Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Департамент политической науки

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Факультет социальных наук

Департамент политической науки

Эссе по курсу «Политическая история России»

на тему: «В русском народе есть что-то неотвратимо неподвижное, безнадежно нерушимое, а именно – его полное равнодушие к природе той власти, которая им управляет…» (П.Я. Чаадаев)

Выполнил: студент группы № 153

Иванов В.А.

Проверил: профессор
Департамента политической науки
Факультета социальных наук,

Орлов И.Б.

Москва – 2016


Введение
«Он дом сломал, а нам сказал:

«У вас носы не вытерты,

А я - за что я воевал?!» -

И разные эпитеты»

В.С. Высоцкий «Баллада о детстве»

QQКогда русский человек пытается описать характер его отношений с властью, то чаще всего с языка срываются «крепкие эпитеты» на манер метростроевца из песни Владимира Семеновича Высоцкого. Даже не пытаясь воспроизвести их в данной работе, можно с уверенностью сказать, что взаимодействие управляющей верхушки и народной массы является достаточно острой проблемой для России, на протяжении всей ее истории. Этот конфликт гораздо глубже, и вовсе не ограничивается простым «равнодушием» по отношению к управленцам. Это всего лишь верхушка айсберга.
QQРассматриваемая проблема имеет концептуальный характер, потому что иерархические отношения «власть – народ» существуют с очень древних времен, но добиться абсолютного доверия не удалось нигде, не смотря на колоссальные успехи отдельных стран. И все же, нельзя не отметить, что высказывание П.Я. Чаадаева несомненно отражает суть русской мысли, а это не может быть следствием случайности. Всему есть рациональное объективное объяснение, и в нашем случае мы воспользуемся призмой истории, для понимания всего спектра процессов повлекших за собой имеющийся у нас образ мышления.
QQСледует добавить, что данный вопрос не может потерять своей актуальности в силу необходимости его решения для успешного развития государства в будущем. Да и не только развития, но и существования как такового, сохранения собственной целостности.
QQЦель моей работы в том, чтобы найти корень проблемы. Попытаться понять особенности исторического пути России, внешние и внутренние факторы воздействия, которые привели к, наблюдаемому в высказывании П.Я. Чаадаева, эффекту социальных отношений.
QQ Задачи исследования:
1 Подтверждение истинности высказывания либо его опровержение.
2 Изучение системы взаимосвязей, в которых оно зарождается.
QQ Практическая ценность данной работы состоит в возможности анализа исторического прошлого, с целью изменения сложившейся политической культуры в нашей стране.
1 Киевская Русь как противопоставление
Первыми признаками государственности стала обладать Киевская Русь:
1 Размещение жителей по территориальному признаку
2 Наличие публичной массы отдельной от народа
3 Всеохватывающий сбор налогов 1
А значит, что именно отсюда было бы правильным начать свое рассуждение. В Древней Руси правовые нормы были органично вписаны в структуру общества, и не воспринималась как нечто отдельное чужеродное или привнесенное извне. Главным политическим органом был сбор горожан – вече (IX-XV вв.), которые управляли «по совести», определяли политику войны и мира, и в целом охватывали крайне широкий спектр решаемых вопросов. Не смотря на то, что вокруг того, кто именно входил в это собрание горожан, каким был его социальный состав, не утихают споры, руководствуясь работой Игоря Яковлевича Фроянова 2 можно заключить, что каждый человек,тем или иным образом, был создателем правовых норм и принимал активное участие в их изменении. Формирование политической жизни считалось общим делом. 3 И, фактически, никто даже подумать не мог о том, чтобы власть существовала отдельно от воли народа. Вечевое управление представляло собой наиболее ярко-выраженный образец демократического устройства. Существовало реальное гражданское общество – мечта многих мыслителей современности.
QQ Кроме того, создается первый формальный правовой документ, датированный различными годами, начиная с 1016, – «Русская правда». В нем главенствующую роль занимает, непосредственно, личность, защита прав индивида 4, что является, несомненно, значительным достижением в жизни общества тех веков.
QQВ свою очередь русский поэт, публицист, историк и один из наиболее серьезнейших идеологов славянофильства Константин Сергеевич Аксаков, приводя как пример призвание варяжских управленцев на Русь, заявляет о том, что русский народ – «не имеющий в себе даже зародыша народного властолюбия». 5 Да, был призван суверен, но народ не потерял реальной политической силы, не потерял реальных доступных механизмов управления государством.
QQ На данном историческом этапе невозможно даже приблизительно соотнести высказывание П.Я. Чаадаева с русской действительностью. Невозможно ощутить, то самое «неотвратимо неподвижное, безнадежно нерушимое», где чувствуется элемент отчаянья, досады, нечто как стон, как выплеск. Русская политическая воля отдает надеждой на великое будущее.
____________________________________________________
1 Фроянов И. Я. Киевская Русь: Главные черты социально-экономического строя. СПб., 1999. С.317
2 Фроянов И. Я. Киевская Русь: Очерки социально-политической истории», Л. 1980. С. 32.
3 Епифанов П. П. О древнерусском вече // Вестник МГУ. Серия 9. История.1963. № 3.
4 Исаев И.А. История государства и права России. М.: "Юрист", 1999. С. 75.
5 Аксаков К. С. Записка “О внутреннем состоянии России”, предоставленная Государю Императору Александру II.-М.:, 2000.

 


2 Момент ключевого изменения
2.1 Почин
«История её мрачна, а будущее сомнительно»
П.Я. Чаадаев о России

«Почти столетие (1115-1201) славная Древняя Русь не испытывала нашествий иноплеменников. Князья, граждане и смерды так к этому привыкли, что даже вообразить не могли, чтобы их кто-то мог затронуть, а тем более обидеть.» 6 Так подготавливается почва для захвата страны чужеземцами. Русь занимаясь лишь внутренними склоками, теряет всякую бдительность и готовность к агрессии снаружи.
QQПравда нужно уточнить, что как таковой единой Киевской Руси, после смерти Мстислава Великого в 1136, уже не было. Существовало три влиятельных центра, которые Лев Николаевич Гумилев условно называет Киевской Русью:
1 Новгородская боярская республика (сохранившая в себе вечевое управление вплоть до насильственного присоединения Иваном 3 в 1478 году)
2 Владимиро-Суздальское княжество
3 Галицко-Волынское княжество
QQДумается и говорится, что России всегда не хватает покоя, все года и века и эпохи подряд, она вынуждена отвечать на вызов извне. И,видимо, это и было то самое желанное затишье.
QQ Однако, обширные территории, не позволяющие обеспечить население всем необходимым, обрекающие большую часть населения жить в нищете и грязи, но обладающие природными ресурсами, черноземом и пресной водой, всегда являлись и являются желанной целью для захвата иноземцами. Но это закономерно, исходя из здравого смысла. Никому не нужна великая держава, которая контролирует одну шестую часть суши. Сейчас, конечно, все реже практикуется вероломство, все делается более искусно, прикрываясь лозунгами и «демократическими ценностями». Но структура стратегических целей государств на мировой арене не претерпевает серьезных изменений:
1 Расширение собственных сфер влияния
2 Сохранение внутренней стабильности
3 Ослабление геополитических соперников
Это те выводы, которые щедро дарит нам многовековая история России – история войн.
QQ Едва лишь наша страна начинает наращивать свой экономический потенциал, всеобщее благосостояние и политическую силу, как происходит нечто, уничтожающее на корню все достижения мирной жизни, погружающее государство в хаос и тьму. Таким событием для Киевской Руси стало нашествие степных воинов-кочевников. И первым шагом к мрачному времени стала битва на реке Калке 31 мая 1223 года. Объединенные русско-половецкие войска потерпели сокрушительное поражение от татаро-монгольской армии. В этом бою погибло множество бояр, а так же знатных князей с юга и центра Руси. Сражение показало неготовность русской рати к сражению с конными формированиями татаро-монголов. Тактическое превосходство было колоссальным. Стремительные удары во фланг и тыл дезорганизовывали русское войско, делали его разобщенным. Это была абсолютно непривычная модель ведения боя, когда противник всеми силами пытался избежать лобового столкновения, и вместо этого использовал тактику изнурения. Резерв, как правило, представлял собой формирования тяжелой конницы, а авангард состоял из покоренных народов и легких отрядов. Беспрерывное метание стрел, тщательная разведка на месте проведения битвы, ошеломляющие удары в тыл и грамотное управление боем 7, когда командиры своих подразделений не бились вместе с ними, а отдавали приказы с возвышенностей, не оставили русским войскам шансов на победу.
QQ Защитники пали и монголы впервые вторглись на Русь. И уже в 1236 году будет сожжено Рязанское княжество, а затем и Коломна. В 1238 году будет осажден Владимир и сожжена Суздаль. Новгороду удастся уцелеть из-за распутицы. А в 1240 году будут разорены и сожжены такие центры политической и социальной жизни как Чернигов и Киев.

_____________________________________________________
6 Гумилёв Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь, Минск: БГУ, 2003.С.108.
7 Каргалов В. В. Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси. М.: Высшая школа, 1967. С. 261.

 


2 2 Политические метаморфозы

«Тут на милость не надейся - Стиснуть зубы, да терпеть.»


В. С. Высоцкий «Разбойничья песня»
QQПоследствия оккупации монголами были воистину ужасающими. Модель восточной деспотии, при которой жизнь не стоила ничего, шокировала русское сознание. Истребление городов, массовые убийства, уничтожение книг, угон населения в рабство, особенно ценились ремесленники, налог кровью, при котором забирались женщины для воспроизводства численности армии захватчиков, все это заставляло подчиниться силе иноверцев. Подчиниться новой власти. «Внутренний государственный порядок изменился: все, что имело вид свободы и древних гражданских прав, стеснилось, исчезало.» 8 Эта кровавая оккупация, продлится не год и не полтора, а,два с лишним века, с 1223 по 1480 год. Это колоссальный временной пласт, на котором воспитались несколько «травмированных» поколений людей, не помнивших старых порядков, людей подавленных гнетом оккупантов, людей привыкших к беспрекословному подчинению законам, спускаемым сверху. Именно здесь происходит надлом сложившейся политической культуры, именно здесь рождается то самое «что-то неотвратимо неподвижное, безнадежно нерушимое», которое пытался чувственно выразить П. Я. Чаадаев.
QQ Именно этот период нашей истории оттолкнет нас от западного пути развития, когда властный аппарат создается снизу, отнимет у нас бесценный опыт политической жизни, отсрочит практику создания политических партий и участия в развитии и воплощении в реальность гражданского общества. «Сень варварства, омрачив горизонт России, сокрыла от нас Европу в то самое время, когда благодетельные сведения и навыки более и более в ней размножались, народ освобождался от рабства, города входили в тесную связь между собою для взаимной защиты в утеснениях; изобретение компаса распространило мореплавание и торговлю; ремесленники, художники, Ученые ободрялись Правительствами; возникали Университеты для вышних наук; разум приучался к созерцанию, к правильности мыслей; нравы смягчались; войны утратили свою прежнюю свирепость; Дворянство уже стыдилось разбоев, и благородные витязи славились милосердием к слабым, великодушием, честию; обходительность, людскость, учтивость сделались известны и любимы. В сие же время Россия, терзаемая Моголами, напрягала силы свои единственно для того, чтобы не исчезнуть: нам было не до просвещения!» 9
QQ Отчаянье и скорбь наполнят страну более чем на два столетия. Власть, в самом худшем варианте ее реализации, становится карательной.

_________________________________________________

8 Карамзин Н.М. Об истории государства Российского. М., 1990.С. 311.
9 Там же. С. 328.


3 Приемники татаро-монгольской власти
Сколь веревочка ни вейся,
Все равно совьешься в плеть!
В. С. Высоцкий «Разбойничья песня»

Стояние на реке Угре в 1480 ознаменовало собой окончательное освобождение Руси. Гнет татаро-монголов был сброшен, но возвращаться к старой модели вечевого управления Иван 3 точно не собирался. Он стремился сделать Москву новым политическим центром силы Руси. Кроме того, все общество понимало необходимость объединения, открытым вопросом оставалось лишь под чьим предводительством оно произойдет. На эту роль претендовали так же Новгород и Тверь. Но Новгородская земля, стоявшая особняком, тяготеющая к Европе и имевшая связи с Ганзой не имела достаточной популярности. Тверь же, проявлявшая нерациональное стремление к лобовому столкновению с татаро-монголами, тоже не являлась достаточно серьезным оппонентом Москве. И в 1478 году Иван 3, используя свои политические и военные ресурсы, жестоко, буквально топя в крови, покоряет Новгород. А затем в 1485 году Тверь. 10 По факту, политика основанная на «праве сильного» продолжала существовать, не смотря на отсутствие захватчиков на территории страны. Существующая власть считала себя преемницей татаро-монгольской власти, со всеми вытекающими отсюда последствиями. И различия на деле, для простого человека не было – «…равнодушие к природе той власти…». С народом просто перестали считаться.
QQ Об этом факте ярко говорит судебник Ивана 3 1497 года. Не смотря на то, что в него частично вошла «Русская правда», самыми серьезными преступлениями теперь считались преступления против церкви и государства. Роль отдельной личности в государстве была принижена даже формально, законодательно. Ответ на вопрос «Люди для государства или государство для людей?» был дан.
________________________________________
10 Ключевский В. О. Русская История. М., 1987.С. 146.


4 Аппарат властного угнетения
«Необходимость — отговорка тиранов и предмет веры рабов.»
Уильям Питт Младший
QQИван 3 создает войско поместным и вотчинным способом 11, осознавая всю важность военной силы. Но для этого необходимо было заручиться поддержкой знати. Но необходимость в чем-либо существует всегда: в защите от внешнего врага, в сохранении государства, уничтожении сепаратистов. Можно найти множество причин под любой политический акт. QQНачинается процесс закрепощения крестьян. Помимо черносошных и дворцовых, появляются так называемые «владельческие» крестьяне, те которые находятся на работе у помещиков.
QQ 26 ноября – Юрьев день. Теперь владельческий крестьянин могли уйти только в один день в году, при этом заплатив свое «пожилое». А дальше будут введены заповедные(«заповедь» – запрет) лета, когда нельзя было уходить и в Юрьев день. 12 А позднее, уже при Борисе Годунове будут введены урочные лета 13, которые увеличивали срок давности, до истечения которого, хозяева своих крестьян могли обратиться в суд, для возвращения им беглых.
QQ Меняются правители, меняются даты, но суть властного управления остается прежней. Народ становится служанкой элиты. И фраза П.Я. Чаадаева уже не кажется выдуманной напрасно. Напротив она очень четко характеризует все происходящие процессы. В самом деле, разве есть разница для крестьянина, от какой власти получать по шапке? Наиболее остро эту мысль выразит Базылев Максим Алексеевич в своей работе «Теория революционного террора». «Являя собой закрытый клуб по интересам, власть выстраивает под себя целую государственную систему, которая, вне зависимости от названия и политических вывесок, преследует одну единственную цель – сохранение механизма доминирования меньшинства над большинством, а также недопущение инородных элементов, способных разрушить этот механизм изнутри. И если в национально ориентированных государствах такая корпоративная схема властной вертикали является в большей степени защитной, а основной политической задачей остается забота о процветании и благополучии населения, то у безыдейных и антинациональных режимов сохранение доминирующего положения в обществе становится самоцелью. А их управленческие структуры превращаются в аппарат угнетения.» 14
___________________
11 Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М: Мысль, 1993.C.132.
12 Аракчеев В. А. Закрепостительные мероприятия в русском государстве в начале 1590-х гг. М., 1981.С. 201.
13 Там же. С. 206.
14 Базылев М.А. Теория революционного террора. М., 2008.С.11.


5 Смутное время и его последствия
«Худой мир лучше доброй войны.»
Марк Туллий Цицерон
QQБезусловно, одними из самых страшных лет для России стали 14 роковых лет смутного времени 1598-1613. 30 % населения умирает от голода, но даже тогда Борис Годунов не отменяет крепостное право. 15 По городам идут эпидемии, в том числе чума. Восстание военного холопа Хлопка Косолапа (1603-1604). А затем Ивана Болотникова (1606-1607). Двоевластие. И польская интервенция.
QQ Наследием мрачных времен оказалось полное разорение России. Посевные площади сократились в 30 раз. 16 Образовалась тотальная нехватка рабочих рук. Казна оказалась пуста, попросту некому было платить налоги. В упадок пришли ремесло и торговля. Колоссально возросло количество крестьян-бобылей (одиноких крестьян не имеющих земли). 17
QQ 21 февраля 1613 года Земским собором был избрал Михаил Федорович Романов. 18 Трудно сказать, на сколько значимым было избрание этой личности. Стране находящейся в полном расстройстве, потере всех государственных связей и тотальной разрухе необходимо было лишь единоначалие. Народ устал от крови, неразберихи и голода. И люди готовы были принять любого правителя, лишь бы их не трогали, и только бы было спокойствие. На этом этапе развития русской истории возникает идея о том, что любая властная вертикаль лучше хаоса. Возникает тяга к консолидирующей силе, способной управлять страной. Становится понятным, что власть жизненно необходима, как удерживающая страну сила, но ее «природа» уже не играет роли.

________________________
15 Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. М., 2001.С.44.
16 Там же. С. 53.
17 Там же. С. 58.
18 Пчёлов Е. В. Романовы. История династии. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.С.494.


6 Особый путь развития России
Русские долго запрягают, но потом никуда не едут. Просто запрягают и распрягают, запрягают и распрягают. Это и есть наш особый путь.

Г. И. Горин

· QQКак следствие вышеизложенного, П. Я. Чаадаевым была рождена фраза, ставшая темой данного эссе. Безусловно, она была продуктом своего времени. П. Я. Чаадаев воспринимал развитие России очень болезненно. И надо понимать, что перед ним сейчас крепостная Россия. К сожалению, П. Я. Чаадаев не доживет до крестьянской реформы Александра 2, упраздняющей крепостное право, и знаменуемой «Манифестом об отмене крепостного права» от 19 февраля 1861 года. 19 Он видел жизнь и быт простых крепостных, крестьян подверженных подневольному каторжному труду, и с особой остротой выражал негодование по поводу нашего «духовного застоя, препятствующего исполнению предначертанной свыше исторической миссии» 20.
QQЧеловек, не знающий истории, мог бы назвать его упрямым скептиком или критиком. Но на деле, П. Я. Чаадаев был настоящим патриотом не жалеющим отдать жизнь за Родину. Об этом говорит хотя бы то, что он воевал в Великой Отечественной войне. Но не отсиживался за чужими спинами, не смотря на знатное дворянское происхождение, а принимал непосредственное участие в Бородинском сражении 26 августа 1812 года и даже ходил в штыковую атаку при Кульме 29-30 августа 1813 года 21.
QQИ даже П. Я. Чаадаев в свое время начинает говорить о некой «исторической миссии» России. В самом деле, очень много написано книг и сказано громких фраз об особом пути России. Должно быть, только ленивый не говорил об этом. Но мнения по содержанию этого вопроса в значительной степени расходятся. Каждый понимает его по-своему.
QQ Двумя основными концепциями на тот момент, служат идеи славянофильства и западничества. Славянофильство, общественное течение, полностью оформилось в конце 19 века 22, говорило нам о том, что Россия должна донести нашу православную истину до стран «загнивающего запада», об особой русской культуре и дороге, которой наша страна должна пройти. Западническое крыло же в свою очередь, оформилось примерно в тоже время, но оно считало необходимым развитие по западноевропейскому пути, и,что самое главное, оно выступала за отмену крепостного права 23.
QQ Бесспорно, этот вопрос является ключевым. Но сначала нужно сказать, что эти общественные движения были прерогативой интеллигенции, которая составляла тогда ничтожно малую долю населения России. Крепостному крестьянину, сеявшему и пахавшему поле, не умевшему читать и писать, было все равно на русскую «историческую миссию». Видимо, так же полагали и славянофилы, выступавшие против отмены крепостничества, при этом подкрепляя все православной идеологией, по сути говорящей «терпи, все зачтется». Кроме того, это движение еще более отодвинуло политический прогресс, развитие гражданского общества и процесс зарождения политической жизни в России.
QQ Противостояние славянофилов и западников, наглядно показывает интеллектуальную игру элиты тогдашнего Российского общества. Кроме того, в практической плоскости, оно показывает нам спор о судьбе крестьянской общины в дворянских кругах, без учета мнения самих крестьян. Этакая свадьба без жениха. То есть здесь можно было бы немного переиграть тему эссе, сказав: «В русской интеллигенции есть что-то неотвратимо неподвижное, безнадежно нерушимое, а именно – его полное равнодушие к природе того народа, которым она управляет…». В этом историческом контексте мы можем наблюдать полную взаимность отношений между управляемыми и управленцами. У дворян своя забота – мысли о судьбе России, политические кружки, у крестьян – пахота, да соха. Как говорится: «Кесарю кесарево, а Богу Богово».
QQДругими словами я хочу сказать, что фактически, все проблемы взаимодействия между властью и народом не существуют в одностороннем порядке.
____________________
19 Кавелин К. Д. Записка об освобождении крестьян. М., Издательский Дом «Экономическая газета», 2010. С.157.
20 Философский энциклопедический словарь. М., 1983.С.767.
21 Б. Н. Тарасов. П. Я. Чаадаев и русская литература первой половины XIX века // П. Я. Чаадаев. Статьи и письма. М., 1989. С. 9.
22 Овсянникова Т. А. Православный тип личности в философском наследии славянофилов // Вестник Майкопского государственного технологического университета. Майкоп: МГТУ, 2009. — № 3. — С. 27—30.
23 Безюк Д. К. Западничество // Новейший философский словарь. Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998.С.896.


7 Заключение
QQВ заключении, хотелось бы сказать, что аполитичность русского народа, его безразличие к власти является целым комплексом и достаточно сложной суммой социальных, экономических, внешнеполитических, а так же исторически сложившихся факторов, каждый из которых важен, и может быть изучен более детально, так как в данной работе упор делается скорее на историческое развитие процесса. Эта работа, по средствам выделения ключевых событий из истории нашей страны, позволяет выявить причины индифферентности человека к власти, которая им управляет. Этот способ может быть использован вне контекста используемого мной временного отрезка, для объяснения того или иного состояния общества.
QQ Безусловно, что со времен П. Я. Чаадаева отношения власти и народа несколько изменились. В нашем мире, подверженном глобализации, где демократия считается панацеей, не мог не возникнуть кризис легитимности авторитарных систем. Что в свою очередь, заставляет власть идти на некий формальный диалог с народом.
QQНо в этом диалоге, как написал Александр Сергеевич Пушкин в своей трагедии «Борис Годунов», – «народ безмолвствует». И это безмолвие может сказать нам о многом: о безропотном послушании народа власти, отчаянье из-за отсутствия надежды что-либо изменить, неверии, об отсутствии стремления, силы, смелости отстаивать свои интересы, об отсутствии опыта в этих сферах, а самое страшное об отсутствии желания что-либо менять и полном безразличии к политическому управлению. В России тихо, но вот только тишина эта звучит слишком громко.


<== предыдущая | следующая ==>
Глава 8. Тенденции, перспективы | Палеоэкологические данные и археологические находки

Date: 2016-05-17; view: 616; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию