока.

1. Организационный момент (1 мин.).

2. Проверка домашнего задания (10 мин.).

3. Изучение нового материала (25 мин.).

4. Подведение итогов (2 мин.).

5. Домашнее задание с комментированием к нему (2 мин.).

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Учащиеся пересказывают биографию Ф. Искандера и рассказ «Тринадцатый подвиг

Геракла».

3. Изучение нового материала.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф. И. Тютчев

Картины родной природы в любом ее проявлении никого не могут оставить

равнодушными. Потому в литературе так много произведений, относящихся к пейзажной

лирике. Сегодня на уроке мы познакомимся с лирикой русские поэты 20 века таких, как А.А.Блок и С.А. Есенин. Мы попытаемся разобраться какой они видели, чувствовали и рисовали в своих произведениях родную природу.

Как и в пейзажной лирике 19 века, главным героем этих стихов является человек, его

чувства и переживания. Поэтому мы немного познакомимся и с самими поэтами.

Александр Александрович Блок (1880-1921 гг.).

1. Слово о поэте

Родился Александр Александрович Блок в 1880 году 16 ноября по старому стилю. По

происхождению, семейным и родственным связям, дружеским отношениям поэт, сам

называвший себя в третьем лице «торжеством свободы», принадлежал к кругу старой

русской интеллигенции, из поколения в поколения свято служившей науке и литературе.

В 1889 году мать Блока вторично вышла замуж - за гвардейского офицера.

Девятилетний Блок поселился с матерью и отчимом в Гpенадаpских казармах,

расположенных на окраине Петербурга, на берегу Большой Невки.

Тогда же Блока отдали в гимназию.

В 1897 году, очутившись с матерью за границей, в немецком курортном городке Бад

Наугейме, Блок пережил первую, но очень сильную юношескую влюбленность. Она

оставила глубокий след в его поэзии.

В 1898 году гимназия была окончена, и Блок «довольно безотчетно» поступил на

юридический факультет петербургского университета. через три года, убедившись, что

совершенно чужд юридической науке, он перевелся на славяно-pусское отделение истоpико-филологического факультета, которое окончил в 1906 году.

Но в 1901 году театральные интересы уступили место интересам литературным. К

тому времени Блок написал уже много стихов. Это - лирика любви и природы, полная

неясных предчувствий таинственных намеков и иносказаний. Молодой Блок погружается в изучение идеалистической философии в частности творений древнегреческого философа

Платона, учившего, что, кроме реального мира, есть еще некий «свеpхpеальный», высший «мир идей».

Начиная с 1898 года Блок переживал на редкость сильное и глубокое чувство к

девушке (Любовь Дмитриевне Менделеевой), которая впоследствии стала его женой.

В ноябре 1902 года между молодыми людьми произошло решительное объяснение, и

они поженились, в августе 1903 года

В это время Блок уже вступил в литературу, примкнув к символистам. Дебют его

состоялся весной 1903 года - почти одновременно в петербургском журнале «Новый путь» и в московском альманахе «северные цветы». Он устанавливает связи в символистском кругу и в Петербурге (с Д. Мережковским и З. Гиппиус) и в Москве (с В. Брюсовым). Но особенно близким Блоку оказался образовавшийся тогда в Москве кружок молодых поклонников и последователей Вл. Соловьева, главную роль среди которых играл начинающий поэт, пpозаик, теоретик Андрей Белый. В этом кружке стихи Блока встретили восторженное признание.

В конце 1904 года в символистском издательстве «гриф» вышла в свет первая книга

Блока - «Стихи о прекрасной Даме».

В жизни поэта была не одна женщина. Большое влияние на его творчество оказала

Любовь Дельмас и Н.Н. Волохова.

Стихотворение «Фабрика», написанное в конце 1903 года, может рассматриваться как

важная точка поворота на творческом пути Блока.

Революция 1905 года произвела на него впечатление громадное, в сильной степени

прояснила его идейное и художественное зрение. Он увидел активность народа, его волю к борьбе за свободу и счастье, в самом себе открыл «гражданина», впервые ощутил присущее каждому истинному и честному художнику чувство кровной связи с народом и сознание общественной ответственности за свое писательское дело.

Прежнее безразличие Блока к общественно - политическим событиям сменилось в

1905 году жадным интересом к происходящему. Он участвовал в революционных

демонстрациях и однажды во главе одной из них нес красное знамя. События того времени отразились в целом ряде произведений Блока.

Годы 1906-1908 были временем писательского роста и успеха Блока. Он становится

профессиональным литератором, его имя приобретает уже довольно широкую известность.

Одна за другой выходят книги Блока - сборники стихов «Нечаянная радость» (1907),

«Снежная маска» (1907), «Земля в снегу» (1908), сборник «лирические драмы» (1908).

В 1908 году была написана, в 1909 году опубликована большая драма Блока «Песня

судьбы» (постановка ее на сцене не осуществилась).

В 1907 - 1908 годах определился глубокий разлад его почти со свей символистской

литературой. Чем дальше, тем более настойчиво идет Блок своим путем. Из своих раздумий, сомнений и тревог он сделал решительные и окончательные выводы.

В 1909 году он совершил интересное путешествие по Италии и Германии, результатом которого явился цикл «Итальянские стихи» - лучшее, что есть в русской поэзии об Италии.

В 1911 году он снова путешествовал по Европе (Париж, Бретань, Бельгия, Голландия,

Берлин). В 1913 году - в третий раз (Париж и Бискайском побережье Атлантического

океана).

Летом 1916 года он был призван в действующую армию и служил в инженеpно-

стpоительной дружине, сооружавшей полевые укрепления в прифронтовой полосе, в районе Пинских болот. Здесь застала его весть о свержении самодержавия.

В мае 1917 года, Блок был привлечен к работе в Чеpезвычайной следственной

комиссии, которая была учеpеждена для расследования деятельности царских министров и сановников. Работа эта увлекла Блока, раскрыла перед ним «гигантскую помойку» самодержавия. На материалах допросов и показаний он написал документальную книгу «Последние дни императорской власти».

Зимой, весной и летом 1921 года состоялись последние триумфальные выступления

Блока - с вдохновенной речью о Пушкине и с чтением своих стихов (в Петрограде и в

Москве).

В мае Блок почувствовал недомогание, вскоре перешедшее в тяжелую болезнь.

Утром 7 августа он скончался.

Александр Блок жил и творил на рубеже двух миров - в эпоху подготовки и

осуществления октябрьской революции. Он был последним великим поэтом старой,

дооктябрьской России, завершившим в своем творчестве поэтические искания всего XIX века. И вместе с тем его именем открывается первая, заглавная страница истории русской советской поэзии.

2. Чтение стихотворений «Летний вечер» и «О, как безумно за окном»

Летний вечер

Последние лучи заката

Лежат на поле сжатой ржи.

Дремотой розовой объята

Трава некошенной межи.

Ни ветерка, ни крика птицы,

Над рощей — красный диск луны,

И замирает песня жницы

Среди вечерней тишины.

Забудь заботы и печали,

Умчись без цели на коне

В туман и луговые дали,

Навстречу ночи и луне!

13 декабря 1898 г

Вы, бедные, нагие

несчастливцы.

Лир

О, как безумно за окном

Ревет, бушует буря злая,

Несутся тучи, льют дождем,

И ветер воет, замирая!

Ужасна ночь! В такую ночь

Мне жаль людей, лишенных крова,

И сожаленье гонит прочь -

В объятья холода сырого!..

Бороться с мраком и дождем,

Страдальцев участь разделяя...

О, как безумно за окном

Бушует ветер, изнывая!

24 августа 1899

3. Беседа с классом

Анализ стиха А.А.Блока - Летний вечер.

План: 1) дата написания; 2) тема стиха; 3) идея стиха; 4)лирический герой; 5) от чьего лица ведется повествование; 6) средства худ. выразительности; 7) рифма;

8) размер; 9) заключение.

1)13 декабря 1898.

2) Стихотворение Александра Блока «Летний вечер» рассказывает о том, каким представился поэту летний, августовский закат в поле. Картина проникнута настроением покоя, грусти и туманной надежды.

4) У лирического героя тревожное настроение, душевный непокой, тоска по гармонии, неясность цели и будущего.

Пейзаж лишь повод для выражения чувств лирического героя.

"Закат","Дремота","туман","дали","ночь","луна"-ключевые слова, определяющие его настроения

5) от лица лирического героя.

6) Автор использует олицетворения (лучи заката «лежат», трава «объята дремотой»), метафоры («красный диск луны»), эпитеты («последние лучи заката», «дремотой розовой», «вечерней тишины»,«луговые дали»), обращение к неизвестному герою («Забудь заботы и печали, / Умчись без цели на коне...»).

Блок рисует деревенский пейзаж позднего лета:"сжатая рожь","Некошеная межа","Роща","песняжницы","туман","луговые дали",освещенные закатным солнцем.

Картину природы оживляют эпитеты, глаголы действия, сменяющие покой на стремительность, безличные предложения, подчеркивающие тишину; потом в последней строфе-побудительные предложения: "Забудь заботы и печали,/Умчись без цели на коне..."

7) 1 и 3 абзацы перекрёстная рифма. 2 абзац-парная.

8) Четырехстопный ямб.

9) Стихотворение очень красиво по своей композиции. Автору хорошо удалось передать чувства и эмоции лирического героя через состояние природы.

- Чем отличается настроение в этих стихотворениях Блока? (В первом стихотворении главное чувство — умиротворение, когда после трудового дня можно «забыть заботы и печали» и умчаться «без цели на коне» в «луговые дали». Во втором стихотворении настроение более экспрессивное. Это уже не спокойный летний вечер, а ветреная, ненастная ночь, когда мир охватила «буря злая», которая «ревет, бушует»).

- Каковы мысли и чувства лирического «я» в каждом стихотворении? Каково его отношение к миру природы и человеку в нем? (В первом стихотворении лирический герой спокоен и призывает своего собеседника смело умчаться в туман «навстречу ночи и луне», потому что в мире природы тишина и ничто не предвещает беды, хотя некоторый намек на тревожное мироощущение все же есть: диск луны красный, подсвеченный последними лучами заката, а путь всадника не ясен из-за тумана. Во втором стихотворении лирический герой лишен собеседника, одинок, а его думы занимаютмысли о несчастных, которые в ненастную ночь «лишены крова». Поэтому чувство сожаления «гонит» его «прочь» из жилища, и он готов разделить «участь страдальцев»).

- Какие способы передачи чувств и мыслей использует поэт в стихотворениях? (В обоих стихотворениях важную роль играют звуковые образы. Аллитерации на букву «л» в первом стихотворении рисуют картину ясного вечера, которым любуется поэт, а множество глухих согласных передает тишину и шорохи наступающей ночи. Ассонансы на буквы «у» и «о» во втором стихотворении дают читателю явственно услышать завывание ветра, бури, шум дождя).

- Какие способы помогают нарисовать «живую» картину природы в каждом стихотворении?

Обратите внимание на лексику, передающую движение, цвет и звуки природы.

Сергей Александрович Есенин (1895-1925 гг.)

1. Слово о поэте Сергей Александрович Есенин родился в селе Константинова Рязанской губернии 3 октября (21 сентября) 1895 года в семье зажиточных крестьян Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны Есениных. Т.к. мать поэта была выдана замуж не по своей воле, то вскоре вместе с малолетним сыном ушла жить к родителям. Через некоторое время Татьяна Фёдоровна отправилась на заработки в Рязань,а Сергей остался на попечении бабушки и дедушки Титовых. Дедушка Сергея Есенина был знатоком церковных книг, а бабушка знала множество песен, сказок, частушек, и как утверждал сам поэт, именнобабушка подтолкнула его к написанию первых стихотворений.

В 1904 году С. А. Есенина отдают на учёбу в Константиновское земское училище. Через несколько лет он поступает в церковно-учительскую школу.

В 1912 году, после окончания школы, Сергей Александрович Есенин отправляется на заработки в Москву. Там он устраивается в типографию И.Д.Сытина помощником корректора. Работа в типографии позволяла молодому поэту читать множество книг, дала возможность стать членом литературно-музыкального Суриковского кружка. Первая гражданская жена поэта, Анна Изряднова, так описывает Есенина тех лет: «Слыл за передового, посещал собрания, распространял нелегальную литературу. На книги набрасывался, все свободное время читал, все свое жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить…».

В 1913 году С. А. Есенин поступил на историко-философский факультет Московского

городского народного университета им. Шанявского. Это был первый в стране бесплатный университет для вольнослушателей. Там Сергей Есенин слушал лекции о западноевропейской литературе и о русских поэтах.

Но, в 1914 году Есенин бросает работу и учёбу, и, по словам Анны Изрядновой, весь отдаётся в стихам. В 1914 году в детском журнале «Мирок» были впервые опубликованы стихи поэта. В январе его стихи начинают печататься в газетах «Новь», «Парус», «Заря». В этом же году у С.Есенина и А.Изрядновой родился сын Юрий, который был расстрелян в 1937 году.

В 1915 году молодой Есенин покидает Москву и переезжает в Петроград. Там с его творчеством знакомятся многие поэты и писатели того времени. Его стихотворения читали А.А.Блок и С.М.Городецкий. В это время Сергей Александрович вступает в группу так называемых «новокрестьянских поэтов» и издаёт первый сборник «Радуница», который сделал поэта очень известным.

В январе 1916 года Есенина призвали на военную службу. Весной молодого поэта приглашают читать стихи императрице, что в будущем помогает ему избежать фронта.

Весной 1917 года Сергей Есенин в редакции газеты «Дело народа» знакомится с Зинаидой Райх.

А в июле того же года они обвенчались. В это время разворачивалась Октябрьская революция, которую поэт принял безоговорочно.

В 1918 году в Петрограде публикуется вторая книга стихотворений С. А. Есенина «Голубень».

С 1917 по 1921 год Сергей Александрович Есенин был женат на актрисе Зинаиде Николаевне Райх. От этого брака у Есенина родилась дочь Татьяна и сын Константин.

Уже в апреле 1918 года Есенин расстается с З. Райх и перебирается в Москву, котора к тому времени стала литературным центром.

Во время совместного проживания с переводчицей Надеждой Вольпин у Сергея Есенина родился сын Александр.

В 1921 году поэт отправился в путишествие по Средней Азии, посетил Урал и Оренбуржье.

В 1922 году Есенин женился на известной американской танцовщицей Айседоре Дункан. Вскоре уехал с ней в длительное турне по Европе и Америке. В газете известия были опубликованы записи С. А. Есенина об Америке «Железный Миргород». Брак С.Есенина и А. Дункан распался вскоре после возвращения из турне.

В одной из последних поэм «Страна негодяев» Сергей Александрович Есенин очень резко пишет о лидерах России, что влечёт за собой критику и запрет публикаций поэта.

В 1924 году творческие разногласия и личные мотивы побудили С.А. Есенина порвать с имажинизмом и уехать в Закавказье.

Осенью 1925 года Есенин женился на внучке Льва Толстого Софье, но брак был не удачным. В это время он активно выступал против еврейского засилья в России. Поэт и его друзья обвиняются в антисемитизме, за что полагался расстрел. Последний год жизни Есенин провёл в болезнях, скитаниях и пьянстве. По причине сильного пьянства С. А. Есенин некоторое время прибывал в психоневрологической клинике Московского университета. Однако из-за преследований со стороны правоохранительных органов поэт был вынужден покинуть клинику. 23 декабря Сергей Есенин уезжает из Москвы в Ленинград. Останавливается в гостинице «Англетер».

В ночь на 28 декабря 1925 года при не выясненных обстоятельствах погиб русский поет – Сергей Александрович Есенин.

2. Чтение стихотворений поэта «Мелколесье. Степь и дали» и «Пороша»

Есенин написал много стихов о природе, родине, которую безмерно любил. Русский пейзаж –одна из постоянных тем есенинской лирики.

Мелколесье. Степь и дали.

Свет луны во все концы.

Вот опять вдруг зарыдали

Разливные бубенцы.

Неприглядная дорога,

Да любимая навек,

По которой ездил много

Всякий русский человек.

Эх вы, сани! Что за сани!

Звоны мерзлые осин.

У меня отец крестьянин,

Ну а я крестьянский сын.

Наплевать мне на известность

И на то, что я поэт.

Эту чахленькую местность

Не видал я много лет.

Тот, кто видел хоть однажды

Этот край и эту гладь,

Тот почти березке каждой

Ножку рад поцеловать.

Как же мне не прослезиться,

Если с венкой в стынь и звень

Будет рядом веселиться

Юность русских деревень.

Эх, гармошка, смерть-отрава,

Знать, с того под этот вой

Не одна лихая слава

Пропадала трын-травой.

21/22 октября 1925

ПОРОША

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А под самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

1914 г.

3. Беседа с классом

- Какое время года рисует поэт в этих стихотворениях?

В чем их общность и различие в описании природы и внутреннего мира человека? (В обоих стихотворениях Есенина с любовью описана зима, поэт видит ее глазами не постороннего гостя, а своего, родного, крестьянского жителя, поэтому детали в описаниях выдают человека, хорошо знающего жизнь деревни, приметы сельского пейзажа. Это и «разливные бубенцы» троек, и трогательная любовь к родным березкам, у которых можно «поцеловать ножку».

Однако в первом стихотворении важное место занимают рассуждения поэта о своей принадлежности к миру деревни, о том, что он, как крестьянский сын, не может не любить своего родного края, который дорог ему даже своей неприглядностью и чахлым пейзажем.

Во втором стихотворении он скуп в своих открытых оценках и дает возможность самому читателю уловить его отношение к миру природы. Зимний лес он воспринимает заколдованным чарами волшебника-невидимки. Во втором стихотворении реальные картины зимнего пейзажа: «серые вороны расшумелись на лугу», на сосне «над самою макушкой долбит дятел на суку» — сосуществуют рядом с метафорическими образами, одушевляющими природу. Вокруг путника, едущего на коне, «дремлет лес под сказку сна», сосна «белою косынкой подвязалася» и, «как старушка, оперлася на клюку», снег «стелет шаль», а дорога «убегает лентой вдаль»).

- Какие зрительные и слуховые образы стихотворений являются в них ключевыми,

помогают понять и почувствовать окружающий поэта мир? (В первом стихотворении нет детальной картины мира, она названа поэтом обобщенно — «чахленькая местность», а читатель воспринимает зрительно только «мелколесье», «степь и дали», «свет луны», «сани» и «березки».

Во втором стихотворении мир природы дан по законам кинематографа — это мир сменяющихся

образных картин, почти всегда данных крупным планом: «копыта на снегу», «серые вороны», сосна в«белой косынке», опершаяся «на клюку», «дятел», «конь». Только к концу стихотворения крупный плансменяется общим и глазам читателя предстает зимняя равнина, где «простору много» и вдальубегает «бесконечная дорога»).

- Что общего в первых строках каждого стихотворения? Какие образы стихотворений поэт создаетпри помощи лексики и синтаксических конструкций? (Кажется, что первые строки каждогостихотворения построены по одной модели. Детали окружающего мира намечены мазками,выраженными короткими предложениями с точками. Однако, если вдуматься, в первом

стихотворении назывные предложения рисуют статичные зрительные картины, а во втором —главными становятся динамика и звуки: лирический герой едет по лесной дороге и слышит звоныкопыт по замерзшему снегу, голоса ворон, стук дятла. В первом стихотворении яркие образысоздаются красочными эпитетами «разливные бубенцы», «неприглядная дорога», «мерзлые звоны»,

«чахленькая местность», а олицетворение только одно — «зарыдали бубенцы». А во второмстихотворении самые выразительные образы как раз создаются метафорами «сказка сна»,

«заколдован невидимкой», которые рисуют волшебную картину зимнего леса; олицетворениями«дремлет лес», сосна «подвязалася», «понагнулась», «оперлася» (сами формы глаголов близки народной,крестьянской речи) и сравнениями «словно белою косынкой», сосна, «как старушка», дорога «убегаетлентой»).

4. Осмысление эпиграфа

Здесь в центре внимания сама природа. Благодаря олицетворениям и сравнениям, природа видится нам живой, одухотворённой, ведь “В НЕЙ ЕСТЬ ДУША, В НЕЙ ЕСТЬ СВОБОДА, В НЕЙ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ, В НЕЙ ЕСТЬ ЯЗЫК”.

– Вспомните художественные произведения, где природа очеловечена? (“Кладовая солнца” М. Пришвина, стихи Фета, Тютчева, Пушкина, Баратынского).

4. Подведение итогов.

5. Домашнее задание с комментированием к нему.

Д.З.: наизусть стихотворение А. Блока или С. Есенина (по выбору), анализ лирического текста.


<== предыдущая | следующая ==>
Матеріали для самоконтролю. 1. Перелікуйте права працівників, що втратили працездатність у зв’язку з нещасним випадком на виробництві | 

Date: 2016-05-17; view: 1080; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию